Возрастная физиология и анатомия детей

Курсовая работа

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме ребенка, что в свою очередь является основой для успешной борьбы за здоровье человека.

Актуальность темы. Знание и учет анатомо-физиологических особенностей детей необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается первыми 18 годами жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Цель работы. Педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Соответственно поставленной цели были определены задачи выполнения курсовой работы:

  • подобрать и изучить материалы теоретических источников по выбранной теме;
  • рассмотреть анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного и подросткового возраста;
  • изучить взаимозависимость конституции, телосложения и характера ребенка;
  • проанализировать значение физического воспитания в процессах роста и развития школьника.

1. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

3 стр., 1361 слов

Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

... физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам. Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на ...

  • I новорожденный—1—10 дней;
  • II грудной возраст—10 дней—1 год;
  • III раннее детство—1—3 года;
  • IV первое детство—4—7 лет;
  • V второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;
  • VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;
  • VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.[17, с.21]

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

2.1 Система дыхания

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.[4, с. 97]

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого).

11 стр., 5464 слов

Периоды детского возраста: преддошкольный, дошкольный, младший ...

... преддошкольном и дошкольном возрасте значительно уменьшается и он все шире контактирует с другими детьми, а собственный приобретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией становятся острые детские инфекции. Период дошкольного возраста Дошкольный возраст ...

Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%).

Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию).

Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.[11, с. 156]

2.2 Органы кровообращения

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.).

В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам — 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше — до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

2.3 Мышечная система

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

9 стр., 4308 слов

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА методическая ...

... П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. ... от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля : онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в ...

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному вожатому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения — костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата — имеет огромное значение для роста детского организма.[4, с. 99]

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).[15, с. 62]

14 стр., 6584 слов

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

... развития костной и суставной системы у детей дошкольного возраста. Изучить влияние возрастных особенностей на развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста. Определить особенности формирования костно-суставной системы детей дошкольников. Исследовать возможные заболевания костной и суставной систем у детей дошкольного возраста ...

2.4 Память и мышление

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.[3, с. 208]

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.[4, с. 152]

10 стр., 4691 слов

Экономический рост и социальное развитие Ленинградской области

... роста Ленинградской области, за последние несколько лет развития ... развитию промышленной сферы способствует наличие в Ленинградской области ... области обеспечивает рост российских и прямых иностранных инвестиций, что способствует устойчивому развитию экономики и социальной инфраструктуры области. В области создана гарантированная законодательная база по развитию ... активный репродуктивный возраст будут ...

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.[9, с. 71]

Кризис 7 лет связан с походом в школу, возникает новая социальная ситуация развития. Ведущая деятельность—учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

3. Подростковый возраст

Школьные годы — это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.

Период жизни с 12—13 до 17—18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что П. в. заканчивается с прекращением бурного роста. Условно в П. в. выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет).

В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходят постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины и веса тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).

В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Половое созревание начинается с появления так называемых вторичных половых признаков: пигментации наружных половых органов, оволосения на лобке и в подмышечных впадинах и т. д. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее,

Девочки вступают в период полового созревания в 10—12 лет. Но уже в 8—10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза; в 9—10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди; в 10—11 лет проявляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желе (начало их роста); в 11 —12 лет может быть первая менструация (у большинства в 13—14 лет) в 15—16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост }пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9см в год. В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12—14 лет. Ниже приводятся усредненные сроки появления вторичных половых признаков у мальчиков: 10—11 лет—увеличение размеров яичек и полового члена; 11 —12 лет — пигментация мошонки, начало оволосения на лобке; 12—13 лет—рост волос на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек; 13—14 лет — начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры; М—15 лет—дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые, поллюции; 18—20 лет — завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет отмечается постепенная остановка роста.

Как у мальчиков, так и у девочек одно временно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3—5 см в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы.

У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем около5 лет. Сроки начала и продолжительность полового созревания, как указывалось, колеблются, особенно у мальчиков, в широких пределах. Если отмечается отставание или опережение этих процессов по отношению друг к другу или к возрасту ребенка, необходимо посоветоваться с врачом. Задержка роста и полового созревания а иногда наследственно обусловлена, когда у одного из родителей или других кровных родственников тоже запаздывали сроки полового созревания. Задержка только роста часто бывает семейной и наблюдается при невысоком росте родителей причем чем меньше по росту отличаются друг от друга родители, тем меньше отличаются от них по этому показателю и дети. Ускоренное половое созревание чаще связано с акселерацией. При исключении наследственных, семейных особенностей полового созревания крайними сроками его начала у девочек можно считать период не ранее 8 лет и не позднее 12 лет, у мальчиков 10 лет и 14 лет соответственно. При любом сомнении следует обратиться к врачу эндокринологу.[10, с. 187]

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Напр., туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и размеры таза в поперечнике достигнут своего максимума. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации (движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; к 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также с гормональной перестройкой организма.

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению ; объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет брюшной, а у девочек — рудной и брюшной.

В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Например, нагрузка на эндокринную систему может способствовать развитию заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при выслушивании сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот — при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. «юношеская гипертензия»), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), иногда одышка, головная боль в области лба. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта. В подростковом возрасте особенно легко возникают нарушения сокращения кишечника и продвижения по нему пищи (ускорение или замедление).

Часты заболевания желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек-подростков развиваются воспалительные заболевания мочевыводящих путей. Нередко именно в подростковом возрасте при интенсивном чтении и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо следить за строгим соблюдением подростком режима дня, правил чтения.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут возникать головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии иногда развиваются даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдаются повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, характерная для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, если же они появились вновь, надо обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.[12, с. 165]

3.1. Психология подросткового возраста

Подростковый возраст — один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко влечет за собой сложные конфликтные переживания.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» сочетаются у них с проявлениями «взрослости» и потому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны и его нарушения.

Одна из характерных форм реакции подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых в основе подобных реакций обычно лежит утрированное, стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье, страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы с различной тяжестью проявлений. Но и потакать любым желаниям подростка недопустимо. Порой требуется много такта и терпения для восстановления здоровой обстановки.

Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акселерации. При этом дело не только и ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физическими социальным согреванием подростка. В результате подростки, зрелые и физическом и полоном отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.).

Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.[7, с. 45]

4. Конституция, телосложение, характер

Конституция определяет не только соотношение разных тканей в теле человека, но и очень многие свойства организма, в том числе темпы и сроки созревания физиологических функций, важных для обучения детей, диапазон двигательных возможностей, а также риск возникновения различных заболеваний. Достаточно часты случаи, когда небольшое отставание ребенка 6-6,5 лет в развитии, выявленное при поступлении в школу, ошибочно принимается за задержку психического развития, хотя на самом деле связано с тем, что у него еще не завершился полуростовой скачок и соответствующие этому периоду процессы развития. Знание типа конституции ребенка позволяет облегчить задачу диагностики состояния в случае его заметного отклонения от среднестатистических показателей для данного возраста и избежать связанных с этим неприятностей.

Родители часто огорчаются, что их дети растут медленнее сверстников, или наоборот — гордятся тем, что дети растут быстрее одноклассников. Но все происходит в свое время, просто это — проявление типа конституции. Медленное развитие — совсем неплохой признак. Кстати, этим человек (как биологический вид), обладающий высочайшим интеллектом, отличается от других живых существ. Ребенок, если он развивается «неторопливо», больше (и возможно, глубже) успевает усвоить по ходу своего развития. Но и относительно быстрое развитие ребенка тоже вполне нормально, потому что адаптивные силы организма быстрее созревают и он раньше становится дееспособен во многих отношениях, а это тоже неплохо. Важно, чтобы сроки роста и развития не «выскакивали» ни в ту, ни в другую сторону, а в разумных границах темп у каждого свой, и в этом — высшая мудрость природы.

Принадлежность к тому или иному типу конституции не может считаться достоинством или недостатком, у каждого типа есть свои замечательные особенности, которые нужно научиться использовать. Знание своих отличительных свойств позволяет каждому человеку строить свою жизнь и деятельность с учетом этих свойств, то есть выработать свой собственный стиль жизни, компенсируя некоторые отстающие возможности за счет более «выигрышных». И задача школьного воспитателя, психолога, педагога — помочь в этом ребенку.[2, с. 21]

Среди взрослых русских москвичей примерно 30% имеют торакальный тип, около 50% — мышечный тип, а остальные 20% — брюшной тип. Даже опытные антропологи значительное количество детей в младшем возрасте и даже до 14-15 лет (порой до 50%) относят к «промежуточным» и «неопределенным» типам. Форма и пропорции тела используются для определения типа просто в силу доступности их внешнего вида, хотя у детей их конституциональные особенности легко спутать с возрастными.

У людей первого типа преимущество имеет костный компонент. Это обычно худощавые люди со слабо развитой мускулатурой и тонкой жировой прослойкой. У них узкие кости скелета, относительно длинные конечности, плечи немного шире бедер. Из-за удлиненной цилиндрической грудной клетки этот тип часто называют грудным или торакальным (от греческого thorax — грудь).

У людей второго типа преобладает жировая ткань. Это дигестивный (от английского слова digest — переваривать пищу), или брюшной, тип: именно органы брюшной полости у представителей этого типа наиболее развиты. Это чаще всего полные люди среднего или ниже среднего роста, с явно выраженным запасом подкожного жира, но обладающие также большими, сильными мышцами. У них широкие кости скелета и сравнительно короткие конечности, особенно ноги. Плечи обычно неширокие, не шире бедер.

Если преимущество за мышечным компонентом, то это мышечный тип телосложения. Его обладатели — люди среднего роста и телосложения с рельефными мышцами и умеренно развитой жировой прослойкой. Кости скелета у них широкие, плечи намного шире бедер, а конечности не кажутся ни длинными, ни короткими. Такие люди не только сильны и выносливы, но еще ловки и быстры, поэтому этот тип называют атлетическим.

Люди этих трех типов телосложения по длине тела в среднем особых различий не имеют, среди них встречаются как высокие, так и не очень рослые. Но при равном росте тела представители торакального типа телосложения — самые легкие по весу, а представители дигестивного типа телосложения — самые тяжелые.

Конституциональная принадлежность ребенка во многом определяет скорость ростовых и дифференцировочных процессов на разных этапах его индивидуального развития. Быстрее всего растут и развиваются дети дигестивного типа. Их развитие происходит на 1-2 года раньше, чем у представителей двух других типов. Нередко уже к 15 годам они достигают своих окончательных размеров. Медленнее всех развиваются дети торакального типа — они продолжают расти еще в 17-18 лет, а юноши — порой даже до 20-22 лет.

Темп полового созревания также во многом определяется наследственностью и связан с типом телосложения. Представители астеноидного и торакального типа достигают половой зрелости позднее других, хотя пубертатный скачок роста проходят в те же сроки, что и представители мышечного типа. Их половое развитие происходит сравнительно медленно, а наступление половой зрелости отодвинуто к дальней границе этого возрастного интервала. У подростков мышечного и дигестивного типов половое созревание завершается в среднем на 1,5-2 года раньше. Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных, педагогических, да и лечебных мероприятий с ребенком гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст.

Мышцы у детей разного телосложения тоже растут по-разному. У детей дигестивного и мышечного типов масса мышц во все возрастные периоды больше, чем у их сверстников торакального или астенического телосложения. Но и растут они на протяжении подросткового периода заметно быстрее, притом на целый год дольше, чем ребята торакального типа. Начинается прирост мышц у дигестивников и мышечников в 8 лет и заканчивается в 11, а у торакального типа — только от 9 до 10 лет, так что к юношескому возрасту мышечная масса у представителей разных типов уже весьма заметно различается. По характеру движений (быстроте, точности, плавности и другим характеристикам) дети в 4-5 лет уже идентифицируются по типам даже сильнее, чем по половому признаку: мальчики и девочки одного типа (скажем, мышечного) более похожи друг на друга, чем мальчики мышечного и торакального типов.

Особенности детей разных типов конституции подытожены в таблице 1, где отмечены некоторые свойства, знание которых может быть полезно для родителей, воспитателей, врачей, педагогов. Ведь всегда лучше знать, с кем имеешь дело, какую реакцию может вызвать тот или иной шаг в общении с воспитанником.

Многие типологические особенности начинают проявляться достаточно рано, уже в дошкольном возрасте, — и в форме тела, и в характере, и в движениях. [7]

Табл. 1. Особенности детей разных типов конституции

Тип телосложения

Торакальный (грудной)

Мышечный (атлетический)

Дигестивный (брюшной)

1

2

3

4

Пропорции тела

Кости скелета узкие.

Плечи немного

шире бедер. Конечности относительно длинные.

Угол между нижними ребрами острый

Кости скелета широкие.

Плечи намного шире бедер.

Конечности средние.

Угол между нижними ребрами прямой

Кости скелета широкие. Плечи не всегда шире бедер. Конечности относительно короткие.

Угол между нижними ребрами тупой

Функциональные свойства

Объем легких относительно большой.

Мышечная сила малая. Выносливость большая

Объем легких средн Мощное сердце.

Мышечная сила большая. Выносливость средняя

Относительно малый объем легких. Крупные внутренние органы. Мышечная сила большая. Выносл. малая

Свойства личности

Необщительность, эмоциональная сдержанность. Стремление к независимости.

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Увлечение рискованными, экстремальн. занятиями. Крайняя эмоцион. сдержанность, выраженное самолюбие. Стремление к лидерству.

Тяга к действию в тяжелую минуту

Любовь к комфорту, вкусной еде. Потребность в похвале, ласке, поддержке. Общительность, экстравертированность. Стремление к сотрудничеству.

Тяга к людям в тяжелую минуту

Стрессоустойчивость

В тяжелой стрессовой ситуации нередко возникает депрессия.

Переутомление и нервное перенапряжение могут возникать из-за чрезмерной учебной нагрузки и /или из-за несправедливого, как кажется ребенку, отношения учителей и родителей

Достаточная устойчивость к стрессу, но очень высокая чувствительность к своему социальному статусу. Любое его понижение может вызвать агрессивную реакцию, которая распространяется на всех окружающих. Стремление всегда добиваться желаемого, а при неудаче причина видится во внешних обстоятельствах или других людях

Высокая устойчивость к стрессу, внешне кажущаяся проявлением «толстокожести», но это неверно. При психологических перегрузках зачастую может возникать состояние меланхолии. В таких ситуациях особенно нужны дружеская поддержка и утешение

Учеба и поведение в школе

Ребенок довольно медлителен, не сразу концентрируется на задании, двигательный навык также вырабатывается лишь после нескольких повторений.

Некоторый консерватизм компенсируется упорством и старательностью, готовностью к повторению, чтобы потом делать это дело лучше других

Способность быстро переключаться с одной задачи на другую, быстро включаться в работу класса, но при этом не исключены небрежность, поверхностность. На уроке физкультуры ребенок легко осваивает сложные движения, поэтому нуждается в более сложных заданиях. Если ему не интересно, будет мешать остальным. Имеется склонность привлекать к себе внимание любым способом

Ребенок охотно берется за новое дело, быстро приспосабливается, но не терпит монотонной работы и не любит этап освоения. Пытается делать любое новое дело сразу правильно. На уроке часто отвлекается и отвлекает других. Некоторая несобранность связана с проявлением темперамента, за что ребенка ругать не следует. Проявления лености компенсируются сообразительностью, что помогает, как правило, неплохо учиться

5. Роль физического воспитания в процессах роста и развития школьника

Нормальное физическое развитие — это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все, же с нормальным или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности но некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели — рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.

В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4см, а вес на 2кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются прежде всего результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все, же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ниже среднего развития при условиях систематических занятий физической культурой.

Дети не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило отстают в развитии и росте. Недостаток движений (гипокинезия) если он небольшой приводит к приостановке или снижению роста дееспособности организма, а если большой — даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям, физические упражнения являются средствами профилактики нарушений нормального физического развития.

Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях.

Одновременно с общей задачей — с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей — перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития. [4, с. 276]

Значительная часть учащихся начальной школы имеют какие — либо нарушения осанки. Подавляющие большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Занятия физической культурой укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно содействуют на все системы и органы тела человека. Исключительно важное значение физических упражнений в предупреждении многих болезней.

Работы великих физиологов И.М. Сеченева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Какие наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение — это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ.[9, с. 143]

В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) главным содержанием развития ВНД (высшая нервная деятельность) является дальнейшее развитие уровня, достигнутого в предыдущем периоде. Заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки приобретают характерную для них форму. Интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга, что создает благоприятные условия для интерфиксации интеллектуальной деятельности детей в этом возрасте. Возрастает способность произвольно концентрировать внимание. В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды.

Этот возрастной период принято считать спокойным и благоприятным. Дети спокойны, уравновешены, дисциплинированны, Заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, И в то же время этот возраст требует пристального внимания, Это вызвано тем, что он расположен между двумя чрезвычайно сложным и бурно протекающими периодами развития. Оправданно поэтому считать его «периодом затишья после бури перед следующей бурей». И это не только красивая метафора. Подобное происходит и в организме детей этого возраста. Заканчиваются глубокие преобразования, имеющие место в дошкольном возрасте. Одновременно идет подготовка к реакции еще более существенных и сложных преобразований в последующем возрастном периоде. Это и определяет важность требования повышенного внимания к детям этого возраста. Главный момент заключается в строгом соответствии физических и умственных нагрузок возможностям организма.

В среднем школьном возрасте ( подростковый ) охватывает период с 12 до 16 лет. Это один из наиболее важных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Заканчивается образование физиологических изгибов позвоночника — лордозов и кифозов.

Увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечнососудистой системы.

Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в ВНД. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило они превышают интенсивность раздражителя.

Все изменения в НВД подростков — результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной.

В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня: учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. В этом возрасте особенно эффективны занятия физкультурой. Они должны отвечать следующим требованиям [19, с. 14]:

  • а) применяться систематически, а не от случая к случаю;
  • б) не вызывать чрезмерного утомления;
  • г) быть разнообразными, т.е.

воздействовать на весь организм.

Систематические физические упражнения с широким использованием естественных факторов природы — солнце, воздух и вода — успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые необходимы для трудовой жизни, для здоровья.

Заключение

Показатели анатомического, физиологического и психологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило название акселерации.

Возрастная норма развития — диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций анатомо-физиологического развития детей, в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа индивидуального развития (онтогенез) функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качеств, и количеств, преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определённых показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистические характеристики-нормативы физиологических функций, но и на функциональную лабильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/anatomiya-i-fiziologiya-detey/

1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации./в кн.: Возрастная физиология. -Л.: Наука, 1975 — С. 60-89.

2. Аидpоиеску А. Анатомия ребенка. /пер. с румынского. -Бухарест: 1979.-230с.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе./ в кн.: Возрастная и педагогическая психология.- М.: МГУ, 1992- С. 190-229.

4. Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии.-М.: Академия, 2002. — 288 с.

5. ВыготскийЛ.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. //Вопроы психологии, 2002.- N 2.-С.12-16.

6. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. — М.: Владос, 2000. — 200 с.

7. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.

8. Зайцева В. Конституция, телосложение, характер.//газ. Здоровье детей, № 18, 2005.

9. Касьянов В.М. Лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.-260с.