Организация сестринской помощи детям с острой патологией органов дыхания
Задачи:
1) Изучить острые состояния, связанные с изменениями в дыхательной системе у детей
2) Определить функциональные обязанности медицинской сестры по уходу, лечению, профилактике и реабилитации детей с острой патологией органов дыхания.
1.1 Острый стенизирующий ларинготрахеит. Круп
Круп (от шотландского croup — каркать) — это острый стенозирующий ларинготрахеит — синдром, связанный с дыхательной системой ребенка, возникающий в основном в ночное время и проявляющийся хрипотой, особым свистящим дыханием, лающим кашлем.
Круп диагностируют детям до 4 лет. У более старших детей и подростков дыхательные пути не такие узкие, хрящи в их стенках теряют эластичность, потому при воспалении набухание слизистой не вызывает таких симптомов. Круп зачастую не представляет серьезной опасности, но вовремя должны быть приняты соответствующие меры,
Круп имеет инфекционную этиологию и может быть вызван бактериями или вирусами, реже — грибковой флорой. Инфекционные агенты проникают в гортань воздушно-капельным путем через носоглотку при вдыхании зараженного воздуха. Истинный круп возникает при инфицировании дифтерийной палочкой. Ложный круп часто развивается на фоне ринита, фарингита или ларинготрахеита вирусного генеза при ОРВИ, гриппе, аденовирусной инфекции, скарлатине, кори, ветряной оспе. Бактериальная этиология ложного крупа обычно обусловлена неспецифической микрофлорой: стафилококком, стрептококком, гемофильной палочкой. В редких случаях наблюдается круп, вызванный специфической инфекцией при ларингите, возникшем на фоне микоплазмоза, хламидиоза, сифилиса, туберкулеза и пр.
Развитию крупа на фоне инфекционного заболевания способствует ослабленное состояние организма, которое чаще наблюдается у детей, перенесших гипоксию плода, родовую травму, рахит; страдающих хроническими заболеваниями или диатезом
Ложный круп встречается у детей преимущественно с 6 мес. до 3 лет, это связано с тем, что анатомия детской гортани создает весьма благоприятные условия для развития стенотического процесса:
нежная, богатая клеточными элементами слизистая
рыхлый, обильно кровоснабжающийся подслизистый слой с большим количеством тучных клеток (в десятки раз больше, чем у взрослых).
Индивидуальный подход в обучении изобразительной деятельности ...
... и навыками изобразительной деятельности дошкольников и реализация индивидуального подхода при организации педагогической работы позволит значительно повысить уровень овладения данными умениями и навыками детей. Предмет: Индивидуальный подход при обучении изобразительной деятельности. Объект: ...
малый размер гортани, воронкообразная ее форма, при этом физиологическое сужение располагается в подсвязочном пространстве
короткое преддверие гортани, высокое расположение голосовых связок
Диаметр гортани ребенка в несколько раз меньше, чем у взрослого, а размеры эпителиальных клеток одинаковые. Следовательно, один и тот же воспалительный процесс приведет к тому, что уменьшение просвета гортани будет у ребенка несоизмеримо более значимым.
Обуславливающая круп обструкция приводит к затруднению вдоха и уменьшению количества воздуха, попадающего во время вдоха в дыхательные пути. Соответственно уменьшается и количество поступающего в организм кислорода, что вызывает развитие гипоксии — кислородного голодания. При этом состояние больного крупом напрямую зависит от степени обструкции. На начальном этапе затруднение прохождения воздуха в дыхательные пути компенсируется усиленной работой дыхательных мышц. Выраженное сужение гортани приводит к срыву компенсаторных механизмов и появлению парадоксального дыхания. Круп в этой стадии может закончиться полным прекращением поступления воздуха в дыхательные пути (асфиксией) и смертельным исходом. Особенности течения , соответственно степени тяжести представлена в таблице № 1.
Таблица №1 — Особенности течения соответственно степени тяжести
Симптомы |
Частота ЧСС |
||
1 степень |
Сознание ребенка ясное. Есть беспокойство, время от времени появляется лающий кашель, инспираторная одышка. Голос осиплый. Кожа обычного оттенка. |
ЧСС выше нормы, соответствующей возрасту, на 5-10%. |
|
2 степень |
Состояние ребенка тяжелое, он сильно возбужден. Отмечают такие симптомы как грубый лающий кашель, стридорозное дыхание, инспираторная одышка с втяжением яремной ямки и других уступчивых мест грудной клетки, осиплость голоса, цианоз и бледность кожи и слизистых. |
ЧСС выше нормы, соответствующей возрасту, на 10-15%. |
|
3 степень |
Ребенок в очень тяжелом состоянии. Отмечают возбуждение или, наоборот, торможение, спутанность сознания. Фиксируют такие симптомы: укороченность выдоха, резкая инспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры, бледность слизистых оболочек и кожи, часто они землистого окраса, холодый пот, акроцианоз, частый аритмичный пульс, глухость сердечных тонов, увеличение печени. |
ЧСС выше нормы, соответствующей возрасту, более чем на 15%. |
|
4 степень |
Ребенок в крайне тяжелом состоянии, без сознания, часты судороги, расширенность зрачков. Цианотичность кожи, поверхнстное дыхание, брадикардия перед остановкой сердца. |
||
1.2 Острый бронхит
Бронхит — воспаление слизистой оболочки бронхов. Наиболее часто болеют дети первых 2-х лет жизни, что связано с анатомо-физиологическими особенностями бронхиального дерева у детей: нежная, богатая клеточными элементами слизистая оболочка, рыхлый, обильно кровоснабжающийся подслизистый слой, с большим количеством тучных клеток; узкий просвет бронхов.
1) Острый простой бронхит — форма поражения, при которой признаки обструкции дыхательных путей клинически не выражены.
2) Обструктивный бронхит — форма поражения, при которой выражены признаки обструкции дыхательных путей.
3) Острый бронхиолит — представляет собой вариант обструктивного бронхита и характеризуется поражением мелких бронхов и бронхиол. В мировой литературе разделение острого обструктивного бронхита и бронхиолита признается не всеми пульмонологами.
Острый простой бронхит, Обструкция дыхательных путей, Обструктивный бронхит
1) одышка экспираторного характера без выраженного тахипноэ (40- 60 дыханий в мин.)
2) участие в акте дыхания вспомогательной экспираторной дыхательной мускулатуры (втяжение мышц живота при вдохе) и усиленная работа основной дыхательной мускулатуры.
Бронхообструктивный синдром продолжается в течение 3-7-9 и более дней в зависимости от характера инфекции и исчезает постепенно параллельно стиханию воспалительных изменений в бронхах.
Острый бронхиолит
1) Изменения со стороны дыхательной системы (ярко выражены симптомы дыхательной недостаточности): Дыхание учащается до 60-80 и выше в минуту; Шумное, пыхтящее, поверхностное; Выраженная одышка приводит к эксикозу; Грудная клетка приобретает инспираторное (эмфизематозное) состояние — увеличивается ее переднее — задний размер, межреберья сглажены или выбухают, усилена работа основной и вспомогательной экспираторной мускулатуры — втяжение мышц живота, подреберьев и эпигастрия при выдохе. Ярко выражены признаки дыхательной недостаточности: цианоз губ, носогубного треугольника, вокруг глаз.
2) Изменения со стороны ССС ( в результате гипоксии): Границы сердца расширены, тоны приглушены; Одутловатость лица; Ребенок бледный.
2.1 Обязанности медицинской сестры
Проводит санитарно-просветительную работу среди детей, их родственников и населения, консультирует по вопросам здорового образа жизни, питания, грудного вскармливания, соблюдает правила медицинской этики и деонтологии при общении с персоналом, родителями и детьми.
Обучает родителей уходу за здоровым и больным ребенком, выполнению санитарно-эпидемиологических требований ухода за детьми. Осуществляет патронажную работу в семье, собирает информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним. Обеспечивает доврачебную медицинскую помощь детям при неотложных состояниях, организует правильную транспортировку пострадавших. Обеспечивает доврачебный этап профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ. Планирует вакцинопрофилактику и осуществляет контроль за ее проведением. Осуществляет контроль за выполнением ребенком и родителями рекомендаций и назначений врача. Выполняет программу лечебно-профилактической помощи ребенку, назначенную врачом. Планирует и осуществляет сестринский уход за пациентами в соответствии с приоритетами потребностей.
Осуществляет: прием пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (отделении); осмотр на наличие педикулеза, обеспечение больного индивидуальными предметами ухода; сбор материала от больных для лабораторного обследования; выборку назначений врача из историй болезни; подготовку пациентов к инструментальным методам исследования; соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отношении ребенка, родственников и себя лично; контроль за питанием ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения и дома, качеством и соответствием передач, принесенных родителями, разрешенным ассортиментом; составление порционных требований на диетостолы; контроль за состоянием больного с регистрацией любых изменений, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции.
Представляет врачебному персоналу своевременную информацию об ухудшении состояния пациента, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций.
2.2 Особенности сестринского ухода за детьми с острой патологией дыхательной системы
Для облегчения дыхания детям приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло).
Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, волосами и полостью рта.
У больных детей аппетит снижен, поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.
При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. При необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство. При кашле , который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты.
При одышке, затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода. Создать оптимальные условия для дыхания: воздух должен быть прохладным и влажным. В физиологических условиях согревание до 370С и увлажнение до 100% вдыхаемого воздуха происходит в верхних дыхательных путях. Следует насытить водяными парами воздух палаты с помощью бытовых увлажнителей, развешиванием влажных простыней и т.д.
Температура воздуха в больничной палате должна быть не выше 18 градусов. При этой температуре никогда не отмечаются резкие ухудшения состояния, особенно ночью. Под влиянием низких температур явления отека уменьшаются. Таким образом, прохладное воздействие — постоянный фон, холодное — кратковременное воздействие. В домашних условиях в качестве первой помощи высокоэффективным способом уменьшения отека является дыхание воздухом температуры около 00С в течение 15 минут. При этом помнить, что холодный воздух нужен только воспалительно измененной слизистой гортани, поэтому ребенка необходимо тепло одеть.
2.3 Обеспечение оптимальных условий для дыхания детям с патологией органов дыхания
Остаточный кашель у ребенка после бронхита самостоятельно проходит в течение 2-3 недель. Но, во-первых, это продолжительный процесс, во время которого малыш испытывает дискомфорт, а, во-вторых, спутником остаточного кашля является ослабленный иммунитет. А это чревато рецидивом заболевания или присоединением инфекции.
В течение многих десятилетий люди помогают своим детям избавляться от неприятных симптомов при помощи ингаляций и увлажнения воздуха, которое достигается путем развешивания в помещении влажных полотенец и размещения емкостей с водой. Но ингаляции можно выполнять не чаще 2-3 раз в день по 5-10 минут, а использование влажных полотенец имеет ряд существенных недостатков. На смену влажным полотенцам пришли современные и эффективные паровые и ультразвуковые увлажнители воздуха. Они представляют собой климатическую технику, которая обеспечивает увеличение влажности воздуха в помещении до необходимого уровня. А некоторые модели также обеспечивают очищение и обеззараживание воздуха, изменение его температуры, а также обогащение полезными веществами. Уровень влажности воздуха, с точки зрения влияния на здоровье человека, представлен в таблице №2.
Таблица №2 Уровни влажности воздуха
Более 80% |
Экстремально высокий уровень влажности |
|
70-75% |
Высокий |
|
60-65% |
Повышенный |
|
40-55% |
Оптимальный |
|
30-40% |
Низкий |
|
Экстремально низкий |
||
Именно до уровня 20% и ниже снижается влажность в зимний период (под воздействием отопительных приборов).
Пересушенный воздух способствует развитию болезнетворных бактерий и сухости слизистых оболочек, и, как следствие, усилению кашля.
Полностью решить проблему влажности воздуха могут только увлажнители воздуха, которые отлично подходят для использования в домашних условиях. Вред у ультразвукового увлажнителя полностью отсутствует, поэтому его можно смело использовать в детских комнатах.
Единственный недостаток этого оборудования заключается в том, что в процессе его работы в воздух попадают все примеси, содержащиеся в воде. Но эта проблема легко решается использованием дистиллированной воды или установкой очищающих фильтров.
Паровые увлажнители воздуха. В таких приборах вода нагревается до 100°C и испаряется, в результате чего образуется пар. Некоторые модели оборудуются приборами для измерения влажности воздуха (гигростатами), которые обеспечивает отключение приборов при достижении необходимого уровня влажности.
К основным преимуществам оборудования этого типа можно отнести возможность быстро поднимать влажность в комнате до необходимого уро вня, очищать воздух от вредных элементов. Кроме того, такое оборудование отличается доступной стоимостью и не требует специального обслуживания и замены элементов (картриджей, фильтров).
Минусы паровых увлажнителей — потребление большого количества электроэнергии (до 300_600 Вт у промышленных моделей) и повышение температуры воздуха в комнате (что может привести к усилению кашля и замедлению процесса выздоровления).
Ультразвуковые увлажнители воздуха. Лучше, для детей, у которых наблюдается остаточный кашель, использовать ультразвуковой аппарат, который отличается более высокой эффективностью, чем оборудование других типов. Такие модели распыляют в помещении капельки воды при помощи ультразвуковых колебаний. В результате этого образуется туман, который распространяется по комнате естественным образом или при помощи вентиляторов. После этого туман преобразуется в пар, повышая влажность воздуха.
1) Дриневский В.П.:Острые респираторные инфекции у детей и подростков.-СПб.:СпецЛит, 2003
2) Ревнова М.О., Ладинская Л.М. Диагностика, дифференциальная диагностика и принципы лечения синдрома бронхиальной обструкции у детей раннего возраста.// Педиатрия,2000,№3,с.91-95.
3) Спичак Т.В. Облитерирующий бронхиолит в детском возрасте.//Педиатрия,2000,№3,с.91 -95.
4) Тульчинская В.Д.:Сестринское дело в педиатрии.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5) Шабалов Н.П. Детские болезни. — Санкт-Петербург. «Сотис», 2004 г.