Сегодня в России вполне реальными стали угрозы: дестабилизации и кризиса экономики, превращения ее «в сырьевой придаток мира», ослабления обороноспособности, потери целостности и независимости нашей страны, духовного и материального обнищания и вымирания нации.
Обеспечение национальной безопасности России и, как одной из важнейших ее составляющих — экономической, сегодня вошло в ряд наиболее актуальных проблем, находящихся в центре внимания ведущих специалистов самого разного профиля.
В теоретическом плане интерес отечественных и зарубежных авторов к проблематике национальной и экономической безопасности подтверждается большим количеством работ, посвященных данной теме в периодических научных изданиях. В 2005 году вышел в свет новый журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность».
В практическом плане в нашей стране также были достигнуты определенные успехи: понятие экономической безопасности вошло в нормативные документы и заняло прочное место в политических дискуссиях по экономическим вопросам. В 1996 г. была принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608); экономическая проблематика заняла видное место в Концепции национальной безопасности РФ, последняя версия которой была одобрена в начале 2000 г.
Целью данной курсовой работы является краткое изучение понятия национальной безопасности, сделав акцент на экономическую, и понять, какую же роль она играет в стабилизации экономики.
Мною были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность национальной безопасности, изучить Концепцию национальной безопасности РФ, выявить основные угрозы и задачи по обеспечению национальной безопасности, также вкратце охарактеризовать понятие экономической безопасности.
1. Национальная безопасность: понятие и сущность
1.1 Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности
Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие «национальная безопасность». Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира. Итак, для начала рассмотрим основные понятия общей теории безопасности.
Опасность — это объективно существующая вероятность отрицательного влияния на социальный организм, благодаря которому возможен вред его состоянию. Источниками опасности являются условия и факторы, таящие в себе или в совокупности с другими деструктивную природу. Опасности носят природный, техногенный и социальный характер.
«Социология безопасности» (стр. 1 )
... безопасности. Системный характер представлений о государственной безопасности Макиавелли. Индустриальное общество и появление новых видов безопасности (экономической, государственной, национальной, ... ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ БЕЗОПАСНОСТИ. Целевая необходимость изучения курса «Социология безопасности». Предметная область социологии безопасности. Место и роль социологии безопасности в структуре ...
Опасность подразделяется на реальную и потенциальную. Исходя из нацеленности и значения субъективного фактора, в генезисе отрицательных предпосылок различают следующие понятия:
- Вызов — это комплекс положений, которые не обязательно могут угрожать, но на них необходимо реагировать;
·Риск — это вероятность генезиса отрицательных и нежелательных последствий функционирования самого субъекта;
·Опасность — это вполне осознанная, но отнюдь не неизбежная возможность причинения вреда, обусловленная существованием объективных и субъективных факторов, отличающихся эпатирующими признаками;
·Угроза — конкретная и непосредственная форма опасности либо комплекс предпосылок и факторов, создающих опасность интересам общества, государства, индивида, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.
С точки зрения масштабов вероятных отрицательных последствий опасности могут быть: а) Международные (глобальные и региональные в плане регионов мира); б) Национальные; в) Локальные (либо региональные в плане регионов страны); г) Частные (предприятий, семьи, индивида).
Опасности могут классифицироваться по:
·Сферам общественной жизни;
·Видам деятельности человека.
Термин «безопасность» стал применяться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Однако этот термин в данном значении употребляется до XVII в. достаточно редко. В XVII-XVIII вв. почти во всех странах доминирует суждение, согласно которому главная цель государства — общее благосостояние и безопасность. С этого времени термин «безопасность» приобрел новое толкование как ситуация спокойствия, отсутствия реальной опасности (физической, моральной), а также материальные, экономические, политические условия.
В России в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность», который отождествляется с термином «общественная безопасность». По истечении некоторого периода времени законодательно был закреплен термин «охранение общественной безопасности»
В СССР термин «государственная безопасность» был законодательно закреплен в июле 1934 г.
Исходя из современной концепции безопасности, предлагается следующее определение безопасности.
экономическая безопасность российская угроза
Безопасность — это состояние и тенденции развития и защищенности жизненно важных интересов общества, государства и человеческой личности, а также всех их структур от внутренних и внешних угроз.
Правовое социальное государство и гражданское общество
... народа, характеризует понятие "правовое государство". Правовое социальное государство и гражданское общество: понятие, отличительные признаки, тенденции развития "гражданское общество" Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от ...
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых прочно обеспечивает существование и прогрессивное развитие общества, государства, личности, граждан. Важно отметить, что в современном российском обществе устойчивой стабильности и состояния защищенности общества, государства и человека не создано.
Национальный образ жизни — это исторически определенные наиболее распространенные и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклад и система оценок, нарушение которых вызывает отрицательные последствия и утрату самобытности. Образ жизни является социальной категорией, характеризующей способ жизнедеятельности общества, наций, классов, социальных групп, личности в органическом единстве с условиями общественно-экономического строя.
Безопасность является результатом социальной деятельности по обеспечению общества, государства, личности, которая зарождается как социальный феномен в процессе разрешения противоречий между опасностью и потребностью социума в устранении последствий опасности. Опасность как таковая выступает объектом деятельности по обеспечению безопасности.
Итак, национальная безопасность находится в тесной связи с национальными интересами страны, включая ситуации и за пределами ее территории.
Термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США. Позднее проблема национальной безопасности была ключевой в исследованиях американских политологов. При этом в качестве источника термина «национальная безопасность» американские ученые используют теорию национальных интересов и ценностей.
Категория «национальная безопасность государства» наиболее детально исследована японскими учеными, которые, выполняя заказ Национального управления экономического планирования, разработали и предложили концепцию «комплексной национальной силы», являющейся синтезом традиционных и новых подходов. Согласно концепции «комплексной национальной силы», она включает в себя три крупных элемента. Ключевым из них является «способность вносить вклад в международное сообщество». Вторая категория характеризует «способность к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях». Третья категория определяет потенциал «возможного силового давления», т.е. способность государства навязывать другим странам свою волю. Каждое государство исходит из собственных интересов. Средняя взвешенная трех компонентов «комплексной национальной силы» для каждой страны выступает индексом (показателем) этой силы.
Национальные интересы являются объективным фактором, обусловленным всей совокупностью потребностей данной страны.
Важнейшими национальными интересами государства являются: Территориальная целостность страны; Государственное самоопределение и политическое самоуправление народа; Достойное место в мировом сообществе; Процветание страны и ее населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.
Политическая безопасность России
... и развитие различных сфер жизнедеятельности общества возможно в условиях стабильной политической системы, отвечающей современным вызовам и потребностям граждан. Современное состояние политической безопасности России политическая безопасность национальная В современной России национальная безопасность выступает как интегрирующая идея, ...
Национальные интересы государства защищаются посредством системы национальной защиты, которая исходит из концепции национальной безопасности.
Система национальной безопасности — это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов. С позиции субъекта, выступающего организующим началом, различаются:
а)Государственная система безопасности;
б)Общественная система безопасности.
Все эти системы дополняют и контролируют друг друга.
Под объектами национальной безопасности понимаются фактически существующие явления, процессы и отношения, обеспечение защиты которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности.
Под политикой национальной безопасности понимается система целенаправленных усилий государства, других политических институтов общества, обеспечивающих их надежную деятельность.
Безопасность — это качественная определенность конкретного исторического комплекса (социума), функционирующего в конкретных территориях, периодах времени, географических условиях, составными компонентами которого выступают общество, государство, человек.
Термин «национальная безопасность» в России вошел в научный оборот и в практику в 1991 г. Концепция национальной безопасности в России приняла силу закона в начале 1992 г., когда был принят закон «О безопасности», однако сам термин в этом законе не был употреблен.
1.2 Концепция национальной безопасности РФ
Концепция национальной безопасности РФ — это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики. Рассмотрим концепцию национальной безопасности РФ.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Концепция включает в себя четыре раздела:
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России.
Угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
В разделе «Россия в мировом сообществе» отмечается, что в настоящее время в мире возобладали две взаимоисключающие тенденции.
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
Российская Федерация как социальное государство
... «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: ... как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп. Само же понятие «социальное государство» является столь многогранным, ...
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В разделе «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» ключевое значение придается угрозам в сфере экономики. Отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России».
Большую часть концепции занимает раздел «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации», в котором определены основные задачи, охватывающие: Экономическую сферу как приоритетное направление политики государства; Внешнеэкономическую деятельность; Защиту интересов отечественных товаропроизводителей; Сбалансированную финансово-кредитную политику; Валютное регулирование и контроль; Внутриэкономическую деятельность государства; Инвестиционную и инновационную активность; Опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств; Защиту конституционного строя в России; Борьбу с преступностью; Соблюдение прав человека; Защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России; Экологическую сферу; Внешнюю политику; Военную безопасность; Информационную безопасность и другие сферы.
Социальная безопасность России
... социальной безопасности. Задачи: выявить теоретический аспект значений критериев социальной безопасности населения; сделать аналитический обзор измерения критериев национальной безопасности. 1. Основные теоретические аспекты социальной безопасности социальный риск безопасность нормативный Обеспечение социальной безопасности является одной из ключевых задач национальной социальной ...
Хотелось бы отметить, что текст современной концепции имеет ряд несовершенств, наличие которых, наверное, связано с изменением ситуации в России и в мире за время, прошедшее после ее утверждения.
2. Угрозы национальной безопасности и задачи ее обеспечения
2.1 Типы угроз национальной безопасности
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
Анализ социально-экономического развития экономики Казахстана в 2005-2008 годы
... построить прогноз основных показателей, характеризующих экономическую деятельность страны; изучить внешнеэкономическую деятельность Республики Казахстан; получить оценку социально-экономического развития Казахстана; выявить основные показатели, способствующие росту экономики сопоставить развитие экономики в 2005 и 2008 годах; ...
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
деятельность международных террористических организаций
2.2 Основные задачи обеспечения национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества.
Экономическая безопасность личности
... экономической безопасности личности, используются также частные показатели, которые характеризуют отдельные стороны качества жизни. В России к данным показателям относятся индикаторы уровня ... уровня экономической безопасности можно использовать интегральный показатель экономической безопасности, рассчитанный как среднеарифметическое значение обобщающих индикаторов: Курсовая работа 410 руб. Реферат ...
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран — членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.
3. Роль экономической безопасности в стабилизации экономики
3.1 Понятие и уровни экономической безопасности
Экономическая безопасность — это состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Поэтому экономическая безопасность должна рассматриваться в контексте генезиса и формирования системы национальной безопасности страны. Проблема обеспечения экономической безопасности зарождается одновременно с возникновением и формированием государства, осознанием экономической безопасности общества.
В последние десятилетия XX века в российской экономической литературе наблюдалось заметное оживление дискуссии по вопросам национальной экономической безопасности. Понятие «экономическая безопасность» фигурировало как в политических спорах, так и в нормативных документах. Однако в ее теоретико-методологической области содержатся многочисленные неоднозначные трактовки, свидетельствующие о наличии большого поля научной деятельности и о настоятельной необходимости выработки единого подхода. Более того, многие отечественные ученые-экономисты экономическую безопасность не относят к экономической категории и, следовательно, к предмету экономической науки. Да и среди сторонников концепции экономической безопасности нет общепринятого мнения даже относительно самого термина.
Экономическая безопасность России
... дальнейшего социально-экономического развития страны в значительной степени основывались на международных программах, разработанных Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международным валютным фондом (МВФ). Проблемы обеспечения экономической безопасности России ...
Чтобы составить более полную картину концептуальных подходов к определению «Экономическая безопасность» (ЭБ), обратимся к анализу определений ЭБ в отечественной и зарубежной литературе.
Афонцев С.А., анализируя существующие публикации по проблематике экономической безопасности, выделяет 4 подхода к определению этого понятия:
.Через «интересы» (национальные, государственные, общественные, интересы личности и т.д.).
Данный подход пользуется наибольшей популярностью. Его иллюстрацией служит следующая формулировка:». сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов», а, кроме того, еще и «готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества»;
2.Через «устойчивость» (национальной экономики, социально-экономической системы и др.).
Эти определения акцентируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом негативных факторов. Вот типичное определение в рамках второго подхода: «Национальная экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»;
.Через «независимость» (экономики от внешних рынков, выработки экономической политики от влияния извне).
Иллюстрацией данного подхода к раскрытию содержания ЭБ служит следующая формулировка «состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития»;
4.Посредством комбинации описанных подходов.
Ключевым в понятии ЭБ, по мнению зарубежных специалистов, является обеспечение суверенитета (независимости) государства в принятии решений, как во внутриполитической сфере, так и по международным вопросам. Обзор отечественных публикаций по проблеме ЭБ позволяет заключить, что в явном виде отсутствует формулировка интересов России в сохранении экономического суверенитета, обеспечивающего независимость как внутриполитического, так и внешнеполитического курса.
Кроме этого, есть определения «экономической безопасности» как «способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей. «, а также как «уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов» и т.д. Сопоставление всех этих определений служит наглядным подтверждением отсутствия в научной среде единообразного понимания сущности рассматриваемой категории. Иными словами, учеными, работающими в области теории экономической безопасности, еще далеко не полностью осмыслен сам предмет исследования.
Различают следующие уровни экономической безопасности:
·Международная (глобальная и региональная);
·Национальная;
·Локальная региональная или отраслевая (внутри страны);
·Частная (предприятий и личности);
Международная экономическая безопасность — это совокупность международных условий существования договоренностей и институциональных структур, при которой каждому государству — члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных стран мира.
Правовые гарантии реализации международной экономической безопасности состоят в признании следующих принципов: равноправие государств безотносительно к социальному и политическому строю; свобода выбора пути, развития и форм организации экономической жизни; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих странах; взаимовыгодного сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых, научно-технических и других мирных отношений между государствами; международного сотрудничества в целях экономического развития и социального прогресса; специальных льгот в отношении слаборазвитых стран — членов мирового сообщества; мирного регулирования экономических споров, исключая применение силы или угрозы силой.
Реализация концепции международной экономической безопасности дает возможность решать и национальные, и глобальные проблемы человечества, стать материальной базой мирного сосуществования, гарантией прогресса в элиминации экономической отсталости и слаборазвитости.
Национальная экономическая безопасность — состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-ориентированное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.
Национальная экономическая безопасность обладает:
) Внутренней натурально-вещественной основой;
) Достаточно высоким уровнем развития всех элементов производительных сил;
) Существенным удельным весом натуральных и стоимостных компонентов расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта;
) Внутренней социально-политической базой экономической безопасности;
) Достаточно высоким уровнем общественного согласия относительно долговременных национальных целей, обеспечивающего выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, реализуемой в жизнь, посредством государственной политики, поддерживаемой большей частью народа страны.
Экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и стабильных странах остается относительной, поскольку неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза их не исключается даже в этих странах. Локальная экономическая безопасность — состояние экономики внутри страны, складывающееся между регионами и отраслями.
Частная экономическая безопасность — это состояние юридических, производственных, отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается надежность и стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Макроэкономические индикаторы представляют собой наиболее важные параметры экономики, которые характеризуют состояние экономики в целом. Макроэкономические показатели применяются всеми развитыми странами мира.
Выделяют следующие макроэкономические индикаторы, отражающие уровень и состояние экономической безопасности личности, общества, государства.
. Уровень и качество жизни в расчете на душу населения: Номинальный ВВП; Реальный ВВП; Личный располагаемый доход; Средняя заработная плата; Доля заработной платы в ВВП; Потребительские расходы; Личные сбережения; Индекс дифференциации доходов; Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини); Социальный прожиточный уровень; Физиологический прожиточный минимум;
Уровень бедности;
. Уровень инфляции по (в таблице 1 приложения 1 представлен уровень инфляции в России на период с 2003 по 2009гг.): Оптовым ценам продукции промышленности; Закупочным ценам продукции сельского хозяйства; Ценам колхозного рынка;
. Уровень безработицы, %.
. экономический рост: Темпы роста ВВП, % в год; Индекс дефлятор ВВП, % в год;
.темп роста продукции промышленности, в том числе в отраслевом разрезе.
6.Темп роста продукции сельского хозяйства, в том числе по отраслям.
.Индекс цен продукции сельского хозяйства.
8.Индекс цен продукции промышленности.
.Уровень цен.
.Дефицит и профицит бюджета.
11.доля теневой экономики и др.
Среди перечисленных индикаторов, характеризующих экономическую безопасность, обобщающим индикатором (критерием) является уровень и качество жизни населения.
Названные макроэкономические индикаторы по своему содержанию являются сводными. Причем они обусловлены базовыми индикаторами и вместе с тем интегрируют частные производственные и социальные индикаторы, которые фиксируют их размеры и пороговые значения.
На макроуровне выделяются следующие частные количественные производственные индикаторы.
·Темп роста продукции промышленности.
·Структура ВВП.
·Произведенный ВВП.
·Использованный ВВП.
·Валовые и частные капитальные вложения.
·Розничный товарооборот и др.
Важными частными социальными индикаторами являются:
·Соотношение роста доходов.
·Дифференциация потребления.
·Доля импорта в фонде личного потребления.
·Обеспеченность жилищами.
·Уровень образования.
·Уровень занятости населения.
·Индикаторы миграции населения.
·Утечка умов за рубеж.
·Индикаторы криминализации экономики
·Индикаторы социальной активности населения, в том числе уровень забастовочного движения.
Так какова же роль безопасности в стабилизации экономики?
В современном мире стабильное благополучие страны и ее национальная безопасность определяются, прежде всего, состоянием экономики и имеющимся потенциалом ее развития. С позиции обеспечения национальной безопасности Российской Федерации именно экономика является в постсоветский период наиболее «слабым звеном». Радикальные экономические реформы 90-х оказали сильное негативное воздействие на все сферы экономической деятельности и социальное положение общества. Глубинный спад производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, нарушение сложившихся кооперационных связей (в т. ч. со странами СНГ), резкое снижение жизненного уровня подавляющей части населения, высокий уровень безработицы, изменение геополитического положения России существенно обостряют социально-экономическую обстановку в стране.
Стабилизация экономики — предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Часто стабилизация экономики достигается посредством мер, предусматриваемых программой стабилизации (оздоровления) .
Чтобы стабилизировать экономику страны разрабатываются и реализуются стратегии экономической безопасности, позволяющие:
) активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России;
) решать внутренние задачи, не поддаваясь давлению извне;
) обеспечить населению образ и качество жизни, гарантирующие социальный мир и спокойствие в обществе. Целями стратегии в переходный период должны стать:
) ориентация на создание предпосылок экономического роста;
) поддержание производственного и научно-технического потенциала;
) недопущение снижения жизненного уровня населения до социально-опасных величин;
) предотвращение межгрупповых и межнациональных конфликтов;
) внешнеполитический курс, обеспечивающий экономическую независимость страны и место на внешних рынках. Необходимо отражение и предотвращение угроз: внутренних (деформированность и неконкурентность экономики, монополизм, высокий уровень инфляции, разрушение научно-технического потенциала и «утечка мозгов», имущественное расслоение и т.п.) и внешних (сырьевой экспорт, зависимость от импорта, внешний долг и др.).
Хотелось бы поподробнее рассмотреть такой фактор экономической угрозы, как «утечка умов из России». В современную эпоху территориальный передел мира все более трансформируется в интеллектуальный передел мира. В острой конкурентной борьбе остался пока еще не разделенный интеллектуальный ресурс. Поэтому интеллектуальная миграция является важнейшей международной проблемой. От того, как будет разрешена эта проблема, в значительной мере зависит экономическая безопасность страны, общества, человека.
Негативную характеристику утечки умов из России дает Комиссия по образованию Совета Европы. По ее оценке, от утечки умов Россия ежегодно теряет около 50 миллиардов долларов США.
Изучив данные о темпах сокращения интеллектуального потенциала России можно сказать, что российское правительство совершенно не регулирует этот процесс (см. приложение 1 таблица 2).
В качестве неотложных мер, нацеленных на предотвращение утечки умов из России, можно предложить следующие:
) резко увеличить финансирование науки из федерального бюджета. Разумеется, нельзя ограничиваться только бюджетными ресурсами. Наука в той или иной мере должна сама зарабатывать;
) проблема утечки умов должна находиться на одном уровне с важнейшими вопросами государственной политики;
) имеющаяся программа межведомственного регулирования движения научных и научно-технических кадров внутри России должна быть нацелена на предотвращение внутренней утечки умов;
) в нынешних условиях допустимо использование иностранных заказов на научные исследования, конструкторские и технологические разработки, обеспечивающие взаимные интересы России и зарубежных стран.
Итак, утечка умов из России наносит экономике нашей страны материальный ущерб, сокращает ее научный потенциал. Отрицательно влияя на экономическую безопасность, утечка умов ограничивает возможности экономического роста и развития, нарушает стабильность экономики в целом.
Заключение
Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.
В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bezopasnost-kak-sotsialnoe-yavlenie/
1.Борисов А.Б. Словарь, Большой экономический словарь
2.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. — Спб.: Вектор, 2005.
.Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристь, 2003.
.Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. — М., 1996.
.Корнилов МЛ. «Экономическая безопасность России». Основы теории и методологии исследования» учебник, М.,РАГС, 2007г
.Махотина М.В. Экономика в схемах: учебное пособие/Махотина М.В., Симоненко В.И. — М.: Эксмо 2010
.Закон РФ «О безопасности» / О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 2002 г. — Буквица, 2002.
.Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.
.Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).
Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г., №608
.Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — №12, 94.
.Абалкин Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы Экономики 2 2000.
.Архипов А., А. Городецкий, Б. Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — 12.
.Косолапов Н. «Национальная безопасность в меняющемся мире» МЭ и МО 1999, №10
.Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. — 1995. — 1.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1.1 уровень инфляции в России с 2003-2009гг
2003200420052006200720082009Январь 2,4%1,8%2,6%2,4%1,7%2,3%2,4%Февраль1,6%1%1,2%1,7%1,1%1,2%1,7%Март1,1%0,8%1,3%0,8%0,6%1,2%1,3%Апрель1%1%1,1%0,4%0,6%1,4%0,7%Май0,8%0,7%0,8%0,5%0,6%1,4%0,6%Июнь0,8%0,8%0,6%0,3%0,6%1,0%0,6%Июль0,7%0,9%0,5%0,7%1%0,5%0,6%Август-0,4%0,4%-0,1%0,2%0,1%0,4%0,8%Сентябрь0,3%0,4%0,3%0,1%0,8%0,8%1,1%Октябрь1%1,1%0,6%0,3%1,6%0,9%0,9%Ноябрь1%1,1%0,7%0,6%1,2%0,8%0,7%декабрь1,1%1,1%0,8%0,8%1,1%0,7%1,1%
Таблица 1.2 Показатели финансирования науки
ЯпонияСШАГерманияЕСРоссияРасходы на науку и инновации по отношению к ВВП3%2,7%2,5%1,9%1,1%