Эмпирические методы социологического исследования

Каждый человек исполняет в жизни много социальных ролей, которые и являются объектами социологического изучения. Но «в области экономической социологии важнейшая роль человека — это роль потребителя…

Поведение потребителей книг — это не только покупка, но и процессы принятия решений, которые предшествуют акту покупки и следуют за ним. В XX в. стало очевидным, что необходимо не просто ждать покупателей и продавать, но добиваться повторных покупок, стремиться сделать покупателя постоянным клиентом, закрепить отношения с ним» Чернова Н.В. Социология книжного рынка: учебное пособие / Н.В. Чернова; Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2005. — С. 9—10..

Механизмы поведения потребителя и инструменты воздействия на него зависят от ситуации, в которую человек попадает, от его кругозора, образа жизни, пристрастий, форм, а также интенсивности занятости. Исследуются также социальные факторы: общественный статус, семейное положение, роль в процессе принятия потребительских решений. Поведение потребителей является основным объектом маркетинговых исследований на книжном рынке.

Каждый этап социологического исследования — это сложный трудоемкий процесс. «Наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания. Другие этапы базируются на уже «готовых» данных. Разработка программы опирается на уже имеющиеся, а обработка и анализ — на вновь полученные данные. Сбор социологической информации нацелен именно на «свежее сырье» — те самые новые сведения, обобщая и перерабатывая которые социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события» Чернова Н.В. Социология книжного рынка: учебное пособие. Указ. соч. — С. 45..

В социологии при сборе первичных данных общепринято выделять три основных метода:

анализ документов;

  • наблюдение;
  • опрос.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

8 стр., 3819 слов

Основные изменения роли человека в экономическом развитии

... в выполнении трудовых функций. В частности, это связано с тем, что каждый человек занимает одно из ограниченного числа рабочих мест в экономике страны: в ... имеется информация об увольнениях производственных рабочих в табачной ... в то время статистика труда также фиксировала данные ... роли воспитательных и здравоохранительных функций в структуре общественного труда, определяют выдвижение на первый план в ...

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

1. Анализ документов

1.1 Сущность метода

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Документы, как правило, являются важным источником социологической информации, а их анализ получил широкое распространение в социологических исследованиях. «Метод анализа документов (или документальный метод) — это один из основных методов сбора данных в социологических исследованиях, предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации» Рабочая книга социолога. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. — С. 176.. Под документом в социологии подразумевают источник (или предмет), содержащий информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в современном обществе.

Метод анализа документов открывает социологу широкую возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальных источниках. Поэтому не следует планировать полевые исследования, а тем более выходить на них, не получив предварительно официальных статистических данных (не только центральных, но и местных), не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если таковые имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и прочие материалы.

Однако чтобы как можно полнее использовать возможности, предоставляемые документами, следует получить систематизированное представление о всем их многообразии.

1.2 Классификация видов документов

Классификация видов документов в социологии

Основание классификации

Виды документов

Техника фиксации информации

Письменные (все виды печатной и рукописной продукции) Иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.д.)

Фонетические (радиозаписи, магнитофонные записи, компакт-диски) Компьютерные

Официальные (созданные юридическими и должностными лицами, оформленные и удостоверенные)

Личные или неофициальные (созданные неофициальными лицами)

Степень близости к

фиксируемому материалу

Первичные (непосредственно отражающие материал)

Вторичные (пересказывающие первичный документ)

Мотивы создания

Спровоцированные (специально вызванные к жизни: объявления о конкурсе, сочинения школьников и т.д.)

Неспровоцированные (созданные по инициативе автора)

Содержание

Правовые

Исторические

Статистические

Педагогические

Технические и др.

Степень сохранности

Полностью сохраненные

Частично сохраненные

1.3 Отличительная черта

Анализ документов отличается от других методов социологических исследований тем, что оперирует уже готовой информацией; во всех же иных методах эту информацию социологу приходится добывать специально. Кроме того, объект исследования в этом методе опосредован, замещен документом.

1.4 Проблема достоверности

Самой большой проблемой этого метода является отсутствие уверенности в достоверности документа и содержащейся в нем социологической информации. В целом информация, содержащаяся в официальных документах по сравнению с содержащейся в личных более достоверна, что можно сказать и о первичных документах по сравнению с вторичными. Максимальной достоверностью обладают документы, подвергшиеся специальному контролю, например финансовому, юридическому и другим видам контроля.

Для того чтобы избежать «ловушек сенсационности», а также повысить достоверность социологической информации, социологу-исследователю необходимо выполнить следующие правила:

1) убедиться в подлинности документа;

2) найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый;

3) четко представить себе цель документа и его смысл и суметь прочитать его язык;

4) применить документальный метод в совокупности с другими методами сбора социологической информации См., напр.: Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / С. Михайлов. — М., 1975. — С. 202..

2. Наблюдение

2.1 Сущность метода

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.

Кроме того, социологическое наблюдение интегрировано практически во все методы социологической науки. Например, социологический опрос можно представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия экспериментальных переменных.

2.2 Требования

Существует ряд требований к проведению социологического наблюдения. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т.е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества.

Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность «потерять» наиболее существенные из них.

В-третьих, наблюдение, в отличие от других социологических методов, характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов.

В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др.

В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках См., напр.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. — М., 1999. — С. 387..

2.3 Особенности

В отличие от других социологических методов наблюдение имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения, часто обладающим социальной активностью различной направленности. У всех наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные ориентации, характер, эмоции, т.е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения, нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т.д. В совокупности это значительно снижает объективность информации, получаемой от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность особенно заметно проявляется, когда цели социолога и наблюдаемых различны. Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в манипуляции «социолога-детектива», всячески маскирующего свою деятельность.

Вторая особенность метода социологического наблюдения заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и «подправить» результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми существует не только гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть.

Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и логического подхода.

2.4 Преимущества

Следует отметить, что преимущества метода социологического наблюдения достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, полутонами и т.д.

Во-вторых, это возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически неразрешима другими социологическими методами.

В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность «притворства» наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают.

В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А. Ядов. — М., 1987. — С. 96..

2.5 Недостатки

Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием активности социальных объекта и субъекта, что может привести к необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям этого метода, которые необходимо учитывать социологу, относятся следующие:

  • настроение наблюдателя во время опыта может отрицательно влиять на характер восприятия событий и оценку фактов.;
  • на отношение к наблюдаемому достаточно сильное влияние оказывает социальное положение наблюдателя. Его собственные интересы и позиция могут способствовать тому, что одни акты поведения наблюдаемых окажутся отраженными фрагментарно, а другие — возможно менее важные — могут быть оценены как более значимые;
  • тенденция ожидания у наблюдателя заключается в том, что он оказывается слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей.

Это может привести к тому, что наблюдатель просто не увидит существенных и важных свойств наблюдаемых, не укладывающихся в его первоначальную гипотезу. Более того, наблюдаемые могут уловить эту предрасположенность и изменить свое поведение, как в лучшую, так и в худшую сторону;

  • комплексность наблюдения может быть не только его достоинством, но и недостатком, приводящим к потере существенного среди огромного набора фиксируемых качеств;
  • обстоятельства в жизни повторяются, но далеко не во всех деталях, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать фиксации всех деталей;
  • предшествующие наблюдению личные встречи и знакомства наблюдателя с наблюдаемыми могут привести к смещению всей картины наблюдения под воздействием сформировавшихся во время встреч симпатий или антипатий;
  • существует опасность фиксации вместо реальных фактов их неправильных трактовок и оценок;
  • когда наступает психологическая усталость наблюдателя, он начинает реже фиксировать второстепенные события, пропускает некоторые из них, делает ошибки и т.д.;
  • данному методу присущ и гало-эффект, основанный на общем впечатлении, производимом наблюдаемым на наблюдателя. Например, если наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, по его мнению, существенных, то все остальные акты освещаются им в ореоле сформировавшейся ранее престижности наблюдаемого. Это напоминает школьный эффект отличника, когда тот плохо выполнил контрольное задание учителя, но последний под влиянием авторитета отличника ставит ему завышенную оценку;
  • при использовании метода наблюдения случаются ошибки усреднения, проявляющиеся в боязни крайних оценок наблюдаемых событий;
  • логические ошибки этого метода основаны на том, что наблюдатель фиксирует связи между признаками, не имеющими на самом деле этих связей.

Например, существуют ложные представления о том, что нравственные люди обязательно добродушны, добродушные — доверчивы, а доверчивые — тучны и т.д.;

  • ошибка контраста состоит в стремлении наблюдателя фиксировать у наблюдаемых качества, которых нет у него самого;
  • результаты наблюдения часто подвержены влиянию мешающих факторов: несоответствия ситуации наблюдения проявляемым качествам, присутствия третьих лиц, особенно непосредственных начальников и т.д.;
  • ограниченность количества наблюдаемых лиц вызывает трудности в распространении результатов наблюдения на более широкие совокупности социума;
  • наблюдение требует больших затрат времени, а также человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Например, на 100 часов наблюдения приходится 200 часов записи и около 300 часов для составления отчета об итогах наблюдения;

  • предъявляются высокие требования к квалификации социологов-исполнителей. Поэтому необходимы затраты на их подготовку и инструктаж.

2.6 Классификация видов наблюдения

Классификация видов социологического наблюдения

Основание классификации

Виды наблюдения

Наличие системы контроля при проведении наблюдения

Контролируемое

Неконтролируемое

Положение наблюдателя относительно наблюдаемых

Включенное

Невключенное

Степень формализованности

Неструктурированное

Условия организации

Полевое

Лабораторное

Степень осведомленности наблюдаемых о наблюдении

Открытое

Инкогнито

Регламентированность времени проведения

Систематическое

Эпизодическое

Случайное

Каждый вид социологического наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и особенностям изучаемого объекта.

Девятко И.Ф.

Включенное и не включенное наблюдения различают как наблюдение «изнутри» и «со стороны». При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным членом группы, которую он изучает. При этом создаются условия для фиксации интимных сторон поведения членов социальной группы.

Невключенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога.

Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д. Оно применяется, как правило, на первоначальных этапах исследования для «пристрелки» проблем, а также в монографических исследованиях.

Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез.

Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а лабораторное — на специально созданные условия. Первый вид наблюдения осуществляется при изучении объекта в естественных условиях и используется при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить качества обследуемых, не проявляющие в реальной жизни и фиксируемые лишь при экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.

Открытым наблюдением называют такое, при котором исследуемым известно о самом факте наблюдения, что может привести к элементам субъективности результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах исследования.

Что касается наблюдения инкогнито, или скрытого, то оно отличается от включенного тем, что социолог, находясь в исследуемой группе, наблюдает со стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий.

2.7 Порядок исследовательских действий

Таким образом, в самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога.

1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?).

2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).

3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).

4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).

5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?).

6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации (каков результат?).

3. Опрос

3.1 Сущность метода и его место в социологическом исследовании

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90% всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет «уловить» через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении.

3.2 Условия проведения

К основным условиям опроса относятся:

1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;

3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т.д.

3.3 Классификация видов опроса

Классификация видов социологического опроса

Основание классификации

Виды опросов

Степень охвата генеральной совокупности

Индивидуальные

Выборочные

Сплошные

Способ коммуникации между респондентом и социологом

Анкетные

Интервью

Почтовые

Телефонные

Прессовые

Степень формализации

Свободные

Формализованные

Содержание социологической информации

О фактах, событиях

О поведении людей

О внутреннем мире людей

Опросы индивидуумов

Тип респондентов

Групповые (социометрические)

Экспертные

3.4 Анкетирование

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.

«По содержанию вопросы анкеты можно разделить на две группы. К первой относятся вопросы для получения информации о фактах, в том числе и объективных сведений об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.д.).

Эти вопросы позволяют также получить сведения о поведении опрашиваемого о каких-либо событиях его жизни. Например:

Случалось ли Вам покидать Дом книги без покупки? Почему?

Просто не планировал что-либо покупать. , Знал, где это же издание можно купить дешевле. , Мне не понравилось обслуживание. , Не смог найти нужного издания.

Ко второй группе относятся вопросы о мотивах, оценках и мнениях человека. Эти вопросы крайне важны для социолога, так как получить информацию о мотиве можно только методами опроса. Например:

Оцените по пятибалльной шкале:

Ассортимент ______________ , Интерьер _________________ , Уровень обслуживания _____

По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые, а также прямые и косвенные или безличные и личные» Чернова Н.В. Социология книжного рынка: учебное пособие / Н.В. Чернова; Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2005. — С. 55—56..

3.5 Преимущества метода

Популярность опроса обусловлена рядом достаточно веских причин. Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой — проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования. Это позволило накопить огромный и уникальный опыт.

Во-вторых, метод отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще.

В-третьих, опрос обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т.д.

В-четвертых, его можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах.

В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.

Заключение

Итак, мы убедились в том, что каждый из методов уникален, имеет свою специфику, сложности проведения, преимущества и недостатки. Не один из них не является универсальным, но имеет четко очерченные познавательные возможности, а потому выбор метода напрямую зависит от поставленной исследователем задачи.

Важность социологических исследований книжного рынка объясняется не только наличием неудовлетворенного спроса и возможными выгодами для предпринимателей. Они являются актуальными и для общей социологии. Дело в том, что такие общесоциологические понятия, как духовные ценности, настроение общества и др., тесно связаны с поведением потребителей на книжном рынке. Например, от того, какой выбор делает покупатель в книжном магазине, может потянуться ниточка и к прогнозу социальной и культурной активности различных групп населения. Проблемы, входящие в сферу социологии книжного рынка, являются не только результатом, но и важной составной частью формирования национальной культуры Чернова Н.В. Социология книжного рынка: учебное пособие / Н.В. Чернова; Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2005. — С. 87—88..

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/empiricheskie-metodyi-sotsiologicheskogo-issledovaniya/

1. Асп Э. Введение в социологию / Э. Асп. — СПб.: Алетея, 1998. — 247 с.

2. Васильев Г.А. Поведение потребителей / Г.А. Васильев. — М.: ВЗФЭИ, 2004. — 238 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. — 202 с.

4. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / С. Михайлов. — М., 1975. — 384 с.

5. Рабочая книга социолога. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. — 477 с.

6. Чернова Н.В. Организация и проведение социологических исследований книжного рынка: учебное пособие / Н.В. Чернова. — Изд-во МГАП; Мир книги, 1994. — 32 с.

7. Чернова Н.В. Социологические исследования в книжной торговле / Н.В. Чернова. — М.: МГУП, 2000. — 48 с.

8. Чернова Н.В. Социология книжного рынка: учебное пособие / Н.В. Чернова; Моск. гос. ун-т печати. — М.: МГУП, 2005. — 91 с. — (Книжный бизнес: Отечественный опыт).

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А. Ядов. — М., 1987.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. — М., 1999. — 596 с.

Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

курсовая работа