Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе

В концепциях теоретиков педагогики и в реальной практике обучения и воспитания подрастающего поколения идеи ненасилия присутствовали всегда. Ненасилие как ценность выступает в качестве альтернативы закону «уравновешивания», как особая сила, как преодоление эгоцентризма и выражение любви, как независимость и способность к позитивному взаимодействию, наконец, как принцип гуманистической педагогики и психологии. Целью психологии ненасилия является изучение механизмов: насильственного взаимодействия человека с другими людьми, природой, обществом, миром в целом; цель педагогики ненасилия — воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе, в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому. В мире, было, есть будет принуждение, насилие, зло и т. п. Вопрос состоит не в тол чтобы принять или отвергнуть насилие или ненасилие, а в выбор приоритетов каждым человеком в каждый конкретный момент своей жизни, какую тенденцию построения своей жизни он выбирает — разрушительную или созидательную, насильственную ил ненасильственную. Возможность выбора ненасильственной альтернативы, построение в соответствии с ней жизни и деятельности есть то, что называют культурой ненасилия. Культура ненасилия — сложное и емкое понятие, включающее себя и овладение идеей ненасилия как ценностью, и соответствующее отношение к действительности, и реальное поведение. Она не формируется сама по себе, спонтанно. Для этого необходима длительная и кропотливая работа по созданию условий для ее развития. Значительную роль в процессе формирования культуры ненасилия должны сыграть наука, искусство, средства массовой информации и, конечно, педагогика.

1. Психология ненасилия

1.1 Ненасилие как принцип гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это направление в современной психологической науке и практике, признающее целостность и уникальную неповторимость каждой личности.

Необходимо отметить, что гуманистическая психология во многих ее направлениях изначально разрабатывалась в рамках психотерапевтического процесса, поэтому ненасилие рассматривалось как форма взаимодействия психотерапевта и клиента, затем она распространилась и на другие сферы, например, у К.Роджерса данный принцип успешно переносится на сферу обучения, взаимодействия педагога и учащихся. По мнению К. Роджерса ведущим мотивом поведение человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего «Я». Он выделяет такие понятия как «Реальное Я»- система представлений о себе, своих чувствах, ценностях. «Идеальное Я» — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и переживания. «Социальное окружение» — это все то что навязывается человеку: способы поведения, ценности, взгляды.

8 стр., 3724 слов

О смысле и теоретическом статусе понятия «любовь к детям» ...

... и не во всём, ситуация сложилась в педагогике с понятием "любовь к детям". Все думают, что такое любовь к детям, но как только возникает необходимость перевести это понятие на язык педагогических ... и педагогического аспектов в трактовке ее сущности. В процессе этого исследования сформировано положение о том, что на педагогическое отношение к вопросу о любви к детям вполне могло повлиять и повлияло ...

Сложности и проблемы у человека возникают тогда, когда он выбирает несвободу, т.е. начинает жить в угоду социальному окружению. Основная задача психотерапии согласно К. Роджерсу, заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой, но не навязывать что-либо клиенту. Некоторые высказывания К. Роджерса: «Оценка других не является для меня ведущей». «Опыт для меня является самым высоким авторитетом». «Мой опыт говорит мне о том, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям».

Принцип ненасилия достаточно ярко выражен в концепции К. Роджерса. Им заложены основы для понимания ненасильственного помогающего действия. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него психологических проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе, к позитивным изменениям, на веру в его способность найти в себе силы для разрешения самостоятельно этих проблем. Это становится возможным, если принимать человека таким, какой он есть. В итоге стимулировать тенденцию личности самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снять противоречия между «реальным Я» и «идеальным Я».

1.2 Позиция ненасилия как предмет исследования психологии ненасилия

Психология ненасилия как специфическая отрасль гуманистической психологии возникла и сформировалась в нашей стране только в последние десятилетия ХХ века. В отечественной психологии обращают на себя внимание, прежде всего работы O. М. Орлова, в которых раскрываются психология принуждения и психология ненасилия. Постепенно проблематика, связанная с изучением позиции ненасилия, стала интересовать все более широкий круг психологов. Об этом свидетельствует проведенная в Уфе в 1999 г. конференция, посвященная проблемам формирования. позиции ненасилия. Справедливости ради следует отметить, что к проблеме ненасилия все больше внимания проявляют специалисты, которые занимаются гуманистической психологией. Так, в 1999 г. вышла в свет работа С. Л. Братченко « Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие».

Особого внимания заслуживают работы Ю. М. Орлова, где предпринимается попытка с позиции психологии управления поведением другого человека описать конкретные механизмы ненасильственного взаимодействия. Автор определяет две основные задачи управления: вызвать в управляемом человеке желательное правителя поведение; устранить нежелательные для управителя поведение или его признаки.

В решении указанных управленческих задач выделяются две парадигмы, которые обозначены автором как парадигма насилия и парадигма ненасилия.

Парадигма насилия: если ты не совершишь действие, то испытаешь неприятную эмоцию. В данном случае предвосхищение плохого переживания является стимулятором поведения управляемого человека. Это — явное насилие, принуждение, которому подвержено схеме: если ты совершишь нужное действие, то не будет неприятной эмоции. Для исполнителя эта парадигма управления создает ситуацию угрозы за не деяние. Следовательно, в ситуации насилия любое, даже приятное поведение, желательное управителю, для исполнителя становится поведением избавления от ожидаемой неприятной эмоции.

11 стр., 5106 слов

Этика ненасилия и насилия в русской философии

... насилие стало неприемлемым по моральным соображениям. Ненасилие в политике Предлагаемая нами парадигма ненасилия относится к "этике убеждения". Тем не менее, мы подчеркиваем, что этика и философия ненасилия, ... мира в целом и значительно опережает рост альтруистических настроений, стремление к принципам ненасильственного мира…" считает В.Д. Губин. Насилие и готовность к насилию возрастают. Идет ...

Парадигма ненасилия: в противоположность парадигме насилия имеет опору на положительную эмоцию. Другими словами: «Если ты совершишь нужное управителю действие, у тебя будет хорошее э:иоциональное состояние». Согласие исполнителя предвосхищает положительное переживание, отказ исполнителя не фиксируется в какой-либо реакции управителя, т. е. исполнитель предоставляется своей судьбе, определенным обстоятельствам.

Таким образом, Ю. М. Орлов пытается показать своеобразие насильственного и ненасильственного действия в зависимости от эмоциональной награды, которую ожидает человек, исполняющий волю другого лица. Подчеркивается, что насильственные действия ориентированы на наказание, переживание отрицательных эмоций в случае неповиновения; ненасильственное же действие, наоборот, направлено на актуализацию позитивных переживаний в случае его выполнения, чего требуют от человека другие. Предложенные Ю. М. Орловым парадигмы принуждающего ненасильственного действия, просты, понятны и доступны для использования в реальной практике, в процессе коммуникативного взаимодействия взрослых и детей. Сформулируем цели и задачи психологии ненасилия. Целью психологии ненасилия является изучение психологических механизмов ненасильственного взаимодействия человека с другими людьми, природой, обществом, миром в целом.

В качестве конкретных задач психологии ненасилия можно выделить следующие:

  • изучение общей структуры и особенностей позиции ненасилия, специфики ее проявления на разных возрастных этапах;
  • исследование психологических условий формирования позиции ненасилия;

— изучение взаимосвязи позиции ненасилия с общим когнитивно-личностным развитием индивида на разных ступенях его онтогенетического развития. Позиция ненасилия является базовым понятием в психологии ненасилия и выступает в качестве основы для осуществления ненасильственного взаимодействия и просоциального (общественно одобряемого) поведения в целом.

1.3 Психологические условия принятия позиции ненасилия

Наиболее последовательно проблема принятия себя решается в гуманистической психологии. Эта идея является основополагающей в концепции К. Роджерса. Принятие себя — это обращенность человека к своему истинному «Я», что достигается посредством обращенности к собственному опыту в противовес обращенности к социальному окружению, которое навязывает человеку формы и способы поведения, определенное видение себя. Таким образом, принимать себя — это не борьба с собой, со своими отрицательными качествами (бороться с собой — совершать насилие над собственной личностью), а умение найти в своих слабых качествах позитив, способность заменить его другим позитивом, но не вызывающим отрицательных эмоциональных переживаний.

2. Педагогика ненасилия

2.1 Ненасилие как принцип гуманистической педагогики

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма последовательно выступала, выступает против духовного физического принуждения. Несмотря на относительно высокий уровень разработанности гуманистических теорий и конкретных технологий, они еще с трудом находят воплощение в реальной практике. К сожалению, насилие в скрытом, а иногда и в открытом виде присуще всей системе образования. Это обусловлено многими причинами, и прежде всего сложностями общественного развития и прогресса.

Ж.Ж. Руссо,

2.2 Общая характеристика педагогических условий реализации целей и задач педагогики ненасилия

Для того чтобы цель и задачи педагогики ненасилия быть реализованы в образовательном процессе, необходимы способствующие этому общие педагогические условия. Первое условие — ориентированность педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Второе условие предусматривает создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности обучающихся на ненасильственной основе и формирования у них позиции ненасилия на разных возрастных этапах онтогенетического развития. Ориентированность на личностную модель взаимодействия это особая позиция педагога, на практике выраженная в реализации субъект-субъектных связей педагогического взаимодействия что, собственно, можно определить как позицию ненасилия.

Позиция принуждения

Позиции ненасилия

1. Раздражительность

1. Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности

2. Обидчивость

2. Умение не обижаться или использовать позитив обид

3. Эмоциональная неустойчивость

3. Эмоциональная устойчивость

4. Неуверенность в себе

4. Уверенность в себе

5. Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное

5. Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное)

б. Эгоцентричность

б. Способность к социальной децентрации

7. Наличие комплекса психологических защит

7. Отсутствие защит или их осознание

8. Нетерпимость к чужому мнению, другим людям

8. Терпимость к чужому мнению, другим людям

9. Ограничение субъективной свободы

9. Расширение границ субъективной свободы

10. Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными

10. Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными

11. Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей

11. Высокий уровень способности

подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей

12. Повышение у детей

напряженности и тревожности

12. Снижение у детей напряженности и тревожности

13. Приоритет негативных форм оценивания над позитивными

13. Приоритет позитивных форм оценивания

14. Преобладание реактивных форм

реагирования над активными

14. Преобладание активных форм

реагирования над реактивными

Таким образом, педагог, сформировавший в себе позицию ненасилия, — это человек способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, успешно преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения иного плана связанные с ненасильственным действием, хороший организатор, ориентированный на согласовывание цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Важно пояснить, что ненасильственная среда означает, что взаимодействие на всех уровнях строится без использования открытых и скрытых форм принуждения или с минимальным принуждением. Развивающая среда способствует созданию предпосылок для личностного роста, духовного становления и развития каждого субъекта взаимодействия.

3. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе

3.1 Общая характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании

Личностно-ориентированный подход сформировался в противовес авторитарной педагогике, концентрирующей свое внимание на ролевом аспекте взаимодействия: педагог обязан выполнять те функции, которые возложены на него обществом, а ребенок, учащийся, в свою очередь, должен соответствовать определенным требованиям, той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностный подход, наоборот, основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.

Ориентация на личностную модель педагогического взаимодействия с дошкольниками, означает, что воспитатель, учитель имеет соответствующую систему взглядов, установок, позиций, реализуемую в общении и взаимодействии с воспитанниками. Ориентация на личностную модель взаимодействия исключающая педагогические стереотипы в области субъектности педагога и объектности учащегося, базируется на системе субъект-субъектных связей.

3.2 Ориентированность на личностную модель взаимодействия как основа построения отношений педагога с детьми дошкольного возраста

Личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия характерна для одноименной педагогики, в том числе и для педагогики ненасилия. В процессе взаимодействия педагог и учащийся в равной мере признаются субъектами педагогического процесса: педагог — субъектом деятельности преподавания, а учащийся — деятельности учения. Противоречия между учителем и учеником разрешаются путем сотрудничества, где каждая сторона взаимодействия обладает известной свободой в выборе содержания, методов, форм деятельности, согласуя свои притязания и права с притязаниями и правами партнеров по взаимодействию. Вследствие этого отношения между ними сроятся на реалистической основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства становится преобладающим со стороны педагога. Учащихся ценится комплекс качеств, связанных с их активностью: инициатива, творческий подход к делу, умение брать на себя ответственность, доводить начатое дело до конца и др. Равное внимание уделяется как деятельности обучения, воспитания, так и деятельности учения. Преподавание сроится с учетом индивидуальности каждого ребенка. Самореализация личности учителя является условием для самореализации личности учащегося, и, наоборот, успешный личностный рост воспитанника есть стимул для развития и формирования личности педагога.

Таким образом, ориентация педагога на личностную модель взаимодействия создает предпосылки для отказа от стереотипов в профессиональной деятельности, способствует его открытости и позитивному отношению к детям, оптимальному формированию их личности, что в конечном итоге создает основу для организации взаимодействия педагога с детьми на ненасильственной основе.

3.3 Принципы ненасильственного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста

Ненасильственное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста строится на основе следующих принципов:

* достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности от реализации этого принципа во многом зависит успех ненасильственного взаимодействия педагога с детьми, ибо открытость выполняет своеобразную роль метаустановки, с которой учитель подходит к анализу любого акта взаимодействия.

Следует отметить, что достижение состояния открытости широко используется в современной гуманистической педагогике и психологии. Приоритет здесь принадлежит К. Роджерсу. Однако под открытостью он понимал лишь способность человека выходить за рамки ролевого поведения, выражать непосредственно свои эмоции и чувства.

Любовь к детям — это не просто положительное эмоциональное отношение к ним, но и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке. Следовательно, чтобы хранить положительное эмоциональное отношение, необходим определенный труд по его поддержанию, развитию, а это удается далеко не всем.

Целью любви к ребенку как деятельности является усиления личностного в нем, его способности самоопределяться, строить себя, вырабатывать самостоятельные отношения к различным сторонам действительности. Педагогу важно увидеть положительное в каждом воспитаннике, вычленить его положительное и своим отношением, системой позитивных действий усиливать.

В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации в личности ребенка, что, собственно, дает смысл его деятельности. Если педагог по-настоящему любить ребенка, то в будущем он будет «нести» в себе личностные особенности тех воспитателей, которые взаимодействовали с ним.

* обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности — человек только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим.

* подключение учащихся к целям и задачам педагога, а также его умение подключаться к целям и задачам детей — педагогическое взаимодействие только тогда может рассматриваться как ненасильственное взаимодействие, когда воспитанник с желанием, добровольно выполняют то, что предлагает сделать воспитатель. Одним из способов, позволяющих добиться этого, является подключение дошкольников к тем целями задачам, которые выдвигает педагог.

Это означает, что воспитатель должен научиться полностью самореализоваться в той или иной деятельности, на той или ином занятии. Другими словами, он сам достигает такого состояния, когда преподносимый пи учебный материал приобщает первостепенное значение, когда он работает на пределе своих возможностей, увлечен деятельностью. Благодаря этому создается уникальный эмоциональный фон, который сопутствует процессу самопостроения личности.

Не менее важную роль с точки зрения организации ненасильственного взаимодействия играет умение воспитателя подключаться к задачам ребенка. Эта способность увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей, способность принять на себя его интересы, желания, цели и расширить их, в том числе и за счет включения в этот процесс собственных педагогических целей и задач.

* преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности — тревожность и страх порождаются также боязнью оказаться несостоятельным в той или иной ситуации, боязнью санкций и наказаний. Глубинную сторону этого состояния составляет страх, связанный с тем, что будет унижено личностное достоинство, что человека будут вынуждать поступать так, как он не хочет или не умеет.

Очевидно, что если строить взаимодействие с детьми на ненасильственной основе, надо в корне пересмотреть всю систему. Важно так построить педагогическую деятельность и взаимодействие, чтобы обращать ребенка к его совести, — наказывать в конечном итоге должна она.

3.4 Использование идей педагогики и психологии ненасилия в дошкольном образовании

Наиболее благоприятным для решения многих задач педагогики и психологии ненасилия является дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой — потерей ими непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, нарождающейся способностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Кроме того, дети дошкольного возраста очень чувствительны к миру человеческих отношений, обостренно реагируют на изменение отношения к себе, эмоционально переживают как радость, так и обиды. Поэтому в дошкольных учреждениях можно создать условия для развития способности у детей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы обрести способность к ненасильственному взаимодействию, ребенок должен научиться позитивно относиться к себе (элементы самопринятия), видеть в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.

Уверенность в себе является важным фактором ненасильственного взаимодействия, база для позитивного разрешения конфликтов, продуктивного общения и умения строить отношения.

Как известно, неуверенность — результат неоформленности «Я- концепции», низкой самооценки, порождаемой, с одной стороны, невысокими реальными достижениями в разных видах деятельности, с другой — отрицательными оценками других людей.

Неуверенность в себе детерминирует либо социально-импульсивное, либо социально-пассивное поведение, сопровождаемое состояниями тревожности, конфликтности, скрытой или выраженной враждебностью.

В детском саду, дома ребенку необходимо создавать такие условия, при которых он мог бы переживать радость, учился бы справляться с собственными огорчениями, сорадоваться успехам.

У детей нужно формировать смелость в противовес трусости, выдержку (первоначальный аналог терпимости) в противовес невыдержанности.

Обучение этическим нормам поведения, воспитание этических качеств, которые условно можно интегрировать в понятие «вежливость», следует начинать с дошкольного возраста.

Целенаправленная деятельность по воспитанию у детей качеств, необходимых для ненасильственного взаимодействия, стимулирует работу ребенка над coбoй. Формируется свойство личности, называемое миролюбием, выражающееся в способности к преодолению собственной агрессии, к ненасильственному разрешению конфликтов, к разумным компромиссам. Для того чтобы создать предпосылки для возникновения элементов позиции ненасилия, у детей важно сформировать миролюбие не только как личностное качество, проявляющееся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и как отношение к миру в целом, выражающееся в неприятии войны как способа разрешения конфликтов.

В качестве примера приведем конспект проведения цикла занятий с детьми подготовительной группы на тему «Руководство — подчинение».

Программное содержание:

формирование представлений об адекватности собственного поведения и поведения других людей в той или иной ситуации с позиции доминирования (руководства, подчинения и равенства);

  • закрепление представлений о поведении людей, занимающих позиции руководства и подчинения

Материал: Читаем детям стихотворение Л. Серовой «Ляп~- шонок» // Под ред. 3. Сахиповой. — Л.: Просвещение, 1987. — с. 168) набор сюжетных иллюстраций к произведению А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; схематические лица (маски), проволока, доска, мел.

Ход занятия

1-я часть.

* Что значит быть главным?

* Что значит подчиняться?

* Кого называем главным? Подчиненным?

* Кто главный в детском саду? В группе детского сада? В больнице? В магазине? и тд.

* Как называют главного у взрослых на работе?

* Кто в семье главный? Почему вы так считаете?

* Кем будет директор завода на приеме у врача?

* Как ведет себя подчиненный? Как улыбается? Как ходит? Разговаривает?

* Могут ли все быть главными? Подчиненными?

Далее необходимо подвести детей к выводу о том, что каждый человек в зависимости от ситуации может быть и главным, и под чиненным.

2-я часть.

Мы приучены к порядку — Я и все мои ружки: Утром делаем зарядку — Приседанья и прыжки.

А потом идет ученье: Всех зелены крикунов Учит грамоте и пенью Наш учитель Квакунов. Учит важно, учит строго,

Хорошо, что слов немного: Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,

Все лягушечьи слова.

Вопросы к детям:

* Кто главный у лягушат?

* Почему мы можем назвать его главным?

* Как назвать лягушат, которые ему подчиняются?

* Как ведет себя главный?

* Как ведут себя подчиненные?

Дети делают вывод о том, что учитель Квакунов для маленьких лягушат

является руководителем, учит их петь, читать, делать зарядку, а лягушата слушаются своего учителя, подчиняются ему, уважают его.

3-я часть.

Задания детям:

* Попробуйте сами передать жестами, мимикой, позой взаимоотношения героев.

* С какими чувствами они относятся друг к другу?

* Что вы чувствуете друг к другу?

* Кем вам приятнее быть: руководителем или подчиненным?

4-я часть.

* Выберите те маски, которые подходят руководителю (подчиненному).

* Кто является руководителем для тебя?

* Когда мама смотрит на тебя так?

Предложить детям составить самостоятельно маски подчиненного и руководителя.

5-я часть.

Задания детям:

Выберите одну из поз человека, сделанного из проволоки. Встаньте в такую же позу. Что она означает: руководство или подчинение? Как вы узнали?

* Каким может быть руководитель? Подчиненный?

б-я часть.

Задания детям:

* Давайте нарисуем мелом лесенку на доске и обозначим, кто кому подчиняется у нас в детском саду.

* Что у всех общего?

* Для чего нужны руководители?

* Все ли руководители бывают одинаковыми?

* Чем они отличаются?

* Когда приятно подчиняться руководителю?

Подвести детей к выводу о том, что каждый человек в своей жизни бывает руководителем и подчиненным, но в любой роли он должен с уважением относиться к другим людям: ведь сотрудничать всегда приятнее, чем подчиняться из-за страха.

4. Психолого-педагогическая диагностика ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе

Ненасильственное взаимодействие — сложный и динамичный процесс. Построить целенаправленную работу по формированию позиции ненасилия у педагогов и у детей на разных уровнях онтo-генетического развития и организовать их взаимодействие на ненасильственной основе помогает комплексе специальных диагностических методик: методы наблюдения, или методы, позволяющие моделировать такого рода взаимодействие, опросные методики, а так- же методики, основанные на экспертных оценках, и др. Только в совокупности они позволяют делать осторожные выводы о характере и специфике диагностируемого взаимодействия.

Используя различные методики, во-первых, необходимо выявить ориентированность педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми, как на уровне осознанных представлений, так и на уровнях реальных действий.

Во-вторых, важно определить своеобразие отношения педагога к воспитанникам.

В-третьих, следует выявить конкретные основания, которые определяют своеобразие отношения педагога к детям.

В-четвертых, надо определить типы отношений детей друг с другом, что является основанием для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам с целью формирования у них позиции ненасилия.

4.1 Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми

МЕТОДИКА № 1.

Диагностика ориентированности воспитателя на учебнo-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, по ставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем несогласны, — балл «4». В том случае, если вы согласны и несогласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы несогласны в большей степени, чем согласны, — балл « 2». И наконец

если полностью несогласны, поставьте балл «1 ».

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий —…

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы — …

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем-…

4. Послушание детей — заслуга педагога —….

5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно — …

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя -…

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования программы воспитания и обучения детей -…

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы — вооружения детей знаниями, умениями, навыками -…

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей — ….

10. Воспитание — прежде всего, это требовательность к детям -…

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам — ….

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей — ……

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо — ….

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле -…

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы.

48 балов и выше —

4.2 Диагностика характера парного взаимодействия дошкольников

МЕТОДИКА № 1.

Суть методики состоит в следующем. Двум детям предлагают поиграть в игру «Железная дорога». Они последовательно получают 4 карты, представляющие собой листы, на каждом из которых изображена железная дорога по типу лабиринта. «Железно — дорожный путь» — односторонний, т.е. проехать по нему можно только одному поезду. Предусматриваются различного рода «карманы», куда можно завести поезд, разъезды (на разных картах разной сложности).

На противоположных концах находятся домики, имитирующие станции. Цель каждого игрока — провести свой поезд как можно быстрее на противоположную станцию. Поскольку путь односторонний, создаются ситуации, когда дети должны делать уступки друг другу: вернуть поезд назад, завести его в «карман», использовать объездной путь. Это требует согласования действий.

Инструкция детям: «Перед вами железная дорога. Каждый из вас машинист. Ваша задача состоит в том, чтобы проехать на противоположную сторону как можно быстрее, а движение одностороннее. Для того чтобы разъехаться и не столкнуться, можно заехать в «карман», использовать объездной путь или вернуться на- зад. Начинать движение нужно одновременно по моему сигналу (сигналу экспериментатора)».

Анализ взаимодействия проводится по следующим параметрам:

  • инициативность — пассивность в игре (кто берет на себя инициативу, кто подчиняется, в каких ситуациях);
  • непринужденность — напряженность (скованность) партнеров;
  • наличие положительных или отрицательных эмоций (например, ребенок хмурится, улыбается, нервничает и т.

п.);

  • темп деятельности ведущего в игре;

характер инициативных действий:

  • а) указание партнеру, как ему действовать;
  • б) предупреждение партнера, что он действует неправильно; в) согласование действий.

характер уступок:

  • а) естественная, когда ребенок, подъезжая к «карману», сам заезжает в него;
  • б) по указанию партнера;
  • в) по предупреждению партнера;
  • г) уступка — возврат;
  • д) уступка — предвосхищение, когда ребенок, не начиная игру, видит, где можно переждать и заранее вербально это формулирует.

Заключение

В дошкольном возрасте формируются основы личности, черты характера, типичные способы взаимодействия, которые будут определять в дальнейшем индивидуальный стиль деятельности и отношений человека с социальным окружением. Учитывая, что позиция ненасилия — сложное личностное образование, которое и у взрослых людей развивается далеко не всегда, в детском возрасте целесообразнее говорить о развитии элементов позиции ненасилия или о способности к ненасильственному взаимодействию. Такой подход обусловлен рядом факторов:

  • самопринятие ребенка в дошкольном возрасте еще очень диффузно, самооценивание находится на стадии становления;
  • детям трудно осознать собственные защиты (они осознаются как правило, в большей степени взрослыми);
  • дошкольники эгоцентричны, им сложно встать на позицию другого человека, хотя с возрастом вероятность такой возможности увеличивается;
  • поведение детей в дошкольном возрасте характеризуется импульсивностью, ситуативностью, невыдержанностью;
  • в то же время у них развиваются способности к саморегуляции, волевые качества личности, которые благоприятствуют формированию терпения и терпеливости как основы терпимости.

Технология развития способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста включает в себя:

  • обеспечение условий для осуществления детьми свободного выбора,
  • рациональное использование оценивания детей,
  • насыщение деятельности детей ненасильственным содержанием,

— использование жизненных, учебных, игровых ситуаций в процессе формирования у детей способности к ненасильственному взаимодействию.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/pedagogika-nenasiliya/

1. В.А. Ситаров, В.Г. Маралов Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ под ред. В.А. Сластенина. — М.,2000.