Теории памяти в психологии

Память — самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем » настоящим «. Тем не менее, настоящее — это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей.

Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

1. Определение памяти

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картинку, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, не отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек. Изучение памяти животных служит, как и любая другая информация о них, для углубления понимания памяти человека.

4 стр., 1584 слов

Мышление и память

... и оперативная виды памяти. Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и ... и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на ... исследования. Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения, ...

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Под опытом здесь понимается любые психические процессы, предшествовавшие текучим, независимо от степени их осознания. По сути дела, понятия «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (Н.Винер).

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека. На биологическим уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др. На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью. Так, в структуре нервных импульсов, несущихся по афферентным волокнам от рецепторов к центру, хранится информация о структуре тех мгновенных изменений в состоянии рецепторов, которые имели место при воздействии на них раздражителей. На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.

2. Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени хранения информации. Три формы памяти – мгновенная, кратковременная и долговременная отличаются друг от друга по способу представления в них получаемой извне информации, а также по тем функциям, которая каждая из них выполняет в процессах памяти человека.

Мгновенная, Кратковременная, Долговременная

  • пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты;
  • знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов;
  • наши представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях;
  • моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности;
  • навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений;
  • планы и программы будущей деятельности.

Ко второй группе можно отнести качественные характеристики хранящейся информации, которые представлены в разнообразных видах памяти. В данной классификации находят отражение три наиболее общие психологические категории: мотив, отраженный в эмоциях, образ и действие.

2 стр., 936 слов

Психические состояния в профессиональной деятельности человека

... состояния бодрости по отклонениям в области ощущений и восприятия, памяти и мышления, волевой активности и эмоциональ­ных переживаний. В целом выделяют множество психических состояний человека в профессиональной деятельности ... негативным последствиям. В отечественной психологии психические состояния рассматриваются: 1) как процесс переживания; 2) как временной срез или состояние психики в целом; 3) ...

Зрительная память, Слуховая память, Двигательная память, Эмоциональная память —

Осязательная, обонятельная, вкусоваяи другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

непроизвольную

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

3. Теории памяти в психологии

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси­хологии.

ассоциативная теория.

смысло­вая теория памяти.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека — это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.

4 стр., 1731 слов

Генетическая память в психологии

... воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт. Виды памяти Существуют разные классификации видов человеческой памяти: Классификация по участию воли в процессе запоминания; ...

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, полу­чил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие зако­номерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо ор­ганизованный в смысловом плане материал:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетли­востью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатле­ваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить собы­тия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве­ренным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспро­изведения событий и уверенностью в этой точности не всегда суще­ствует однозначная связь.

5. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти вос­производятся его начало и конец («эффект края»).

4. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

5. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

6. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

7. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются луч­ше, чем привычные, часто встречающиеся.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает еще две за­кономерности:

  • память человека связана с его личностью, причем таким обра­зом, что патологические изменения в личности почти, всегда сопро­вождаются нарушениями памяти;
  • память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восста­новлении памяти дело обстоит наоборот, т.

е. сначала восстанав­ливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наибо­лее сложные и недавние.

анализ, систематизация, обобщение, синтез

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запомина­ния в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

4 стр., 1689 слов

Память. Виды и процессы памяти

... ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память, Двигательная память, Эмоциональная память, Осязательная, обонятельная, ...

Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рас­считана на запоминание и хранение информации в течение опре­деленного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/teorii-pamyati-v-psihologii/

1. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. Издательство «Питер», 2003.

2. Введение в психологию. Под общей редакцией проф. Петровского. –М.: Издательство «Академия», 1996.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2000.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1997.

5. Www. BestReferat.ru