Неотложные состояния в педиатрии. Первая доврачебная помощь детям и при родах вне стационара

1. Первая доврачебная помощь детям. Неотложные состояния в педиатрии

Каждый человек должен владеть основательными знаниями и умениями, касающимися оказания неотложной доврачебной медицинской помощи ребёнку при критических состояниях, тяжёлых заболеваниях и несчастных случаях.

У детей быстрое развитие угрожающих жизни состояний обусловлено многими факторами, к которым относятся анатомо-физиологические особенности детского организма, несовершенство регуляции работы его систем, наличие фоновых заболеваний. После того, как была оказана неотложная помощь на до госпитальном этапе, без которой жизнь больного ребёнка остаётся под угрозой, дальнейшее лечение больного может быть продолжено в стационаре.

К неотложным состояниям в педиатрии относятся:

  • Анафилактический шок
  • Гипертермия
  • Диарея
  • Коллапс
  • Ларингоспазм
  • Метеоризм
  • Стенозирующий ларингит («ложный круп»)
  • Судороги.
  • Обморок
  • Острые отравления у детей
  • Рвота
  • Носовое кровотечение.
  • Закупорка дыхательных путей.

В связи с анатомо-физиологическими особенностями органов и систем неотложные состояния у детей характеризуются быстрым, прогрессирующим течением, нередко — атипичной клинической картиной, затрудняющей правильную интерпретацию симптомов. Большинство острых заболеваний у детей требует решительных, незамедлительных действий, как в плане диагностики, так и в выборе лечебной тактики. Именно квалифицированные действия врача при неотложных состояниях нередко имеют решающее значение для их исхода.

1.1 Анафилактический шок

Это тяжелая аллергическая реакция, которая бурно развивается (от несколько минут до 4 часов) после воздействия аллергена.

Причины : в качестве аллергена могут быть антибиотики, особенно пенициллин, аспирин, новокаин, витамины группы В, пищевые продукты, яд жалящих насекомых.

Клиника: проявляется потерей сознания, одышкой, затрудненным дыханием, цианозом (синюшностью) кожных покровов и холодным потом, падает артериальное давление, возникает сильное сердцебиение, наблюдаются судороги, развивается дыхательная недостаточность, вплоть до остановки дыхания.

Первая помощь

— немедленно прекратить дальнейшее поступление аллергена в организм, блокировать его всасывание. Если причиной была инъекция, наложить жгут выше места введения. Если причина — укус насекомого (пчелы, осы) — жало удалить пинцетом. К месту укуса приложить лед. При пероральном введении аллергена -промыть желудок.

3 стр., 1343 слов

Диспансеризация детей-инвалидов Санкт-Петербурга с заболеваниями ...

... детей-инвалидов, страдающих от 13 наиболее тяжёлых и часто встречаемых заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском и подростковом возрасте. 4. Основные принципы диспансеризации детей-инвалидов ... наблюдения детей-инвалидов с ортопедической патологией. Цель исследования. Усовершенствовать систему диспансеризации детей-инвалидов с основными формами ортопедической патологии с помощью научно- ...

  • ребенка уложить на спину с опущенной головой и приподнятыми ногами;
  • для профилактики аспирации рвотными массами голову повернуть на бок;
  • обеспечить доступ свежего воздуха;
  • расстегнуть стесняющую одежду;
  • согреть ребенка (накрыть одеялом);
  • дать таблетку супрастина или тавегила.

1.2 Гипертермия

Это повышение температуры тела свыше 37 0 С, является самым частым симптомом заболевания у детей.

фебрильные судороги

Типы гипертермии

Тип гипертермии

Показатели температуры

субфебрильная

37-38°С

умеренная

38~39°С

высокая

39-41°С

гиперпиретическая

Более 41°С

Причины: инфекция (вирусная бактериальная), токсическое, органическое поражение головного мозга и др.

Первая помощь:

  • Уложить ребенка в постель.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Дать обильное питье.

до 12 лет

  • Через 20-30 мин. повторить термометрию. При тяжелом состоянии вызвать скорую помощь.

1.3 Диарея

Это жидкий водянистый стул ( три и более раз в сутки).

Диарея может привести к обезвоживанию организма и даже смерти.

Причины . Диарея часто бывает у детей раннего возраста, которых кормят коровьим молоком или молочными смесями.

Клиника. Стул водянистый, иногда с частичками непереваренной пищи, с неприятным запахом, может быть зеленого цвета. Если в кале ребенка присутствует кровь, это дизентерия. Если ребенок вялый, заторможенный или у него отсутствует сознание, запавшие глаза, он не может пить или пьет плохо, при взятии кожной складки в боковой области живота она расправляется очень медленно (более 2 секунд), значит, у ребенка тяжелое обезвоживание, и ему требуется немедленная госпитализация.

Первая помощь.

  • Срочно обратиться к врачу.
  • Не допускать обезвоживания, для этого продолжить грудное вскармливание, если ребенок кормится грудью, давать ребенку жидкости (воду, компот), жидкую пищу (например, суп, рисовый отвар, напитки на основе йогурта);
  • можно приготовить раствор ОРС (продается в аптеке без рецепта) и поить ребенка, сколько он хочет.

1.4 Коллапс

Это тяжелая форма острой сосудистой недостаточности.

Причины: Коллапс является результатом значительной потери крови или перераспределения крови в сосудистом русле (большая часть крови скапливается в периферических сосудах и органах брюшной полости), следствием чего является резкое падение артериального давления.

Клиника:

  • внезапное ухудшение состояния;
  • бледность кожных покровов;
  • холодный липкий пот;
  • частый нитевидный пульс;
  • низкое артериальное давление.

Первая помощь

Вызвать скорую помощь.

До приезда скорой помощи:

  • Уложить ребенка на твердую поверхность с опущенным головным концом.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.

1.5 Ларингоспазм

Это спазм голосовой щели.

Причины: чаще всего возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Ларингоспазм — одна из форм явной спазмофилии — заболевания детей преимущественно раннего возраста, характеризующегося склонностью к судорогам и повышенной нервно — мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.

Клиника: проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребенок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает. При наиболее тяжелых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.

Первая помощь

  • Уложить ребенка на ровную твердую поверхность.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Создать спокойную обстановку.
  • Лицо и тело ребенка сбрызнуть холодной водой, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести нашатырный спирт, или шпателем, ложкой нажать на корень языка).

  • При остановке сердца провести непрямой массаж сердца.

1.6 Метеоризм

Это вздутие живота скопившимися в кишечнике газами.

Клиника : ребенок плачет, беспокоится, животик вздут, слышно урчание.

Первая помощь:

  • Уложить ребенка на спину, освободить нижнюю половину туловища.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Провести легкий массаж живота по часовой стрелке.
  • При отсутствии эффекта от предыдущих мероприятий — поставить газоотводную трубку.
  • При отсутствии эффекта дать карболен (активированный уголь) или смекту.
  • Исключить из рациона газообразующие продукты: пресное молоко, газированные напитки, овощи, бобовые, черный хлеб.

1.7 Стенозирующий ларингит («ложный круп»)

Это острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.

Причины: развивается вследствие стеноза в области голосовой щели, отека подсвязочного постранства, скопления мокроты в просвете гортани.

Клиника:

  • осиплость голоса;
  • грубый «лающий» кашель;

— явления дыхательной недостаточности (ребенок беспокоен, мечется в кровати, появляются одышка, затрудненный вдох, цианоз, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма и др.).

Первая помощь

  • Уложить ребенка с приподнятым головным концом.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха
  • Создать спокойную обстановку
  • Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на икроножные мышцы или провести горчичные ножные ванны).

  • Провести паровые ингаляции с добавлением соды, отхаркивающих трав (чередуя их)

1.8 Судороги

Это непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение формы тела и конечностей.

Причины : фебрильные судороги возникают при высокой температуре у младенцев и маленьких детей. Афебрильные судороги младенцев чаще всего возникают в результате родовой травмы или повреждения головного мозга. Ритмичные судороги конечностей являются характерными симптомами эпилепсии.

Клиника . Судороги могут быть локальными (распространяются на отдельные мышечные группы) и генерализованными (судорожный припадок).

Фазы судорожного припадка

1 фаза — тоническая

2 фаза — клоническая

1. Внезапная потеря контакта с окружающими.

2. Блуждающий взгляд с дальнейшей фиксацией глазных яблок вверх и в сторону.

3. Запрокидывание головы назад.

4. Сгибание верхних конечностей в кистях и локтях, вытягивание нижних конечностей.

Подергивание в начале мышц лица, затем конечностей с быстрой генерализацией. Бледность кожных покровов.

Первая помощь

  • Вызвать скорую помощь.
  • Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможные повреждающие предметы.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • До приезда скорой помощи не оставлять ребенка одного.

1.9 Обморок

Это проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания.

Первая помощь

  • Вызвать скорую помощь.
  • Уложить ребенка на ровную поверхность с приподнятыми ногами (или усадить и резко наклонить голову вниз)
  • Расстегнуть стесняющую одежду
  • Обеспечить доступ свежего воздуха
  • Обрызгать лицо и тело ребенка холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт (уксусную кислоту)

1.10 Острые отравления у детей

Это патологический процесс, сопровождающийся нарушением физиологических функций организма вследствие попадания из окружающей среды одного или нескольких токсических веществ. В большинстве случаев острые отравления происходят в домашних условиях. Они связаны с неправильным хранением медикаментов, передозировкой лекарственных средств. Нередко встречаются отравления средствами бытовой химии, ядовитыми растениями, грибами, возможны случаи токсикомании, суицидальные отравления. Отравления у детей происходят преимущественно при приеме яда внутрь. Входными воротами для ядовитых веществ могут служить кожные покровы, слизистые оболочки и дыхательные пути.

Клиника. В детском возрасте острые отравления протекают тяжелее, чем у взрослых. Это обусловлено большей проницаемость кожи, слизистых оболочек и гематоэнцефалического барьера, выраженной лабильностью водно-электролитного обмена. Большая часть ядов всасывается в течении первого часа после приема, иногда этот процесс затягивается до нескольких суток (например, при отравлении снотворными препаратами).

Первая помощь.

  • Вызвать скорую помощь.
  • До приезда скорой помощи постараться выяснить, чем произошло отравление.
  • Любое подозрение на острое отравление является показанием для госпитализации ребенка независимо от тяжести его состояния.
  • При попадании яда на кожу необходимо немедленно без растирания промыть ее большим количеством теплой проточной воды.
  • При попадании ядовитых веществ в глаза, последние обильно промывают и течение 10-20 мин.

водой (лучше кипяченной) или физиологическим раствором, закапывают местный анестетик (0,5 раствор новокаина, дикаина).

— Если ребенок в сознании, контактен и только что проглотил яд (таблетки, грибы, ягоды, корни, листья растений и пр.), необходимо немедленно вызвать рвоту рефлекторным раздражением корня языка. Противопоказаниями к рефлекторной рвоте являются коматозное состояние, судороги, резкое ослабление рвотного рефлекса, отравление кислотами и едкими щелочами, бензином, керосином, скипидаром, фенолом.

  • Промыть желудок. Нельзя промывать, если отравление произошло в поздние сроки (спустя 2 часа) после отравления щелочами и коррозийными ядами из-за высокого риска перфорации пищевода и желудка; судорожный синдром вследствие возможной аспирации желудочным содержимым.
  • Для удаления яда из кишечника поставить очистительную клизму.
  • Дать до 10 таблеток активированного угля.

1.11 Рвота

Причины появления рвоты: отравления; интоксикация; заболевания желудочно-кишечного тракта; заболевания центральной нервной системы.

Первая помощь

  • Обеспечить доступ свежего воздуха (облегчить дыхание, исключить неприятные запахи).

  • Уложить ребенка с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок (для профилактики аспирации рвотных масс).

  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • После рвоты прополоскать рот кипяченой водой.
  • Как можно скорее обратиться к медработнику.

1.12 Носовое кровотечение

Причины. Носовое кровотечение может появиться после травмы или быть признаком заболеваний: авитаминоза, болезней печени, почек, крови, повышенного артериального давления, эндокринных нарушений у девочек.

Клиника. По локализации носовые кровотечения делят на передние и задние. Повреждение передних отделов носа сопровождается вытеканием крови наружу, при повреждении задних отделов заглатывание крови может стимулировать желудочное или легочное кровотечение. В случаях обильного кровотечения появляется бледность, вялость, головокружение, шум в ушах.

Первая помощь

  • Успокоить и усадить ребенка.
  • Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Предложить дышать глубоко и ровно.
  • С целью предотвращения затекания крови в ротовую полость или глотку наклонить голову вперед и прижать крыло носа к перегородке.
  • На затылок и переносицу на 30 мин. рекомендуется положить холод для рефлекторного спазма сосудов.
  • В преддверие носа можно ввести ватный тампон смоченный 3% раствором перекиси водорода.
  • Если эффекта нет, вызвать скорую помощь или доставить ребенка в стационар.

неотложный педиатрия гипертермия обморок

1.13 Закупорка дыхательных путей

Причины. Попадание предметов в дыхательные пути, при резком вдохе с потоком воздуха. Просвет трахеи у ребёнка разного возраста составляет 0,5 — 1 — 1,5 см. Поэтому, практически любой предмет может вызвать полную закупорку (обструкцию) трахеи. От дыхательной недостаточности очень быстро происходит потеря сознания и дальше остановка кровообращения.

Клиника. В случае частичной обструкции дыхательных путей резко появляется сиплый голос, кашель. Ребёнок становиться беспокойным, хватается за горло руками. Дыхание шумное, свистящее. При полной обструкции ребёнок не может говорить, кашлять, дышать, хватает себя руками за горло. При полной обструкции дыхательных путей дети не могут плакать. При осмотре появляется синева на губах, лице, шее, кистях рук. У маленьких детей может не быть характерного признака обструкции (хватание руками за шею).

Первая помощь.

  • Вызвать скорую помощь.
  • Если у ребёнка признаки полной обструкции дыхательных путей (не дышит, не кашляет, не говорит) и он находится в сознании надо нанести серию ударов по спине.

Для этого встать сбоку и чуть позади ребёнка;

  • поддержать его грудь одной рукой и наклонить ребёнка вперед, так, чтобы инородное тело могло выйти изо рта;
  • нанести до пяти резких ударов между лопатками основанием ладони другой руки.
  • Если пять ударов по спине не смогли устранить обструкцию, сделать пять толчков в живот следующим образом:
  • встать позади пострадавшего и положить обе руки вокруг верхней части его живота;
  • наклонить пострадавшего вперед;
  • сжать кулак и поместить его между пупком и грудиной;
  • схватить эту руку другой рукой и резко потянуть вовнутрь и вверх;
  • повторить до пяти раз.
  • Чередовать нажатия на живот и удары между лопатками до освобождения дыхательных путей.

При закупорке дыхательных путей у детей до двух-трех лет:

  • Положить ребенка на свою руку лицом на ладонь, чтобы ножки располагались по разные стороны вашего предплечья и ось тела была наклонена вниз. Использовать свое бедро для поддержания ребенка.
  • Производить похлопывания ладонью или несколькими пальцами между лопаток, пока дыхательные пути не освободятся.

2. Роды вне стационара

Роды — физиологический процесс изгнания плода, плодовых оболочек и плаценты по родовым путям матери. Роды вне стационара чаще всего возникают при недоношенной беременности (от 22 до 37 недель беременности) или при доношенной беременности у многорожавших женщин. В таких случаях они протекают, как правило, стремительно.

В течение родов различают 3 периода. Родовая деятельность развивается с предвестников: появляются нерегулярные боли в нижней части живота, отходит слизь.

В первом периоде возникают регулярные схватки (ритмичные сокращения мышц матки), появляются боли различной интенсивности, матка становится плотной, напряженной. Началом родовой деятельности считают 4 схватки за 20 минут или 8 схваток за 60 минут. При преждевременных родах и родах у многорожавших женщин схватки с самого начала имеют интенсивный характер. На фоне развития хорошей родовой деятельности у роженицы отходят околоплодные воды, что обычно свидетельствует о достаточном или полном раскрытии шейки матки. К концу первого периода родов схватки становятся чаще, сильнее.

Затем наступает второй период родов, роженица начинает тужиться, и рождается ребенок.

Вскоре рождается послед — это третий период родов.

Первая помощь

  • Вызвать скорую помощь.
  • Помочь роженице принять удобное положение (на боку или полулежа-полусидя, прислониться спиной к стене, высокой спинке кровати, сиденью автомобиля, свертку из одеял).

  • Освободить роженицу от одежды ниже пояса; подстелить под нее самую чистую материю или часть одежды.
  • Укрыть роженицу одеялом или наиболее теплыми и чистыми предметами одежды.
  • Приготовить:
  • кипяток, кипяченую или чистую воду,
  • слабый (бледно-розовый) раствор марганцовки — 3-4 кристаллика на 1 л воды (желательно процедить этот раствор через марлю, чтобы оставшиеся кристаллики не травмировали кожу);
  • спирт или спиртосодержащую жидкость (водка, одеколон, туалетная вода);
  • зеленку, спиртовой раствор йода;
  • острые чистые ножницы, опущенные на несколько минут в кипяток и затем тщательно протертые спиртом (в полевых условиях ножницы можно заменить ножом, обработанным спиртовым раствором йода или спиртом);
  • бинты и вату;
  • две прочные нитки длиной примерно 20 см, опущенные в спирт (вместо них можно использовать бинты);
  • маленькую прокипяченную спринцовку («грушу»), можно заменить ее пипеткой с тупым концом или чистой тонкой трубочкой для коктейля);
  • одноразовые салфетки;
  • чистую клеенку или полиэтиленовую пленку, протертую спиртом;
  • чистые пеленки, простыни, наволочки, отрезы ткани, одежда и др.
  • Во время схваток проводить массаж спины в области крестца, внутренней поверхности бедер, выступов тазовых костей в правой и левой подвздошной области — эти приемы отвлекают и помогают легче переносить боль.
  • Следить за дыханием; во время схватки следует поверхностно дышать широко раскрытым ртом, между схватками дышать обычно.
  • Не забывайте смачивать женщине лицо, давать полоскать рот.
  • Как только появляется желанию тужиться, женщину следует уложить на спину и развести ей в стороны ноги.
  • Тщательно вымыть свои руки с мылом, обработать спиртом или йодом.
  • Подмыть роженицу в направлении строго спереди назад — сначала водой, затем слабым раствором марганцовки и обработать промежность и внутреннюю поверхность бедер йодом.
  • Расширение отверстия прямой кишки и напряжение промежности во время схватки позволяет судить о том, что головка малыша опустилась на тазовое дно.
  • Во время каждой потуги предлагать женщине дышать часто и поверхностно — «по собачьи».

— Как только головка малыша родится, осторожно подхватить ее левой рукой, а правой приступайте к удалению слизи из носика и ротика, для этого можно протереть лицо ребенка чистой салфеткой, либо отсосать слизь грушей. За неимением спринцовки можно воспользоваться тупоконечной пипеткой или трубочкой.

  • Поддерживать малыша руками, пока рождаются плечики и все тело. Если на шее ребенка имеется петля пуповины, не дожидаясь рождения всего тела, снять ее через головку. Когда малыш родился целиком, взять его на ладонь так, чтобы он лежал вниз животиком, а головка располагалась чуть ниже туловища (вниз головой).

    Чтобы ребенок начал дышать, помассировать ему пальцем грудь, спинку;

  • можно легонько похлопать по спинке и подошвам ног.

— Через 1-2 минуты после рождения младенца следует пересечь пуповину. Для этого необходимо, отступив от пупочного кольца ребенка не менее 10 см, крепко перевязать пуповину проспиртованными нитками или стерильным бинтом в двух местах на расстоянии 3 см и пересечь посередине ножницами. Обрезанный конец пуповины, соединяющийся с малышом, лучше обработать спиртовым раствором йода и обернуть стерильным бинтиком.

  • Через 5-20 минут после рождения ребенка должна отделиться плацента; Ускорять процесс потягиванием за пуповину нельзя: она может оборваться, что нередко становится причиной кровотечения.
  • Промакивающими движениями обтереть ребенка, заверните в теплую чистую ткань. следить, чтобы он не переохладился.

— Родившийся послед собрать в полиэтиленовый пакет и доставить в роддом вместе с родильницей и новорожденным.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/osobennosti-okazaniya-pervoy-meditsinskoy-pomoschi-detyam/

1. Карманный справочник ВОЗ «Оказание стационарной помощи детям», ВОЗ. 2-ое издание. Издательство: Европа «WHO», 2005. (стр. 11-89)

2. ЕТАТ. Экстренная оценка для сортировки и лечения. ВОЗ,2012. 4-ое издание. Москва: «СпецЛит». (стр. 105-167)

3. Клинические протоколы по неонатологии.1-ое издание. Бишкек: «Академия», 2010. (стр. 43-86, 112-157)

4. Решение проблем новорожденных: руководство для врачей, медицинских сестер, акушерок. 1-ое издание. ВОЗ «WHO», 2005 г. (стр. 8-115)

5. Ежова Н.В., Русакова Е.М, Ровина С.Н., Педиатрия. Доклиническая практика. 3-е издание. Минск: Книжный дом, 2004 г. (стр. 95-167)

6. Петрушина А.Д., Мальченко Л.А. Неотложные состояния у детей. 2-ое издание. Минск: «Медицинская книга», 2001 г. (стр. 15-135)