33
35 По степени распространенности отклонений в детской возрастной группе, первое место занимают дети с образовательными затруднениями. Лёгкие нарушения в интеллектуальных проявлениях рассматриваются специалистами как задержка психического развития. Пограничность психофизического состояния таких детей, многогранность характеристик дизонтогенеза, требуют специальных условий психолого-педагогического сопровождения их развития [2]. В этом отношении адаптивное физическое воспитание рассматривается как важная образовательная дисциплина. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы. Особое внимание в младшем возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развития. Составить психолого — педагогическую характеристику детей с ЗПР; Определить особенности физического воспитания детей с задержкой психического развития; Описать подходы коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития; Разработать рекомендации по организации физического воспитания детей, имеющих задержку психического развития, средствами адаптивной физической культуры. База исследования: Структура курсовой Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ... -педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития. Система физического воспитания является развитой ... физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности; Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей; ... ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы: Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга); Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы). Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской. Опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип: — ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. Актуальность.
Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования, Задачи исследования:
Практическая значимость
Система физического воспитания
-
ЗПР соматогенного происхождения (причина — перенесение ребенком соматического заболевания).
К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
-
ЗПР психогенного происхождения ( причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.);
-
ЗПР церебрально-астенического генеза (причина — мозговая дисфункция).
К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
-
причины биологического характера;
4 стр., 1511 словФункции нервной системы
... оборонительные, ориентировочно-исследовательские и др.). Совокупность безусловных рефлексов, Высшая нервная деятельность Центральная нервная система, Спинной мозг спинномозговой нерв Периферическая нервная система Нервы, составляющие периферическую нервную систему, не являются самостоятельными структурами, их образуют ...
-
причины социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
-
различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
-
недоношенность ребенка;
-
родовые травмы;
-
различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
-
нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
-
ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
-
дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
-
искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
Изучение теоретической литературы позволило выделить проблемы физического развития детей с ЗПР. У них имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжести двигательных расстройств, но, вместе с тем, имеются отставания в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений и недостаточность двигательных качеств. Несовершенство мелкой моторики рук и других навыков являются препятствием к успешному обучению.
1.2. Особенности физического воспитания детей с ЗПР
Среди основных концептуальных положений следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А.Берштейн, Дж. Бруннер, М.М. Кольцова и др.).
Основными задачами являются:
1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
2. Улучшение функций нервной системы, сердечно — сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
3. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
4. Создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
Особенности методов арт-терапии в работе с детьми с задержкой ...
... психологические особенности детей с задержкой психического развития; охарактеризовать методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития; выделить особенности методов арт-терапии при работе с детьми с задержкой психического развития. Глава I . Арт-терапия как вид ...
5. Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
6. Развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;
7. Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
8. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
9. Обогащение познавательной сферы;
10. Развитие коммуникативной инициативы и активности;
11. Построение двигательного режима;
12.Осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психопедагогических служб.
Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности.
Коррекционно-оздоровительная гимнастика.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них приходили заторможенными, вялыми, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров.
Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:
— элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;
-пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры ля пальцев рук.
-артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;
-дидактические игры на развитие сенсомоторики.
Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий.
Релаксация
Оздоровительный дозированный бег
Тренирующая игровая дорожка
Оздоровительные мероприятия после дневного сна
Психогимнастика
Дополнительные виды занятий
Таким образом, отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.
Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей ...
... его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных ...
Знание особенностей развития детей с ЗПР помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий ЗПР.
Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что одной из важнейших причин недостатков двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.
Таким образом, исследования многих авторов подтверждают, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, по при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.
У детей с задержкой психического развитии; как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. [25]
У детей с ЗПР имеются особенности формирования двигательной сферы. Те или иные отклонения в развитии двигательной сферы, у детей этой группы отмечались с самого начала выделения и изучения данной категории нарушение произвольной регуляции движений, является характерной чертой данной категории, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Почти все авторы отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР, а также отсутствие единого типа нарушений моторной сферы наличие двигательно-возбудимых и двигательно-пассивных детей. Двигательно-координационные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психики и зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенностей окружающей обстановки.
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отмечаются многочисленные нарушения техники выполнения основных движений. Типичные для данного контингента нарушения техники выполнения ходьбы и бега: сгибание или поворот туловища, наклон головы, несогласованные движения рук и ног, неправильная постановка стопы, слабый вынос бедра маховой ноги, слабое отталкивание, отклонение от заданного направления движения, нарушение ритма движений; нарушения техники выполнения прыжка в длину с места — неодновременное отталкивание, отсутствие замаха руками, прямое положение туловища при подготовке к отталкиванию, выпрямление ног в полете, не выполнение на результат; нарушения техники выполнения метания — несогласованная работа мышц рук и туловища, отсутствие замаха рукой, выполнение метания движением от плеча, стоя на прямых ногах из стойки ноги врозь, неправильный хват мяча, чрезмерное напряжение мышц кисти и пальцев, отсутствие финального усилия; нарушения техники выполнения равновесия — согнутое или наклонное положение туловища и головы, стойка на согнутой ноге и не зафиксированное положение другой ноги, руки согнуты или опущены в стороны-книзу, дополнительные движения в балансировании, не фиксированный взгляд.[12]
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста ...
... заболеваниям. Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Предмет исследования: двигательная активность дошкольников. Объект исследования: повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях. Задачи исследования 1) провести теоретический анализ ...
В завершении следует отметить, что необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, — везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако часто в методических пособиях содержатся общие рекомендации к коррекции или отдельные конкретные упражнения. Поэтому в настоящее время актуальна разработка комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы, в том числе средствами адаптивной физической культуры, которая учитывала бы особенности физического и двигательного развития детей с задержкой психического развития.
Организация практической деятельности эмпирических исследований проводилась в общеобразовательной школе №18 села Шангала. Были продиагностированы учащиеся с ЗПР 1-х классов. Результаты показывают, что степень развития всех сфер физических способностей у ребят находится на разных уровнях, так же имеется достаточно низкий уровень сенсорных способностей у некоторых учащихся с ЗПР.
Так, с целью выявления уровня развития всех сфер физических способностей у детей с ЗПР была проведена работа по реализации образовательной деятельности с такими учащимися с созданием особых условий, которые, как предполагалось, должны были оказывать положительное влияние на динамику развития всех сфер физических способностей и способностей данных учащихся.
Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно — моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако ни в одной публикации нет описания, сколько ни будь стройной, последовательной системы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с данной категорией детей, особенно младшего школьного возраста.
В научном пространстве физического воспитания под методикой понимается комплекс взаимосвязанных цели, задач, средств, методов, форм, принципов педагогического воздействия [2, 3, 4]. С опорой на эти концептуальные положения нами была разработана методика педагогического контроля физического развития и физической подготовленности детей с ЗПР.
Социальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома
... в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. ...
Целью педагогического контроля является определение эффективности коррекционно-педагогического процесса детей с ЗПР.
Задачи педагогического контроля в АФК:
1. Определить уровень физического развития и физической подготовленности детей с ЗПР.
2. Выявить особенности нарушений двигательных умений и навыков детей с ЗПР.
3. Оценить эффективность используемых средств и методов коррекционно — педагогического процесса АФК детей с ЗПР.
Средства педагогического контроля.
Для выявления уровня развития морфофункционального состояния детей с ЗПР мы использовали традиционные (общепринятые) тестовые задания. Подобранная батарея тестов обладает высокой диагностической эффективностью и является наиболее оптимальной для определения отставаний в развитии:
1. Кистевая динамометрия (КД) предназначена для оценки статической силы.
2. Ортостатическая проба служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции геодинамики и оценки возбудимости центров симпатической иннервации.
3. Клиностатическая проба характеризует возбудимость центров парасимпатической иннервации.
4. Нагрузочная проба Мартинэ-Кушелевского, характеризует реакцию организма на физические нагрузки.
Функциональное состояние системы внешнего дыхания определялись при помощи:
5. Пробы Штанге,
6. Пробы Генча.
Для определения уровня сформированности двигательных умений и навыков, а так же физической подготовленности детей с ЗПР используется специфическая батарея тестов, имеющая координационную направленность. Отобранные нами тестовые задания прошли проверку на чувствительность, специфичность и информативность:
1. Бег по гимнастической скамейке. Позволяет оценить скоростные качества (быстрота) ребенка в условиях координационной сложности (способность к удержанию равновесия), его реакцию на сигнал, а так же владение техникой движения (перекрестная координация движений рук и ног, правильное положение корпуса и головы, прямолинейность движения)
2. Метание теннисного мяча в цель оценивает силу плечевого пояса, скоростную реакцию и координационные способности (согласование движений, ориентировка в пространстве).
Диагностирует качественные показатели основных элементов движения (наличие замаха, перекрестной координации, перенос цента тяжести на стоящую впереди ногу, энергичный бросок с последующим сопровождением рукой мяча, точность направления, сохранение равновесия).
Определяет навык метания в цель количественным показателем.
3. Прыжки из обруча в обруч определяют скоростно-силовые способности мышц ног, ориентировочные реакции и способность к дифференцировке мышечных усилий. Позволяют судить о таких показателях, как: энергичность отталкивания двумя ногами, выпрямление ног и взмах руками вперед-вверх при завершении отталкивания, вынос вперед почти прямых ног в полете, приземление на обе ноги с перекатом с пяток на всю стопу.
Кондуктивная педагогика А. Петё. Развитие детей с нарушениями ...
... помощи детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата? Кондуктивная педагогика представляет собой вид воспитательной работы, который отличается целостным подходом (от лат. conducere -- сводить воедино) и направленностью на гармоничное развитие физических ...
4. Прыжки через препятствие и пролезание под ним. Тест используется для определения ловкости (координационных способностей), позволяющий оценить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.
5. Лазание по гимнастической стенке переменным. Позволяет оценить двигательные умения и навыки, а также такие координационные способности, как: согласование движений, ритмичности двигательных действий, ориентировка в пространстве. Во время выполнения задания оценивается: перекрестная координация движения рук и ног, одновременность постановки ноги и выполнения захвата рукой реек, прямое положение корпуса и головы. Сохранение перечисленных элементов техники при слезании.
6. Подтягивание на скамейке определяет силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса в условиях координационной сложности (способность к согласованию движений, ритмичности двигательных действий, ориентировке в пространстве).
Оценивается одновременность захвата обеими руками скамейки, энергичность и сила сгибания рук в локтях при подтягивании туловища, прямолинейность направления движения.
Метод строго регламентированного упражнения осуществляет педагогический контроль в соответствии со строгой очередностью выполнения заданий.
В начале, проводилось исследование сформированности морфофункциональных показателей в следующем порядке проведения: ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Штанге, проба Генча, нагрузочная проба Мартинэ, кистевая динамометрия.
Перед проведением тестирования, проведена стандартная разминка всех систем организма. Учитывая тот факт, что дети с ЗПР испытывают трудности в переключаемости с одного вида деятельности на другой, тестовые задания проводятся по принципу перехода от простого к более сложному.
После разминки проводилось исследование физической подготовленности в виде прохождения «полосы препятствий». Дети выполняли комплексные тесты в следующем порядке: бег по гимнастической скамейке, метание теннисного мяча в цель, прыжки из обруча в обруч, прыжки через препятствие и пролезание под ним, лазание по гимнастической стенке, подтягивания на скамейке. Во время прохождения детьми «полосы препятствий» инструктор физического воспитания фиксировал так же уровень сформированности двигательных умений и навыков.
Круговой метод представлял собой последовательное выполнение разработанной батареи тестов по типу непрерывного прохождения. Всего ребенок проходил 6 тестовых испытаний (рис 1).
Для каждого тестового задания определяется место (станция), не имеющее посторонних предметов, проверенное на прочность закрепленного оборудования и подготовленное заранее.
Соревновательный метод. При проведении исследований уровня физической подготовленности детей с ЗПР, инструктор физического воспитания регистрировал время, затраченное ребенком на прохождение всех тестовых заданий. Детям заранее сообщалось, что пройти «полосу препятствий» нужно как можно быстрее и показать (по возможности) лучший результат. Это способствовало повышению интереса и эмоционального фона при выполнении контрольных заданий детей с ЗПР. А также позволило стимулировать максимальное проявление физических качеств и выявить их уровень развития, оценивать качество владения основными двигательными умениями и навыками. Круговой метод прохождения двигательно-координационных тестов — Рисунок 1.
Специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного ...
... развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму Мелкая моторика - одна из сторон двигательной ... школьного младшего возраста; письмо дошкольник моторика рука Объект исследования: подготовка руки ребенка к письму. Предмет исследования: процесс подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму. Методы исследования: ...
Рис. 1.
Подобранная методика педагогического контроля включает в себя комплексное изучение уровня физического развития, физической подготовленности, особенностей нарушения двигательных умений и навыков. Предлагаемая батарея тестовых методик подобрана с учетом возрастной группы, возможностей детей, а также основных характеристик дизонтогенеза. Все данные методики, позволили нам определить уровень физического развития, особенностей физических нарушений детей с ЗПР в изученной нами группе.
По результатам диагностик было решено подобрать комплекс методик и рекомендаций, для развития тех качеств, умений у данных детей с ЗПР, уровень которых не соответствовал норме. Для развития физических качеств детей с ЗПР используется труппа методов, построенных на интеграции методов общепедагогического воздействия, а так же физического воспитания (рис. 1).
Ведущими являются методы физического воспитания — строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Первые используются с целью разучивания двигательных действий, второй и третий для закрепления двигательного материала, его совершенствования и развития физических качеств. Однако они сочетаются с методами общей педагогики — наглядного и вербального воздействия. Обучение двигательным действиям проходит при помощи показа упражнения, макетной демонстрации, рисунков, картинок. Немаловажную роль в этом процессе играет и четкое, грамотное объяснение двигательного задания. Очень важен и вербальный анализ проделанной детьми работы.
Безусловно, подобранные методы не используются изолировано. Так метод строго регламентированного упражнения сочетается с методами вербального и наглядного воздействия. А вот игровой метод в наибольшей степени сочетается с методами вербального воздействия. Особой значимостью в организации педагогического процесса детей дошкольного возраста с ЗПР обладает игровой метод.
Однако развиваемые физические качества требуют своих специфических методических условий, обеспечивающих их формирование. Наиболее наглядно это просматривается при анализе методов строго регламентированного упражнения. Безусловно, исключить те или иные варианты методического воздействия при развитии какого-то физического качества полностью невозможно, однако, каждое физическое качество имеет свои, ведущие методы воздействия (рис. 2).
Рис. 1. Методы развития физических качеств детей с ЗПР
Рис. 2. Распределение методов строго регламентированного упражнения, обеспечивающих оптимальные условия для развития физических качеств
К примеру, для развития гибкости у детей с ЗПР в наибольшей степени подходит метод избирательно-направленного упражнения, в условиях стандартно повторного, слитного воздействия. Это означает, что для развития гибкости в наибольшей степени подойдут специализированные упражнения статического и динамического характера. Применять эти упражнения необходимо в стандартно-повторных условиях, соблюдая при этом требования к постоянству окружающей температуры, внутренней готовности мышц (их разогреву), психологической готовности детей.
Выносливость у детей с ЗПР наиболее целесообразно развивать при помощи физических упражнений, обеспечивающих сопряженное воздействие. Таковыми являются подвижные игры, кроссовая подготовка, плавание и пр. Применять эти двигательные задания рациональнее все-то в условиях стандартно-повторно-то слитного повторения, или же вариативного слитного повторения (задание выполняется длительно без пауз отдыха).
Превалирующими для развития силовых способностей будут специальные, избирательно-направленные упражнения. Таковыми являются специальные упражнения для мышц спины и брюшного пресса, приседания. Эти упражнения для детей с ЗПР должны использоваться в условиях стандартно-повторного и вариативного интервального упражнения с явными паузами отдыха. Конечно, отчасти силовые качества можно формировать и в ходе применения сопряженного и слитного упражнения. Однако данные условия для детей с ЗПР специально создавать не целесообразно.
Аналогичные методические требования необходимы и для развития скоростных способностей. Для их формирования необходимы специальные, избирательно-направленные упражнения, выполнение которых возможно в условиях стандартно-повторного и вариативного интервального упражнения. Таким упражнениями являются преодоление скоростных дистанций 10 и 30 м, ускорения с различных стартовых позиций и т. д.
Для развития скоростно-силовых способностей детей с ЗПР наиболее целесообразно использовать упражнения сопряженного воздействия, обеспечивающие одновременное развитие силы и скорости (выпрыгивания вверх из приседа, метания и пр.).
Педагогически верно будет их применять в условиях вариативного и стандартно-повторного интервального упражнения.
А вот для воспитания координационных способностей подходят все варианты строго регламентированного упражнения. Здесь в равной мере подойдут упражнения избирательно-то и сопряженного воздействия. Так способность к удержанию равновесия, к мелкомоторной организации двигательного акта, реакции на движущийся объект необходимо развивать специальными, избирательно-направленными упражнениями (удержание равновесия стоя на одной ноте, кулак-ребро-ладонь и пр.).
А для развития способности к дифференцированию мышечных усилий, ориентировки в пространстве, согласованию движений в наибольшей степени подойдут сопряженные упражнения (прыжки в половину заданной амплитуды, танцевальные композиции, слаломный бет и пр.).
Их выполнение возможно в условиях стандартно-повторного и вариативного упражнения, в условиях как слитного, так и интервального воздействия.
Безусловно, выше приведенное распределение вариантов строго регламентированного упражнения несколько условно. Однако на наш взгляд оно обозначает наиболее значимые методические условия для развития физических качеств детей с ЗПР.
Не менее важные обстоятельства создают игровой и соревновательный методы (рис. 3).
Рис. 3. Варианты использования игрового и соревновательного методов для развития физических качеств детей с ЗПР (Примечание — «тонкая линия» означает ограниченность использования метода).
Так для развития выносливости в наибольшей степени подойдут игровые условия организации двигательной деятельности. Соревновательный метод в данных условиях рекомендуется использовать крайне редко, поскольку работа на выносливость характеризуется как энергоемкая, ее организация в условиях соревнования опасна для здоровья детей с ЗПР.
А вот скоростно-силовые качества детей с ЗПР можно развивать в условиях как игровой, так и соревновательной деятельности. В этом плане весьма эффективны различные подражательные упражнения, эстафеты и соревнования.
Аналогичные условия подойдут и для развития координационных способностей. Игровая основа координационных упражнений обусловит интерес детей к ним, быстрое овладение двигательным материалом. А соревновательные условия создадут предпосылки для достижения результативности координационных упражнений (Кто дольше простоит на одной ноге?).
Скоростно-силовые и силовые качества целесообразнее всего развивать при помощи игровой основы деятельности (прыгать далеко и высоко как северный олень, сильный как богатырь и пр.).
В данных условиях использование соревновательного метода должно быть минимальным. Это объясняется наличием сочетанных заболеваний у детей с ЗПР, их эмоциональной неустойчивостью. Условия соревнований могут стать причиной негативных последствий.
Гибкость детей с ЗПР наиболее результативно развивать при помощи игровой организации двигательной деятельности. В условиях подражательных и имитационных упражнений дети будут проявлять больше старания для достижения высокого показателя.
В целом, можно выявить общие подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями развития: огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей. Физическое воспитание всегда является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития. Однако, ни для какой категории детей с нарушениями в развитии практически не разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, учитывающая особенности физического развития детей данной категории и отражающая современные подходы к оздоровлению и физическому воспитанию детей.
Можно говорить о том, что целесообразно для детей с ЗПР использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость (инфантилизм).
Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в вводной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности. В основной части — 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки приходится на конец основной части. Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности. Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.
Для проведения экспериментальной работы были организованы и определены учащиеся с ЗПР 1-х классов в количестве 12 человека из них 5 детей с ЗПР в экспериментальной группе.
При работе исследования детей с ЗПР были выявлены нарушения у них основных двигательных действий, связанные с координацией движений:
— недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;
— недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;
— недостаточная выраженность моторной ассиметрии;
— трудности сохранения равновесия.
Так же выявлено, что наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы, низкий уровень развития моторики у выбранной категории детей с ЗПР создают определенные трудности, неблагоприятно влияют на овладение различными навыками.
Нами были подобраны и апробированы все методики по выявлению
Таким образом, можно говорить о том, что используя подобранные методы и методики для исследования состояния здоровья, мы смогли определить и нужный и в данном случае эффективный перечень мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики у детей с ЗПР, а так же, основных двигательных действий, напрямую связанных с координацией движений учащихся 1-х классов с ЗПР.
2.2. Анализ результатов и разработка практических рекомендаций по коррекции основных двигательных действий у детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры
По результатам проведенных методик в предыдущей части нашего исследования было выявлено, что практически все учащиеся с ЗПР имеют низкий уровень физических способностей и мотивации к их развитию. Был подобран и апробирован комплекс методик и рекомендаций для работы с такими учащимися. Анализ результатов проведенных занятий показал положительную динамику физических способностей и повышение мотивационных составляющих занятий.
Для правильного построения работы по развитию двигательно-координационных способностей детей с ЗПР необходимо учитывать уровневый подход, с вычленением области отражения, недоразвития и нарушения согласованной деятельности отдельных церебральных систем, выделяя опору на более сохранные нижележащие церебральные уровни коррекцию недостаточного руброспинального уровня организации в покое и в движении путем развития статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия (кружения) ввиду того, что у детей с ЗПР часто встречающиеся нарушения регуляции мышечного тонуса выражаются в повышении или снижении мышечного тонуса и препятствуют удержанию конечностей в определенном положении, коррекцию недостаточности уровня синергии, выражающегося в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений путем применения музыкально-ритмических занятий; а также упражнений, направленных на развитие гибкости, укрепление мышц туловища, коррекцию недостаточности уровня пространственного поля, появляющегося в слабости, неточности, несвоевременности движений путем развития силы, быстроты движений, их точности.[6]
Таким образом, установлено, что для коррекции нарушений техники выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки соответствующего комплекса средств и методики.
Основой методики является комплексное использование упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики; специально подобранных методов и методических приемов.
Особенно полезны в плане коррекции упражнения в бассейне.
С этой целью на занятиях в воде можно применять не сложные, но эмоционально позитивные эстафеты, игры с мячом, коррекцию недостаточности теменно-премоторного уровня организации движений, при котором страдает организация двигательного акта на корковом уровне путем организации движений играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания.
Необходимо использовать игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности, находчивости, задания на запоминание траектории движений, пути перемещения в пространстве, коррекцию высшего символического уровня организации движений путем включения сюжетно-ролевых игр, упражнений с определенной ситуацией и реальными действиями (этюдами).[11]
Состав средств, для коррекции основных двигательных действий может практически не отличается от используемых в методике физического воспитания детей с ЗПР.
На занятиях физической культурой можно применять подводящие упражнения, разработанные Н. П. Филатовой для детей с нарушением речи. Такой выбор обусловлен тем, что большинство этих детей, помимо основного нарушения в развитии, имеют задержку психического развития.[34]
При подборе средств, направленных на развитие мелкой моторики, необходимо использовать методические разработки для педагогов-дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, инструкторов физической культуры в образовательном учреждении, специалистов по массажу.[13]
Последовательность выполнения всех упражнений на занятии АФК согласовывалась с цефалокаудальным принципом развития двигательных функций человека. В соответствии с ним, координация двигательных действий совершенствуется в следующей последовательности: голова, руки, ноги. Поэтому каждое занятие целесообразно начинать с комплекса пальчиковой гимнастики, затем выполняются все остальные упражнения.
Содержание занятий:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Разновидности ходьбы и бега.
3. Комплекс ОРУ с метаниями.
4. Подводящие упражнения.
5. Разновидности основных движений.
5. Ходьба с постепенным замедлением темпа движений.
6. Упражнения для коррекции двигательных нарушений.
7. Упражнения на расслабление, на растягивание.
8. Самомассаж рук.
Отличительной особенностью основной части занятия является то, что все упражнения нужно выполнять в режиме предметного действия для повышения степени осознанности двигательных действий, обеспечения более прочного усвоения двигательных навыков.
Содержание заключительной части составили упражнения, обеспечивающие общее и мышечное расслабление. Так как расслабление мышцы является важным компонентом двигательного действия, необходимым условием его качественного выполнения [16], применение данных упражнений имеет важное значение.
В основном, с детьми с ЗПР, применяется метод строго регламентированного упражнения. Коррекционные, подводящие упражнения и общеразвивающие упражнения с предметами разучивались целостным методом. При разучивании упражнений пальчиковой гимнастики необходимо использовать метод расчлененного упражнения.
При работе с детьми, испытывающими затруднения в обучении, помимо выше указанных, можно применять метод пассивных движений [A. B. Запорожец, 1986].
Данный метод предполагает выполнение движений занимающимся посредством активных действий инструктора. В связи с трудностью подражания, переформулировки схемы действия у детей с органическими поражениями центральной нервной системы, непосредственная физическая помощь в организации действия приобретает большое значение. Постепенно, с усвоением движения, физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.
Дифференциация методических приемов необходимо осуществлять в зависимости от используемых средств. Основной используемый методический прием — выполнение всех упражнений, за исключением упражнений пальчиковой гимнастики и самомассажа рук, в режиме предметного действия. Использование данного приема обеспечивало повышение эффективности самоконтроля, степени осознанности ребенком собственных действий, создание мышечных представлений о движении.
При обучении упражнениям пальчиковой гимнастики, общеразвивающие упражнения с предметами можно использовать музыкальное сопровождение, вариативные положения и условия выполнения.
Для формирования и коррекции двигательных умений в процессе занятий необходимо варьировать положения и условия выполнения упражнений. Данный методический прием можно использовать при обучении коррекционным упражнениям и упражнениям пальчиковой гимнастики и обеспечивал постепенное повышение степени сложности заданий.[28]
Во время занятий нужно применять также индивидуальные приемы воспитания и обучения, подобранные в соответствии с характером нарушений в эмоционально-волевой сфере детей (инфантилизм, гиперактивность) с учетом рекомендаций педагогов-психологов [6, 26].
Занятия адаптивной физической культуры проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность).
Данная форма проведения занятий эффективна, так как, наиболее тесную взаимосвязь с тестами, характеризующими познавательную активность, имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности.
В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением («Вызов номеров», «Дни недели» — математика; «Раз, два, три, — к дереву беги!», «Вершки и корешки» — экология; «Собери букет» — рисование, экология и т.п.), игровые задания («Измерь, кто дальше прыгнул», «Собери из лучиков такую же картинку» и др.), имитационные действия («Ходим, как мишка, петушок, лисичка», «Подул ветер, деревья качаются», «Ползем, как улитка» и т.д.), загадки (дети мимикой и жестами показывают отгадки).
Также следует отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных функциональных систем организма (кардиореспираторной, опорно-двигательной, нервной).
Рекомендуемая частота проведения физкультурных занятий — 3 раза в неделю (одно из которых — на воздухе или в бассейне).
Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме. В начале занятия у детей с ЗПР следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.
Для стимуляции развития двигательных функций значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов, в частности зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, упражнения с опорой на поверхности различной фактуры), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, упражнения с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в различных температурных режимах воздуха, в воде).
Важно учитывать, что у детей с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого следует, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения будут выполняться детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе — по словесной инструкции.
При подборе пособий следует помнить, что посторонние раздражители вызывают у детей с ЗПР замедление выполняемой деятельности и увеличение количества ошибок.
Длительное и напряженное выполнение физических упражнений детьми данной категории вызывает состояние дискомфорта, так как продолжительность периода восстановления у них больше по сравнению с практически здоровыми детьми.
Программный материал по адаптивной физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опорой способности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
Занятия с детьми проводились в течении учебного года. Повторная диагностика подтвердила положительную динамику. Следует отметить, что данные стратегии возможно адаптировать к особым потребностями каждого отдельного ученика с ЗПР [20].
Таким образом, резюмируя содержание параграфа, можно говорить о том, что для развития у учащихся с ЗПР уровня физических способностей, активности и мотивации к их развитию следует учитывать множество факторов и условий. Равнозначными являются рекомендации как практического применения представленных в курсовой работе методик, так и теоретических знаний.
Заключение
Необходимость коррекции недостатков двигательной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями.
При организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья детей и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
Неоднородность в группе детей с задержкой психического развития обуславливается замедленностью становления эмоционально-волевых характеристик и произвольной регуляции поведения, хотя нарушения в интеллектуальном плане могут быть выражены слабо. Детям с минимальной мозговой дисфункцией присущи различные формы инфантилизма, наиболее отчетливо проявляющиеся к концу дошкольного возраста и в начальной школе. Нарушение в функционировании отдельных уровней аффективной системы регуляции поведения у детей с ЗПР существенно влияет на формирование их личности. У детей с ЗПР имеются особенности формирования двигательной сферы. Те или иные отклонения в развитии двигательной сферы у учащихся, отмечались с самого начала выделения и изучения данной категории нарушение произвольной регуляции движений, является характерной чертой данной категории, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Почти все авторы отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР, а также отсутствие единого типа нарушений моторной сферы наличие двигательно-возбудимых и двигательно-пассивных детей.
Процесс коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития осуществляется с учетом данных о замедленном процессе формирования двигательных навыков, наличии различных двигательных нарушений. Адекватными средствами при этом являются упражнения для коррекции двигательных нарушений, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексное использование данных средств является основой повышения эффективности процесса занятий адаптивной физической культурой, направленного на коррекцию основных двигательных действий.
Обобщая информацию о коррекции основных двигательных действий, помимо выше указанных средств, предусматривает: применение методов строго регламентированного упражнения (целостного, расчлененного, переменного), метода пассивных движений при затруднениях в обучении; методические приемы: выполнение упражнений в режиме предметного действия, использование музыкального сопровождения, вариативные положения и условия выполнения упражнений; индивидуальные приемы воспитания и обучения.
Экспериментальная проверка, разработанных методических подходов в практике адаптивного физического воспитания детей с ЗПР, показала их высокую эффективность. Результаты педагогических экспериментов, проводимых на базе МКОУ СОШ №18 с. Шангала, констатировали положительную динамику развития основных двигательных действий, связанных с координацией движений, моторной сферы, напрямую связанной с развитием моторики кистей и пальцев рук, а так же физических качеств у детей с ЗПР 1-х классов, принимающих участие в эксперименте.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводам, что можно говорить об эффективности разработанных практических рекомендаций по коррекции основных двигательных действий у детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры, лишь при условии правильно-организованного определения, основных двигательных действий, связанных с координацией движений, уровня развития моторной сферы, напрямую связанной с развитием моторики кистей и пальцев рук, детей 1-х классов с ЗПР. А так же, при правильном определении степени данных нарушений у ребенка, соблюдении практических рекомендаций предложенных в последнем параграфе работы и создания особых условий для целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе инклюзивного образования в общеобразовательных школах.
-
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М.: Гном-Пресс, 2002. — 64 с.
-
Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
-
Герд А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР // Дефектология. — 1975. — №6. — С.54-63.
-
Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В .А. Овсянкин. -М.: Владос, 1999. 176 с.
-
Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. — М., 1976. — С.47- 53.
-
Дробинская, А.О. Синдром психического инфантилизма / А.О. Дробинская. // Коррекционная педагогика: хрестоматия / под общ. ред. Ю.В. Науменко. Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2002. — С. 36-39.
-
Дубинска А.В., Плуде В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста // Изучение шестилетних детей. — Рига, 1980. — С.31-47.
-
Екжанова Е.А. Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород, 1993. — С.46-51.
-
Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986.-296 с.
-
Ильин В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Ильин. М.: ГЦОЛИФК, 2002.-20 с.
-
Киселева, Н В Методика коррекционных воздействий, направленных на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами художественного плавания. Учебное пособие — Нижневартовск НГГУ, 2006-75с.
-
Коровина И.А. Двигательные нарушения в структуре развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Адаптивная физическая культура — пути и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (г. Волгоград, 23-25 сентября 2009 г.) — Волгоград: ВГАФК, 2009. — С. 5053.
-
Коровина И.А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 6 (приложение «Педагогические науки»).
— С. 4.
-
Лебединская К.С., Марковская И.Ф. , Растягайлова Л.И. Клинико-нейропсихологическое исследование задержки психического развития // Проблемы медицинской психологии. — Л., 1976. — С.217-218.
-
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. — М: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
-
Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 416 с.
-
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
-
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962. — 432 с.
-
Любушкина Н.Г. О формировании навыка письма у детей с задержкой психического развития // Тез. докл. 4-ых Всесоюз. пед. чтений. Т.2. — М., 1976. — С.219-220.
-
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1995. — 198 с.
-
Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход) / И.Ф. Марковская. // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2005. — №9. -С. 39-46.
-
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М.: Владос, 1997. — 304 с.
-
Певзнер М.С, Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Каплан А.И. Клиническая характеристика аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. — М., 1965. — С.48-85.
-
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. — 1972. — №3. — С. 3-9.
-
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 160 с.
-
Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2002.-352 с.
-
Рейдибойм М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития // Дети с временными задержками развития. — М.: Педагогика, 1971.-С. 92-102.
-
Решетняк, О.В. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР / О.В. Решетняк, Т.А. Банникова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — №2. — С. 54-59.
-
Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с временными задержками развития. — М.: Педагогика, 1971. — С.46-51.
-
Сиротюк, A.JI. Обучение без стресса: психофизическая подготовка / А.Л. Сиротюк. // Дошкольное воспитание. 2005. — №1. — С. 76-83.
-
Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. — №3. — С.21-28.
-
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры ихарактеристика ее основных видов / под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005. 448 с.
-
Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. — Н. Новгород, 1994. — 238 с.
-
Филатова, Н.П. Обучаем дошкольников двигательным действиям / Н.П. Филатова. // Физкультурное образование Сибири. 2001. — №2. -С. 39-44.
-
Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. №9. — С. 4-8.