Проблемы адаптации детей и родителей в стационаре. Взаимодействие в процессе адаптации

Содержание скрыть

В условиях стационара взаимоотношения медицинских работников, родственников по уходу и пациентов имеет особое значение. Любое нарушение этики взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Установлено, что дети в отличие от взрослых уже с самого раннего возраста ощущают социальную роль пациента как навязанную, в этой роли чрезвычайно завышена зависимость ребенка.

Роль ребенка-пациента характеризуется тем, что она усваивается им вместе с другими социальными ролями. Способность к выполнению роли пациента вырабатывается у ребенка не эволюционно, а скачками — в соответствии с созреванием систем организма и переживаемыми кризами социализации. Поэтому стационарное лечение должно быть максимально гуманизировано (человечным, нравственным).

Успешное принятие ребенком роли пациента способствует эффективному лечению. Поэтому психологическое сопровождение стационарного лечения необходимо всем пациентам, особенно детям раннего возраста.

Процесс лечения или реабилитации ребенка — это диалог между врачом и… здесь обычно говорят «родителями». Но ведь пациентом является ребенок! Самое эффективное здравоохранение не добьется успехов, если не будет рассматривать ребенка как автономного, компетентного (с определенного возраста) пациента. Дело здесь в том, что социальная роль пациента в применении к ребенку практически не исследована. И родители, и даже врачи плохо представляют себе, что это такое.

Сегодня для маленьких пациентов и, особенно, для их родителей, важно, чтобы медицинская помощь, которую оказывают медицинские работники, была на самом высоком уровне качества. Если этого нет, то возникают конфликты. Проблемы взаимодействия медицинских работников и пациентов, возникающие между ними конфликты все чаще освещаются в средствах массовой информации. Особое внимание при этом уделяется этико — правовым основам такого взаимодействия и, к сожалению, образ медицинского работника довольно часто негативный.

Необходимо строгое соблюдение этико-деонтологических принципов во взаимоотношениях медицинских работников, а также медицинских работников с больными детьми и их родственниками, так как продолжительность контактов медицинских работников с больным ребенком и ближайшими родственниками может быть различной.

8 стр., 3599 слов

Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми

... работы мс постоянно контактирует с коллегами - со своими старшими и младшими товарищами, специалистами других профилей, врачами, клиническими лаборантами, иммунологами), а также с провизорами, средними и младшими медицинскими работниками. В связи с ... исследования, Глава 1. Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми. Основы медицинской этики и деонтологии. Этика - система ...

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:

1.Изучить современный теоретический материал по проблеме адаптации к условиям стационара детей и их родителей, сделать выводы по теоретической части.

2. Провести анкетирование среди пациентов родителей по выявлению проблем адаптации пациентов и родителей в стационаре.

3.Провести статистическую обработку анкет.

4.Проанализировать полученные данные, сделать выводы по исследовательской части.

5. По результатам исследования и выявления проблемных моментов создать материал для санитарно-просветительной работы.

6. Сделать общие выводы по курсовой работе в целом.

ГЛАВА 1

Теоретическая часть

1.1. Медицинская этика и деонтология в педиатрии

Медицинская этика– это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Слово «этика» произошло от греческого ethos — обычай. Именно нормы, правила и обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе.

Медицинская деонтология– это совокупность этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Таким образом, деонтология предусматривает нормы взаимоотношений с больными.

Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Актуальность темы

Во-первых, ребенок страдает от самой болезни, от болезненных манипуляций, от неизвестных ему процедур и исследований, в конце концов, от неизвестного для него окружения. Эти фобии, возникающие у больного ребенка, несомненно, сказываются на его психоэмоциональном статусе и, как следствие, отрицательно влияют на процесс выздоровления. И во много раз труднее переносить больному ребенку все испытания, если рядом нет матери.

Практика изоляции детей в стационарах внедрена во всех реанимационных, хирургических и других отделениях. В то же время, почему же импринтинг(запечатление) используется в родовспомогательных учреждениях с целью обеспечения полноценного нервно-психического развития здорового новорожденного ребенка, который только рефлекторно чувствует близость матери, и перерезается пуповина психологической связи с матерью у детей, способных любить и чувствовать необходимость в присутствии мамы во время болезни? В этом, на наш взгляд, существует противоречие. Очевидно, нет большего горя для здорового ребенка, чем разлука с матерью, а для больного тяжесть разлуки усугубляется болезненными переживаниями. Не менее драматичны переживания кормящей матери, которая в первую очередь страдает уже в связи с болезнью своего ребенка и еще больше страдает от неизвестности, невозможности каждую минуту видеть ребенка, помогать ему, ухаживать за ним.

3 стр., 1472 слов

Особенности работы и общения средних медицинских работников с ...

... родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник — больной ребенок — его родители. Тактика поведения медицинского работника. Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения ...

Таким образом, обоюдные отрицательные эмоции со стороны ребенка и матери являются неизбежными, что в такой ситуации нередко приводит к психотическим реакциям, нервно-эндокринным осложнениям у матери и психосоматическим — у ребенка. В литературе очень мало сообщений об изменениях психоэмоциональной сферы детей в условиях стационара.

На наш взгляд, самой действенной психологической помощью для больного ребенка и его матери является совместное их пребывание в стационаре независимо от характера и тяжести заболевания, естественно, при условии соблюдения всех этических, деонтологических норм и противоэпидемических мероприятий, что касается в основном хирургических стационаров. Потому, руководствуясь одним из важных постулатов в организации стационарной медицинской помощи детям — обеспечения охранительного режима и принципом «не навреди», организаторам здравоохранения целесообразно было бы пересмотреть и расширить показания для совместного пребывания матери и ребенка в стационаре.

При общении с пациентами медицинская сестра испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях медицинская сестра, как и любой медицинский работник, должна сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

Недопустимо разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков».

Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, но и проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений больного и медицинской сестры. [6]

1.2. Реакция ребенка на госпитализацию в стационаре

У детей раннего возраста самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. В связи с тем, что еще не определилось «чувство болезни», жалобы ребенка, как правило, скудны. Помимо жалоб на боль, о заболевании может свидетельствовать его изменившееся поведение. Ребенок становится капризным, не давая покоя матери, отказывается от еды и т.п. Может изменяться активность: он вял, перестает играть, все время стремится прилечь.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... роль в становлении уважения ребенка к своим родителям играет родительский авторитет. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и ...

Наиболее травмирующим моментом для многих детей, является госпитализация, воспринимаемая ими гораздо драматичнее по сравнению со взрослыми. Если взрослый человек, понимая ценность здоровья, согласен терпеть временные неудобства и неприятные манипуляции, то для ребенка госпитализация — это отрыв от родных, привычной обстановки и перспектива болезненных процедур.

Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеет конкретного значения. При помещении в больницу, без предварительной подготовки по экстренным показаниям, у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. Ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

У некоторых детей явления протеста затем достаточно быстро редуцируются, и у них складываются хорошие отношения с врачом, обслуживающим персоналом и другими больными детьми.

У других пациентов могут возникнуть невротические расстройства. Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребности быть рядом с матерью, проявляется эмоциональным дискомфортом ребенка, его беспокойством, а иногда — отчаянием. В этом состоянии ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещениях родных у него наблюдается бурная реакция отчаяния с требованием забрать его домой. Другие дети, напротив, становятся тихими, пассивными, ни на что не жалуются, при общении с родителями также тихо и монотонно плачут.

Реакции детей на госпитализацию зависят от характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение в стационар и проводимое лечение воспринимают как наказание. Если родители всегда проявляли повышенное беспокойство о здоровье ребенка, со страхом говорили о больнице, то госпитализация такого ребенка всегда вызывает у него чувство страха. Для ослабления беспокойства и рассеивания страхов необходимо больше внимания уделять разговорам с ребенком, выяснению характера страхов.

Как помочь ребенку пережить стресс?

Больница для ребенка – это всегда нелегкое испытание, и необходимо настроить себя и ребенка на позитивный лад. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку страх и опасения, нужно поддерживать и подбадривать ребенка. Не нужно задаривать его подарками и уговаривать потерпеть уколы и процедуры за подарки. Нужно быть честным с ребенком, рассказав, что будут неприятные процедуры и даже немного болезненные, но это все необходимо, чтобы малышу быстрее выздороветь и попасть домой. Дети все понимают и умеют быть храбрыми.

Следует принести ребенку любимые игрушки, заниматься с ним, рисовать, украшать палату, словом – делать все, чтоб пребывание в больнице не сильно нарушило привычную жизнь ребенка. Даже в такой, казалось бы, отрицательной ситуации, можно найти свои плюсы, у родителей есть время побыть с ребенком, уделить ему больше внимания, поиграть, рассказать ему – как он дорог, как его любят! Тогда выздоровление будет быстрым и полным! [1]

11 стр., 5157 слов

««Понятие об адаптации ребенка к условиям ДОУ. Педагогические ...

... виды адаптации С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь меняется координальным образом: строгий режим дня, новое помещение, отсутствие родителей или других близких людей, новые требования к поведению, ... какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана ...

1.3. Особенности взаимоотношений медицинских работников с родителями больного ребенка

В условиях стационара взаимоотношения медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение этики взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или их родственников. Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при пациентах.

Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы матери. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур.

В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и сохранять внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник — больной ребенок его родители. Прежде, чем начать разговор медицинская сестра должна отрекомендоваться по имени отчеству. Обращаясь к родителям, медицинская сестра так же должна называть их по имени и отчеству (данные имеются в истории болезни, а при их отсутствии можно уточнить, попросив извинения, имя и отчество во время разговора), не допускать фамильярности и не употреблять такие слова, как «мамаша» и «папаша». Это помогает в общении, обязывает к продолжению разговора в доверительной, культурной форме.

Говорить с родителями нужно просто, не употребляя сложных терминов и помня, что осторожность в словах — выше красноречия. Никогда не следует проявлять в разговоре с родителями раздражение, нетерпение. Это вызывает утрату доверия к медицинской сестре.

Несоблюдение правил медицинской этики приводит к жалобам — это чужая боль, и на нее мы должны откликаться. И это наша вина. Но бывает и так, что некоторые родители конфликтуют с медперсоналом совершенно не обоснованно. Тактичная медицинская сестра сумеет сохранить в общении даже с такими родителями терпение и выдержку.

12 стр., 5585 слов

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

... взаимодействия отца с матерью с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов. Он советует отцу с матерью первоочередные направления коррекционной работы [23,c.267]. В научной литературе широко показана работа с родителями, воспитывающими «проблемных» ...

Повышенного внимания требуют к себе также родители, лишенные по каким- либо причинам возможности иметь второго ребенка. Таких родителей можно и нужно понять. И также необходимо поставить себя на их место. В общении с родителями следует учитывать их культурный уровень, характер, возраст.

Никакого высокомерия, никакого пренебрежения к их предрассудкам или низкой общей культуре, никаких “заумностей” научного характера быть не должно. Главное – способность понимать любого человека и его страдания.

Медицинская сестра, оказывающие недостаточное внимание к тяжелым переживаниям матери, к ее рассказу о ребенке, к ее страхам, опасениям, предположениям и допускающие в разговоре небрежную снисходительность или неуместную иронию («ну, что вы, мамаша, какие глупости говорите»), нередко теряет ее доверие, вызывают у нее недоброе чувство. В таких условиях получить согласие родителей на проведение операции или какого-то сложного метода обследования и лечения может представить трудности. [3]

1.4. Проблемы пациентов и родителей в процессе адаптации, Адаптация к больнице

Несмотря на эти общие условия, разные дети на госпитализацию реагируют различно. По мнению ЕJ. Barowsky, реакция ребенка поступление в больницу зависит от возраста, семейных отношений продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в стационар, природы заболевания, подготовки перед поступлением в стационар, посещений родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревоги у ребенка, реакций родителей, постоперативного лечения, восприятия ребенком госпитализации.[1]

Н.И.

К 1-й отнесены дети с негативной реакцией на госпитализацию, которая выражается возбуждением, плачем, нарушением сна, отказом от игрушек.

2-я группа — вялые, заторможенные дети, спокойно реагирующие на поступление в больницу.

3-я включает в себя уравновешенных детей, спокойно реагирующих на госпитализацию. Негативная реакция ребенка на стационар в отличие отспокойной и положительной может стать причиной ухудшения его состояния.

Таким образом, проблема госпитализации не сводится лишь к вопросу о временном

Типы и стадия адаптации к больнице.

1-я стадия «протеста», «первичного отчаяния» или выраженной первичной дезадаптации;

2-я — неустойчивой адаптации;

3-я — стабильной адаптации.

Стадия «протеста» характеризуется выраженными проявлениями стресса, от интенсивности которого зависит ее продолжительность. Обычно она составляет от нескольких часов до нескольких дней или недель. Эта стадия не является специфичной для реакции ребенка на госпитализацию, скорее это реакция на любое изменение привычной обстановки. Она также выявляется при адаптации детей в детских дошкольных учреждениях и школе. Проявления и динамика первичной стадии «протеста» позволяют прогнозировать течение процесса адаптации. При поступлении детей в стационар 1-я стадия имеет более затяжное течение, чем в яслях и детсадах. По данным А.А. Солнцева, изучавшего процесс адаптации детей к дошкольным учреждениям, во всех случаях неблагоприятная адаптация отмечалась у детей с нарушениями в состоянии здоровья, с отягощенным биологическим и социальным анамнезом. В стационар же попадают дети больные, уже находящиеся в состоянии измененной адаптации. При госпитализации адаптационный процесс проходит в заведомо неблагоприятных условиях, чем и объясняется более затяжное течение 1-й стадии адаптации.

7 стр., 3379 слов

Судорожные состояния у детей

... у матери в крови и в молоке, а так же определение уровня непрямого билирубина в крови у ребенка. 4. Энцефалопатические реакции Эти реакции - частая причина судорожных состояний у детей, ... восстановление дыхательной и сердечной деятельности. При возникновении первых судорог у ребенка всегда необходима госпитализация для полного клинического и лабораторного обследования, с целью установления ...

Стадия неустойчивой адаптации характеризуется значительным снижением степени психоэмоционального напряжения, которая поддерживается лишь сильным желанием ребенка вернуться домой. Эта стадия длится несколько дней и более и может продолжаться в течение всего срока пребывания ребенка в стационаре. У благоприятно адаптирующихся детей 2-я стадия переходит в 3-ю — стабильной адаптации.

Последствия отрыва от семьи

Хронические заболевания могут приводить к психопатологическим расстройствам больного, невротизации и даже при длительных тяжелых заболеваниях, при наличии соответствующей предрасположенности — могут развиться акцентуации характера и психопатии. Таким образом, уже само наличие заболевания создает неблагоприятные условия для процесса адаптации.

Эти выводы согласуются с данными о наличии зависимости между нарушением адаптации и степенью расстройства функций организма и систем. По данным ряда авторов, наиболее тяжело адаптируются дети с бронхиальной астмой, при которой преобладают патологические реакции на болезнь.

В настоящее время появилось большое количество работ, направленных на изучение понимания детьми болезни, боли, лечения и госпитализации. Как хорошо, так и плохо адаптирующиеся дети с нежеланием поступают в стационар. Лишь незначительная часть пациентов старшего возраста (13—15 лет) осознает необходимость госпитализации.

В большинстве случаев дети воспринимают госпитализацию как наказание. Было показано, что понимание ребенком болезни развивается в соответствии с его интеллектуальной зрелостью, что необходимо учитывать при объяснении больному существа его заболевания и лечения.

В норме у детей до 7 лет причина болезни связывается со сверхъестественными силами; между 7 и 10 годами дети начинают осознавать, что болезнь находится внутри организма, а, начиная с 11 лет, дети имеют более точные представления о множественных причинах заболеваний и о различной предрасположенности людей к ним.

В возрасте 4-16 лет 2/3 детей рассматривают болезнь как наказание за плохое поведение или результат их пренебрежения какими-то правилами. Дети с трудом воспринимают различия между болью, причиненной болезнью, и болью, связанной с лечебными мероприятиями, которые также часто воспринимаются как наказание за их проступки. [4]

1.5. Проблемы адаптации матери, госпитализированной по уходу за ребенком

Мать, госпитализированная по уходу за больным ребенком в стационар и медицинские сестры взаимодействуют между собой на трех уровнях: профессиональном, психологическом и бытовом. И на всех этих уровнях существуют проблемы, которые усложняют процесс адаптации матери в стационаре, а это в свою очередь влияет на течение и исход заболевания у ребенка.

20 стр., 9695 слов

Проблемы здоровья детей

... не только предотвращение смерти; это понятие включает многочисленные аспекты здоровья как матери, так и ребенка, в том числе физические, психологические факторы благополучия беременной женщины до родов, ... этих установок является доступность и высокий уровень акушерской помощи, участие в решении проблем безопасного материнства, первичной медицинской помощи. Важное значение имеет объем и возможности ...

Профессиональный уровень

Очень часто медсестры передоверяют часть своих компетенций по уходу за ребенком его матери. Нельзя забывать, что мать – это не профессиональная медсестра, ее функция при госпитализации – помощь медсестре по уходу за больным ребенком. Мама ребенка часто сомневается в правильности выполнения возложенных на нее обязанностей по уходу, особенно без должного контроля со стороны медработников. Это добавляет ей эмоциональный дискомфорт, усиливает беспокойство за исход заболевания у ребенка. Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости медицинская сестра обучает родителей (мать) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др., а самое главное контролирует правильность их выполнения.

Психологический уровень

Как дети по- разному переносят свою болезнь, так и каждая мама по своему реагирует на болезнь ее ребенка. Мамы болеющих детей пребывают, как правило, в состоянии глубокого стресса. Они испытывают страх за ребенка, чувство вины. Обстоятельства вынуждают их быстро адаптироваться к новой и непривычной обстановке. Понятно, что медицинский персонал в первую очередь занят оказанием необходимой лечебной помощи заболевшему ребенку, старается облегчить его состояние. И эта помощь будет эффективнее, если мама станет проводником в мир ребенка, партнером и союзником.

Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. От врачей и всех других медицинских работников (сестер, санитарок) требуется исключительное внимание не только к больному ребенку, но и матери ухаживающей за ним. Необходимо всеми возможными средствами, если не снять, то уменьшить остроту психического напряжения матери. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью. Медсестра должна в первую очередь вникнуть в состояние матери с точки зрения медицинской психологии, мысленно поставить себя на ее место. Необходимо проинформировать мать, что характер ребенка податливый, дети легко внушаемы, мама своей уверенностью и спокойствием может помочь ребенку. Дети на энергетическом уровне чувствуют беспокойство матери. У «рыдающих» мам дети поправляются медленнее.

Бытовой уровень

Также при госпитализации в стационар мать ребенка испытывает ряд бытовых неудобств: часто отсутствуют возможности для полноценного отдыха, отсутствуют условия для выполнения гигиенических процедур, существуют проблемы с полноценным питанием, общением для моральной поддержки других членов семьи и друзей. Важно не только успокоить женщину словами участия, но и создать ей необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках».[5]

13 стр., 6082 слов

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

... проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. ...

Вывод к главе 1:

В результате изучения теоретического материала по теме: «Взаимодействие медицинской сестры и родителей ребенка в отделениях стационара. Проблемы пациентов и родителей в процессе адаптации», мы убедились, что правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник — больной ребенок его родители. Труднее переносить больному ребенку все испытания, если рядом нет матери.

Обращаясь к родителям, медицинская сестра так же должна называть их по имени и отчеству (данные имеются в истории болезни, а при их отсутствии можно уточнить, попросив извинения, имя и отчество во время разговора), не допускать фамильярности.

В норме у детей до 7 лет причина болезни связывается со сверхъестественными силами; между 7 и 10 годами дети начинают осознавать, что болезнь находится внутри организма, а, начиная с 11 лет, дети имеют более точные представления о множественных причинах заболеваний и о различной предрасположенности людей к ним.

Говорить с родителями нужно просто, не употребляя сложных терминов и помня, что осторожность в словах — выше красноречия. Никогда не следует проявлять в разговоре с родителями раздражение, нетерпение. Это вызывает утрату доверия к медицинской сестре.

В теоретической части нами рассмотрены следующие вопросы:

  • Медицинская этика и деонтология в педиатрии;

  • Реакция ребенка на госпитализацию в стационаре;

  • Особенности взаимоотношений медицинских работников с родителями больного ребенка;

  • Проблемы пациентов и родителей в процессе адаптации;

  • Типы и стадия адаптации к больнице: 1-я стадия «протеста», «первичного отчаяния» или выраженной первичной дезадаптации; 2-я — неустойчивой адаптации; 3-я — стабильной адаптации;

  • Последствия отрыва ребенка от семьи;

  • Проблемы адаптации матери, госпитализированной по уходу за ребенком: профессиональный уровень, психологический уровень, бытовой уровень.

ГЛАВА 2

Исследовательская часть

Наше практическое исследование мы начали с изучения данных медицинской статистики ГКУ СО «Управление по организации оказания медицинской помощи Балаковского муниципального района» (приложение 3)

Стационарную помощь детскому населению оказывают ЛПУ:

1. Детская больница на 170 сметных круглосуточных коек + ОРИТ 6 реанимационных коек.

2. В городской больнице №1 развернуты детские койки в отделениях:

ЛОР – 5;

Нейрохирургические – 1;

Хирургические – 22;

Гинекологические – 1;

Травматологические – 5.

3. ГУЗ «БПНД» детская психоневрология – 40 коек.

4. ГУЗ «БКВД» детская дерматология – 4 круглосуточные койки и дневной стационар на 11 коек при поликлинике в 2 смены (22 койко-места).

Детское население от 0-17 лет составляет 17,72% от общего количества населения Балаковского муниципального района. Число детей в возрасте 0-17 лет — 37738 человек по г.Балаково и Балаковскому району.

Вторым этапом работы было создание авторской онлайн-анкеты, состоящей из 16 вопросов. Анкета размещена по адресу:

Онлайн анкетирование проводилось в филиале ГУЗ СО «Детская городская поликлиника» г.Балаково. В опросе принял участие 61 респондент-родитель ,чьи дети проходили лечение в стационарах города Балаково.

На вопрос: «Ваш возраст» респонденты-матери ответили следующим образом (рис.1):

Исследовательская часть 1

Рисунок 1. Возрастной состав респондентов

Вывод: В опросе принял участие 61 человек. Основное число- 70,5% (43) составили матери 22-30 лет, 16,4% (10) матери в возрасте 31-35 лет и равноечисло 6,6%(по 4) 18-21 летних и матери старше 35 лет. Несовершеннолетние мамы не принимали участие в опросе.

На вопрос: «Возраст ребенка на момент госпитализации» родители ответили следующим образом (рис 2):

Рисунок возрастной состав респондентов 1

Рисунок 2. Возраст ребенка на момент госпитализации

Вывод: 57,4% (35), составили дети 1-6 лет, 21,3% (13) — в возрасте 0-5 месяцев и 21,3(13) 6-11 месяцев.

На вопрос: « Пол ребенка» родители ответили (рис 3):

Рисунок возраст ребенка на момент госпитализации 1

Рисунок 3. Пол ребенка на момент госпитализации

Вывод: 60,7% (37)- мальчики, 39,3% (24) — девочки.

На вопрос: «Поведение ребенка в стационаре?» ответили следующим образом (рис 4):

Рисунок пол ребенка на момент госпитализации 1

Рисунок 4. Поведение ребенка на момент госпитализации

Вывод: 52,5% (32) респондентов оценили как спокойное, 39,3% (24) уравновешенное, 4,9%(3) негативное и 3,3%(2) ваш вариант (беспокойное; по-разному)

На вопрос: «Ваше мнение о пребывание матерей в стационаре вместе с ребенком» респонденты ответили следующим образом( рис 5):

Рисунок поведение ребенка на момент госпитализации 1

Рисунок 5. Мнение матерей о пребывание в стационаре вместе с ребенком

Вывод: 96,7% (59) респондентов положительно относятся к госпитализации матерей, 1,6% (1) отрицательно, считают это не нужным и 1,6%(1) не всегда пребывание матери обосновано.

На вопрос: «Были ли отмечены по отношению к Вам или ребенку нарушения этики (грубость, не вежливое обращение) со стороны медицинского персонала?» ответили следующим образом (рис 6):

Рисунок мнение матерей о пребывание в стационаре вместе с ребенком 1

Рисунок 6. Нарушение этики со стороны медицинского персонала

Вывод: 60,7% (37) участниц опроса не встречали нарушений этических норм со стороны медицинских работников в стационаре, 39,3% (24) подтвердили факт того, что такие случаи во время их госпитализации были.

На вопрос: «Перед проведением различных процедур объясняли ли Вам с какой целью, каким образом будет проводиться процедура и кто объяснял?»- ответили следующим образом.( рис 7):

Рисунок нарушение этики со стороны медицинского персонала 1

Рисунок 7. Информированное согласие пациентов и родителей

Вывод: 45,9% (28) матерей утверждают, что им никто не объяснял цель процедур, причину и их важность, 27,9% (17) объяснял врач и 26,2%(16) ответили « да, объясняла медсестра».

На вопрос: «Как Вы считаете, какие качества неприемлемы для медсестры в целом» -респонденты ответили следующим образом( рис 8):

Рисунок информированное согласие пациентов и родителей 1

Рисунок информированное согласие пациентов и родителей 2

Рисунок 8. Неприемлемые качества медсестры

Вывод: 77% (47), считают, что не приемлемы непрофессионализм, 68,9% (42) грубость, 67,2%(41) безответственность, 63,9% (39) считают что невнимательность,47,5%(29) равнодушие к детям, 24,6%(15) отсутствие сострадания, 3,3%(2) – все вышеперечисленное.

На вопрос: «Рассказывала ли Вам медицинская сестра о симптомах и о прогнозе заболевания?»- ответили следующим образом( рис 9):

Рисунок неприемлемые качества медсестры 1

Рисунок 9. Информирование о прогнозе заболевания

Вывод: 83,6% (51) респондентов не получали информацию о течении заболевания, симптомах и о прогнозе от медицинской сестры, что является правильным, т.к. это не входит в ее компетенцию. 16,4% (10) подтвердили, что такую информацию им предоставляли.

На вопрос: «Как к Вам обращалась медицинская сестра?» мамы ответили следующим образом (рис 10):

Рисунок информирование о прогнозе заболевания 1

Рисунок 10. Обращение медицинской сестры к мамам

Вывод: 44,3% (27) респондентов в варианте опроса предложили свой вариант «мамочка», 41% (25) называли по фамилии, 9,8%(6) по имени и отчеству, 4,9%(3) по имени.

На вопрос: «Помогала Вам медицинская сестра ухаживать за ребенком?» родители ответили следующим образом (рис 11):

Рисунок обращение медицинской сестры к мамам 1

Рисунок 11. Помощь медицинской сестры в уходе за ребенком

Вывод: 62,3% (38) получали помощь медицинской сестры в уходе за ребенком, 23% (14) получали помощь только по просьбе, 14,8%(9) подтвердили, что помощь в уходе была.

На вопрос: «Оцените в баллах Ваш процесс адаптации в стационаре»- респонденты ответили следующим образом (рис 12):

Рисунок помощь медицинской сестры в уходе за ребенком 1

Рисунок 12. Процесс адаптации родителей в стационаре

Вывод: 39,3% (24) оценили свою адаптацию на 4 балла, что говорит о хорошей адаптации в ЛПУ, 36,1% (22) удовлетворительно адаптировались — на 3 балла, 13,1%(8) – отлично прошли адаптационных период и оценили на 5 баллов ,8,2%(5) 2 балла и 3,3%(2) на 1 балл, т.е. имели серьезные проблемы адаптации в период стационарного лечения.

На вопрос: «Кто помог адаптироваться Вам и вашему ребенку к условиям стационара?» ответили следующим образом (рис.13):

Рисунок процесс адаптации родителей в стационаре 1

Рисунок 13. Помощь в адаптации матери и ребенку в условиях стационара

Вывод: 65,6% (40) никто не помогал в психологическом плане привыкания к условиям стационара, 13,1% (8) помогал лечащий врач, 11,5%(7) родственники и 9,8%( 6) медицинские сестры.

На вопрос: «Трудно ли было привыкнуть к детскому отделению?»-ответили следующим образом (рис. 14):

Рисунок помощь в адаптации матери и ребенку в условиях стационара 1

Рисунок 14. Адаптация к детскому отделению

Вывод: 47,5% (29) респондентам и их детям процесс адаптации не был трудным, 27,9% (17)- трудным и сложным, 24,6%(15) затруднялись ответить.

На вопрос : «Испытывали Вы трудности бытового характера в условиях стационара?» — родители ответили следующим образом( рис. 15):

Рисунок адаптация к детскому отделению 1

Рисунок адаптация к детскому отделению 2

Рисунок 15. Трудности бытового характера в стационаре

Вывод: 44,3% (27) считают трудным в процессе адаптации большое количество пациентов в 1 палате, 41% (25) – сложности бытового характера -в палате холодно/жарко, 32,8%(20)- с оптимизмом отнеслись к стационарному лечению-трудности не главное, главное здоровье, 24,6% ( 15) осложняло процесс адаптации невозможность принять душ, 16,4%(10) мешало отсутствие кровати для матери, 14,8%(9) создало проблему « не кормят матерей» старше 3-х лет и 9,8%( 6) выбрали свой вариант ответа.

На вопрос: «Реакция ребенка на медицинских работников в стационаре» матери ответили следующим образом (рис. 16):

Рисунок трудности бытового характера в стационаре 1

Рисунок трудности бытового характера в стационаре 2

Рисунок 16. Реакция ребенка на медицинских работников

Вывод: 44,3% (27) респондентов ответили, что реакция ребенка спокойная, у 39,3% (24) реакция отрицательная, 9,8%(6) заинтересованная,4,9%(3) предложили свой вариант и 1,6%(1) реакция крайне негативная.

Вывод к главе 2:

  1. Основной возраст родителей и детей, проходивших стационарное лечение, составляет 22-30 лет с детьми 1-6 лет. В нашем исследовании мальчики, как объект исследования, встречаются чаще.

  2. Родители отмечают, что поведение ребенка в стационаре «спокойное». Это означает, что в детских стационарах г.Балаково хорошие адаптационные условия в целом.

  3. Исследование показало, что из 61 матери 59 относится положительно к пребыванию матерей в стационаре вместе с ребенком.

  4. Нарушений этики со стороны медицинского персонала респондентами не отмечено.

  5. Из участников анонимного анкетирования, наибольшие сложности в процессе адаптации возникали не в связи с медицинскими манипуляциями или процедурами, отношением медицинского персонала, отрывом от дома, а в связи с некоторыми сложностями бытового характера при госпитализации, проблемами взаимоотношений с соседями по палате, сложностями с коммуникациями (плохой интернет и телефонная связь, отсутствиеэлектрических розеток и т.п.).

  6. У респондентов, проходивших стационарное лечение в соматических отделениях, где есть игровые комнаты и возможность прогулок, посещений родственниками, проблем с адаптацией в стационаре, накладывающей отпечаток на лечебном процессе, психологическом состоянии ребенка и матери, практически не встречается – лишь единичные случаи.

  7. Адаптация к детскому отделению у большинства родителей и их детей не вызывало трудностей. В результате выявленных проблемных моментов был создан материал для санитарно-просветительной работы(буклет) на тему «Как улучшить пребывание ребенка в стационаре?» для матерей, госпитализированных по уходу за ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Госпитализация является психотравмирующим событием для ребенка и вызывает напряжение механизмов психологической адаптации. На начальном этапе госпитализации дети младшего школьного возраста испытывают беспокойство, эмоциональное напряжение, тревогу, которым сопутствует выраженная вегетативная лабильность. В процессе адаптации детей к условиям стационара наблюдается постепенное снижение эмоционального напряжения: вегетативная лабильность снижается, начиная с первой недели, настроение стабилизируется преимущественно ко второй неделе, а эмоциональное напряжение в отношении лечения и медицинского персонала ослабевает только к третьей неделе (перед выпиской).

Дети с выраженными чертами застенчивости, робости весь период пребывания в стационаре характеризуются признаками нарушения психологической адаптации, которая проявляется на психофизиологическом уровне вегетативной лабильностью, на психическом уровне — эмоциональной неустойчивостью, на социально-психологическом уровне — замкнутостью и трудностями освоения адаптивных форм поведения в клинике. Процесс адаптации к условиям стационара у них происходит существенно более медленно, чем у общительных и открытых детей, а признаки эмоционального напряжения сохраняются весь период пребывания в стационаре.

Персонал детской больницы должен уметь находить «ключи» к внутреннему миру ребенка, применяя индивидуальный подход при выполнении диагностических, лечебных процедур и выборе методов медико-педагогических профилактических мероприятий, особенно в случаях неблагоприятного течения адаптации к стационару у госпитализированных детей. Важную роль в процессе адаптации ребенка играют факторы социально-педагогической поддержки.

В больничной обстановке более резко выступают отрицательные характерологические особенности ребенка. У плохо адаптирующихся детей в стационаре появляются такие черты характера, которые, по утверждению их родителей, не наблюдались у них дома, — драчливость, грубость и пр.

Сохранение адекватного реагирования ребенка и родителей на различные ситуации окружающей среды самого лечебного процесса является показателем того, что ребенок адаптировался к условиям стационарного лечения, что позволяет активизировать ребенка в различные формы общения и деятельности: игровая, учебная и образовательная. В отделениях стационара, где есть игровые комнаты и педагог организатор процесс адаптации проходит легче и быстрее, чем в отделениях инфекционного профиля (боксированных).

Все это переключает внимание с концентрации на негативном восприятии болезнии нахождения в лечебном учреждении на конструктивное взаимодействие с окружающим миром. И очень большую роль в процессе стационарного лечения и адаптации ребенка к условиям больницы играет медицинская сестра во взаимодействии как с самим ребенком, так и с его родителями.

Изучены проблемы адаптации детей-пациентов, родителей в условиях стационара и взаимодействие родителей и медицинской сестры в процессе их адаптации, изучен современный теоретический материал по проблеме адаптации к условиям стационара детей и их родителей, сделаны выводы по теоретической части, провели анкетирование среди пациентов родителей по выявлению проблем адаптации пациентов и родителей в стационаре, провели статистическую обработку анкет, проанализировали полученные данные, сделать выводы по исследовательской части, по результатам исследования и выявления проблемных моментов создали материал для санитарно-просветительной работы, сделаны общие выводы по курсовой работе в целом, считаем цели и задачи курсовой работы выполненными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bolezn-i-rebenok-reaktsiya-rebenka-i-ego-semi-na-gospitalizatsiyu/

  1. Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология2014г

  2. Лакосина, В.М. Клиническая психология. В.М. Лакосина.– М.: Речь, 2015.- 412 с.

  3. В.А. Справочник по педиатрии с сестринским процессом. Ростов на/Д. Изд-во Феникс, 2016.- 587с.

  4. Марилов В.В., Артемьева М.С. Практикум по общей и медицинской психологии: учебное пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство во РУДН, 2016. – 232 с.

  5. Островская И.В. Психология: учебник, 2-ое издание, исправленное. М.: Издательство: Гэотар – Медиа, 2015. – 480 с.

  6. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Изд-во Медицина, 2010г. – 176 с.

Приложение 1, Анкета для родителей

1. Ваш возраст:

  • до 18

  • 18-21

  • 22-30

  • 31-35

  • 35 и старше

2.Возраст ребенка на момент госпитализации:

  • 0-5 мес

  • 6-11 мес

  • 1-6 лет

  • 7-12 лет

  • 13-16 лет

3. Пол ребенка:

4. Поведение ребенка в стационаре:

  • спокойное

  • негативное

  • уравновешенное

  • ваш вариант

5. Ваше мнение о пребывание матерей в стационаре вместе с ребенком:

6. Были отмечены по отношению к Вам или ребенку нарушения этики (грубость, не вежливое обращение) со стороны медицинского персонала:

7. Перед проведением различных процедур объясняли ли Вам, с какой целью, каким образом будет проводиться процедура и кто объяснял?

  • Да, объясняла медсестра

  • Да, объяснял врач

  • Никто не объяснял

8.Как Вы считаете, какие качества неприемлемы для медсестры в целом:

  • грубость

  • равнодушие к детям

  • отсутствие сострадания

  • невнимательность

  • безответственность

  • непрофессионализм

  • Ваш вариант

9. Рассказывала ли Вам медицинская сестра о симптомах и о прогнозе заболевания?

10. Как к Вам обращалась медицинская сестра?

  • по имени

  • по фамилии

  • по имени и отчеству

  • ваш вариант

11. Помогает ли Вам медицинская сестра ухаживать за ребенком?

  • да

  • нет

  • только по просьбе

12. Оцените в баллах Ваш процесс адаптации в стационаре

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

13. Кто помог адаптироваться Вам и вашему ребенку к условиям стационара?

  • лечащий врач

  • медицинские сестры

  • родственники

  • никто

14. Трудно ли было привыкнуть к детскому отделению?

  • да, процесс адаптации был трудным и долгим

  • нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим

  • затрудняюсь ответить

15. Испытывали Вы трудности бытового характера в условиях стационара?

  • нет кровати для матери

  • не кормят матерей

  • негде принять душ

  • в палате холодно/ жарко

  • большое количество пациентов в 1 палате

  • трудности не главное, главное здоровье

  • ваш вариант

16.Реакция ребенка на медицинских работников в стационаре:

  • крайне негативная

  • отрицательная

  • заинтересованная

  • спокойная

  • ваш вариант

Приложение 2

Буклет

Приложение 3

Приложение  1