Введение
Семья — это сложное социальное образование. Исследователи определяют её как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В современных условиях подготовка молодёжи к браку и семейной жизни обозначилась как актуальная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Это связано и с постоянно увеличивающимся числом разводов в России и с тем, что рождаемость и качество семейного воспитания ниже того уровня, в котором заинтересовано общество.
Семья вчера и сегодня — это разные системы. Единство современной семьи основано, прежде всего, на осознании мужчиной и женщиной необходимости совместного удовлетворения потребностей посредством семейной жизни.
Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу.
В последнее время всё больше фактов говорят о кризисном состоянии семьи и брака: обесценивание моральных устоев, деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей.
Вместе с тем общество по-прежнему заинтересовано в стабильной семье и её социальной эффективности, в повышении уровня рождаемости и социализации новых поколений. Ведь именно семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад человека.
Поскольку на сегодняшний день нет никаких «защитных механизмов», останавливающих кризисные тенденции семейно-брачных отношений, возникает необходимость в целенаправленной работе, способствующей исправлению ситуации, сложившейся в современном обществе.
Среди комплекса воспитательных задач, которые необходимо сегодня решать всему обществу, главными являются формирование позитивных установок молодёжи на брак и готовности к семейной жизни. Необходимо поднять престиж семейной жизни, показать её ценность для каждого человека, воспитывать личность, способную создать крепкую и гармоничную семью.
Планирование семьи социальный и демографический аспекты
... демографические аспекты планирования семьи Объектом исследования является семья, предметом планирование семьи, социальная и демографическая ее сторона По мнению ученых, современная семья находится в ситуации кризиса, который характеризуется изменением семейно-брачных отношений, падением рождаемости, ...
Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности связаны с проблемой подготовки к браку, рассмотрим виды психологического консультирования молодых людей в добрачный период, тем более что в последнее время они все чаще обращаются за психологической помощью.
1. Добрачный период
1.1 Специфика добрачного периода
консультирование добрачный психологический семья
Психологи сетуют, что люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если не пройти соответствующей подготовки, то невозможно получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. А между тем семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляют к нему и немало требований. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно обращаться с партнером. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарование партнёром недолговечно, что рано или поздно оно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни.
Проблема стабильности созданной семьи является объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных психологов. Актуальность данной проблемы обусловлена, главным образом, ростом разводов, как в нашей стране, так и за рубежом. Поскольку в России, по данным статистики, распадается каждый второй заключенный брак, изучение социально-психологических факторов, дестабилизирующих молодые семьи, и разработка эффективных методов их устранения являются исключительно важной задачей. Большую роль в стабилизации и дестабилизации молодых семей играют не только факторы, формирующиеся в процессе семейной жизни брачных партнеров, но и возникающие в добрачный период взаимодействия жениха и невесты. Однако именно этот период жизни молодежи является наименее изученным как теоретически, так и эмпирически [10,83].
В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.
Исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь такова:
Таблица 1. Влияние предбрачного знакомства на сохранение брачных отношений
Длительность знакомства до брака |
Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в %) |
|
До 1 мес. |
4% |
|
От 1 мес. До 6 мес. |
14% |
|
До 1 года |
22% |
|
От 1 года до 3 лет |
42% |
|
Свыше 3 лет |
18% |
|
Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака.
Особенности добрачных отношений, наблюдаемые в начальный период семейной жизни молодых людей, оказывают сильное влияние на благополучие их будущих семей. Они могут либо укрепить семью, либо создать риск для ее дестабилизации и распада. Поэтому эти факторы, которые включают и длительность добрачных отношений, получили так же названия «факторы риска».
Одним из негативных моментов в добрачных отношениях молодежи являются деструктивные конфликты между партнерами, повышающие риск дестабилизации семей. Серьезные конфликты партнеров в добрачный период являются показателем низкого уровня их совместимости, неспособности конструктивно решать спорные проблемы, что выражается в неумении партнеров уступать друг другу, считаться с потребностями и интересами партнера, в отсутствии сходства во взглядах как на общечеловеческие, так и на внутрисемейные проблемы. Изучение негативных моментов в добрачных отношениях молодежи, так называемых факторов риска, имеет очень большое значение в работе психологов по оказанию помощи конфликтным парам в добрачный период. Психотерапевтическая работа с такими парами способствует осознанию молодыми людьми проблем, которые возникают у них в добрачный период и создают угрозу дестабилизации и распада их будущей семьи.
1.2 Добрачные отношения
Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика консультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке. Поэтому анализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.
Результаты исследований отечественных психологов позволили заключить, что на судьбе брака отражаются следующие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное) продолжительность периода ухаживания, инициатор брачной го предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака.
Установлено, что положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории: взаимное положительное первое впечатление друг о друге, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от одного до полутора лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания, сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.
Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как: отрицательное первое впечатление друг о друге, короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными или близкими, проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное предложение), продолжительное обдумывание брачного предложения. В каждом конкретном случае можно вскрыть причины перечисленных фактов, характеризующих добрачные отношения. Видимо, действие этих причин продолжается и в браке, проявляясь в тематике или поводах конфликтов.
Характеристики добрачного периода выявляются в беседе или специальном интервью.
Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции:
- Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создаётся своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволяет более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней;
- Более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;
- Проектирование семейной жизни.
Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознаётся ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнёрами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представление о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки др.
Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других [4, 20].
2. Добрачное психологическое консультирование
2.1 Особенности добрачного и предбрачного консультирования
Практически все люди, и молодые и не очень молодые, планируя свою семейную жизнь, обычно задумываются над двумя основными, связанными с ней проблемами:
- Кто мог бы явиться для меня лучшей семейной парой?
- Сложатся ли мои семейные отношения с данным человеком (если кандидат в будущие супруги уже определён?)
Чаще всего и глубже всего над данными проблемами задумываются те люди, которые сравнительно немолоды, или раньше имели не вполне удачный опыт семейной жизни. Они прежде сего и обращаются к психологу-консультанту.
Человек, пришедший в психологическую консультацию с данной проблемой, редко имеет готовые вопросы, которые он собирается задать психологу-консультанту и на которые желал бы получить вполне конкретные ответы на него. [12,155]
Специфика консультирования определяется возрастом и особенностями запроса клиентов, теми актуальными задачами, которые стоят перед человеком на его жизненном пути.
Анализ запросов молодых людей показывает, что чаще всего их беспокоят следующие проблемы:
- Отсутствие любимого человека («никто меня не любит», «не могу познакомиться, встретить…»);
- Разрыв с любимым человеком («меня бросили»);
- Взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнёра («что делать с родителями?»);
- Трудности общения с партнёром («он меня не понимает», «мы часто ссоримся»);
- Добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»).
- Безответная любовь, непонимание и др.
Как правило, человек не ставит перед собой задачу найти и выбрать наиболее подходящего брачного партнёра. Молодых люде беспокоит то, удаётся или не удаётся быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным человеком, удаётся ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач.
2.2 Задачи развития партнёров на этапе добрачного ухаживания
- Научиться устанавливать близкие интимные отношения;
- Научиться ритуалу ухаживания, то есть характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
- Освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
- Определить для себя, хочется ли вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим является какой-либо иной способ построения межполовых отношений [13,105].
При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности (поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы), которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, её опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д.
Поэтому фокусом рассмотрения при добрачном консультировании являются следующие вопросы: опыт общения с представителями противоположного пола (опыт эмоционального и делового взаимодействия с ними); особенности выбора партнёра, динамика отношений с ним; модель родительской семьи; индивидуальные личностные особенности [14,142].
Трудности, связанные с проблемой подготовки к браку, побуждают молодых людей всё чаще обращаться за психологической помощью.
3. Виды добрачного консультирования
3.1 Консультирование как информирование
Главная задача информирования, или психологического просвещения, — устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др. Популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме супружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них. Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.
Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.
Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования — в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.
3.2 Консультирование по телефону доверия
Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия.
Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.
Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом.
При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы.
При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Елизаров А.Н. выделяет следующие недостатки и проблемные области, связанные с работой телефона доверия:
1. Мешают работать «шутники» и люди с больной фантазией, которые хотят воспользоваться консультантом как средством удовлетворения своих извращенных потребностей.
2. От консультанта телефона доверия требуется гораздо более высокая эрудиция и развитость в морально-этическом плане, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности.
3. Намного труднее контролировать то, насколько клиент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания — только через вербалику можно отразить свое участие в разговоре.
4. Анонимность и удаленность благодарности клиента от того места, где помощь была реально оказана. [15,52].
Консультирование по телефону доверия исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.
3.3 Индивидуальное психологическое консультирование
Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни.
Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.
1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?
2. Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?
3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
5. Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?
7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?
8. Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?
9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?
10. Как ко всему этому относится ваш реальный избранник? [12,155].
Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины — в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть? она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.
В добрачном и особенно предбрачном консультировании эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которой состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Н. Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердимся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, — все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта (рис. 1).
Они дают представление о том, как человек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.
Рис. 1. Четыре сферы разрешения конфликта (актуальный конфликт)
По мнению Н. Пезешкиана, человеку необходимо достичь баланса этих четырех сфер, которые являются широкими категориями и понимаются каждым человеком в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Например, мужчина реагирует на конфликт физическими недугами (тело), женщина, имевшая негативный опыт семейной жизни или неуверенная в себе, считающая себя «дурнушкой», «уходит» в сферу деятельности, карьеры, при этом не развиваются остальные сферы, в частности сфера контактов, поэтому она одинока, не может создать семью. Только когда человек достигает баланса, он многое может сделать, в частности эффективно выстроить межличностное взаимодействие.
Каким сферам будет оказано предпочтение, в какую сферу «человек уйдет», в большей степени зависит от опыта, прежде всего от того, как он действовал в детстве, где этому научился. Ответить на этот вопрос можно, изучив базовый конфликт, т.е. то, как родители относились к этим четырем сферам, какие взаимоотношения были у клиента с братьями и сестрами и т.д. (рис. 2).
Рис. 2. Схема базового конфликта:
- Я — отношение близких: родителей, братьев, сестер к клиенту;
- Ты — отношения родителей между собой, Мы — отношение родителей к окружающему миру, друзьям;
- Пра-мы — отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т.д.
Например, рассматривая сферу Я, клиент анализирует взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами: как они относились к нему, какой опыт общения приобрел он, отмечает слабые и сильные стороны. Этот самоанализ, безусловно, делается под «руководством» практического психолога. Такую работу можно провести и в отношении партнера.
Анализ сферы Мы позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера — какие модели поведения будет предъявлять он в своей семейной жизни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и ею партнера, можно объяснить трудности взаимоотношения в настоящем и спрогнозировать будущее.
Другой метод, предложенный Н. Пезешкианом, связан с анализом так называемых актуальных способностей. Клиенту предлагается заполнить «Дифференциально-аналитический опросник» («ДАО»).
Дифференциально-аналитический опросник
Актуальные способности |
Клиент |
Партнер |