ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Проблема включения детей с отклонениями в развитии, или по-другому «с ограниченными возможностями здоровья», в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Социальная адаптация

происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий ( гомеостаз ).

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

У лиц с нарушениями развития отмечается дефицит опыта взаимодействия с окружающими. 80% из них всю свою жизнь находились в узком кругу семьи, либо в школе-интернате.

Социальная адаптация является одним из этапов интеграции в обществе, поэтому задачи социальной адаптации лиц с нарушениями развития является приоритетной в специальной психологии. Это указывает на необходимость изучения особенностей процесса социализации детей с нарушениями психического развития, с одной стороны, выступающего в качестве источника условий и влияний, определяющих процесс становления личности и, с другой стороны, опирающегося на социальную адаптацию как на один из своих основных социально-психологических механизмов.

13 стр., 6261 слов

Влияние различных факторов на социальную адаптацию в раннем возрасте ...

... Купалы». социальная адаптация психофизическое развитие Цель данной курсовой работы - рассмотреть влияние различных факторов на социальную адаптацию в раннем возрасте детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Задачи данной курсовой работы: 1. Дать определение понятию социальной адаптации детей с ОПФР. 2. Дать психологическую характеристику детей с ОПФР. ...

  1. Проявления школьной дезадаптации.

Социальная адаптация детей, прежде всего, связана с академической успешностью в школе, а последняя, вероятно, весьма проблематична ввиду особенностей психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую группу риска возникновения школьной дезадаптации (ШД).

Дезадаптация

Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс, обусловленный наличием отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Обычно рассматриваются три основных типа проявлений школьной дезадаптации:

  1. неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

  2. постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

  3. систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

  4. У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования ШД.

    5 стр., 2080 слов

    Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

    ... и технологиям. В играх, влияющих на развитие ролевого поведения ребенка, содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному ... поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Игра как ...

  1. Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников.

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые обусловливают возникновение этих расстройств.

В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сферах, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:

  • выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
  • такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;
  • повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
  • инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
  • реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты;
  • энурез, побеги как реакция активного протеста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:

  • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;

акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;

  • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков;
  • побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
  • гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
  • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы;
  • физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.

13 стр., 6174 слов

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция средствами ...

... психологической помощи гиперактивным детям, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Цель курсовой работы Задачи: Исследовать ...

Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:

  • сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
  • невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
  • некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
  • раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

переориентация интересов на внешкольное окружение.

Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:

  • стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
  • выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

  1. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми группы риска

Современный этап развития специальной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками.

5 стр., 2297 слов

Нарушения развития ребенка

... сенсомоторики); 2) дети с задержкой психического развития; 3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями; 4) дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); 5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени ...

Одним из приоритетных направлений развития современного образовательного процесса является создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полноценно участвовать в социальной жизни. Организация образовательного пространства смещается в сторону все большей гуманизации, вследствие чего, помимо интегративного, значительное влияние приобретает инклюзивный подход в социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. Интеграция предполагает «подтягивание», «нормализацию» обучающегося с ОВЗ к общим требованиям, распространяемым на образовательный процесс. Лишь соответствуя предъявляемым требованиям, ученики с особыми образовательными потребностями могут посещать общеобразовательные школы в классах коррекции или в обычных классах. Инклюзивность означает целенаправленное формирование со стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ включаться на равных с обычными учениками в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей. Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2017г.) «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Цели и задачи воспитания ребенка с ОВЗ определяются общими принципами психологии и педагогики: подготовкой к активной общественно-полезной жизни, формированием гражданских качеств, – но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий отрицательных эмоций и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Для продуктивного применения психологических и педагогических инструментов следует соблюдать три условия.

Первое – знание принципов работы с различными категориями детей с ОВЗ, инструментов воздействия и навыки их применения.

Второе – тщательно проработанная психолого-педагогическая характеристика и создаваемая на ее основе специальная индивидуальная программа развития.

Третье – применение в инклюзивном пространстве сформированных умений и навыков специалиста психолого-педагогической поддержки в конкретных образовательных ситуациях.

4 стр., 1644 слов

Социальная роль личности

... выбранная для реферата, актуальна. Объектом исследования работы является социум и его структура. Предмет исследования – социальная роль личности. Задачами работы являются: 1. Дать понятие личности, социального статуса и ее социальной роли. 2. Определить ...

Рассмотрим эти три условия по порядку.

Первое условие.

К основным принципам работы с детьми с ОВЗ можно отнести следующие:

— Уважение к личности ребенка. Данный принцип является базовым в межличностном и образовательно-воспитательном процессе, в развитии личностных особенностей ребенка с ОВЗ, в целом в формировании его личности.

— Понимание особых образовательных потребностей (ООП) детей с ОВЗ, их включение в образовательный процесс. Данный принцип является ключевым в инклюзивном образовании. Следует указать, что ООП складываются под влиянием этиологии (происхождения) нарушения, его течения, а также специфики каждого нарушения. При этом одна из наиболее распространенных ошибок в процессе инклюзивного образования состоит в том, что учитель-предметник, а нередко и специалист сопровождения уделяют внимание лишь видо-специфическому характеру нарушений в ущерб целостной связи нарушения и ООП.

Например, при нарушениях психического развития (ЗПР) на первый план выходит мотивация обучающегося к познанию, развитие его когнитивных функций, расширение интеллектуального горизонта, укрепление эмоционально-волевой сферы, стабилизация психосоматической сферы.

При нарушениях интеллектуального развития на первый план выходит требование доступности и адекватности восприятию учебного материала – объем и содержательная глубина учебных предметов должны быть соразмерны способностям ребенка, а время, отведенное на их усвоение, увеличивается. Упор на предметно-практическое овладение учебным материалом должен сочетаться с использованием методик развития абстрактного мышления, демонстрации социальных значений абстракций (напр., «что такое хорошо и что такое плохо»).

Требуется значительное внимание уделять формированию и развитию психомоторных функций. Особо действенными для учащихся данной категории являются одобрение, поддержка, акцентировка успешных действий вместе с порицанием и ограничением проявления познавательных и социальных нарушений, девиаций. Особой потребностью, которой наделены дети с нарушением интеллектуального развития является постоянная поддержка позитивного эмоционального контакта, поскольку такой контакт заменяет значительную часть социальных отношений между учеником и педагогом, построенных на осознанном понимании их социальных ролей. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают более серьезные трудности при формировании профессиональных знаний и навыков (чем, напр., дети с нарушениями слуха), поэтому работа по профессиональной подготовке должна протекать на постоянной основе.

Общими для всех видов нарушений потребностями являются: индивидуализация обучения, адресность сопровождения, направленность развития образовательных компетенций, развитие широкого круга социальных компетенций.

Второе условие.

— Характеристика составляется на основе психолого-педагогического обследования. В процессе обследования выясняется текущий уровень психофизического развития, зона ближайшего развития обучающегося. Характеристика должна быть конкретной, описывать действительные особенности ученика. Она включает в себя:

4 стр., 1653 слов

Механизмы социальной деятельности и поведение личности

... работы является рассмотрение социального поведения личности и его регуляции. Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач: Раскрыть понятия «деятельность» и «поведение»; Рассмотреть механизмы регуляции поведения личности и ее развития; Рассмотреть самосознание ...

— Описание социальной среды обучающегося (состав семьи, бытовые условия проживания, психологический климат в семье, внесемейные социальные связи).

— Характеристику физического состояния ребенка.

— Особенности когнитивного развития – устойчивость/неустойчивость восприятия, уровень внимания, память, развитость мышления.

— Специфику эмоционально-волевой сферы, характерологическое описание личности обучающегося.

— Владение жизненными компетенциями и способность к их расширению, коммуникативные навыки (психологическая готовность вступать в коммуникацию и социальные контакты, сформированность речемыслительных операций), практические умения и навыки (знания об окружающем мире, способность к самообслуживанию, предметно-практическая деятельность).

— Определение потребности в повседневном уходе и присмотре.

— Заключение по результатам обследования.

Третье условие.

Образовательные ситуации, в которых могут находиться специалисты психолого-педагогического сопровождения, педагоги-предметники, администрация образовательной организации и обучающиеся с ОВЗ являются устойчивыми, но не раз и навсегда данными. Они изменяются под воздействием целого ряда обстоятельств. На их диалектическое развитие оказывают влияние изменения нормативно-правового, административно-организационного характера, новшества в содержании образования и обучения, личностно-психологические и профессиональные особенности участников инклюзии, конкретные обстоятельства и ситуации, возникающие в образовательной организации.

Поэтому применение того или иного инструмента должно быть выверенным, адекватным конкретной ситуации.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности. Критерием и условием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психического и физического здоровья. Индикатором же трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в познавательной, личностной и социальной сфере ребенка, его психофизиологического статуса, приводящие к дезадаптации.

  1. Заключение.

Социализация есть непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. При вхождении в социум ребенок, с одной стороны, усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый вклад в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

5 стр., 2211 слов

Социальная адаптация как часть процесса социализации личности

... и психологический. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Цель данной работы - рассмотреть социальную адаптацию как часть процесса социализации личности. 1. Место социальной адаптации в процессе социализации личности Термин «адаптация» (от лат. ...

Следовательно, результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с отклонениями в развитии действовать, с представлением о самом себе и своим образом идентичности. Если структура и сфера поведения недостаточно развиты, существует риск появления психически или социально девиационных форм действий и поведения, осложняющих дальнейшее развитие личности. Организация контроля и поддержания оказания своевременной помощи специалистов детям, имеющим отклонения в развитии и их семьям, образовательная и социально-реабилитационная работа с детьми, семьями и обществом в целом может предотвратить возникновение девиационных форм действий и способствовать успешности социализации.

  1. Список использованной литературы.

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/problema-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-otkloneniyami-v-razvitii/

  1. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011//