Прежде чем перейти к раскрытию весьма актуальной темы, необходимо подчеркнуть то, что в нынешнее время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с 60-х годов XX века количество психологических причин общего отставания в учении школьников с каждым годом неуклонно растёт.
По данным теоретических источников и данным научных исследований, затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся общеобразовательной школы. Причём, более чем для 50 % неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, когда во всех сферах жизнедеятельности на этапе серьёзного решения задач всемерного и всестороннего изучения личности учащегося, нет ни единой систематизации так называемых, психологических причин, которые оказывают существенное влияние на процесс обучения и общее отставание в учении, всё большее внимание уделяется познавательным процессам и способностям, а не такой важной психологической составляющей процесса обучения.
В педагогической практике в последние годы отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет неподдельные трудности. По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30 % от общего числа учащихся.
Следует обратить внимание на то, что всестороннее и своевременное выявление причин, которые приводят впоследствии к неуспеваемости и как следствие, соответствующая коррекционная работа позволяет в будущем уменьшить вероятность перерастания временных неудач в хроническую неуспеваемость, психологическую запущенность, что, в свою очередь, снизит вероятность возникновения у ребёнка нервно-психических и как следствие, психосоматических расстройств.
психологический отставание школьник обучение
1. Сущность и значение психологических причин общего отставания в учении
1.1 Понятие и содержание психологических причин общего отставания в учении
По мнению Ю. З. Гильбуха отставания в учении можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях классной дифференциации.
Общая психологическая подготовка пожарного
... целесообразные, способы и методы психологической подготовки пожарных к активным действиям в экстремальных условиях. Общая психологическая подготовка Общая психологическая подготовка пожарного неразрывно связана с идейно-политической, морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются: формирование патриотической ...
Обучение в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
На протяжении школьного возраста складывается новый этап отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что школьник активно включён и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.
В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие формировать у ребёнка способность самостоятельно управлять своим поведением.
Такими условиями являются:
- наличие у ребёнка достаточно сильного и длительного действующего мотива поведения;
- введение ограничительной цели;
- расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
- наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении обучения это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и другие познавательные процессы; память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.
Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного ...
... из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. ...
От чего зависит трудность учебной работы школьника? С одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой — от возможностей (в том числе и психологических) самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и конечно, от мастерства учителя.
Существует 3 фактора, которые ведут к общему отставанию в учении:
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов;
- неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.
Психологические причины общего отставания в учении психологи объединили в две группы, к первой отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Психологи А. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины общего отставания в учении:
- несформированность приёмов самоконтроля;
- низкий уровень развития фонематического слуха;
- слабая концентрация внимания;
- индивидуально-типологические особенности личности;
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- низкий уровень объёма и распределения внимания;
- низкий уровень кратковременной памяти;
- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;
- плохо развито логическое мышление;
- низкий уровень развития образного мышления;
- слабое понимание грамматических конструкций;
- низкий уровень развития волевой сферы;
- несформированность умения планировать свои действия;
- низкий уровень речевого развития и образного мышления;
- заниженная и завышенная самооценка;
- слабое развитие мелкой моторики рук;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.
Полноценное проживание школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие человека как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе со школьниками — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуально-психологических особенностей каждого ребёнка.
1.2 Психологические причины общего отставания в учении в младшем школьном возрасте. Влияние отметки на психологию школьника
На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение к учёбе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки, чаще всего остро, до слёз переживаются детьми.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости детей младшего школьного возраста, психологи объединили в две группы:
- недостатки познавательной деятельности;
- недостатки в развитии мотивационной сфере детей.
Также одной из психологических причин общего отставания в учении является леворукость ребёнка. Важно определить направление «рукости» ребёнка до начала обучения (в детском саду или при приёме в школу).
Активизация мыслительной деятельности на учебных занятиях.
... активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях; 2. рассмотреть основные формы проверки домашнего задания; 3. выявить эффективные формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания. Практическое значение курсовой работы ... активизируют деятельность головного мозга, направляя ee на поиск нужного ответа. Бесспорно, что уровень мыслительной активности ...
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой.
2. Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении школьников
2.1 Понятие мотивационной сферы
Мотивационная сфера — ядро личности.
Для активности ученика в учении, становления его субъективной позиции огромную роль играет мотивация учения.
Педагогической наукой мотивация понимается как генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врождёнными способностями к определённым видам деятельности.
Активная работа психики, понимание целесообразности своих действий, получение знаний в результате собственного труда, осознание своего продвижения вперёд, необходимость усилий в достижении цели в сочетании со спокойной и доброжелательной атмосферой в классе, переживание своего успеха и успеха товарищей, вариативность знаний, возможность собственного выбора в сочетании с возможностью реализовать своё творческое начало — всё это не только способствует развитию ребёнка, но и формирует у него познавательный интерес, повышает мотивацию учебной деятельности.
2.2 Влияние учительской ориентации на внутреннюю мотивацию учеников в учении
Учительская ориентация оказывает сильное влияние прежде всего на внутреннюю мотивацию учеников в учёбе: предпочтение трудных заданий, любознательность и стремление к мастерству, а также на оценку своей познавательной компетентности и общую уверенность в себе.
Восприятие детьми атмосферы в классе выступает в качестве промежуточного показателя между ориентацией учителя и характером мотивации учащихся. Учителя, ориентированные на автономность, своим поведением, оценками, репликами и комментариями создают такую атмосферу в классе, которая воспринимается учениками как поощряющая самостоятельность, развитие любознательности и мастерства. Наиболее сильное влияние на мотивацию учеников ориентация учителя оказывает в первые шесть недель учёбы.
2.3 Мотивы обучения
К мотивам обучения относятся:
- мотивы долга ответственности;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования;
- мотивы собственного благополучия;
- мотивы престижности;
- мотивы содержания учебной деятельности;
- мотивы отношения к процессу учения.
2.4 Уровни учебной мотивации
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (высокий познавательный мотив).
2. Хорошая школьная мотивация (средняя норма).
3. Положительное отношение к школе (школа привлекает внеучебной деятельностью).
4. Низкая мотивация (серьёзные затруднения в учебной деятельности).
5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация (серьёзные трудности в обучении).
Заключение
Освоение любой деятельности сопряжено с определёнными трудностями, их преодоление — естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В тоже время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряжённость, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до её прекращения. В силу этого проблема влияния учения на личность, на её внутренний мир и, наоборот, влияние психологических особенностей личности на учение является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики.
Мотивация учебной деятельности
... пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. 1.2 Мотивация учебной деятельности 1.2.1 Мотивация деятельности достижения Проблема мотивации учения появляется тогда, ... по психологии уже второй год и занимаюсь этой проблемой. Глава 1. Мотивация. Основные виды мотивации и их характеристика 1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии Проблема мотивации ...
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, так как учащиеся постоянно осваивают то, чего раньше не знали, чем не владели, сталкиваясь при этом с многочисленными трудностями. Изучение психологических причин общего отставания в учении и особенностей мотивационной сферы у отстающих в учении школьников, применение этих знаний на практике, помогут в преодолении сложностей в учебной деятельности.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologicheskie-prichinyi-obschego-otstavaniya-v-uchenii/
1. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч.тр. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
2. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Л.: Изд-во МГУ, 1976.
3. Выготский Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
5. Маркова А. К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников. Педагогика, м.: 1983.
6. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Просвещение., М.: 1991.