Ы по медицине Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека

В настоящее время физиологией накоплен значительный фактический материал, характеризующий возрастное развитие и инволюцию деятельности мозга человека. Однако обнаруживается, что некоторые периоды, например, от рождения до 7 лет и после 50, подвергнуты систематическому изучению, в отношении же других периодов имеются лишь отдельные работы. Неравномерно также распределение имеющихся исследований по основным проблемам физиологии высшей нервной деятельности: достаточно полно изучены закономерности формирования условно-рефлекторной деятельности детей на уровне 1-й сигнальной системы – в этом направлении велись исследования Бехтерева и Щелованова, Красногорского, Касаткина и др. Сравнительно мало изучены механизмы развития и функционирования 2‑й сигнальной системы, недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других вопросов, очень важных не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Поэтому и распределения материала в данной главе оказалось соответственно неравномерным.

Рассматривал онтогенез функций мозга человека, мы исходим из следующих основных положений: в деятельности головного мозга различаются два основных функциональных уровня: врожденный (безусловно-рефлекторный) и вырабатываемый (условно-рефлекторный).

Врожденные реакции являются функцией низших отделов центральной нервной системы. Однако известно, что в силу картиколизации функций у высших животных и человека дуги всех безусловных рефлексов получают представительство в коре больших полушарий (Быков 1941; Асратян, 1952).

Замыкание новых нервных связей совершается в коре головного мозга при участии в этом процессе нежелающих отделов центральной нервной системы; согласно предложений Асратяном (1952) концепции, процесс образования условного рефлекса рассматривается в настоящие время как корковый синтез двух или более безусловных рефлексов. Исследования, показали также влияние ретикулярной формации ствола мозга на замыкание условной связи.

В свое время Павловым было высказано положение, согласно которому условно-рефлекторная деятельность человека характеризуется тем, что наряду с прямым отражением действительности (в форме непосредственных зрительных, слуховых и других ощущений) в мозге происходит обобщенное отражение явлений и предметов через посредство слова. Ощущения и впечатления от окружающей среды Павлов определял как первую сигнальную систему действительности, общую у нас животными. Слово же он считал сигналом, интегрирующим множество сигналов 1‑й сигнальной системы – «сигналом сигналов».

6 стр., 2999 слов

Психика человека

... преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя. Психическая жизнь человека, его внутренний ... только степень рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в ...

В настоящем обзоре сделана попытка изложить более существенные факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного развития.

1. Антенатальный и ранний постнатальный периоды

условный рефлекс унеродившегося плода

условные оборонительные рефлексы на звуковые раздражители

Новорожденный младенец связан с окружающим миром лишь посредством ограниченного числа врожденных рефлексов. Эти реакции не только бедны количественно, но и очень не совершенны: они имеют генерализованый характер, неточны и вызываются в равной степени как внешними, так и висцеральными раздражениями. Это связано с тем, что высшие отделы нервной системы еще малоактивны, и превалируют роль подкорковых структур.

2. Первый год жизни

самыми ранними являются интероцептивные условные рефлексы.

временные связи на экстероцептивные раздражения.

Интересно отметить, что у детей этого возраста скорость и прочность образования условных связей на зрительные раздражители зависит от того, совпадает ли по времени их действие с действием тактильно-кинестетических раздражителей. Связь звуковых раздражений с кинестетическими является позднее благоприятным условием образованием временных связей на звуковые раздражения. Этот факт свидетельствует о том, что в онтогенезе высшей нервной деятельности ребенка различные анализаторные системы неравноценны. Различение явлений внешнего мира функционально менее зрелыми анализаторными системами совершается успешнее при участие других, более зрелых анализаторов. Сроки формирования естественных рефлексов довольно близко совпадают со сроками морфологического созревания проводящих путей анализаторных систем. К 5-му месяцу жизни уже все анализаторные системы ребенка достигают достаточно высокого функционального совершенство и широко включаются в деятельность.

комплексные.

последовательность развития различных форм центральноготорможения

О первых проявлениях условного торможения можно говорить лишь с 8 – 9-го дня жизни. Пока единственно достоверные факты полученных в упомянутых выше экспериментах Крачковской по изучению вегетативных условных рефлексов. Если при проявлении условнорефликторного пищевого лейкоцитоза изменить время кормлений, то через 2 дня повышение числа лейкоцитов передвигается во времени соответственно новому расписанию кормлений, т.е. обнаруживается дифференцировочное торможение. Это крайне интересный факт, так как угашение и дифференцирование экстероцептивных раздражений удается получить у ребенка не ранее чем в 3-месячногм возрасте. Четкое дифферецирование ребенком зрительных и слуховых условных раздражителей у детей более раннего возраста не привели к успеху.

стереотипов интероцептивных условных рефлексов,

3. От 1 года до 3 лет

исследовательской деятельности.

Очевидно, что явления внешней среды как раздражители приобретают для ребенка на 2-м году жизни принципиально новый характер. Из обобщенного, недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают выступать отдельные предметы как обособленные комплексы раздражителей. Этот огромный прогресс в анализе внешней среды оказывается возможным лишь как следствие действия ребенка с предметами.

Постепенно у ребенка вырабатывается система адекватных действий с различными предметами: на стул он садится, ложкой ест, из чашки пьет и т.д. если действия ребенка с предметами ограничить, то его познавательная деятельность не только оказывает очень обедненной, но и задерживается очень обедненной, но и задерживаться в своем развитии. Благодаря действиям ребенка с предметами начинается формирование функции обобщения, которая далее станет отличительной, специально человеческой чертой деятельности мозга.

24 стр., 11576 слов

Развитие связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных ...

... условия развития связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных представлений. Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 5-го года жизни возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении специальных театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе ежедневной деятельности детей. Задачи ...

Психология описывает процесс обобщения нескольких предметов в одну группу как выделение существенного в каком-нибудь отношении свойства в этих предметах и отвлечение от второстепенных, несущественных свойств. Физиологически это явление связано с тем, что данное свойство вызывает более сильную ориентировочную реакцию, чем другие. Однако, далее, выделение существенного свойства становится процессом условно-рефлекторным, основанным за то, что данное свойство получает более сильное безусловное подкрепление по сравнению с другими свойствами.

В специальных экспериментах было установлено, что для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче и легче. Очевидно, что для детей 3 лет физиологически оправданным является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипом. Детей этого возраста следует оберегать от ломки стереотипов, какой бы незначительный она не казалась.

Интересен ход развития обобщающей функцией слова у ребенка этого возраста. В результате разработанных действий с предметом, обозначаемым определенным слово, на это слово вырабатывается большое количество условных связей. Приведенными экспериментами установлено, что на 2-м и 3-м годах жизни ребенка словесные сигналы непрерывно обогащаются новыми непрерывными связями. Одни и те же слова у ребенка 2 и 3 лет совершенно несоизмеримы по количеству условных связей (величине «ассоциативных полей»), образованных на них, а, следовательно, и по их способности обобщать конкретные сигналы первой сигнальной системы. В этом заложены безграничные возможности высшей нервной деятельности человека.

4. Старший дошкольный возраст

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.

Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 – 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 – 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы.

У детей 5 – 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е.непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной,но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы. Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.

8 стр., 3513 слов

Гигиена органов мочевыделительной системы детей дошкольного возраста

... систему. [9] 3. Возрастные особенности органов мочевыделительной системы детей дошкольного возраста орган мочевыделительный дошкольник заболевание Почки у новорожденного короткие и толстые, сильнее, чем у ... система, а также печень, желудочно-кишечный тракт, лёгкие и кожа. Органы выделения ... проксимальный его отдел, в котором процессы образования мочи отличаются высокой скоростью. Капсула ...

К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтения и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.

У детей старшего дошкольного возраста отражение действительности проявляется также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу действий из ряда движений. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируется при участии любой коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий. Классовский связывает позднее нервнопсихических функций у ребенка с поздней интерокортикальной миелинизацией прилегающих к коре участков белого вещества в лобных областях.

принципу «максимализации»

Эти факты являются еще одним свидетельством того, что уровень сложности ассоциативной деятельности мозга находится в зависимости от степени зрелости лобных областей.

Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представляет собой период активного формирования всех основных проявлений высшей нервной деятельности ребенка.

5. Младший школьный возраст

Это очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельности детей, влияние систематического обучения не подвергнуты пока должному анализу. По данным Ивана-Смоленского и его сотрудников, у детей в возрасте 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей: отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения, последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное влияние на процесс возбуждения. Происходит дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты в предыдущем возрасте.

типологические особенности

Некоторыми авторами делались попытки использовать двигательные реакции как показатель типологических особенностей нервной системы. Однако до сих пор остается неясным, отражают характеристики двигательных реакций лишь особенности двигательного анализатора или нейродинамики вообще. Сила и подвижность нервных процессов с возрастом развиваются, изменяется и баланс обоих нервных процессов. Соответственно изменяются и типологические особенности. По-видимому, о типе нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Проблема эта, однако, имеет большое практическое значение и требует разработки.

6. Переходной период

Период с 11–13 лет у девочек и с 13–15 лет у мальчиков является первой фазой переходного возраста.

общем повышением возбудимости центральной нервной системы

В экспериментальных исследованиях обнаруживается тенденция к широкому обобщению предъявляемых раздражителей, как непосредственных, так и словесных; одновременно отмечается увеличение латентных периодов условных реакций. Изменяется и речь подростков: она замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипные. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ, необходимо задать ряд дополнительных вопросов. Это заставляет предполагать известные ослабления высшего функционального уровня корковой деятельности – 2‑й сигнальной системы – и как результат этого – усиление функции 1‑й сигнальной системы. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители теперь возрастают, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется. На речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные: латентные периоды реакции на речевые раздражители возрастают.

7 стр., 3071 слов

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в процессе лепки

... развитых процессов мышления, формирование которых происходит посредством многих методов и приемов, в числе которых – самостоятельная художественная деятельность. В нашей контрольной работе мы рассмотрим самостоятельную деятельность ... подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы ...

психическая неуравновешенность

В возрасте 15–17 лет организм может считаться созревшим. Если на всех выше описанных этапах развития были созданы благоприятные условия, то с этого времени функции больших полушарий уже дает картину более или менее уравновешенной и гармонической деятельности.

7. Взрослый человек

изучения типологических свойств нервной системы.

Исследования Теплова, показано, что имеется очень большая вариативность типологических особенностей, которые затруднительно уложить в четыре классических типа. Установлено также, что наряду с общим типом нервной системы имеется «парциальные» (или частичные) типы, характеризующие функциональные свойства того или иного катализатора. Так, например, при общем сильном уравновешенном типе нервной системы может быть обнаружено преобладание возбуждения по пробам, адресованным слуховому анализатору.

Зырянова изучала возрастные особенности свойств нервных процессов у здоровых взрослых людей четырех групп: 1) 18–21 год; 2) 22–24 года; 3) 25–28 лет и 4) 29–33 года. По всем группам автор обнаружил, что у женщин нет соответствия в уровне возбудимости по слуховым и зрительным моторным реакциям, у мужчин же корреляции этих реакций достигают статистически значимого уровня. Женщины характеризуются большой скоростью замыкания положительных связей, мужчины – большой скоростью выработки дифференцировок. Коррелированность показателей уровня возбудимости («чувствительности») и силы нервных процессов в группе женщин оказалась несколько выше, чем в группе мужчин, на всех изученных возрастах, причем стабильность этих параметров у женщин появляются раньше – уже в 18–24 лет, у мужчин же – 25–33 года.

взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека.

8. Человек в пожилом возрасте

Павлов живо интересовался проблемой изменений высшей нервной деятельности у человека при старении, сопоставляя данные отдельных клинических наблюдений, иногда из самонаблюдений, с результатами, полученными на животных. Он считал, что при наступлении старости происходит ослабление основных нервных процессов, особенно тормозного, а также уменьшение их подвижности, развивается инертность процесса. Характерным для старости ослабление процесса торможения Павлов объяснял старческую болтливость и фантастичность.

Одно из первых проявлений старение ослабление памяти на текущие события, по наблюдениям Павлова, зависит от изменения подвижности раздражительного процесса в сторону его инертности. Старческую рассеянность Павлов считал следствием выраженной отрицательной индукции. Учитывая данные самонаблюдений, он писал: «Чем дальше, тем больше я лишаюсь способности, занятый одним делом вести исправно другое. Очевидно, сосредоточенной раздражение определенного пункта при общем уменьшении возбудимости полушарий индуцируют такое торможение остальных частей полушарий, что условные раздражители старых, прочно зафиксированных рефлексов оказываются теперь ниже порога возбудимости». Относительно последовательности изменений свойств нервных процессов он указывал: «На основании нашего материала можно сказать, что при старении слабеет раньше тормозный процесс, а затем страдает подвижность нервного процесса, нарастает инертность.

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна ...

У лиц пожилого возраста тормозятся мигательные условные рефлексы при относительно большей сохранности речевых реакций. В глубокой старости имели место обратные отношения. Систематическое применение словесных и непосредственных раздражителей с отдыхом в 1–2 дня способствовало улучшению функций обеих сигнальных систем.

В процессе старения наблюдалось не только нарушение комплексного реагирования, но и изменение свойств нервных процессов. У людей в возрасте от 60–90 лет вырабатывали двигательные условные рефлексы при электрокожном подкреплении.

При двусторонней переделке сигнальных значений ассоциированной пары условных раздражители на обратные выявилась особенная трудность переделки положительного условного рефлекса в тормозный. Все это говорит об инертности и ослаблении раздражительного процесса в старости.

Исследование подвижности нервных процессов речевой системы показало, что при эксперименте удлинение латентных периодов (до 2 – 6 сек.) словесных реакций часто сопровождалось повторными ответами. Объективно регистрируемые движение нижней челюсти не прекращались сразу после словесного ответа, как у более молодых испытуемых, а продолжались в течение нескольких секунд после нее, что указывает на инертность раздражительного процесса в речедвигательном анализаторе.

У ряда исследуемых лиц старческого возраста интерес к окружающей действительности преобладает над другими безусловными рефлексами, а речевая деятельность сохраняет ведущее значение. Вегетативные нарушения у лиц старческого возраста в виде сосудистой ареактивности, изменения дыхания, принимающего волнообразный характер, зависит, видимо, от ослабления регулирующей функции коры больших полушарий головного мозга.

Заключение

Резюмируя факты, полученные при изучении высшей нервной деятельности человека, можно прийти к следующему заключению. По мере морфологического и функционального созревания головного мозга поведение ребенка подвергается непрерывному изменению и усложнению; постепенно все новые явления окружающей среды приобретают для него значение сигналов, и изменяется снова (безусловные рефлексы), на которой строятся новые, разрабатываемы новые формы поведения.

В младшем дошкольном возрасте имеется четко выраженная преобладания роли 1-й сигнальной системы, влияние же формирующейся 2-й сигнальной системы еще относительно слаба. Лишь с 7–8 летнего возраста слово приобретает для ребенка главенствующее значение среди других раздражителей. Крайне важен некоторый регресс, отмечаемый в переходном возрасте, когда роль 2-й сигнальной системы значительно снижается и вновь восстанавливается лишь к периоду окончания созревания организма. В среднем к 17-летнему возрасту организм вступает в период гармонического соотношения функций сигнальных систем; у взрослого человека приблизительно до 50 лет наблюдается наиболее устойчивые отношения между сигнальными системами с четко выраженным функциональным преобладанием 2–1 сигнальной системы.

13 стр., 6100 слов

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте

... 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка-дошкольника По мнению А.В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается ... человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5 года он переходит к следующему периоду -- изобразительному. ...

Процесс инволюции начинается и прогрессирует с большими индивидуальными различиями, как в сроках, так и в степени, что обусловлено типологическими особенностями и влияниями среды. Вопрос о типологических особенностях нервной деятельности человека разработан недостаточно, между тем он имеет большое практическое значение. Следует подчеркнуть, что, как и развитие высшей нервной деятельности у ребенка, так и угасание ее в старческом возрасте в очень большой мере дитерменированы социальными влияниями. Поэтому важнейшая задача физиологии и психологии – изучить условия, способствующие сохранности и полноценному функционированию высшей нервной деятельности человека во все возрастные периоды человека.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/vozrastnyie-osobennosti-vyisshey-nervnoy-deyatelnosti/

1. Аршавская Э.И. 1964. Физиол. Журн. СССР

2. Аршавский И.А. 1966 В кн.: Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии. «Медицина».

3. Аршавский И.А. 1967. Очерки по возрастной физиологии. «Медицина».

4. Кольцова М.М. 1958. О формировании высшей нервной деятельности ребенка.

5. Матеев 1968. В кн., Мышечная деятельность и функции организма при старении.

6. Пузик В.И. 1961. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека.

7. Розанова В.Д. 1968. Очерки по экспериментальной возрастной фармакологии.

[15,5 Кб]

Информация о работе