Воспитание в Западной Европе

Дипломная работа

Воспитание в Западной Европе имеет много общего. Это связано с общей историко-педагогической традиции, берущей начало в Римской империи (античности).

Активное взаимодействие европейских народов (экономическое, военное, политическое), общность религиозных взглядов, основанных на идеях католической церкви и ее производной — протестантизме, способствовало постоянному обмену педагогическими взглядами, созданию схожих форм образования и воспитания. Однако каждый народ имел свои национальные особенности, которые и воплотились в своеобразных чертах воспитания (приоритет четкой организации и последовательности, пунктуальности у немцев или сочетание традиционности и свободного воспитания у англичан и т.д.).

Создание единого политического пространства в Западной Европе позволяет еще больше сблизиться национальным культурам в вопросах воспитания.

Особенности немецкого воспитания

Расселение германских народов по территории Западной Европы, начавшееся еще в 1 тысячелетии до н.э., постепенный переход от кочевого к оседлому образу жизни, влияние Римской империи послужили началу складывания варварских культур. На протяжении последующих веков постепенно складывались национальные черты немецкого народа. В условиях умеренного климата, пригодного для жизни: земледелия, производства и торговли, но густонаселенного народами — все это активно влияло на развитие своеобразия немецкого народа. Немцы понимали, что в таких условиях нужно стремиться не экстенсивному ведению хозяйства, а к интенсивному. Национальное своеобразие складывалось также под влиянием политических перемен. Германские народы то объединялись в сильное государство, оказывающие воздействие на весь западный мир, то оно разваливалось на десятки мелких государств, основной задачей которых было поддержание порядка, экономики, а также развитие науки и искусств. Немецкому народу свойственны такие черты характера как кропотливость, трудолюбие, дисциплинированность, умеренность, сентиментальность, но при этом чувство превосходства, доминирования. В зависимости от политической ситуации в мире менялось и восприятие другими народами немцев.

До объявления США войны Германии в период Второй мировой войны в стереотип восприятия немцев со стороны американцев входили такие черты, как «трудолюбие, научный склад ума, флегматичность, националистичность». Но стоило США вступить в войну, и в этностереотипе сразу появились такие характеристики, как «агрессивность, жестокость, надменность» немцев [198]. Как и у других народов в период родоплеменных отношений, когда еще отсутствовала письменность, воспитание осуществлялось внутри рода, а затем в семье на героических сказаниях, песнях. Основным методом воспитания был личный пример членов общины и семьи. Древние германцы воспевали мужество, доблесть своих предков, нов тоже время рассудительность и рачительность, например, в «Песни о Хильдебранте», а затем в «Песни о Нибелунгах».

15 стр., 7015 слов

Теория свободного воспитания Л.Н. Толстого

... теория свободного воспитания Л.Н.Толстого; Задачи: 1) раскрыть основные положения и идеи Л.Н.Толстого о воспитании личности 2)обосновать ведущие идеи теории свободного воспитания Л.Н.Толстого В ... Западной Европы, одновременно изложив свои педагогические взгляды. Он убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа, ...

После распада Римской империи в школьном деле вначале сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые — церковными школами, ученичеством, обучением феодальной знати.

Для воспитания в период раннего Средневековья характерно было сочетание варварской, античной и христианской традиции, которое было представлено в церковных школах. Более всего эти традиции проявлялись в семейно-домашнем воспитании, которое было представлено как ученичество в среде ремесленников, купечества и рыцарства.

Элементы варварского воспитания (нравственное, физическое, военное направления воспитания) долго сохранялись в раннефеодальную эпоху. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами.

В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и, при этом, личной свободы, превосходства над остальными сословиями и презрительное отношение к книгам. Рыцарское воспитание «Семь рыцарских добродетелей» включало: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение, сочинение собственных стихов, игра на музыкальном инструменте. Образ рыцаря для подростков — это идеал нравственности, силы, мужества, воспитанности.

В Западной Европе с VI века вновь возникают церковные и монастырские школы. Различались внутренние монастырские школы, где обучались монахи и внешние, располагавшиеся за пределами монастырской стены. В монастырские школы принимались дети 5-7 лет, в том числе и крестьянские дети. Во внешних школах преподавались основы грамотности (чтение письмо, счет), богослужебное пение, реже предметы тривиума (грамматика, диалектика, риторика).

Внутренние (более высокий уровень образования): изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику,

геометрию, астрономию, музыку), теологию. В лучших школах преподавались также медицина, греческий и латинский языки, сочинения светских и духовных авторов, поэтов, в том числе античных.

В полном пренебрежении было физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом «Тело — враг души».

В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Обучение строилось на «зубрежке». Запоминание отдельных знаний без осмысления, в том числе и религиозных, — вот стиль деятельности западноевропейских педагогов. Воспитание интереса к познанию мира в учебных заведениях не рассматривалось.

В эпоху европейского Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.) воспевался идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием.

Ростки педагогического гуманизма появлялись в условиях пробуждения национального самосознания во многих западноевропейских государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с великими географическими открытиями XV-XVI вв., с изобретением книгопечатания, развитием искусства, литературы, научных знаний.

27 стр., 13040 слов

Воспитательная работа в инновационных школах

... проблемы моделирования воспитательных систем организаций образования, выявления их особенностей, управления воспитательной работой в школах нового типа. Именно школы нового типа как воспитательные системы должны стать экспериментальной площадкой для разработки передовых технологий воспитания и развития, ...

Идеи итальянских гуманистов, как основателей европейского Возрождения, затрагивали проблемы гражданского воспитания (формирование свободного человека чуждого аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в труде).

Эти идеи стали быстро распространяться в германских землях, что привело к крестьянской войне против феодалов, против засилья католической церкви.

Рудольф Агрикола

Гуманисты заново открыли в античности традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Р. Агрикола,

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация выдвигала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от идей гуманистов Возрождения и взглядов представителей католической ортодоксии.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, личной ответственности человека перед Богом, умеренности. Критический и гуманистический настрой ее имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, это новое движение смыкалось с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Томас Мюнцер, Мартин Лютер

Римско-католическая церковь увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский вселенский собор (1545-1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил «проповедь, исповедь и воспитание». Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 году испанским рыцарем И. Лойола).

Иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманизма». Например, педагогические взгляды Вивеса заметно повлияли на создание иезуитской школы, которая первая использовала принцип природосообразности и классно-урочной системы. Современный французский историк педагогики Р. Мушамбер писал, что «враги в вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами в вопросах школьного образования». Идеи Возрождения и Реформации пересматривались как воспитание увертливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви.

Школы элементарного (начального) обучения

Понимая важность учреждения начальных школ как средства влияния протестантизма, М. Лютер провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке.

низшие городские школы;

— Элементарное образование можно было получить прежде всего в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. В городских школах были распространены театральные представления (мистерии), которые

298содействовали расширению культуры, эстетическому воспитанию учащихся. Первые гимназии появились в Германии, благодаря Ф. Меланхтону. В 20-х гг. XVI в. многие немецкие городские школы были преобразованы в гимназии. На фоне царившей суровой, палочной педагогики приемы воспитания в некоторых гимназиях выглядели по-новому. Так, в гимназии в Гейдельберге (Силезия), которой руководил Фридланд Троцендорф (14901556), было создано одно из первых ученическое самоуправление. Ученики жили «республикой», избирая «сенат». Каждый класс назначал «квестора», который помогал поддерживать дисциплину, и «эфора», ведавшего раздачей еды в трапезной. Глава гимназии носил титул «несменяемого диктатора». Провинившиеся гимназисты несли ответ перед представителями «республики».

3 стр., 1081 слов

Воспитание ребёнка в школе и семье

... учебно-воспитательного процесса и учебных достижений учащихся. Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ребенка в семье и в школе, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования. ...

Вольфганг Ратке

(Didactica Magna)

Эпоха Просвещения в Западной Европе (последняя треть XVII — до конца XVIII в.), связанная с социальными, экономическими, политическими изменениями в обществе, требовала появления нового типа школ.

Западная Европа сделала выбор от воспитания духовности к индустриальному воспитанию как средства противостояния римскокатолической церкви.

Представители этого течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.

Создание единой светской школы, общественно-полезного обучения граждан требовали теоретики национального воспитания и неогуманизма Ф.А. Вольф (1759-1824), В. Гумбольдт (1767-1835) и др., представителипедагогического движения филантропинизма И.Г. Базедов (1724-1790), Х.Г. Зальцман (1744-1811), Й. Г. Кампе (1746-1818) и др.

Й.Г. Кампе

И.Г. Базедов мечтал о свободном воспитании ребенка в слиянии с Природой и взаимодействии с жизнью общества: «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царят дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть… Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: три головы, шесть рук, и все они в беспрерывной ссор» [126].

Базедов, ставя на первый план необходимость увязать школьное воспитание и обучение с жизнью, так формулировал основную цель воспитания: «…Подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни… Важное звание, богатый доход, ученость, ловкость движений и приятные манеры — все это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесен вред главной цели».

Базедов полагал, что воспитание полезного и счастливого человека — одно целое. Идеал полезного и счастливого человека увязан с идеей гармонии между умственным образование и физическим и нравственным воспитанием. Воспитание нравственности он считал главным направлением воспитания. Базедов писал в «Книге методов», что прекрасно образованный человек, не будучи воспитан, рискует совершать аморальные поступки. В нравственном воспитании особую роль он отводил труду, работе, под которыми понимал любые занятия, которые предписаны ребенку. Использовались активные методы, ориентирующие учащихся на самостоятельную деятельность.

Иманнуил Кант

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия человек может добиться, овладев «наукой о нравственности, долге и самообладании», которую приведет в соответствие с «категорическим императивом»: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе». Он считал,

300что человек может стать человеком только через воспитание, поскольку «в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы».

Педагогические идеи Канта складывались под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», что нравственность, доброта не определяются знаниями, что в человеке от природы существуют задатки добра. Но в отличие от Руссо Кант отвергал мысль, что культура и общество преимущественно приносят зло.

7 стр., 3245 слов

Физическое воспитание в школе

... 2 Организационная структура физического воспитания в школе Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии ... двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, ...

И.Г. Фихте

Фридрих Шлейермахер

Гегель очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания («Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию»).

Воспитание, по сути, рождает разумное, «духовное существо». Человек становится «из самого себя», т.е. формируется сам.

Гегель видел в формировании индивида отражение конкретного исторического процесса. Это означало,что благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой.

Карл Маркс

Фридрих Ницше

Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важное условие успеха — это то, что талантом должен руководить гениальный наставник (особенно на высшей ступени образования).

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании. Прежде всего, следует назвать И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.В.А. Фребеля, Ф.А.В. Дистервега.

Иоганн Генрих Песталоцци

Он говорит не просто о заботе, а природосообразной заботе, с которой мать или воспитатель охраняет ребенка. Педагог в качестве примера

природосообразной заботливости рассказывает о жене стекольщика, приютившей мальчика-бедняка и вырастившей его настоящим мужчиной в соответствии с его природой, хорошо владеющим ремеслом, обладающего добрым сердцем, уверенного в себе (Песталоцци И.Г. Лебединая песня) [296, с. 380-381]. По его мнению, природосообразная заботливость направлена на развитие в человеке любви и веры путем взращивания в воспитаннике «самозаботы», «самопомощи», «самозащиты» [296, с. 381]. «Такая забота не способна раздражать его чувственности, она может удовлетворить его физические потребности. Эта природосообразная заботливость, хотя она и живет в матери в виде инстинкта, все же находится в гармонии с запросами ее ума и сердца» [296, с. 217]. Идея природосообразной заботы имела огромное влияние на развитие педагогической мысли XIX-XX веков.

Цели и средства воспитания раскрывались Песталоцци в содержании элементных понятий. Например, программа воспитания бедняков,

направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала такие пункты: ум

(склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и «самопомощи»); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.

Фридрих Фрёбелъ

Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания.

теория игры.

Иоганн Фридрих Гербарт

Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего гражданина. Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.

11 стр., 5059 слов

Вальдорфская школа

... теорию, способную практически лечь в основу системы образования нового типа, соответствующего нашей эпохе. Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на ... попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ - педагогики. Хотя вальдорфскую педагогику и причисляют обычно ...

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

Он выдвинул идею воспитывающего обучения, т.е. организация учебновоспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.

Влияние церкви на процесс воспитания в гимназии то усиливался, то ослабевал под влиянием общественных событий и социальных революций середины XIX века.

педагогический традиционализм —

К традиционализму относились социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.

социальной педагогики:

Вильгельм Дилътей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер

склонностями к хозяйственной деятельности), теоретический (стремящийся к научной деятельности), эстетический (с тягой к искусству), социальный (ярко выраженный альтруист), политический (рвущийся к власти) и религиозный. Иными словами, психологические и ценностные установки личности — главный критерий при определении путей воспитания [123].

Основатель вальдорфской педагогики, мистико-антропологической концепции, немецкий философ и ученый Рудольф Штайнер главным условием успешности воспитания и обучения называл уважение к индивидуальности каждого человека и его творческим возможностям. В работе «Курс народной педагогики» он подчеркивал, что школа должна строиться на глубинном познании человека, а ее целью может быть формирование гуманной личности. Этого можно достигнуть путем создания предметной и духовной среды (специально оборудованные помещения в соответствии с возрастными особенностями детей и их интересами, развитие особых отношений поддержки и уважения).

Главное направление такого воспитания — эмоционально-эстетическое развитие личности. В

нравственном воспитании на первый план выдвигалось пробуждение воображения и фантазии как противоядия от детской ожесточенности. Школа жила на началах самоуправления.

педагогики личности

процессследующим образом.Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание— жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия,

мораль.Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительноформальное преподавание — словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Лай биологизировал педагогику, ограничивал предмет педагогической науки биологией ребёнка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

В. Лай утверждал, что детские интересы вырабатываются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребёнка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось «инстинкту борьбы», наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребёнка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить.

45 стр., 22302 слов

Умственный труд как средство подготовки детей к школе

... средства умственного труда и условия организации умственного труда; Исследовать и изучить деятельность педагога направленную на активацию умственного труда дошкольников при подготовке детей к школе ... воспитанию уверенности в себе, воли, повышению самооценки и развитию чувства собственного достоинства» [Козлова СА]. Умственный труд, согласно С. И. Ожегову и Н. Ю. Шведовой, вид труда, выступает как ...

Ручной труд, считал В. А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

Теория В. А. Лая была названа им «школой жизни». Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В. А. Лай пытался создать новую педагогику— педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В. А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А.Лаем отводилась третьему компоненту его триады— выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребёнка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребёнка было основной задачей школы действия. В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В. А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребёнка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Из этой работы В.А.Лая ясно видна его близость к идеям социальной педагогики, которые он дополнил собственными соображениями для конкретной их реализации.

Лай считал что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика — синтезировать все педагогические искания начала ХХ века. В реальной жизни «Школа действия»— осталась только теоретической моделью.

4 стр., 1853 слов

Готовность ребёнка к школе

... начало обучения: проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость - это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка (развитие физических ... организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Готовность ребёнка к школе определяется ...

сельские воспитательные дома

Герман Литц

Сельские воспитательные дома формировали культурного, открытого миру человека. Обучение было призвано дать представление обо всех сферах человеческой деятельности в их взаимосвязи. В сельских воспитательных домах отсутствовали традиционная классно-урочная система, стабильный учебный план. Нравственное воспитание осуществлялось посредством искусства.

В созданной в 1920 г. школе им. Лихтварка поощрялась детская самодеятельность в виде работы по элективным (на выбор) учебным курсам. Главное место было отведено эстетическому воспитанию. Ученики совершенствовались в рисовании и музыке при оформлении праздников и спектаклей. Преподавание истории культуры должно было развивать личность.

Густав Винекен (1875-1964) в Виккерсдорфе открывает «Свободное школьное сообщество». Целью свободного школьного сообщества Винекена было создание особой культурной среды детства и юности. Одна из задач досуга — культивирование молодёжной субкультуры. Обязательной нормойстало взаимное уважение и равноправие воспитателей и воспитанников, право на открытое выражение своего мнения [197, с. 145].

резкое расширение сети высшего образования.

Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы.

Один из теоретиков социального воспитания в немецкой педагогике — Отто Рюле сравнивал среду с жизнью: «В среде, как в жизненном круге, ребенка захватывают волны жизни. Свежесть и ясность ума и души, решимость и силу воли, величие и яркость характера он обретает в борьбе с ними» [327, с. 6].

О. Рюле рисует улицу как воспитательную среду со знаком минус, описывает жилище как казарму, отравляющую организм, опустошающую сердце и т.д. [327, с. 61] Для него характерно понимание воспитания как суммы влияний, сознательных и рефлекторных, преднамеренных и случайных, непосредственных и опосредованных, например, среды.

Теоретики соседской школы (Ю. Циммер, Э. Нигермайер) считают образцом «интегрированную школу, среда которой неделима на внутреннюю и внешнюю, традиционно считающуюся областью внешкольной воспитательной работы». Не случайно свою книгу авторы назвали «Откройте школу, впустите в нее жизнь». Путь к интеграции среды, по их мнению, в педагогизации городской среды — с одной стороны, и в социализации школы — с другой. Интересно описание опыта представителей «социальной педагогики ФРГ (Западной Германии)» — Германа Рерса и др., которые практически решают проблему взаимодействия молодежи со средой. Их поиск направлен на организацию социального опыта регулирования конфликтов и принятия оптимальных решений и пр. Важным практическим шагом в школах Восточной Германии было введение в учебные планы курса «Эстетика окружающей среды».

духовное, нравственное формирование личности.

педагогическому авторитаризму

непринужденные отношения между детьми и взрослыми. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей. Рождается обстановка радости и творчества.

самоуправление учащихся.

4 стр., 1759 слов

Безопасность детей дома, в школе и на улице

... времени воспитанию нашего ребенка и зависит его безопасность и благополучие. Ребенок, особенно маленький, несмотря на способность самостоятельно познавать окружающий мир неспособен соблюдать меры безопасности. Воспитательная работа полностью и в ... которых зависит насколько ребенок находится в безопасности. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Мы должны отправить детей в школу с большим багажом ...

Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оно находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности — вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие у учеников самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Школьные советы улучшили психологический климат в школе. Тем не менее, и они не помогли полностью изжить авторитарное отношение педагогов к учащимся.

В Германии активно исследуется наследие А.С. Макаренко, методика воспитания и система самоуправления. Центром зарубежного макаренковедения является Лаборатория «Макаренко-реферат» при философском факультете Марбургского университета. Гётц Хиллиг (ФРГ) (р. 15.02.1938 г.) — доктор философии, приват-доцентистории педагогики, специалист по общинному воспитанию, заведующий лабораторией «Макаренко-реферат» Марбургскогоуниверситета,один из ведущих

зарубежных исследователей педагогической деятельности, творчества А.С.Макаренко, говорил, что интерес немецких исследователей к научнопедагогическому творчеству и деятельности А.С. Макаренко связан с проблемами трудового воспитания. А.С. Макаренко не только описал, но и воплотил в жизнь идеи трудовой подготовки молодежи, опираясь на труды американецаДжонаДьюи («школа опыта») и немцев: Георга Кершенштейнера («школа работы») и Вильгельма Лая («школа действия»).

Особое значение принадлежит идеям организации коллективного труда.

Воспитание в современной Германии

  • В современной Германии, в основном, создают семью до тридцати лет, но не торопятся заводить детей. Не спешат, как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более чем достаточно:к тридцати годам многие женщины только начинают делать первые уверенные шаги в карьере;
  • они не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек;
  • услуги няни дороги;
  • материальные затраты;
  • детских садов в Германии очень мало и работают они только до полудня.

Как результат, в Германии один из самых низких уровней рождаемости в Европе, хотя сделать аборт без медицинских показаний практически невозможно. Но зато немецкие мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

В Германии до трех лет

С малых лет маленьких немцев приучают к пунктуальности и обязательности. Маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки.

В Германии социальная помощь, помощь по безработице и пособия на воспитание детей составляют суммы, позволяющие не только «сводить концы с концами», но и обеспечивать малышу до трех лет и его маме, необходимый прожиточный минимум. Не смотря на это, многие молодые мамы стараются, как можно быстрее, вернуться к нормальной трудовой деятельности.

Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю его водят в так называемую игровую группу, а позднее — в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе, — это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Детский сад в Германии

Tageseinrichtungen — дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей от 4 месяцев до 14 лет. Под крышей Tageseinrichtungen могут находиться дети нескольких возрастных групп:

  • Kindergartengruppen — группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу;
  • Tagesstatten — группы дневного детского сада, работающие с 8.00 до 16.00, смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу; Hortgruppen(наши группы продленного дня) — группы для детей от 3 до 14 лет.

Существуют и частные детские сады, которые создаются по инициативе родительских общественных организаций.

Есть детские сады при религиозных общинах, работают лесные детские сады — для детей со слабым здоровьем.

Дети-инвалиды, как правило, ходят в специализированные детские сады, но раз в неделю они общаются, играют со своими здоровыми сверстниками. воспитание школа семья педагогика

Дети должны с ранних пор уметь понимать, принимать и заботиться о своих маленьких больных согражданах.

Основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей — главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку.

Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы — старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы «Лего», машины — дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната — кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования.

Воспитатель организует пространство для игр и занятий, но старается не вмешиваться в этот процесс, т.е. мотивирует к деятельности, но не принуждает. Грамоте и письму немецкие дети в дошкольных учреждениях не учатся. Дошкольный возраст — время радости и игры. Задача заключается в мотивации детей к познанию, а не подготовка к обучению. Воспитывается с детства привычка к порядку и системе, что помогает немецкому обществу оставаться более или менее стабильным и благополучным.

В Германии, как и в любой европейской стране, государство очень серьезно и ответственно подходит к вопросу о защите прав детей. Родители обязаны уделять ребенку внимание, проводить с ним свое свободное время, минимум один раз в неделю вечером посещать парк и т. д. Дети могут подать в суд на родителей — это реальность. Дети знают о своих правах. Этому учат уже в саду. Поэтому многое родителям не дозволено. Например, детей нельзя бить, обижать, наказывать, нельзя на них кричать.

В Германии почти каждая самостоятельная семья, имеющая собственное жилье (дом), имеет мини-бассейн, свою игровую площадку и ребенок играет в своей песочнице. Самые активные граждане, проживающие в квартирах, организовывают муниципальные акции. Они собирают денежные средства и строят во дворе игровые площадки для детей. Всегда есть человек (родитель), который наблюдает за детьми. Но в Европе не все богаты и состоятельны, поэтому дети мигрантов, социально неблагополучных семей, переселенцев, играют на общей игровой площадке.

(Наталья Шауберт. Собственный взгляд на воспитание детей в Германии).

В современной Германии дети принимаются в школу с 6 лет. Обязательное образование длится 9, а в некоторых землях 10 лет. Во всех государственных школах Германии обучение бесплатное, также бесплатны учебники и образовательные пособия.

Начальная школа. «Grundschule»

Обучение в начальной школе длится 4 года. Все занятия заканчиваются до обеда, и домашнего задания детям не задают. Учителя в Германии совершенно свободны в выборе методик преподавания и построения уроков. Отметки в цифровом виде детям не выставляются. По успеваемости делаются письменные заключения. В них содержатся описания способностей и указания к дальнейшему образу обучения ребенка.

Ориентировачная ступень. «Orientierungsstufe»

Длится 2 года. За это время ребенок как бы изучает сам себя. Ученик получает направление дальнейшего обучения. Оно может развиваться в сторону изучения точных или гуманитарных наук.

Основная школа

Главная цель Основной школы в Германии — подготовить ученика к продолжению образования и помочь ему в выборе профессии.

Процентное содержание в учебной программе точных или гуманитарных предметов зависит от способностей и выбора ученика.

Классный руководитель в школах Германии как правило не ведет никаких предметов — он полностью поглощен воспитанием ребят, проводит с ними много времени и является для учеников другом и доверенным лицом.

В Германии в конце ХХ века в начале ХХ1 века активно распространялось поликулътурное воспитание, а затем и мультикультурное воспитание. Опыт такого воспитания накоплен прежде всего в частных школах с двуязычной программой, где дети обучаются на общегосударственном языке и языке этнической группы, к которой принадлежат. Такие школы организованы с целью помочь детям осознать свою этническую идентичность. Однако идея мультикультурализма в настоящее время была названа ошибочной. Поэтому немцы вновь обратились к идеям традиционного воспитания.

воспитание в процессе обучения.

занятия по нравственному воспитанию.

В ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообразовательный материал.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе за рубежом имеет определенные недостатки. Учащиеся нередко оказываются несостоятельны, когда от них требуются самостоятельность, инициатива, творчество. Необходимость преодоления экзаменационных барьеров с их стандартами и регламентациями нередко лимитирует живую мысль ученика.

Во второй половине 1900-х гг. возникло новое поколение

открытые школы.

Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию.

Компьютеры приобретают все большую значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится важным стимулом социализации подрастающего поколения.

пожизненного (постоянного) воспитания.

самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Пожизненное воспитание — ответ на радикальные сдвиги в мировом сообществе, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно

ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений.

В этой связи перед школой поставлена стратегическая цель — формировать способность и мотивацию к самообразованию.

Таким образом, в Германии государство активно развивает идеи воспитания через обучение, созданию условий для перманентного образования и соответственно формированию у детей и молодежи потребности в самовоспитании. Однако приоритет в воспитании принадлежит семье, основанной на немецких традициях.