Воспитание лидера

Эссе

Тренинг «ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА»

Работа организуется с учётом состава конкретной группы воспитанников, собственного опыта ведущего в проведении тренинговых занятий. Оценка занятия основана на субъективных реакциях участников — что им понравилось и что не понравилось в упражнении, показалось полезным, а также на объективных показателя, таких как тесты, написание эссе, вопросник с незавершёнными фразами, видеозапись и др.

Цели: помочь участникам задуматься о том, что если они не хотят стать орудиями чужой воли и манипуляций, им нужно развить в себе самостоятельность, уверенность, лидерские навыки, способность контролировать многие аспекты собственной жизни, формировать определённые личностные качества, которые необходимы им как для собственного жизненного успеха, так и для процветания нашего государства.

Тематика занятий

1. Познай себя! Цели: понять и проанализировать свои чувства, поступки, мотивы своего поведения, те индивидуальные особенности, которые могут стать основой для серьёзных личностных преобразований, своего личностного роста, помочь участникам осознать своё преобладающее поведение в качестве членов команды и лидеров, познакомиться с основными чертами лидера.

2. Свои и другие. Цели: получить опыт совместной работы в группе, повысить готовность индивидов объединиться с группой ради выполнения общей задачи, найти своих единомышленников.

3. Статус. Цели: показать, как представления о силе и власти влияют на поведение, как внешность людей влияет на их поведение.

4. Я решаю проблемы! Цели: продемонстрировать различия в восприятии проблем разными людьми; в методах их разрешения проиллюстрировать склонность людей решать проблемы в соответствии с личными особенностями.

5. Конкуренция и власть. Цели: познакомиться с проявлениями социальной дискриминации, осознать себя активными участниками общественной жизни, её возможных преобразований, изучить, как влияет соревнование на индивидуальное и групповое поведение, проанализировать отношения успешных, «сильных» представителей нашего общества с теми, кто менее успешен и имеет низкий социальный статус по сравнению с ними.

13 стр., 6197 слов

Цель воспитания как педагогическая проблема

... цели воспитания как педагогической проблемы. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в ... в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее. Физическое воспитание ... продуктивного нравственного поведения. В процессе деятельности ...

Коммуникации. Цели: формирование знаний о мастерстве межличностного общения, расширение опыта и знаний эффективного общения, расширения опыта и знаний эффективного общения, понимания причин дискомфортного общения в коллективе, понимание причин дискомфортного общения в коллективе.

7. Умей убеждать! Цели: потренироваться в искусстве убеждать других, излагать свои мысли доходчиво, получить опыт участия в групповой дискуссии, определить способы эффективного убеждения посредством вербального и невербального поведения.

8. Я чувствую в себе лидера! Цели: обобщение полученной информации, закрепление навыков лидерского поведения.

Занятие 1. Познай себя!

Цели: понять и проанализировать свои чувства, поступки, мотивы своего поведения, те индивидуальные особенности, которые могут стать основой для серьёзных личностных преобразований, своего личностного роста, помочь участникам осознать своё преобладающее поведение в качестве членов команды и лидеров, познакомиться с основными чертами лидера.

1. Начинается работа с упражнения «Или — или».

Все участники построены в шеренгу. Им задаются вопросы, на которые они отвечают одним шагом влево или вправо или остаются на месте. Первая серия вопросов такая:

  • Вы — Вчера? (Если да, переместитесь влево).

  • Вы — Сегодня? (Оставайтесь на месте),
  • Вы — Завтра? (Переместитесь вправо),

Игрокам предлагается отождествиться с этими словами во всей полноте значений, которые им приписывают. Затем просим тех, кто принял решение, объяснить, почему они выбрали тот или иной вариант.

«Вчера» — из-за своей любви к прошлому, старым привычкам и т.д. Другая серия вопросов:

  • Вы — табличка с надписью:
  • «Открыто для посетителей»,
  • «Вход воспрещён» или
  • «Скоро вернусь»?
  • Вы — Гора? Долина? Или Равнина?
  • Вы — Земля? Море? Или Небо?
  • Вы — Золотая авторучка? Простой карандаш? Или Фломастер?

Рекомендации. В начале упражнения, возможно, некоторое замешательство, но после того как участники сообразят, что от них требуется, игра пойдёт более динамично. Главное — побудить участников к осмыслению их выбора, помочь постепенно включиться в общую работу. Весь процесс должен повысить самосознание и понимание своей и чужой мотивации.

2. Тренер: Попробуем разобраться, кто мы: ведущие или ведомые. Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, влияет на них с той или иной целью. Отвечаем на вопросы теста «да», «нет».

1) Как, по-вашему, подошла бы Вам профессия актёра или политика?

Да — 5, нет — 0.

2) Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

Да — О, нет — 5.

3) Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших личных проблемах? Да — 5, нет — 0.

4 стр., 1792 слов

Роль общения в психическом развитии человека

... реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной ... например, после кораблекрушения) . Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои ...

4) Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки Ваших слов и поступков? Да— 5, нет— 0.

5) Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где Вы сами хотели его добиться? Да — 5, нет — 0.

6) Любители Вы заниматься каким-нибудь иным делом, чтобы показать, что Вы способны на это? Да — 5, нет — 0.

7) Могли бы Вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося? Да — 5, нет — 0.

8) Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

Да — 0, нет— 5.

9) Предпочитаете ли Вы вести жизнь размерную, расписанную по часам? Да — 0, нет — 5.

10) Любите ли Вы менять мебель в квартире? Да — 5, нет — 0.

11) Нравится ли Вам делать что-нибудь вся раз по-новому? Да — 5, нет — 0.

12) Любите ли Вы осаживать того, кто, по вашему, слишком самоуверен? Да — 5, нет — 0.

13) Нравится ли Вам демонстрировать, что начальник или авторитетное лицо оказываются неправыми? Да — 5, нет — 0.

Результат:

35-65 баллов. Вы человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, человек не должен замыкаться в себе, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими. Однако вам надо следить гм, чтобы в вашем отношении к людям не было крайностей. Иначе вы превратитесь в тирана.

0-35 баллов. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, течение жизни должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделёнными.

Тренер: Итак, по итогам теста у нас получилось, что одни участники обладают задатками лидерства и чувствуют в себе потребность в их реализации, у других такие задатки явно не выражены, но в ходе наших тренинговых занятий, возможно, они придут к другому выводу. Ведь лидерство требует приложения широкого спектра навыков, а не отдельных черт, которые, будучи усвоенными, вдруг превращают нас в настоящего лидера.

3. Далее участники тренинга делятся на микрогруппы по 3-4 человека и пытаются расшифровать буквы, составляющие слово «лидер». Например, личность, индивидуальность, деловитость, единство, решительность. Составляется список основных характеристик, которыми должен обладать лидер, затем идёт коллективное обсуждение получившихся вариантов с итоговой записью на доске выделенных качеств.

4. Упражнение «Пересекающиеся круги»

Тренер: На всех нас оказывают влияние окружающие люди, как это сказывается на нас? Поразмышляем вместе. На кого вы больше похожи? На мать? Или на отца? Или вы сами по себе?

Рекомендации. Участники делятся на группы по 5-7 человек, в которых размышляют о том, унаследовали ли они свои личные качества от родителей или на них больше повлияли другие факторы, такие как жизненный опыт, обстоятельства, друзья, педагоги и т.д. Игроки рисуют круг, который обозначает их самих. Потом рисуют круг, обозначающий мать и пересекающийся с их собственным кругом так, как они сочтут нужным или не пересекающийся вовсе. Затем рисуют третий круг, символизирующий отца, который тоже пересекается с их личным кругом так, как они сочтут правильным. Наконец рисуются другие круги, обозначающие окружающих людей. Эти пересекающиеся круги обозначают личность самих участников так, как видят они её сами в рамках этих проиллюстрированных отношений.

13 стр., 6313 слов

Личность и педагогические качества тренера физической культуры

... взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. педагогический личностный тренер физический 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера 1.1 Понятие о личности Существующие понятия «личность» ... определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он ...

Следующее упражнение продолжает размышление участников, насколько на них воздействуют другие, являются ли они «глиной» в руках окружающих. В какой степени они сами определяют свой жизненный путь, отвечают за свои поступки.

5. Упражнение «Живая скульптура»

Одного из участников усаживают и объявляют «комом глины», из которого любой желающий может в качестве скульптуры вылепить тот образ, который он хочет. Грубые прикосновения к «глине» запрещены — разрешено только лёгкое касание. После работы мастера скульптура может стать предметом обсуждения. Согласится ли участник быть тем, кого из него «вылепили».

Тренер: Продолжаем дальше знакомиться с участниками, помогая им задуматься над своими чертами характера. Однако помните, что наше представление о самих себе непостоянно. Оно изменяется на основании реакции внешнего окружения.

6. Психогимнастическое упражнение: участники бросают мяч друг другу со словами: «Мне кажется, в детстве ты был(а)…» В ответ каждый может согласиться или нет, сказав «да», «нет».

Тренер: Как правило, лидер знает, какая у него цель, и целенаправленно идёт к ней. Не требуется вообще никаких усилий, чтобы прийти куда-нибудь. Просто ничего не делайте, и вы сразу там окажетесь. Однак, если вы хотите достичь чего-либо осмысленного, вам прежде всего следует уяснить, куда вы хотите идти. А уж после того, как вы решите, куда хотите идти, следует разработать план, как туда добраться. Это правило одинаково , справедливо как для бизнеса, так и для успеха в повседневной жизни.

7. Упражнение «Есть ли у вас цель?»

Льюис Кэрролл в книге «Алиса в Стране чудес» преподаёт нам урок о том, как важно иметь цель. Вспомним разговор Алисы с Чеширским Котом. Алиса спрашивает Чеширского Кота, в каком направлении ей идти.

J Пожалуйста, не будете ли вы так любезны сказать мне, по какой дороге мне следовало бы пойти?

J Это во многом зависит от того, куда бы вы хотели прийти, — сказал Кот.

J Но мне всё равно куда, — сказала Алиса.

J Ну, тогда не имеет значения, какой дорогой идти, — ответил Кот.

J Раз я куда-нибудь приду, — добавила Алиса в качестве пояснения.

J О, вы непременно куда-нибудь придёте, — сказал Кот, — только будете идти достаточно долго.

Тренер: Вспомните начало учебного года, какие цели (учебные, личные, деловые и т.д.) вы ставили, какие из них смогли достигнуть. Оформите таблицу.

Мои цели Выполнение или — нет

Рекомендации. Целесообразно обсудить в группах те факторы, которые положительно влияют на достижение целей (упорство, настойчивость, решительность, целеустремлённость и др.) или, наоборот, мешают (лень, неуверенность в себе, отсутствие специальных знаний, несобранной и др.).

10 стр., 4514 слов

Изучение психолого-педагогических особенностей личности тренера

... педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности. Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность ... о ведущих качествах тренера. Различные исследования мастерства тренера показывают следующее. Доминирующими качествами тренера для детей является ...

Пусть участники выскажутся по проблеме, вспомнят свои собственные жизненные ситуации, подтверждающие их мнение. Результаты этого упражнения дают возможность показать участника», насколько каждый из них внутренне устремлён к своей цели, как он умеет её ставить и выбирать стратегию для её достижения.

8. Упражнение «Контракт с собой»

Тренер: Для физического и душевного здоровья целесообразно ежедневно уделять какое-то время занятиям, оказывающим на вас положитетельное действие. Люди обычно не находят времени да занятий, доставляющих им удовольствие. Именно поэтому на данном этапе тренинга давайте попытаемся заключить с собой своего рода контракт, состоящий из восьми простых видов деятельности, «которые необходимо выполнять каждую неделю. Ежедневно следует выполнять хотя бы один из этих видов деятельности, чтобы добиться успеха.