Принцип детерминизма в психологии

Одним из методологических принципов экспериментальной психологии является принцип детерминизма. Детерминизм в психологии (от лат. Determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм является концепцией, согласно которой действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы [8].

«Детерминизм не идентичен причинности, но включает ее в качестве основной идеи. Он приобретал различные формы, проходил, подобно другим принципам, ряд стадий в своем развитии, однако неизменно сохранял приоритетную позицию среди всех регуляторов научного познания» [5].

Различают несколько форм детерминизма:

  • системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);
  • детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину);
  • детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные в известных пределах — эффекты, подчиненные статистической закономерности);
  • целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

«Лишь всесторонне выявив человека во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни», — утверждал С.Л. Рубинштейн [1].

Таким образом, основными исходным положением психологической науки, лежащим в основе ее методологии, является принцип детерминизма (причинная обусловленность):

1) психика обусловлена объективной действительностью;

2) все психические явления обусловлены деятельностью мозга;

3) при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие;

4) психика определяется образом жизни.

Применительно к психологии в развитии детерминизма выделяются несколько эпох.

Итак, целью данной работы является изучение принципа детерминизма в психологии. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) Систематизировать и обобщить материал по данной теме;

2) Изучить эпохи развития детерминизма.

1. Предмеханический детерминизм

Первой вехой на этом пути развития возникшее в древнегреческой философии учение — гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью. Эта древняя картина привлекла и мыслителей XVIII-XIX веков. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии произрастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята, как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (являются одушевленными).

5 стр., 2293 слов

Роль психологии в жизни человека

... высказать некоторые размышления в пользу психологии как науки, подвести к идее, что знание основ психологии -- это необходимый минимум для любого человека. Роль психологии в жизни человека В последние годы ... психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, ...

Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Поэтому отвергались все прежние предположения о том, что причинами деятельности души служат внешние для него факторы, будь то материальные или нематериальные. Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Такая «бионическая» конструкция была «изобретена» знаменитым Дедалом, который якобы сделал подвижным изваяние Афродиты, влив в него ртуть. Такое механическое подобие поведения организма Аристотель считал столь же неприемлемым для объяснения действий реального живого тела, как и представление Демокрита об атомах души, толкающих в силу своей наибольшей подвижности другие атомы, из которых состоит организм [1].

Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Важнейшим достижением Аристотеля стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию. Аристотель мыслил, считая психическое по своей сущности биологическим. Из этого следовало и новое понимание его детерминации, предполагавшее зависимость психических явлений не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель. Это детерминистское воззрение может быть названо прабиологическим. Поведение живых тел регулируется особой причиной. Аристотель назвал ее «конечной причиной». Под этим имелась в виду целесообразность действий души. Аристотель распространил этот объяснительный принцип на все сущее, утверждая, сто «природа ничего не делает напрасно». Такой взгляд получил имя телеологического (от греч. Telos — цель и logos — слово) учения. Теологию осудили за несовместимость с наукой, увидев в ней антитезу детерминизму. Особо следует выделить в качестве одного из вариантов предмеханического детерминизма попытки вернуться к естественнонаучному объяснению арабскими и западноевропейскими учеными в преддверии эпохи Возрождения. В связи с исследованием зрительных ощущений и восприятий, складывается еще одна форма детерминизма, условно ее можно назвать «оптическим» детерминизмом. В предшествующие века зрение считалось функцией души [5].

Арабоязычные, а затем западноевропейские натуралисты поставили зрительное восприятие в зависимость от оптики. Для объяснения того, как строится изображение в глазу (то есть психический феномен, возникающий в телесном органе), они использовали законы оптики, связав тем самым психологию с физикой. Причинный ряд физических явлений в законах оптики получал математическое выражение, а психический — соответствующую причинную детерминацию [1].

Оптика и явилась той областью, где соединялись математика и опыт. Тем самым преобразовывалась структура мышления, открывая новые перспективы для детерминизма. Итак, до XVII века в эволюции психической мысли можно выделить три формы предмеханического детерминизма: гилозоистский, прабиологический и оптический [5].

5 стр., 2036 слов

Вклад Аристотеля в развитие психологии

... мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе. В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и ...

2. Механический детерминизм

Научная революция XVII века создала новую форму детерминизма, а именно механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции. Этот принцип научного познания в свою очередь прошел ряд фаз в своем развитии, в том числе пять главных из них — от середины XVII до середины XIX столетия [6].

Первая фаза наиболее типично представлена психологическим учением Декарта [5].

Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятием (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) — волевые акты, ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. В Декартовой философии человек — это средоточие двух субстанций: непротяженной — духовной и протяженной — телесной.

Следующие две фазы механического детерминизма представлены в XVIII веке учениями английских (Гартли) и французских (Ламетри) материалистов. Формулу предшественников можно обозначить, как «человек — полумашина». На смену ей приходит формула «человек — машина». Гартли мыслил в категориях Ньютоновой механики. Что же касается французских сторонников детерминизма, то у них он приобретает новые признаки, знаменуя третью фазу в разработке детерминизма. Она имела переходный характер, соединяя механодетерминистскую ориентацию с идеей развития, навеянной биологией. Телесная машина становилась (взамен Декартовой — гомогенной) иерархически организованной системой, где в ступенчатом ряду выступают психические свойства возрастающей степени сложности, включая самые высшие[1].

Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики возникла благодаря крупным успехам в области нервно-мышечной физиологии. Здесь в первой половине прошлого века воцарилось «анатомическое начало». Это означало установку на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма, его морфологии. В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сформировался один и тот же стиль объяснения: за исходное принималась анатомическая обособленность органов. Эта форма детерминизма породила главные концепции рассматриваемого периода: о рефлекторной «дуге», о специфической энергии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга. Организм расщеплялся на два уровня: уровень, зависящий от структуры и связи нервов, и уровень бессубстратного сознания. К картине целостного организма естественнонаучную мысль возвратило открытие закона сохранения и превращения энергии, согласно которому в живом теле не происходит ничего, кроме физико-химических изменений, мыслившихся, однако, не в механических, а в энергетических терминах[2].

3 стр., 1430 слов

Психика и организм

... зависимости от отношений к ней субъекта. На психику и организм человека влияют процессы душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, ... ответить и рассмотреть, что такое психика и как она связана с организмом. Психология человека - это внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные ...

Каково же место психических процессов в этой биоэнергетике? Поскольку закон сохранения энергии выполняется в органическом мире неукоснительно, сложилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных клетках. Так появилась пятая фаза детерминизма в трактовке психики — вульгарно-материалистическая. Слабость механодетерминизма побудила научную мысль обратиться к биологии, где в середине прошлого столетия происходили революционные преобразования.

3. Биологический детерминизм

Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX века под влиянием двух великих учений — Ч. Дарвина и К. Бернара. Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды. Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами [2].

Первый — отбором и сохранением форм, случайно оказавшихся приспособленными к условиям существования. Второй — особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне. Биологический детерминизм оказал большое влияние на развитие психологии. Исходя из теории эволюции, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, то есть все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Детерминация будущим, то есть событиями, которые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, — такова особенность биологического детерминизма [5].

При этом, как показал Дарвин, детерминация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект — принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности [5].

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружили психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком К. Пирсоном и другими последователями Гальтона, внес в психологическую науку ценные математические методики, в частности — факторный анализ. Это дало мощный импульс детерминистскому объяснению индивидуальных различий между людьми. С этим связано также широчайшее распространение метода тестов[3].

Была проложена еще одна детерминанта из биологии в психологию.

4. Психический детерминизм

Первые крупные успехи на пути перехода от биологического детерминизма к психологическому были связаны с разработками категорий образа, действия, мотива. Это отразило творчество Гельмгольца, Дарвина и Сеченова. Гельмгольц как физиолог, объясняя ощущения, стоял еще на почве механодетерминизма. Ощущение трактовалось, как прямое порождение нервного волокна, которому присуща «специфическая энергия». Однако перейдя от ощущений к сенсорным образам внешних объектов, он внес в понятие о восприятии признаки, соотносившие его с неосознаваемыми действиями организма (глаза), которые строятся по типу логической операции («бессознательные умозаключения»).

3 стр., 1128 слов

Влияние хронических и соматических заболеваний на психику человека. Эпилепсия

... ]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-hronicheskoy-bolezni-na-psihiku/ Николаева В.В. «Влияние хронической болезни на психику», 1987. Киссин М.Я. ‎ Электронный учебник «Психиатрия и ... психиатором. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе удалось раскрыть влияние хронической соматической болезни на психику человека, понятие эпилепсии, клинические особенности заболевания, психические расстройства ...

Само же ощущение, считал он, соотносится не только с нервным субстратом, но и внешним объектом, находясь с ним в знаковом отношении. Появилась схема построения образа[3].

Дарвин, непосредственно занимаясь проблемами психологии, объяснил генезис инстинктивного поведения, а также адаптивную роль внешнего выражения эмоций. Тем самым категория мотива, которая прежде выступала либо в виде желания или хотения субъекта, либо как заложенная в его психическом механизме интуитивная сила, получала естественнонаучное объяснение. Сеченов ввел понятие о сигнальной роли чувствований (образов), регулирующих работу мышц. Будучи наделены чувственными «датчиками», мышцы уж сами несут информацию как об эффекте произведенного действия, так и об его пространственно-временных координатах. Тем самым принцип обратной связи объяснял роль чувственного образа и реального телесного действия в жизненных встречах организма со средой. Таким образом, психический детерминизм утверждался как особый вид саморегуляции поведения организма[5].

Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием обитания человека, но и культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики.

5. Макросоциальный детерминизм

Переход к еще одной форме детерминационной зависимости определило родство человека со сферой культуры. Оно преобразовало индивида в личность. Его поведение стало не только целесообразным, но и ценностнообразным. Потребность филологии, этнографии, истории и других общественных дисциплин в том, чтобы определить факторы, от которых зависит формирование продуктов культуры, побудила обратиться к области психического. Это внесло новый момент в исследования психической деятельности и открыло перспективу для соотношения этих исследований с исторически развивающимся миром культуры. Начало этого направления связано с попытками немецких ученых приложить схему И.Ф. Гербарта к умственному развитию не отдельного индивида, а целого народа[5].

Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каждого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичными психическими связями «духа народа», выражающегося в языке, мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объединяющей психические исследования с историко-филологическими. Она получила наименование «психология народов». Таким образом, наряду с теориями, основами которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее ускоренности в социальной жизни людей. Эти теории исходили из того, что своеобразие жизни радикально изменило общий строй психической организации людей, утвердив над ними власть совершенно особых детерминант, отличных и от физических раздражителей, и от нервных импульсов. В роли детерминант выступили столь же объективные, как эти раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия и их культуры [5].

12 стр., 5591 слов

Принципы и методы исследования современной психологии

... психики путем исследования объективных условий возникновения психических явлений и объективных их проявлений. Объект исследования: принципы и методы исследования современной психологии. Предмет исследования: методологические основания принципов и методов исследований в психологии. Целью данной работы является изучение принципов и методов ...

Концепция макросоциального детерминизма сосредоточилась на проблеме зависимости высших проявлений человеческой психики от ценностей духовной культуры. Переход к еще одной форме детерминационной зависимости определило родство человека со сферой культуры. Оно преобразовало индивида в личность[9].

6. Микросоциальный детерминизм

К следующему межличностному уровню детерминационных отношений относится микросоциальный детерминизм. Групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в качестве новых детерминант. Это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. Микросоциальный детерминизм касается детерминации психики социальной группой или отдельными людьми, с которой индивид имеет непосредственные контакты[9].

За исходное принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом которого становится его субъективная проекция. Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминизма как механизма преобразования социальных отношений и действий во внутрипсихические. Зарождение и развитие сознания изменило общий характер детерминации жизнедеятельности человека в отличие от других живых существ. Это сочеталось со способностью к рефлексии, к самоотчету субъекта о непосредственно испытываемых им психическиx состояниях. Детерминизм неотделим от принципов системности и развития[1].

Вывод

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Принцип детерминизма, причинности находит свое начало в философском учении Демокрита. В своем историческом развитии детерминизм приобретал разные формы: домеханистического, механистического, биологического, психического, макросоциального, микросоциального детерминизма.

Заключение

В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма ориентирует исследователя на поиск, выявление этих причинных связей. В современной методологии психологической науки, не отказываясь от принципа детерминизма, как важнейшего научного познания, выявлено, что при объяснении высших психических процессов необходимо использовать различные виды детерминизма. принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Таким образом, принцип детерминизма ориентирует нас в познавательной деятельности при проведении психологического исследования на выявление причинных зависимостей и связей. Принцип детерминизма является общенаучным и нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым.

8 стр., 3512 слов

Принцип детерминизма

... сочинениях Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в ... можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход. Среди ... понятиям: причина и следствие; должны формироваться по такому же принципу. Причина предшествует следствию, а следствие следует ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/printsip-determinizma-v-psihologii/

детерминизм психология философский