1. Психологический портрет инженера (успешного политика или руководителя)
Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:
Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.
Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
Доминантность, Уверенность, Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, Креативность
Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
Интересен следующий факт: для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха.
Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
Независимость, самостоятельность в принятии решений
поведения
Общительность
Менеджеру требуются:
способность управлять собой,
разумные личные цели,
четкие личные ценности,
упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,
навык системного решения проблем,
изобретательность и способность к инновациям,
высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми,
знание современных управленческих подходов,
Профессиональные качества менеджера (2)
... решений, интуиция; высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка. Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества. Изучение личностных ... и оптимальную эмоциональную разрядку); креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект; целей и предприимчивость, ...
способность руководить,
умение обучать и развивать подчиненных,
умение формировать эффективные рабочие группы.
2. Мотивация и личность
Личность — это человек, как носитель сознания.
Личность состоит из четырех подструктур:
Первая подструктура — подструктура направленности, Вторая подструктура — подструктура опыта или индивидуальной культуры;
Третья подструктура — подструктура отражения или подструктура функциональных особенностей личности; объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения: эмоции, чувства, ощущения, восприятие, мышление, чувства, воля и память. Для этой подструктуры специфичен вид формирования, называемый «упражнением».
Четвертая подструктура — биологически обусловленная; объединяет свойства темперамента или типологические основы высшей нервной деятельности . Свойства, входящие в эту подструктуру, формируются и переделываются путем тренировки. Возможна взаимная компенсация свойств.
Над основными подструктурами располагаются две надструктуры: способностей и характера, которые являются совокупностью отдельных свойств из четырех основных подструктур.
Мотивации побуждений человека
Редко что — либо, кем — либо и когда — либо делается без всякой цели. Поведение и цели взаимосвязаны воедино.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые действия осуществляются автоматически, благодаря многим полученным навыкам. Но всегда, даже при автоматизме действия, есть определенная цель. Процесс вождения автомобиля, утреннее одевание и то в действиях есть цель, хотя сами действия выполняются без больших раздумий. К одной цели разные люди идут различными путями.
Например, каждый огородник хотел бы повысить урожай. Но один за счет увеличения удобрений, другой — за счет лучших семян, третий — за счет новой технологии в целом, четвертый с надеждой на лучшую погоду.
Другой пример. Трое идут к одному месту, но у каждого своя цель. Один встретиться с другом у метро, другой — купить цветы рядом с этим метро, третий со своей целью — войти в метро. Но у всех одна цель- подойти к станции метро.
Существуют много теорий побуждения человека. Одна из них (Мотивация и личность по Маслову В.И. — 1970) подразделяет мотивацию человека в зависимости от целей на пять групп.
Первая — потребность выживания — пища, вода, воздух, сексуальная потребность, сон, т.е. врожденная мотивация заложена в генах человека.
Пока эти потребности, в широком смысле этого слова, не будут удовлетворяться, вряд ли возникнут другие, т.е. не будет перехода на другой уровень потребностей.
Вторая — потребность в безопасности — самозащите. Должна быть одежда и крыша над головой. Человек стремится избегать опасных мест. Все, что он делает — делает для своей безопасности — строит дома, шьет одежду, выращивает урожай, хранит, страхует его и так все это связано с безопасностью человека.
Человек как субъект, индивидуальность, личность
... на индивидуальность человека. В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому ... склада личности, когда сочетаются особенности характера, темперамента, способностей, потребностей и психических состояний и пр. Психологический склад личности остается на протяжении жизни личности ...
Третья — социальная потребность — присоединение к обществу, жизнь в обществе — безопасность моральная.
Четвертая — потребность в признании. Достоинство зависит от того, как оценят тебя в обществе. Человек хочет быть уважаемым в обществе.
Имя человека — основа его жизни и ценность. Достоинство человека в обществе во многом зависит от него самого.
Пятая — потребность в самовыражении. Что может, то и должен делать.
Мы должны делать то, что сможем сделать, чтобы преуспеть.
Хороший актер делает все, что он может. Тяжелый труд позволяет достигать многого, какая цель — такая и работа.
Итак, пять групп потребностей: физиологическая, безопасности, социальная, признания и самовыражения.
Первые две первичные, следующие три — вторичные.
Потребности можно показать в виде иерархической зависимости:
- Самовыражение;
- Уважение;
- Социальная;
- Безопасность выживания;
- Физиологическая потребность;
Расстройства человека и его поведение
Расстройства возникают тогда, когда кто — либо или что — либо влияют на вас вне вашего желания (погода, власть и т.п.).
Разные люди переносят влияние на них по — разному — разное расстройство, разное поведение (Критика в адрес директора завода).
Два человека жаждали пить, увидели флягу, подошли к ней, а в ней не оказалось воды. Один расстроился сильно, другой нет.
Разные люди, различные пороги расстройства. Один закатит скандал, другой пожмет плечами.
Пороги поведения расстройства у разных людей на разных группах различны как при выживании, безопасности, социальной защите, признании и при самовыживании.
Пороги поведения зависят от жизненного опыта и других факторов.
3. Психологический климат в коллективе. Возможность возникновения конфликта
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличии от делового, личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Общение в сестринском деле
... использования речи или написания (письма). Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления)к изменениям в жизни ...
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может не возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.