Психологические основы управления

1.Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками

психология управление общение

Ответ: Психология управления — раздел психологии, она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов

К настоящему времени сложились две точки зрения на объект психологии управления. Так, в соответствии с первой, ее объектом являются системы «человек — техника» и «человек — человек», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами (функционально- структурный анализ управленческой деятельности.

В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек — человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность — группа», «личность — организация», «группа — группа», «группа — организация», «организация — организация»

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

основной задачей психологии управления является формирование различных методов руководства, на основе выявленных закономерностей между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

Основные методы психологии управления:

  • Наблюдение — представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации;
  • Эксперимент — метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез. полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.

2. Связь психологии управления с другими науками

7 стр., 3191 слов

Психологические методы управления эмоциональными состояниями человека

... включены во все психические процессы и состояния человека». 2. Разновидности эмоциональных состояний «Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного ... управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости. В современной психологии существует две точки зрения ...

Психология управления связана с такими отраслями психологии: общей, социальной, инженерной, экономической, а также эргономикой, философией, социологией организаций и др.

Общая психология — раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М. Андреевой).

Инженерная — наука, изучающая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Экономическая психология представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности. Экономическая психология отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них.

Эргономика- наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Философия- система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

3.История становления и развитие психологии управления

Первый этап

Как только человек осознал себя существом общественным, появилась потребность в практике, науке и искусстве управления.

Освоение новых технологий и методов управления в древние времена шло различными приемами и способами:

  • путем обмена или заимствования идей;
  • с помощью силы;
  • с помощью торговли.

В рамках этого этапа выделяют три управленческие революции:

  • первая связана с возникновением власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения;
  • вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи и представляет собой образцы светского аристократического стиля управления;
  • третья относится к времени царствования Навуходоносора II и представляет собой соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

На втором этапе

Дж. Локк Т. Гоббс исповедуют буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу, что оказывает значительное влияние на развитие науки управления. По их мнению, основой социального управления должен выступать общественный договор, за соблюдением которого должно следить государство.

На третьем этапе, Четвертый этап

Пятый этап

Особенностью этого этапа является то, что именно в этот период предпринимаются первые серьезные шаги по объединению усилий управленческих, социологических и психологических подходов. На смену персонифицированным отношениям в управлении приходит понят «человек экономический».

9 стр., 4097 слов

Управление деловыми конфликтами

... управления конфликтными ситуациями помогает достижению общих целей, мобилизует работников, сплачивает их в единую команду. 1 Что мешает в решении конфликта В споре проявляются естественные человеческие рефлексы – уход от неприятного общения, ... менеджер по организации банкетов. Но она была девушкой! А любые деловые переговоры с женщиной у народов Кавказа считаются не серьезными. Действительно, ...

Шестой этап

Позже появилась количественная школа, связанная с применением математики и компьютеров в социальном управлении.

Седьмой этап

Представители системного подхода рассматривают субъект, объект управления, сам процесс управления как системное явление. Организация рассматривается как открытая система.

3.Понятие делового общения, его основные функции

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение выполняет целый ряд важнейших функций. Оно:

  • способствует эффективному достижению целей производства или бизнеса (именно в ходе делового общения происходит выработка стратегии и тактики совместных действий, поиск средств решения поставленных задач, их корректировка в процессе реализации и т.д.);
  • позволяет подобрать эффективно работающую команду (подбор и расстановка кадров, делегирование полномочий, работа с людьми);
  • способствует созданию оптимального морально-психологического климата в команде, ибо от настроения и атмосферы в коллективе зависит его производительность и эффективность работы;
  • обеспечивает благоприятные внешние условия для деятельности собственной фирмы или предприятия (контакты с партнерами, смежными организациями и т.д.).

При этом деловое общение реализуется в самых различных формах:

  • деловая беседа;
  • деловые переговоры;
  • деловые совещания и собрания;
  • публичные выступления;
  • телефонное общение.

4. Деловое общение как взаимодействие. Типы взаимодействия

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

1) устное — письменное (с точки зрения формы речи);

8 стр., 3762 слов

Психология делового общения

... важных аспектов психологии делового общения, а также изучение основных форм деловой коммуникации. Глава 1. Основы психологии делового общения .1 Понятие и виды делового общения Деловое общение - ... - "причины"". Общепринятыми формами деловой коммуникации в труде менеджеров, юристов, являются деловые беседы, совещания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи. Развитие рыночных отношений ...

2) диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

3) межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);

4) непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);

5) контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

6.Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

Деловой человек, даже если он еще не произнес ни слова, уже своим появлением воздействует на аудиторию.

Для того чтобы воздействие было эффективным:

  • сделайте вид, что рады всех видеть;
  • слова произносите с силой, убедительно, не меняя частоту голоса;
  • все должно быть определенно и ясно: слова, движения, жесты.

Особое внимание необходимо уделить жестам рук. Основные требования к ним:

  • около 90 % жестов необходимо делать выше пояса. Жесты ниже пояса часто воспринимаются как сигналы неуверенности, неудачи, растерянности;
  • локти не должны находиться ближе 3—5 см от корпуса. Меньшее расстояние символизирует незначительность и слабость авторитета;
  • пальцы рук должны занять положение, как будто вы держите большое яблоко. Неопределенное положение ладоней символизирует отсутствие силы и способности повести за собой;
  • жестикулируйте не одной, а обеими руками.

Умелые жесты рук являются дополнительным, зачастую невостребованным, средством наглядности вашей речи. Жестами рук можно показать:

  • направление;
  • размер, объем;
  • чувства, их интенсивность.

Перед любым выступающим стоит ряд последовательных задач:

  • привлечь внимание аудитории;
  • зажечь людей своей энергией и донести до них главную мысль вашей речи;
  • завоевать своей идеей умы слушателей;
  • развить и закрепить успех, перенести его на прозу жизни.

Особенности подготовки и проведения служебного совещания. Нередко в деловом общении в интересах повышения качества принимаемых решений используются совещания. Совещания — это форма делового общения, предусматривающая обсуждение деловых ситуаций и проблем с целью коллективного поиска наиболее целесообразных путей их разрешения. Совещания имеют ряд заметных преимуществ по сравнению с другими формами делового общения: на них происходит разностороннее рассмотрение проблем с привлечением различных специалистов; совещания обеспечивают оперативную подготовку альтернативных вариантов решения проблем; совещания дают дополнительную возможность для познания личных и деловых качеств участвующих в них партнеров; проведение совещаний дает определенный психологический эффект: на каждого его участника влияет атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участвующих, подтекст высказываний и др.

Однако эти достоинства совещаний могут проявиться лишь тогда, когда совещаниями не злоупотребляют и их тщательно готовят.

Различают три основных вида совещаний: проблемное, инструктивное и оперативное (диспетчерское).

Для поиска оптимального решения проблемы посредством дискуссии используется проблемное совещание. Порядок его проведения предусматривает: доклад; ответы на вопросы; прения; коллективную выработку решения.

20 стр., 9663 слов

Проблемы детства с историко-педагогической точки зрения

... совершенное, надо обратиться к истории. Цель данной работы – рассмотреть проблемы детства с историко - педагогической точки зрения. Задачи: рассмотреть философско – педагогические воззрения; рассмотреть религиозно – педагогические ... Глава 1. Детство как основа развития человека 1.1. Периодизация детства и особенности развития детей К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать ...

В случае необходимости передать распоряжения по вертикальной схеме управления сверху вниз для их быстрейшего исполнения используют инструктивное совещание. Порядок его проведения включает такие важные моменты как:

  • конкретизацию и разъяснение распоряжений;
  • ответы на вопросы;
  • назначение сроков выполнения и ответственных. Зачастую возникает необходимость получения информации о текущем состоянии дел на участках, в подразделениях фирмы, организации. В этих целях проводят оперативное (диспетчерское) совещание

Искусство дискуссии — это трудное ремесло, тьютор, однако, должен не только сам уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное, что необходимо помнить — дискуссия не просто последовательность монологов Одно из наиболее важных умений, которым должен обладать тьютор — умение организовать продуктивную групповую дискуссию.

Дискуссию можно считать продуктивной, только если в ходе нее вырабатывается некое новое содержание. Часто под продуктивностью понимают лишь освоение какой-либо части курса Но для менеджера представляется более важным понимать, почему группа действует так или иначе, почему работа зашла в тупик. Способность к анализу и пониманию ошибок и затруднений в ходе групповой работы — основное качество эффективного менеджера.

Дискуссия станет более продуктивной, если от спора о мнениях группа перейдет к высказыванию обоснованных суждений. Обоснованное суждение от мнения отличается наличием аргументов. С аргументами уже можно работать. Можно оценивать их значимость и степень соответствия действительности, сравнивать их убедительность. Групповая дискуссия поднимется еще на ступень выше, если каждый участник и группа в целом задастся вопросом: «Откуда взялись эти аргументы?» Это уже процесс анализа и проблематизации оснований мнений (проблематизировать означает подвергать сомнению).

Такая «возгонка» может осуществляться до бесконечности. Можно проблематизировать основания оснований и т. д., вплоть до ценностей, которыми мы руководствуемся в жизни, которые лежат в глубинном основании любого нашего суждения.

Итак, для тьютора представляется важным постоянно отслеживать, на каком уровне проходит групповая дискуссия. Задача его — добиться продуктивности дискуссии, не позволив группе впасть в крайности — спорить о мнениях или ценностях. Средство от этих крайностей — почаще задавать себе и группе вопрос: » Что мы сейчас делаем? Почему у нас это так получается?»

специфических особенностей

1. В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект.

2. Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Влияние коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.

4. Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

7 стр., 3161 слов

Механизм обратной связи. Коммуникативные барьеры

... воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней. Необходимо обеспечить: объективность (беспристрастность) обратной связи; целенаправленность обратной связи; своевременность обратной связи. Обратная связь - это реакция получателя ...

побудительной

активации

интердикции

дестабилизации

Констатирующая информация проявляется в виде сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.

коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

1. «авторитет»;

2. «избегание»;

3. «непонимание».

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

1. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

2. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

3. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:

  • когда говорят на иностранном языке;
  • используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
  • когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

  • любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
  • «смысловые» поля у разных людей разные;
  • зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др.

на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.

4 стр., 1833 слов

Барьеры в педагогическом общении

... группы барьеров педагогического общения: Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания: Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом ...