Леонардо да Винчи – гениальный итальянский художник, ученый и инженер и анатом, один из виднейших представителей искусства и науки эпохи Возрождения. И.П. Павлов об этом времени писал: «Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества».
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Как художник сложился во Флоренции – крупнейшем промышленном и культурном центре Италии XV века, где получили блестящий расцвет новые гуманистические идеи и реалистическое искусство. Его отец, зажиточный нотариус, переселившись до 1469 года с семьей во Флоренцию, отдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцу А. Верроккьо. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. И очень скоро он затмил своего прославленного учителя.
Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил людям удивительные рукописи, которые и сегодня еще изумляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.
Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение
Как художник, создавший множество этюдов листьев и деревьев, Леонардо интересовался ботаникой и высказал весьма любопытные мысли об образовании древесных колец, о расположении ветвей и листьев и т. п. Он же первый изобрел способ отпечатывания листьев со всеми их тонкими жилками — искусство, вновь открытое в нашем столетии.
Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и
Психологические идеи Леонардо да Винчи
... вещей и творений, новую реальность — мир культуры. Объект исследования — идеи Леонардо да Винчи. Предмет исследования — психологические идеи Леонардо да Винчи. Цель работы — выявить основные психологические идеи Леонардо да Винчи и их роль в истории. Для достижения поставленной цели ...
Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны.
Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания Леонардо самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.
Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике.
Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел да Винчи, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями.
Леонардо не признавал «умозрительных» теорий.
В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: «…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».
Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.
«Величайшие достоинства, которыми когда-
Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.
Леонардо да Винчи — самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта — острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира. Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне. Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр.
До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что «… это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать… «. А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: «Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель».
Биография Леонардо да Винчи
... Жизненный путь Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро да Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, ... лет двадцать, оставил мастерскую Верроккио и стал работать самостоятельно. Леонардо да Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, ...
Леонардо да Винчи как художник
Эпоха, к которой относится жизнь и деятельность Леонардо да Винчи, известна под именем Возрождения. В течение долгого времени под этим подразумевалось возрождение в буквальном смысле слова, то есть восстановление классической древности, внезапно возродившейся после многих веков спячки и отсутствия всякого прогресса. В таком воззрении было много преувеличенного и неточного.
Леонардо да Винчи чужд идеалам и формам классической древности. При всем глубоком знании античного мира, которым обладал Леонардо, он не только не копирует древних, но и не может подражать им, потому что он — сын своего времени, представляющего странную смесь идеальнейших порывов с пучиною порока. Достаточно прочесть сонеты Микеланджело, чтобы увидеть, какая демоническая борьба происходила в этой гениальной натуре, окруженной искушениями и спасшейся от них лишь благодаря постоянным попыткам ограничить себя уздою мизантропии. Леонардо не оставил подобных биографических признаний; но и его жизнь была полна бурь и невзгод, и он не раз должен был разочароваться в людях и даже в самом себе.
Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.
Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания учения у Верроккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина “Мадонна с цветком”.
Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное очарование картины.
Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии
... судьба воплощает свои веления, это «эмпирия судьбы». Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны. Судьба может действовать как абсолютная предрешенность всех событий ... Поиск смысла жизни. Судьба человека Смысл жизни ? философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического ...
По свидетельству современников, Леонардо был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Одевался щегольски, носил красный плащ, доходивший до колен, хотя в моде были длинные одежды. До середины груди ниспадала его прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная. Он был обворожителен в беседе и привлекал к себе человеческие сердца.
Леонардо угадал многое, что не знали еще люди, которые в XIX в. стали изучать его записи. Он знал, что человек полетит, и сам, по-видимому, рассчитывал совершить полет с Монте Чечери (горы Лебедя).
“Идеальный город” – одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.
Любопытство его было безгранично. Он доискивался причины всякого явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть новые просторы познанию.
Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.
Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый категорически отверг библейское представление о времени существования мира.
Леонардо вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные анатомические этюды поражают нас своей точностью, беспримерными в те времена познаниями. Он первый определил число позвонков в крестце у человека. Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце и прокалывал спинной мозг. А некоторые его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой.
Его интересовала подвижность человеческого лица, отражающая подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех подробностях эту подвижность. Он писал: “Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, только бровями, которые соединяются у плачущего и поднимаются у смеющегося”.
Но это наблюдение опять-таки надо было проверить опытом. И вот что, по дошедшему до нас свидетельству, делает Леонардо.