Проблема изучения манипуляции в конфликтном процессе до сих пор остается актуальной.
Существует множество авторов, раскрывающих эту тему, такие как Штайн К.Э., Доценко Е.Л., Стернин И.А., Грачев Г. и др.
В системе педагогического и психологического знания феномен манипуляции человеческого поведения изучается преимущественно в рамках психологической науки.
В процессе общения люди, сами того не осознавая, часто используют манипулятивные методы или технологии, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться.
Манипуляция Ї преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. [1, с. 38].
Широкое использование способов скрытого психологического принуждения людей в различных культурах и социальных сферах, в разнообразных ситуациях взаимодействия людей, несмотря на то, что применение этих способов никогда широко не афишировалось, тем не менее нашло отражение в представлениях и понятиях повседневного и научного языка. воздействие принуждение манипуляция психологический
Это обусловлено распространенностью и функционированием тайного принуждения личности как межкультурного социально-психологического феномена социального взаимодействия, что зафиксировалось в ряде терминов и понятий повседневного языка, в описаниях приемов и определенных схем использования методов воздействия на человека, в научных представлениях о механизмах и обобщенных моделях процессов психологического и информационного воздействия.
Итак, на сегодняшний день существует очень большое количество различных манипулятивных приемов. Естественно, как минимум столько же существует и способов противодействия манипуляциям.
Следовательно цель данной работы — раскрытие манипулятивных приемов и противодействия им в конфликтных ситуациях.
1. Суть, виды, приемы и признаки манипуляций в общении
Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении — это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.
Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия).
Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические механизмы воздействия на людей
... Психологические методы воздействия. Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей ... с ними. Психологическое воздействие, Психология воздействия Цели психологического влияния. Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю ...
Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.
Виды манипуляций в общении., Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные — человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные — человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) — это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие — это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Приемы манипуляции в общении.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Прием № 1. Воздействие любовью., Прием № 2. Воздействие страхом., Прием № 3. Воздействие виной., Прием № 4. Воздействие неуверенностью в себе., Прием № 5. Воздействие гордостью., Прием № 6. Воздействие жалостью., Признаки манипуляции
1) Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
2) Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
3) Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
4) Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
5) Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
6) Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.
2. Манипуляции в конфликтном процессе
Одним из следствий развития конфликтной ситуации является негативное отношение конфликтующих сторон к целям и функциям друг друга как факторам, препятствующим достижению собственных целей. Это отношение к целям и функциям генерализуется и распространяется на оценку личностных качеств противоположной стороны. Противник по содержанию, происходящих процессов начинает рассматриваться как противник (от слова «противный») по сути своей, вредитель. Предполагается, что в отношении к вредителю все средства хороши, следовательно, возможны любые способы борьбы. Соответственно, ожидается и аналогичное отношение с противоположной стороны. Это положение противоречит принципам успешного поведения в конфликтной ситуации, декларируемым в современной литературе, но оно широко применяется в реальных конфликтах.
Общение: понятие, сущность, виды
... неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1). Рисунок 1 - Понятие и сущность общения В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его ...
Так называемый коммунальный конфликт генетически заложен в механизме психических процессов как средств к повышению адаптивных возможностей организма по отношению к среде через освоение новых эффективных способов действия в этой среде (приспособление к ее особенностям и изменениям, либо изменение ее для своих нужд) [6, c. 56-64].
Всякая из конфликтующих сторон заинтересована в выигрыше. Для укрепления своей позиции, немаловажное значение играет прогноз развития ситуации (кто предупрежден, тот вооружен).
Следовательно, чтобы не дать никаких преимуществ противной стороне, следует тщательно скрывать от нее свои истинные намерения, цели и мотивы [5, c. 107].
С другой стороны, для верного прогноза развития ситуации и поведения противника в ней требуется максимально полная, достоверная информация о нем, о причинах и мотивах его поведения, о целях и задачах, которые он перед собой ставит и о свойственных ему способах достижения своих целей. Как правило, такой информации нет. Для восполнения информационного дефицита вступает в действие механизм каузальной атрибуции (субъективная интерпретация личного восприятия причин и мотивов поведения других людей) [7, c. 43].
Любой аспект деятельности противоположной стороны, каждое его действие, каждый факт, касающийся его личности начинает рассматриваться как имеющий отношение к данной ситуации. Во всяком поступке или высказывании и вообще жизненном факте противоположной стороны выискивается и находится скрытый смысл, который привязывается к конкретной ситуации (не зависимо от того есть ли этот второй пласт объективно, и связан ли он объективно с данной ситуацией).
Исследователи переговорного процесса отмечают, что при переговорах активно используются различные приемы воздействия на партнера, в том числе психологические манипуляции. Так, например, В.Мастенбрук, рассматривая переговорный процесс, указывает, что иногда возможно добиться определенных преимуществ в переговорах посредством использования определенных манипуляций.
«Эту стратегию можно отнести к тонким и искусным, которая очень сильно зависит от индивидуальности переговорника. Она предполагает специфический вид давления — специфичен он тем, что основывается на нормах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на таких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведения за столом переговоров».
Таким образом, он разделяет механизм действия психологических манипуляций в зависимости от направленности воздействия на специфические структуры личности.
Манипуляции в общении
... манипуляций в общении. 2. Причины манипуляции. 3. Правила нейтрализации манипуляции. 2. Характеристика манипуляций в общении. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество); Манипуляции имеют скрытый характер воздействия ... них определенную установку на восприятие какой-либо информации); «предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участниками ...
Во-первых, на социально-психологические характеристики: нормы и ценности человека, его социальные связи с окружающими [9, c. 4-52].
Во-вторых, индивидуально-психологические особенности. В соответствии с этим им, в частности, выделяются две группы психологических манипуляций. Одна из них обозначается как манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости», другая — как манипуляции, направленные на унижение оппонента, или эмоциональные манипуляции [9, c.4-52 ].
В исследованиях, посвященных анализу переговорных процессов, значительное внимание уделяется воздействию и соответствующим структурным элементам переговоров. Для их обозначения применяют различные термины: техники, тактики, методы, приемы, стратегии и т.п. Несмотря на определенные различия в их содержании, можно сказать, что многие из них отражают, по сути, психологические манипуляции и приемы манипулятивного воздействия. Так, например, анализируя переговорный процесс, М.М. Лебедева выделяет ряд типичных тактических приемов воздействия на оппонента, из которых наиболее рельефно отражающим суть манипулятивного воздействия является тактический прием «косвенного ухода».
Данный прием является достаточно распространенным способом психологических манипуляций не только на переговорах, но и в других ситуациях межличностного взаимодействия. Суть его состоит в том, чтобы перевести обсуждение, разговор с нежелательной темы на другую.
Итак, конфликтная ситуация представляет собой благодатную почву для применения манипуляций. Манипуляции — это не более чем механизм воздействия на ситуацию, который может быть применен как во благо, так и во вред, в зависимости от качества личностных характеристик субъекта, их применяющего. Манипуляции (как механизм направленного влияния на восприятие, мотивацию и другие психические процессы субъекта) в принципе могут быть позитивными с точки зрения объективного улучшения ситуации.
Например, если объективно полезна передача какой-то информации от одной конфликтующей стороны другой стороне, то для более успешной передачи этой информации и более полного ее восприятия будет правильнее не передавать ее напрямую (другая сторона скорее всего подвергнет сомнению полезность и достоверность такой информации), а косвенно, через третьих лиц и желательно конфиденциально. Это снимет эффект неприятия и недоверия к этой информации [8, c. 371].
Таким образом, манипуляция успешны только тогда, когда они нераскрыты. Они обязательно подразумевают воздействие на другого субъекта без его ведома. Им в том или ином виде сопутствует обман. Обман возможен только там, где его не ожидают: либо в силу своего полного неведения о возможности обмана с этой стороны, либо в силу своей уверенности в способности распознания обмана, либо по каким-то еще причинам. Следовательно, манипуляция в конфликтных ситуациях способствуют «созреванию» конфликта.
3. Противодействие манипуляциям
эффективного противодействия манипуляциям
1. Недоверие. Недоверие является защитной реакцией психики. Если у человека развито недоверие — никто другой уже не сможет навязать такому человеку что-то со стороны.
«Межличностные конфликты и пути их разрешения в школьном классе»
... Целью курсовой работы, Задачи, которые необходимо решить в ходе работы: 1.Раскрыть понятие конфликта; 2.Изучить структуру конфликта; 3.Рассмотреть критерии и особенности развития опыта межличностных отношений школьников и учителей; 4.Рассмотреть и проанализировать межличностный конфликт на ...
2. Избегание источников воздействия.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/konflikt-i-manipulyatsiya/
При этом данный подход в иных случаях можно признать слишком радикальным, и фактически не всегда осуществимым. Поэтому следует внести необходимые коррективы, заключающиеся в следующем: если на вас оказывается информационно-манипулятивное воздействие, необходимо максимально возможно отвлечься от источника информации. Т.е., слушать — и не слышать, смотреть — и не видеть, и т.п. Именно это является наиболее эффективным способом противодействия, и к тому же, позволяет человеку не отключаться от источника информации, а значит не пропустить ту информацию, которая покажется ему важной.
3. Смех, насмешка, высмеивание.
4. Мнимое непонимание.
5. Критичность мышления.
6. Вера в собственную избранность.
7. Возможность выбора.
8. Наличие времени для обдумывания.
9. Бесстрашие и уверенность в себе.
10. Самодостаточность.
В этом параграфе было представлено 10 универсальных показателей эффективного противодействия манипуляциям. Каждый из этих показателей вбирает в себя противодействие десяткам различных методов манипуляций.
Однако есть возможность еще больше сузить способы противодействия, и представив три блока-алгоритма исключения (нивелирования) любого манипулятивного воздействия. Подобные три блока, или три самых главных алгоритма противодействия: не верь, не бойся, не проси.
4. Анализ психолого-педагогической ситуации
I. Констатирующий этап
На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
Описание субъектов конфликта
Ученик (мальчик): 14 — 15 лет, успешно усваивает предметы, кроме литературы, растет в социально неблагополучной семье, застенчив.
II.
Формула конфликта:
КФГ 1 -> КФГ2 -> КФГ3 ->…-> КФ.
Причины КС, Гипотеза выхода из КС.
Чтобы выйти уже из случившегося конфликта следует провести беседы и с учеником, и с учителем. Возможно, узнав все обстоятельства, учитель даст возможность исправить оценки мальчику.
III.
«Трансактный анализ»: пересекающаяся трансакция, где: ученик от имени «Дитя» обращался к «Родителю» учителя. Однако получил ответ от «Дитя» учителя, который обращался к «Родителю» ребенка.
Этапы проработки вариантов решения проблемы:
- Выяснить причину того, почему ученик не отвечал на уроке.
- Определить реальное отношение учителя к ученику.
- Подключить администрацию и родителей к проблеме пропуска занятий учеником.
Произвести выбор приемлемого решения, составить договора. В данной ситуации свою некомпетентность проявил учитель. Ученики не всегда чувствуют себя хорошо и не всегда имеют возможность подготовиться к уроку, в силу различных причин: сложная семейная ситуация, какое-то эмоциональное потрясение и т.д. Учитель должен был не ставить «два» и не давить на мальчика, так как он не заядлый двоечник, поэтому не мог так просто не приготовить домашнее задание. Следовало наедине с ним поговорить и выяснить причину.
Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования
... учащиеся начальных классов МБОУ СОШ №20. Гл.1. Теоретическое исследование конфликтов типа ученик-учитель в начальной школе 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов в педагогическом общении. Понятие педагогического конфликта и его типы В ...
Поэтому большую работу нужно проводить с учителем по повышению его педагогической компетентности по проблеме применения индивидуального подхода при взаимодействии с детьми. Кроме того, следует подключить к проблеме социального педагога, чтобы нормализовать положение мальчика в семье, а также вернуть его в школу.
Учитель должен осознать, что незаслуженно поставил мальчику плохую оценку. С мальчиком тоже нужно провести беседу, объяснить, что в следующий раз нужно просто объяснить причину неподготовки к уроку, и если у него что-то случилось, он может обратиться к психологу со своей проблемой.
IV
- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов посредством психолого-педагогического просвещения;
- психолого-педагогическая и социальная работа с неблагополучными семьями;
- выявление и коррекционная работа с застенчивыми детьми.
Заключение
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой.
Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны.
Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.
Например, в конфликте между руководителем и его подчиненным или между другими людьми может сложиться ситуация, когда руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с необходимой отдачей, а подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении к нему лично. Реальный же объект конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает объемом знаний и умений, необходимым для выполнения поставленных перед ним задач.
Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/konflikt-i-manipulyatsiya/
1. Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 38 с.
2. Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М.: Изд-во РАГС, 1998 — 25 с.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: Университетская книга, 1997. — 165-173 с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: Университетская книга, 1997. — 100 с.
5. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности. — М.: Наука, 1988. — 107 с.
6. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни. — М.: Букист, 2003. — 56-64 с.
Теоретический анализ психологических особенностей манипулятивной ...
... поведенческих манипуляций людей в достижении своих целей были сделаны еще Паскалем, Монтенем, Грасианом, Лабрюйером, Ларошфуко, Монтескье, Макиавелли. Тема психологического управления людьми подробно разрабатывалась в работах ... решений В) искусность манипулятора в исполнении приемов воздействия [40]. Однако для научного рассмотрения феномена манипуляции и отграничения его от других видов ...
7. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни. — М.: Букист, 2003. — 43 с.
8. Пашкова М.Е. Интриги и манипуляции в конфликтных ситуациях // Деловой советник. — 2002. — № 3. — С. 371.
9. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. — Спб.: Научная мысль, 2001. — 4-52 с.
10. Штайн К.Э. Манипулятивная стратегия как средство гармонизации общения в рамках рекламного текста // Этика и социология текста: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». — 2004. — № 10. — С. 304-306.