Характеристика психических явлений

Введение

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа , если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и прочее), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

1. Понятие о психике человека

Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», — «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и прочее. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Проблема может ставиться так — психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

8 стр., 3856 слов

Человек и его психика

... активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Механизмы проявления психики: Психика - ... изучить особенности психических явлений; определить основные черты характера человека. 1. Психика человека Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть ...

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов , а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком поиском как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма нити, находящейся вне глаз» Хрестоматия по психологии. Изд.2-е, перераб. и доп. /Сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 231..

Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы, по сути, есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологиипредполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что ... процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), являет Проблема учения является ...

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга , которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Но существует еще одна важная особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и прочее), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Немов Р.С.Психология: Учебник в 3-х кн. — 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1 Общие основы психологии. — С. 24.

Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

2. Классификация и характеристика основных психических явлений

Основными функциями психики являются: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом, субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — С.120.

6 стр., 2999 слов

Психика человека

... и манерами поведения. Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека зависят, как мы уже говорили, от организации нейропиля коры головного мозга и находят свое отражение на означенных ординатах, ... отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия и т. д.). Эти отклонения влияют, прежде всего, на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем ...

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно, и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но не способен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него — это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни — психоза, поэтому его называют психотик) — безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность , к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.

«Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба — неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие — реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей.

Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности , а не таким, каким хотелось бы думающему.А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

15 стр., 7085 слов

Человек и его психика

... последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Внимание - это произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения ...

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям); 4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (К.К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга); 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. 12-е изд. — Ростов-н/Д, 2005.- С.28. .

Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения, и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ настрого определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизмопределяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия. Импринтинг — особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое запечатлевание первой встреченной информации после рождения. В результате нмпринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. С развитием способности к научению , животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.

14 стр., 6657 слов

Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей

... деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей ... более частом отдыхе. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение трудового дня делать кратковременные паузы для отдыха. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует ...

Рост сложности поведения обусловлен развитием психики животных.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появление интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1)употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2)продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3)подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4)общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5)труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» — специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

6 стр., 2589 слов

Строение психической деятельности человека

... обратный переход. Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты. 2. Общественный труд ... деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято". Таким образом, мы видим, что вопрос изучения деятельности человека волновал многих отечественных ученых. 1. Строение психической деятельности человека ...

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления , имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые- решение, исполнение, волевое усиление и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу; они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т.д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, эффективность и т.п.

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического развития индивида. В истории науки, ...

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 4) характер как систему отношений и способов поведения. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — С.231.

Таким образом, классификация основных психических явлений осуществляются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Заключение

Завершая исследование по теме: «Психические явления (формы проявления психики), делаем выводы: 1) психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность; 2) психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире; 3) совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но не способен проникнуть вглубь, в сущность. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет ему эффективно познавать объективную реальность, раскрывать сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты, освобождаясь от всего поверхностного и случайного;

— психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека, психические явления или формы проявления психики.

Таким образом, классификация основных психических явлений осуществляются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/klassifikatsiya-psihicheskih-yavleniy/

1. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х кн. — 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1 Общие основы психологии. — 680 с.

2. Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 545 с.

4 стр., 1609 слов

Правовая система и личность

... к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве обязательного её элемента. Ценность правовой системы в значительной степени определяется тем, какое место в ней занимает личность, как охраняются и защищаются ...

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. 12-е изд. — Ростов-н/Д, 2005.- 672 с.

5. Хрестоматия по психологии. Изд.2-е, перераб. и доп. /Сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 467 с.