МОУ Хреновская СШ № 1, Село Слобода Бобровского района Воронежской области
«Россияне больше всего доверяют учителям и священникам, меньше всего у них вызывают доверие милиционеры и журналисты». Это я прочитала на бегущей строке в «Новостях» РенТВ. И задумалась: почему? В чём заключается роль педагога в 21 веке, веке информационного общества?
Сегодня среда, 23 марта. Окончилась третья четверть, подведены итоги, сданы отчёты…
Учебная четверть была насыщена разными событиями. О плохом вспоминать не хочется. А вот хорошее будет согревать душу.
Как учитель я оцениваю итоги своей деятельности по своим ученикам. Успешные выпускники 2010 года, окончившие школу с серебряной медалью (Таня и Женя), ребята, которым их знания сулят большое будущее, победы моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах, результаты ЕГЭ по русскому языку, успехи в профессиональных педагогических конкурсах – всё это показатели моей работы как учителя.
Но жизнь не стоит на месте. Развитие общества, инновации в образовании требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.
Модернизация стала велением времени. В школе работать всё труднее, хотя одновременно и интереснее. Труднее, потому что мы живем в век высоких технологий, в век информационного общества.
Каждый день появляются сообщения о каких-нибудь новинках, призванных улучшить нашу суматошную жизнь и привнести в неё максимум комфорта. Повальная компьютеризация захватывает всё новые и новые сферы, в том числе и образование. Хорошо ли это?
Думаю, не зря на муниципальном этапе олимпиады школьников по русскому языку в 9 классе в качестве творческого задания была предложена тема сочинения: «Зачем писать грамотно? Ведь компьютер всё исправит!» Отрадно, что большинство ребят написали, что компьютер – это доступность, быстрота, море информации и др., но всё же грамотность, образованность им даёт школа, учитель. Хотя сегодня, в эру компьютеров, к сожалению, редко можно увидеть молодёжь с серьёзной книгой в руках, в лучшем случае, это глянцевый журнал или детектив, зарубежная фантастика.
Боясь расстаться со своим любимцем – компьютером – хоть на минуту, человек придумал ноутбук, так что погрузиться в мегабайты информации можно в самых, казалось бы, не приспособленных для работы местах: в автобусе, в поезде, на скамейке… Создаётся впечатление, что электронные средства информации победили печатное слово…
А дальше Интернет, мобильные телефоны, интерактивное телевидение, нанатехнологии… Современные технологии пришли и в школу. В условиях всеобщей информатизации компьютеры становятся необходимым атрибутом системы образования.
Формирование экологических представлений старших дошкольников ...
... развития экологических представлений дошкольников. Всё более актуальным становится применение в дошкольном образовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как средства мультимедиа позволяют в ... В заключении подведены итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе дипломного ...
Возлагаются большие надежды на объединение усилий учителя как организатора обучения, ученика как источника информации и компьютера как инструмента для работы с информацией.
Согласна: информация – великое дело! В компьютере, в этом небольшом предмете помещается столько информации, сколько не войдёт ни в одну, пусть даже и самую большую, библиотеку мира. За компьютером сейчас многие читают книги. Вставил диск – и перед тобой все произведения А.С.Пушкина; подключился к Интернету – и перед тобой библиотеки всех стран мира. Ни один человек не может позволить себе купить такое количество книг, без которых нельзя обойтись в сегодняшний век со стремительным техническим прогрессом. Все крупнейшие газеты имеют свои странички в Интернете – не нужно даже выписывать бумажные газеты.
Сегодня я вижу, что многие родители покупают своим детям всевозможные энциклопедии и справочники, которые необходимы ребятам в школе и размещены на дисках: вставил один из дисков – и перед тобой весь «Словарь русского языка» С.И.Ожегова или, например, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Огромное значение имеет компьютер и в области обмена информацией. Связь по Интернету может заменить почту. С помощью компьютерных программ можно учиться иностранным языкам. Обучение в институтах и университетах, на различных курсах облегчено во многом благодаря колоссальным знаниям компьютера, который заменяет лектора или преподавателя и выдаёт столько информации, сколько потребуется, и только ту, которая нужна. Не нужно «перелопачивать» горы литературы. Нужно только ввести тему, нажать «Поиск» — и на вас «свалится» тысяча страниц информации, из которых вы выберете необходимые.
21 век предлагает компьютерные клубы при библиотеках, компьютерные кафе; в школах компьютерные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, плазменные панели-телевизоры, принтеры, сканеры и многое другое.
В век информационного общества на помощь человеку пришли электронные учебники, справочники, учебные диски, образовательные компьютерные программы, всевозможные электронные носители, ЦОР, сайт ФЦИОР…
А что же учитель? Опять вернусь к вопросу: «Каковы его роль и место в этом информационном обществе?»
Я поинтересовалась мнением учеников по этому вопросу. И вот что они ответили:
- «…именно учитель поможет, подскажет, объяснит, поймёт, похвалит»;
- «…кто-то должен обучать новое поколение нормальным языком – русским, великим, могучим»;
- «…именно учитель даёт уроки жизни».
Это что касается роли учителя в 21 веке. А вот что они ответили по поводу места учителя в информационном веке:
«Применение современных информационных компьютерных технологий ...
... организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей: повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, ...
- «…учитель и врач – это те 2 профессии, которые являются главными»;
- «…каждый ребёнок – это индивидуум, и это хорошо чувствует учитель»;
- «…учителями всегда славилась Россия»;
- «…учителя занимают главное место среди людей, которые нам помогают в жизни, они как родители»;
- «…картинки на расстоянии передавать научились, тексты тоже, а вот теплоту сердца, диалог, живое участие мы чувствует только в школе, этого через компьютер не передашь».
И я во многом согласна с детьми. Убеждена: пока будет школа – будет и учитель. И что бы ни твердили о модернизации и информатизации образования, учитель всегда будет главным штурманом в океане знаний.
Нынешнее время жестоко к учителю. Не каждый может выстоять. Успех ждет того, кто несёт в себе заряд оптимизма, терпения, кто выносил и выстрадал свою позицию, свой стиль в педагогике. Поэтому учителю крайне важно нести собственное открытие мира, свой опыт познания, а не быть пересказчиком учебника.
Современный учитель – это человек с высокой общей культурой и профессиональной компетентностью, знающий новые педагогические технологии, владеющий ими. При этом акцент должен делаться на развитие у детей творческого мышления, на принятие нестандартных решений, на умение самостоятельно решать жизненные задачи. Новые знания не передаются и не присваиваются, а открываются. В этом их и сила. Новые информационные технологии предоставляют учащимся возможность выбора (тем, произведений, проблем, решений, домашних заданий), это наилучшим образом стимулирует детей.
А учителю сегодня необходимо владеть организаторскими навыками и наукой о человеке, понимать особенности развития детей разного возраста, их внутренний мир, мотивы поведения, опираться на диагностику личности, уметь анализировать и корректировать свою работу. Это и есть основные составляющие компетентности педагогического работника в век информационного общества. Таким образом, учитель «обречён» на непрерывное самообразование.
Но есть счастливый учительский дар – умение общаться с детьми. От этого умения зависит многое, если не всё. Чаще всего в памяти детей остаются не уроки, а простота человеческого общения как самое дорогое. И как приятно, когда ко мне заходят выпускники – Коля, Антон, Марина, Кирилл, Миша и другие ребята.
Именно школа учит любить и уважать человека, учит жить среди людей и для людей. Убеждена, что в век информационного общества нашим детям по-прежнему нужны будут алые паруса, Синяя птица, радость ожидания чуда, вера в «разумное, доброе, вечное».
Я очень люблю свою работу. И ни о чём не жалею. Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники (пусть и не все), для которых каждый ученик – это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка – не итог, а причина для серьёзного размышления.
Я бесконечно люблю школу и верю, что у моей профессии большое будущее. Вот и 2010 год был объявлен в России Годом учителя.
А информатизация – это путь, необходимый человечеству, чтобы развиваться и идти только вперёд! И в этом я солидарна с прогрессом. Но нам бы про душу не забыть…
2011 год
Готовность детей к обучению в школе, как педагогическая проблема
... готовности детей к школе, причём степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка. В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе ... личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. В последние годы все большее внимание проблеме готовности к ... авторитета учителя. Ребенок в ...