Иммануил Кант (1724-1804) – один из выдающихся мыслителей XVIIIв. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи в которую он жил. Философия Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Течение это сыграло большую роль в развитии мировой философской мысли.
В философском творчестве И.Канта выделяют два основных периода – «докритический» (1746-1770) и «критический» (1770-1791).
В первом — рассматриваются вопросы естествознания, среди которых гипотеза о возникновении и развитии Солнечной системы. Второй (70гг.) связан с разработкой теории познания, логики, диалектики, нравственности, эстетики, антропологии. Различие двух периодов в философском развитии Канта определяется тем, что в работах обоих этих периодов по-разному решается вопрос о способности нашего ума к познанию.
Философия Канта явилась качественно
Трансцендентальная философия не имеет дело с аналитическими суждениями. Объектом ее рефлексии является синтетическое суждение, суждение, выходящее за пределы понятия и связывающее понятие с
Философия Канта (три «Критики»)
... способность человека к теоретическому познанию, «Критика практического разума» (1788(, решающая проблемы этического действия и «Критика способности суждения» (1790), рассматривающая проблемы целесообразности, суждений вкуса. «Критика ... научное познание из чистого разума предполагает наличие синтетических априорных суждений. И Кант прямо формулирует эту основную проблему своей философии: «Итак, ...
В синтетическом суждении нам следует прибегать к интуиции и данным опыта: в субъекте суждения не должен заключаться его предикат. В противном случае суждение будет аналитическим, раскрывающим содержание понятия.
Но объектом трансцендентальной философии не является и вышеописанное синтетическое суждение. В нем связь субъекта с предикатом может быть случайной и субъективной, тогда как научное познание является объективным и необходимым. Следовательно, лишь объективное и необходимое синтетическое суждение может быть объектом трансцендентальной философии.
Никакой опыт не дает нам объективного и необходимого суждения. Поэтому объективное и необходимое суждение не является опытным, оно предшествует опыту, является априорным.
Априорное синтетическое суждение образует основной объект, исследование и анализ которого составляет предмет трансцендентальной философии.
Из вышесказанного видно, что трансцендентальная философия Канта имеет важное теоретическое и историко-
ГНОСЕОЛОГИЯ КАНТА
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта…, Но хотя наше знание начинается с опыта,
из этого вовсе не следует,
что оно все происходит из опыта…
Поэтому возникает вопрос…
существует ли …независимое от опыта
и даже от всех чувственных впечатлений знание?
И. Кант
«Критика чистого разума»
В течение всего докритического периода своего творчества Кант честно и с истинно немецкой педантичностью пытался описать мир при помощи научной и философской методологии. Его философские убеждения этого периода следовали в русле просвещенческого оптимизма.
Но кризис просвещенческого оптимизма настал, когда выяснилось, что наука, разум и информация не улучшили ни человека, ни общество. Это заключалось в том, что технический и исторический прогресс не принёс желаемого блага, а скорее наоборот способствовал развращению нравов. Стали говорить о необходимости вернуться к естественному состоянию человека.
гносеологию.
Что вызвало переход от раннего периода его творчества к зрелому (критическому).
Основной смысл гносеологии заложен в философской работе И.Канта: «Критика чистого разума» (теория познания), которую он опубликовал в двух изданиях: первое появилось в 1781, второе – в 1787. С тех пор как она появилась, не было сколько-нибудь значительного философа, который бы не обратился к изучению этой работы и не пытался бы дать ей свою интерпретацию.
Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Это значит: не критику каких-то отдельных положений или, как он говорит, «не критику книг и систем», хотя такую критику тоже можно и подчас нужно осуществлять. Но критика по адресу отдельных людей, тех или иных произведений, вряд ли может быть, согласно Канту, по-настоящему основополагающей. Он разъясняет « Я разумею под этим ( под критикой чистого разума) не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.
Учение о морали И.Канта
... метафизики нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой ... в конце жизни. Отвлеченные рассуждения о морали прослеживаются в «Критике чистого разума» (1781-1787), обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основание ...
Кант оперирует столь знакомым нам понятием «научная революция», или «революция в науке». Еще в древности математика, рассуждает он, совершила свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики как науки в глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание вступило на путь научной революции значительно позже. Переворот пришел только лишь с учением Коперника и с последующими осмыслением естествознания у Галилея, Ньютона и д.р. Кант утверждает, что современная ему философия еще не пережила революционного переворота. «Критика чистого разума» и все последующие работы Канта как раз и содержат с себе попытку вывести философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую «революцию в способе мышления»
Но в чем именно Кант видит смысл и содержание такой революции?
Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это собственно некоторой необходимости, по определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперименты, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами, революционную перемену, которая произошла с математикой а античности, а с естествознанием – в новое время и которая должна еще произойти в философии, в метафизике, кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука – конструктивное и творческое создание человеческого ума.
В предисловии ко второму изданию «Книги чистого разума» Кант с самого начала стремиться выразить свое отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек, не оставляя при этом ни каких сомнений в том, почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто академический, философско-теоретический интерес, как бы он не был важен для Канта-исследователя. Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Наука и искусство – яркие взлеты, впечатляющие воплощения исконно человеческого творчества, т.е. самой свободы, которой проникнуто любое в сущности созидательное действие. Нельзя понять человека ни как свободное, ни как моральное существо, если просто связать его в качестве пассивного и зависимого предмета с природой, ее вещами и процессами. Свобода – некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении все большей свободы есть несомненная связь.
Априоризм Канта и современная наука
... том, что сознание само строит предмет науки, есть субъективный идеализм. Вывод Канта о том, что познание вещей самих ... вещей самих по себе, независимо от познающего субъекта. Кант первый показал, что и эти «первичные» определения обусловлены ... возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Канта интересуют главным образом три вида знания: математика, теоретическое ...
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза между категориями как чистыми понятиями рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую роль играет учение о «схематизме»чистых понятий рассудка, или о фигурном синтезе, т.е. об априорной функции посредством которой