Особенности игровой деятельности детей с нарушением психического развития
.
2. Выявить роль игры в коррекции психического развития ребёнка.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с проблемами психического развития оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем возрасте. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми. Низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и зрительно-двигательной координации существенным образом сдерживает процесс овладения ребёнком предметными действиями. Они обнаруживают значительную беспомощность в мире окружающих предметов, не знают их назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию. Кроме этого, у них наблюдается низкая готовность к установлению эмоционально-коммуникативных взаимоотношений с взрослыми, слабая выраженность стремления наладить эмоциональный контакт и найти способы общения со взрослыми, неумение привлечь их к совместной деятельности и согласовывать с ними действия1 .
Более специфичны у детей с проблемами психического развития действия с дидактическими и сюжетными игрушками, поэтому и ярче проявляются особенности их выполнения. Большинство детей приступают к выполнению предметных и предметно-игровых действий, не осуществляя предварительного анализа условий их выполнения. Например, нередко можно увидеть, как, получив набор кубиков и предложение
Ориентировочно-
Своеобразие предметной деятельности отражается на развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом
Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
... -педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата., .1. Понятие о психолого-педагогическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Недостатки развития движений у детей обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно- психической ...
Вплоть до четырёх — пятилетнего возраста у детей с психическими проблемами остаётся несформированным целевой компонент игры. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера, отсутствует конкретная значимая для них цель. И только под влиянием длительного обучения у детей формируется умение поставить цель в самостоятельной игре и подготовить всё необходимое для её достижения. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что у данных детей нарушено формирование достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, которые ребёнок с интеллектуальной недостаточностью не может не только понять, но и зачастую и увидеть.
В хорошо знакомых играх, в которые дети в основном играют самостоятельно, они следуют плану, отражающему логику развития сюжета. Однако этот план в каждой последующей игре особых изменений не претерпевает. Дети выполняют одни и те же действия строго в заученной последовательности, не привнося в них экспромта. Поэтому можно сказать, что игры шаблонны, стереотипны. Последовательное выполнение нескольких действий является сложным для детей с проблемами психического развития, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре «Покорми куклу» ребёнок сначала кормит куклу и только после этого варит кашу на плите. Кроме этого, дети часто забывают, что нужно делать дальше, и ждут подсказки от взрослого. Долгое время игровые действия детей с проблемами психического развития носят развёрнутый характер, очень точно повторяют подлинные действия людей. Они излишне детализированы, очень точно повторяют подлинные действия людей. В их играх не наблюдается, как у нормально развивающихся сверстников, замещение отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом.
Таким образом, дети с проблемами психического развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения. Это вполне объяснимо. Отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности, достаточно отвлечённы и скрыты от непосредственного восприятия. Другое дело – действия с предметом. Ребёнок может их совершить, испытывая при этом, как правило, положительные эмоции. Они становятся достоянием его жизненного опыта. Конкретные знания и умения, приобретённые ребёнком с проблемами психического развития в процессе его активной деятельности, формируются легче и становятся более прочными, чем знания и умения обобщённого, отвлечённого характера.
Развитие творчества детей в играх и хороводах (6 лет)
... чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. 1.Значение развития детского игрового творчества Игра как одно из удивительных ... виды музыкальной деятельности детей: в восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности. Задача воспи ... развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической ...
Для реализации своего игрового замысла нормально развивающийся
Неумение пользоваться предметами-заместителями обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью
Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. В связи с этим в психическом развитии ребёнка присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребёнка, происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющий переход от одной стадии к другой. Следовательно, в жизни ребёнка с проблемами психического развития игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребёнка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.
В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, на которых строится логика развития сюжета в игре.
При развитии у детей предметной деятельности и игры необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень их нервно-психического развития, зависимость игровой
Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приёмы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода
«Психическое развитие и ведущая деятельность» материал ...
... Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста -сюжетно-ролевой игре. III. Роль игры в психическом развитии ребенка. Ребенок живет не в ... психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, те более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и ...
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
- своевременное изменение предметно-развивающей среды с учётом уровня нервно-психического развития детей и обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
В условиях игры в результате ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы. Ребенок не просто хочет быть «как взрослый», он постоянно стремится к тому, чтобы стать взрослым, заниматься значимыми для взрослых видами деятельности. Если это желание не находит себе такого выхода, оно может приобрести совсем другие формы — капризов, конфликтов и т. п.
Ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, т. е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив — стать взрослым и реально осуществлять его функции.
Л.И. Божович показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это путь к взрослости3 .
Таким образом, в игре происходит первичная эмоционально-действенная
Выполнение ребенком взятой на себя роли взрослых связано с его эмоциональными побуждениями. По ходу игры возникает много мимолетных желаний, в основном вызываемых привлекательностью других предметов, не находящихся в распоряжении ребенка, или ролей, которые выполняют другие дети. Но ребенок должен отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В процессе разрешения этого конфликта, имеющего место почти во всякой ролевой игре, происходит формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка:
во-первых, здесь формируется соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким;
во-вторых, здесь формируются сами мотивы более высокого типа — общественные, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей.
Разработка методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими ...
... в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности -- учебная деятельность. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в ...
Как показало исследование Я.З. Неверович, выполнение детьми простейших трудовых операций при мотивации, связанной с ролью, более эффективно, чем выполнение тех же операций при других типах мотивации, за исключением мотивов собственного использования предмета. Наиболее высокий процент выполнения задания наблюдался ситуации уже происходящей игры и в ситуации конкретного вещественного использования предмета — в подарок малышам 4 .