- Библиографический список использованных источников
Актуальность. Человечество сейчас живет в эпоху постиндустриального информационного общества, процессы глобализации, в котором крайне выражены. Активно трансформируются, видоизменяются смысловые жизненные ориентиры людей, трансформируются нравственные нормы и поведенческие стандарты между индивидами, взаимоотношения между индивидом и властью, личностью и коллективом.
В условиях ускоренного темпа развития (социального в том числе) происходит переоценка ценностей, замещение одних культурных образцов другими, и в этом смысле не может не расти значение моды, как катализатора общественных изменений. Мода играет роль механизма преобразований одних культурных образцов и стандартов массового поведения на другие. Мода становится одним из механизмов социальной регуляции общественного поведения в структуре социокультурных отношений, поэтому мода как универсальный и многогранный феномен привлекала и продолжает привлекать к себе внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания: философов, социологов, экономистов, культурологов, лингвистов, психологов, историков и др.
Интерес к феномену моды обусловлен, прежде всего, тем, что современная мода отличается от моды предыдущих культурных эпох уровнем ее воздействия на людей, ее активным и стремительным проникновением в новые, до сих пор не поддающиеся ей сферы культуры.
Мода актуализирует преломление традиционных культурных форм современности, объединяет их и выстраивает на измененной почве новое окружение измененное человеком. Можно с уверенностью утверждать, что проникнув во все сферы человеческой жизни, господство моды является тотальным. Мода пронизывает личность, становясь для нее пропуском в социум. Мода отражает эпоху, активно воссоздает настроения людей, их пристрастия и ценности в современном мире. Еще одной характерной чертой моды является ее изменчивость, как залог недолговечности.
Прямая связь моды с социальными явлениями и ее распространение на содержание этих явлений вызывает необходимость в применении социологического подхода. Специфика социологического подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать моду в качестве специфического регулятора общественных отношений, выясняет социальные условия, благодаря которым действуют социально-психологические механизмы моды. Такой подход позволяет адекватно идентифицировать моду как объект исследования и понять ее как специфическую форму социальной регуляции.
Свобода воли и свобода выбора человека реферат по философии
... но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля ... в каких существует лишь иллюзия свободы, нет у нас этого врожденного инстинкта. Судьба позволяет нам ошибаться — как каждому человеку, так и всему человечеству. Попытки разобраться ...
Оценка современного состояния разработанности проблемы. Теоретическим основанием для написания дипломной работы стали работы таких зарубежных ученых, как Р. Барт, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, П. Бурдье, Т. Веблен, Г.Зиммель, В. Зомбарт, И.Кант, Д.Рисмен, Г.Спенсер, Г.Тард, и других. Среди российских ученых и исследователей изучением феномена социологии моды занимались, в частности, Л. Алексеенко, А. Гофман, С. Вангородская, А. Ванштейн, Т. Вдовина, О. Гурова, Н. Каминская, Л. Кибалова, А. Конева, Л. Дихнич, Т. Николаева, Б. Парыгин, Б. ПоршневЛ. Эррера, Л. Ятина и другие.
Цель исследования заключается в комплексном анализе феномена моды, раскрытии особенностей его эволюции и влияния на жизнь общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Раскрыть содержание классических и современных теоретических подходов к исследованию моды как социального явления.
- Выяснить масштабы модного влияния на сознание и поведение личности и его возможные последствия.
- Рассмотреть влияние моды на образ жизни молодежи.
- Выяснить меру влияния индустрии моды на формирование социально- психологических зависимостей.
- Проанализировать отношения и определить уровень заинтересованности студенческой молодежи современной модой.
Объектом исследования является мода как социальный феномен.
Предметом исследования выступает влияние моды на образ жизни современной молодежи.
Методологическую основу исследования составляют принципы социологического системного анализа, а также сравнительно-исторического и социально-психологического анализа, с помощью которых решались поставленные задачи исследования. Для определения теоретических основ данной проблемы использовались общелогические методы (анализа, синтеза и обобщения).
Для проведения авторского социологического исследования, в рамках выполнения работы, был применен метод опроса (анкетирование).
Анкета разработана в электронном виде, с помощью программы Google Docs — современного инструмента обработки массивов социологических данных. Расчеты в таблицах проводились с помощью формул, которые представляют собой совокупность различных выражений и функций.
Структура работы. Данная работа содержит: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе дипломной работы представлен теоретический анализ по проблеме исследования. Рассмотрены сущность и значение моды как социального феномена, а также ее влияние на образ жизни молодежи.
Вторая глава дипломной работы посвящена практическому исследованию влиянию моды на образ жизни молодежи. На основании полученных результатов исследования сделаны соответствующие выводы.
В любые времена развития общества мода была и является его неотъемлемым атрибутом. Она выступает в качестве механизма социальной регуляции общественного поведения, обозначает разницу в классовой принадлежности и социальном статусе индивида. Как универсальный и многогранный феномен, мода всегда привлекала к себе внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания: философов, социологов, культурологов, психологов, историков и тому подобное. Как уже отмечалось ранее, мода является предметом междисциплинарного исследования. Так, для социологов мода является средством внедрения новых социокультурных форм. Для семиотиков она выступает как одна из знаковых систем. Культурологи под модой понимают периодическую смену образцов культуры. Искусствоведы рассматривают моду как эстетический идеал. Экономисты — как стремление к обновлению социума. Психологи утверждают, что мода является механизмом подражания и внушения. Все эти области знания изучают моду с разных ракурсов. Можно утверждать, что она буквально пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности.
Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению
... себя что-то новое. 1.3. Научная разработка темы исследования . Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова 1) Респонденты ... среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") Адрес : 2) Наиболее ... с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не ...
Подтверждением актуальности изучения моды в социологии может служить тот факт, что уже с XIX века мода становится предметом исследовательского интереса. И это не случайно, поскольку XIX век — это период формирования индустриального общества, в котором на смену традициям и обычаям приходит мода.
Таким образом, функционирование моды в социуме было обусловлено такими факторами, как промышленная революция, возникновение массового поточного производства, усиление социальной мобильности, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации.
Понятие эстетики моды, вкуса рассматривались еще с XVII века в работах И. Канта, А. Смита, которые выделили такие ее качества, как подражание, цикличность, отсутствие внутренней цели и социальность. В частности, представитель немецкой классической философии И. Кант в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» анализировал связь моды со вкусом: «Быть модным — это дело вкуса, тот, кто вне моды придерживается старого обычая, называют старомодным; того, кто даже считает добродетелью не выполнять моды, называют чудаком. Все же лучше быть всегда дураком по моде, чем дураком не по моде».
И.Кант преимущественно акцентировал внимание на аспекте восприятия моды, но замечал в ней мотив «тщеславия», что на языке современной социологии обозначается термином статусный или престижный символизм. По его мнению, мода относится к тщеславию, поскольку в ее целях нет внутренней ценности. «Таким образом, делает вывод Кант, — мода, по сути, не дело вкуса, а дело одного только тщеславия … и соперничества, чтобы в этом превзойти друг друга …».
Известный философ и экономист А. Смит, в своей работе «Теория нравственных чувств», отмечал влияние моды не только на одежду и предметы потребления, но и нравственность, музыку, архитектуру, подчеркивая особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано, прежде всего, с ростом роли буржуазии в современном ему обществе.
Первыми социологическими исследованиями моды считают работы таких классиков социологии, как Т.Веблен и Г.Зиммель. Оба автора считали, что мода формируется в высших социальных слоях, и понимали ее как феномен классового общества. В своей работе «Теория праздного класса» в главе «Одежда как выражение денежной культуры», Веблен утверждал, что наше платье всегда является свидетельством нашего финансового состояния. Также трудно не согласиться с тем, что в одежде более отчетливо присутствует (возможно, в большей степени, чем в любой другой сфере потребления) общепризнанное желание тратить напоказ. Представители всех социальных классов, тратя средства на одежду, в основном делают это не для того, чтобы защитить свое тело от холода, а ради респектабельного внешнего вида, — замечал Веблен. Он утверждал: «Дело не только в том, что надо следовать кодексу приличий в одежде, чтобы избежать страданий, которые наносят негативные замечания и резонанс, но, кроме этого, требование дорогостоимости так укоренилось в образе наших мыслей в вопросах одежды, что иное сколько-нибудь недорогое одеяние вызывает у нас инстинктивное отвращение сразу». Веблен пытался донести мысль о том, что мы не анализируем и не думаем, что недорогое является недостойным. Подтверждением этому является следующая цитата из его произведения:
Социальная психология моды
... изучение развития моды; Нормативный характер моды; Глава1. Теоретические аспекты понимания психологии моды 1.1Мода как социально-психологический феномен и особая форма массовой коммуникации теоретические аспекты Мода - это процесс социального конструирования границы ...
«Мы считаем вещи красивыми, так же, как и полезными, в прямой зависимости от того, насколько велика их цена». Одежда является ярким свидетельством финансового успеха, а, следовательно, достоинства в глазах общества. При этом одежда должна быть не только дорогой и удобной, она должна одновременно быть современной.
Другой известный европейский социолог Г.Зиммель говорил о том, что мода — это подражание определенным образцам. Ее сущность заключается в том, что моде всегда следует только часть группы, ее распространение на все общество ведет ее до конца, поскольку уничтожает различия. Он объяснял процесс подражания, прежде всего, как социально-психологический механизм «Подражание предоставляет нам возможность целенаправленной и осмысленной деятельности и там, где нет ничего личного и творческого. Оно дало своеобразное успокоение того, что мы переносим на других ответственность, когда позволяем себе быть «произведением группы», покоряя себя ее требованиям».
Следуя подобной логике, Г. Зиммель объясняет страсть женщин к моде, объясняя это слабостью их социального положения: «Мода служит своеобразным вентилем, что позволяет женщинам удовлетворить их потребность в определенном различии и подъеме в тех случаях, когда в других сферах им в этом отказано».
На переосмыслении теории Г. Зиммеля выстраивает свою концепцию моды американский социолог Г.Блумер. Он считает, что причиной возникновения моды является не желание людей демонстрировать материальное благосостояние, но не стремление подражать или отличаться от других. Поэтому в основу функционирования моды социолог закладывает действие механизма именно «коллективного отбора». Этот коллективный отбор, по его мнению, осуществляется в процессе взаимодействия ряда актеров, которыми могут выступать не только индивиды или социальные классы, но и субъекты модной промышленности.
Дизайнеры, поставщики платьев для магазинов, «модная публика», рядовые покупатели, модные журналы — все они активно участвуют в осуществлении коллективного отбора. Однако, решающая роль в производстве моды отводится дизайнерам. Они, как известно, генерируют новые модные идеи, и именно они транслируют их из разных областей современной жизни. Также в формировании моды большую роль Блумер отводит так называемым байерам — профессиональным закупщикам товара. Ученый утверждает, что они должны особенно хорошо чувствовать именно вкус публики. Вкус — это субъективный механизм, который помогает индивидам ориентироваться, формировать и структурировать опыт. Байеры, говорит Г. Блумер, используют опыт прошлого для того, чтобы артикулировать настоящим.
Представитель постмодернистского направления, французский социолог П. Бурдье придерживается другой позиции теоретического осмысления моды. При ее анализе социолог использует созданную им концепцию поля. Поле производства и пространство потребления он рассматривает как структурированные пространства позиций. Каждой позиции соответствует определенный объем капитала, когда в поле происходит борьба агентов по более выгодное место с большим ресурсом — капиталом. Так, в сфере ограниченного производства моды всеми участниками ценностью считается признание того, что производитель владеет истинным вкусом, за которым стоит творческий талант. Игроки соревнуются за приз в поле «от кутюр» — дизайнеры. Они, по Бурдье, делятся на доминирующие (владеют большим количеством капитала), и на те, чей капитал гораздо ниже.
Мода как социальный феномен
... отношению к моде; посмотреть взаимосвязь бедности и моды. Гипотеза исследования: отношение к моде напрямую зависит от возраста и социального статуса. Глава I . Мода как социальный психологический феномен. На все общество мода распространяется только ...
Социолог пытается также указать на существование у каждого класса ряда практических приемов. Например, рабочие выбирают функциональные вещи, поскольку не слишком следят за модой. Буржуазия также привилегию «не заботиться о различии». В противовес этим двум классам, повышенная заинтересованность модой характерна для лиц, стремительно ставшим богатыми и стремящимся к высшему классу, а также среднему классу. Их принято было называть нуворишами (с фр. nouveau riche — новый богач) — пренебрежительное название человека с низких слоев, быстро разбогатевшего. Для этих групп характерны «стратегия обмана или притворство», которые заключаются в попытке визуального изменения своей позиции в классификации вкуса, путем модификации репрезентации классового положения.
Другой подход предложил французский философ-постструктуралист и семиотик Р. Барт. В книге «Система моды» он отмечал, что любое реальное выражение моды, независимо от слов, его составляющих, является знаковой системой, которая включает в себя внешний мир и моду. По мнению ученого, мода представляет собой систему знаков, где вещи конструируются как знаки. Каждый знак в этой системе имеет определенные свойства: он неустойчив, произвольный, не является результатом эволюции или коллективного творчества, а наоборот, рождается внезапно и целостно, каждый сезон, «по указанию».
Американский социолог Д.Рисмен в работе «Толпа одиноких» оценивал место и роль моды в обществе как «культа потребления». Он писал: «Сейчас людьми руководит мода, причем мода, которая является быстросменной». Как форма потребления — чего угодно: прически, манеры общения и т.д., в этом случае, — мода все более активно проявляет тенденцию превращаться для человека в самоцель.
Безусловно, степень и силу влияния моды на общественную жизнь, историю в целом, не надо преувеличивать, как это сделал французский социолог Г.Тард. В книге «Законы подражания» он подробно описывает разделение всей истории цивилизации на эпохи обычаев и эпохи моды, которые сменяют друг друга. Однако, отметив ограниченные возможности влияния моды, он далее отмечает: «Каким бы относительно незначительным ни был этот поток новизны (моды), он своим разливом влияет на общественную почву и приводит к далеко не незначительным опустошениям, следовательно, изучение этих периодических разливов, которые с известной неправильной ритмичностью чередуются пересыханием и обмеление источников, представляет значительный интерес».
Мнение относительно моды можно встретить у одного из основателей социологии Г.Спенсера. Так, в работе «Основания этики» он говорит: «что беда не в безумии моды — она, по его мнению, в преодолении с помощью эстетического развития и воспитания индивида. Суть проблемы в том, что существуют предосудительные обычаи, как с этической точки зрения, так и с эстетической. В результате «нездоровое подчинения реального, что кажется высокой степени … извращает душу и вредит телу». Выход один: надо уничтожить общественные обычаи, не имеют разумного основания».
Социальный статус и качество жизни пожилого человека
... жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать ... и контактов с людьми [4]. старение пожилой социальный пенсионер В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в ...
Французский социолог Ж. Бодрийяр высказал иное мнение относительно феномена моды. В своей известной работе «Общество потребления» он акцентирует внимание читателя именно на теле. Так, он считал объектом спасения тело, которое заменяет собой душу в моральной и идеологической функции. Человеческая красота олицетворяет абсолютный религиозный императив. Это основное свойство тех, кто ухаживает за своим лицом и своей фигурой, как за своей душой. Красота, по Бодрийяру, функционирует как определенная ценность, то есть знак. Императив красоты включает в себя эротику как средство по высвобождению сексуальности, — замечает автор. В этом смысле эротический императив, проходит через определенный инструментальный код знаков и является лишь вариантом функционального императива. Однако, сексуальность (которая является теплой и холодной одновременно) можно сравнить с игрой теплых и холодных цветов внутри функционального. Однако это не фригидность. Так, например, манекен не является фригидным, он абстрактный. Поэтому тело манекена не является объектом желания, а лишь представляет собой форум знаков, где мода и эротика смешиваются.
В моде обнаженное тело (как мужчин, так и женщин) лишено плоти, секса, желания как конечной цели. Поэтому тело, особенно женское, а в большей степени тело абсолютной модели, как манекен, констатируется как объект, соответствующий другим лишенным сексуальности предметам, о которых сообщает реклама. Эротика и современная эстетика тела утопают в обильном окружении предметов, гаджетов, аксессуаров. Многочисленные либерализации моды (гигиена, макияж, спорт и т.д.) встраиваются в новое…, прежде всего, через тело. Итак, тело человека заставляет торговать им, то есть с телом все происходит, как с рабочей силой.
Итак, Бодрийяр понимает моду как некую универсальную форму. Если следовать его идеям, то люди, вовлеченные в престижное потребление, производят игру на повышение социального статуса, в которую они искренне верят.
По мнению ведущего российского социолога А. Гофмана, мода в настоящее время по-прежнему остается неузнанным явлением. Ученый относит ее к категории вечных, всегда решаемых и никогда не решаемых проблем, таких, как счастье, любовь или благо. В своей работе «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» Гофман утверждает, что мода выходит за рамки человеческой и социальной реальности. Это целостное и универсальное явление, имеет проявление в самых различных сферах жизнедеятельности человека: а именно, в экономической, психологической, эстетической и т.д.
Итак, феномен моды имеет междисциплинарный характер, ее исследуют в истории, психологии, этнологии, социологии, семиотике. По мнению автора, мода относится, прежде всего, не к миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не изменяются под влиянием моды, их меняют люди, приписывают им значения и взаимодействуют между собой и культурой. То есть мода понимается Гофманом как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуальной, групповой и массовой. Иногда моду интерпретируют как неуловимое начало без определенных границ. Бывает и так, что часть моды, например модные объекты, принимают моду в целом.
Образ человека в экзистенциализме
... теория о жизни и для жизни, она пропитана гуманизмом и заботой о человеке, именно поэтому я и выбрала эту тему для написания реферата. Целью своей работы я вижу изучение образа человека в философии экзистенциализма. Для ...
Из чего же состоит мода? Первым ее элементом можно считать то, что входит в моду и выходит из нее: образцы поведения, которые время от времени меняют друг друга. Модные стандарты чаще всего реализуются с помощью определенных объектов. Это могут быть как вещи, так и идеи, слова, художественные произведения и тому подобное.
Модными объектами являются те, кто оказались «в моде» — говорит А.Гофман. В повседневной жизни мы говорим, что платье определенного фасона «в моде », однако, « в моде» не само по себе платье, а, скажем, его ношение для женщины или же проектирование одежды. Так, например, в средневековой Европе томаты не употребляли в пищу, а дарили любимым, как цветы; сахар, чай, кофе использовали как лекарство. Так же и с модой: одна и та же вещь бывает включена в различные модные стандарты. Существуют также «безобъектные» модные стандарты, которые не отделяются от тела человека, например жесты, мимика или танцы.
По Гофману, в структуре моды существует три уровня. Первый — это ценностные стандарты и объекты; второй — уровень атрибутивных «внутренних» ценностей; и третий, — уровень денотативных «внешних» ценностей. Фундаментальной ценностью в структуре моды является современность. «Быть современным — значит быть в единстве со своим временем» — замечал ученый. Другая «внутренняя» ценность моды — универсальность или диффузность. С универсальностью связана такая черта моды, как массовость, поскольку мода присуща большим социальным системам, она носит глобальный характер. Участники моды чувствуют принадлежность к определенному диффузному целому.
В отличие от современности и универсальности, ценность моды — демонстративность, является неограниченным пространственными и временными рамками. Демонстративность имеет свои корни в биологических аспектах человеческого существования, хотя в разных культурах имеет различные проявления. Она может проявляться в одежде, танцах, татуировках и т.д. Действительно, в моде понятие «быть» и «казаться», по сути, совпадают по содержанию. Мода не может быть скрытой, глубинной, она обязательно должна быть «на виду». Еще одна «внутренняя» ценность моды — игра. Она занимает важное место в животном мире и представляет собой универсальный элемент культуры.
Далее А.Гофман вспоминает французского социолога Р.Кайуа, который предложил четыре вида игры: соревновательные, случайные, подражание на маскараде и умопомрачительные. По мнению ученого, мода функционирует только в социальных системах, которым присущи следующие черты:
- Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладая для этого достаточно высоким инновационным потенциалом;
- Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими сообществами, осуществляет их, используя развитые средства коммуникации;
- Излишество.
В обществе существует развитая система тиражирование материальных и культурных благ, определенная избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых индивидами, группами или массовыми сообществами может осуществляться выбор;
- Социальная дифференциация и социальная мобильность. Общество неоднородно, оно разделено на классы и социальные группы, в которых существует вертикальная и горизонтальная мобильность;
- они следуют друг друга, заимствуя имеющиеся культурные образцы.
В своей работе А.Гофман также выделяет общества, в которых отсутствуют проявления моды: это статические, закрытые общества со строго ограниченным набором благ и культурных образцов, и социально однородные общества.
Повседневная жизнь советских людей по материалам советской прессы
... СССР как самого прогрессивного общества развитого социализма. 3. Образ в СМИ передового советского человека и его жизни в индустриальном городе Жизнь советского человека ... положительного образа советского человека, вместе с тем поддерживая негативное освещение западного мира, что отразилось на характере ... давно граждане СССР пережили столкновение с разрушительной силой войны, многие из детей оказались ...
В моде, отмечает Гофман, имеет место два вида циклов. Первый, так называемый «модный цикл», характеризует функционирование, развитие и изменение модных стандартов. Такими могут считаться, например, колебания от одних стилевых параметров к другим: переход от узкого к широкому, от длинного к короткому, от открытого к закрытому (и наоборот).
Сюда могут быть отнесены и некоторые ритмы чередования цветов, материалов и других параметров одежды. Второй вид циклов относится к распространению и восприятия социальными субъектами модных стандартов.
Анализируя индустриально развитые страны в XX в., А.Гофман пришел к выводу, что в этот период происходит значительная массовость многих социальных процессов. Мода также не стала исключением, она оказалась неотъемлемой частью массы и массовой культуры. Исходя из этого, можно выделить три разновидности массы участников моды: конгломерат людей, толпа и публика.
С тех пор, пока какой-нибудь культурный образец не признан в качестве модного среди публики, он не может считаться таковым. Отсюда возникает вопрос: из каких именно категорий состоит разнородная масса участников моды?
- «Производители», которые создают модные стандарты;
- «Потребители», что усваивают и используют их в своем поведении;
- «Распространители», передающие модные стандарты, объекты от производителей к потребителям.
В зависимости от скорости принятия и освоения «мод», потребителей, в свою очередь, можно разделить на следующие пять категорий:
- Инноваторы, главной особенностью которых является склонность к экспериментированию и риску;
- Ранние осваивающие («лидеры»);
- Раннее большинство, отличительной чертой которого является благоразумие;
- Позднее большинство, характеризующееся, прежде всего, скептицизмом;
- Отсталые, которые усваивают модный стандарт только тогда, когда он превращается в традицию.
Мода, как замечал советский социолог Б. Поршнев, принадлежит к простым явлениям сферы человеческих настроений. Он объяснял это тем, что люди, прибегая к той или иной модной тенденции, могут и не принадлежать к какой-то социальной общности. Они в первую очередь могут участвовать в моде независимо друг от друга, также перенимать ее при контакте друг с другом. Иначе говоря, они заражают друг друга. Без сомнения, мода действительно является взаимным подражанием.
Теория российского ученого Т. Козловой основывается на обобщении всего разнообразие костюмов XX века до трех геометрических форм: прямоугольник, треугольник (или трапеция).
Анализ моды показывает, что не было времени, когда господствовала только одна мода, наоборот, если в какой-либо период побеждала одна из форм одежды, ее обязательно сопровождала другая. Статистические исследования моды доказывают, что изменения в ней происходят по синусоиде: через определенное количество времени мода снова повторяется.
Смысл жизни и судьба человека
... является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового) «Зачем (для чего) жить?». Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и ... разному. У античных язычников судьба - непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника - это рок, фатум. Человек - игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее ...
Говоря о моде в конце XX в., можно утверждать, что она стала неотделимой от индустрий медиа, шоу и кино, всеобъемлющей «визуальной культуры» и других. Актуальные исследования моды и костюма, осуществлены зарубежными учеными в течение 1990-х — 2000-х гг., где представлены их теоретические аспекты, современные концепции моды, а именно — природа моды, ее функционирование, изучение влияния моды на современников, власти моды над человечеством в XXI в.
Точнее других природу моды отражают те, кто ее создал. Только дизайнеры как законодатели и создатели моды могут давать объективную оценку «своего детища». Поэтому в работе проведен анализ моды как социального явления и проанализировано понятие «мода», данное такими модельерами как П. Карден, К. Шанель, Д. Гальяно, К. Диор, П. Пуаре, К. Кляйн. По данным источников, известные кутюрье дают оригинальные трактовки моды. Каждый рассматривает ее с позиции своего времени и отношения к ней. С этого поводу Коко Шанель говорила: «Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей». Как только мода «выходит на улицу» и попадает в широкие слои общества — происходит процесс ее старения. Это мнение подтверждает высказывания австрийской писательницы М. Эбнер — Эшенбах: «Если мода сделалась общей, она свое отжила». Положительная сторона массового увлечения модой видел К.Диор, который утверждал, что мода — понятие религиозное.
Мода может стать средством выражения индивидуальности. Так, известный кутюрье П. Пуаре считал, что следовать моде уже не модно, а хорошо одетой может быть только та женщина, которая изобретает что-то свое и смело этим пользуется. Другой, не менее известный модельер П. Карден, говорил, что мода — это способ выражения своей индивидуальности. Современный модельер К. Кляйн считает: «Нет смысла пытаться постоянно выглядеть как манекенщицы из журнала. Собственный стиль означает попытку найти собственный образ, нечто такое, что люди связывали бы только с вами».
Итак, проблема моды исследовалась на протяжении многих веков, начиная от первых размышлений в эпоху античности и до наших дней. Уровень проработки данной проблемы менялся в ходе истории, от небольших упоминаний (Платон, Аристотель) и более подробных рассуждений (А.Смит, И. Кант), к отдельным работам, посвященным философии и социологии моды (Г.Зиммель, Р. Барт, Ж.Бодрийяр).
Неудивительно, что выдающиеся мыслители, философы и социологи пытались объяснить этот феномен в течение многих веков. Понимание этого понятия, его роли в жизни людей в значительной степени эволюционировало со временем, и стало главной чертой современности. На сегодня единого определения моды не существует. Однако, интерпретируя это понятие, можно выделить некоторые общие положения, это социальный и культурный механизм, который характеризуется краткосрочностью, изменчивостью, что влияет на социум в различных сферах жизни, и отражает индивидуальные качества в социальном аспекте.
Чтобы выяснить, какое влияние оказывает такое социальное явление как мода на образ жизни людей в целом, а в частности на образ жизни молодежи, сперва нужно разобраться в том, что же такое образ жизни. В социологии проводилось достаточное количество исследований на эту тему, первые такие исследования были проведены К. Марксом, О. Лоран-Дюшатле, Дэвисом, Ф. Лепле, Дж. Синклером.
Образ жизни — это понятие, которое применяется в социологии и в других социальных науках, характеризует условия и особенности повседневной жизни каждого человека в конкретном историческом периоде. Культурные, социально-экономические, природные условия оказывают влияние на формирование образа жизни.
Существуют различные подходы к определению понятия «образа жизни», согласно Ю.П.Лисицыну «образ жизни — это определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей». Ю. П. Лисицын выделяет четыре категории описывая образ жизни:
- Экономическая категория (уровень жизни).
- Социологическая категория (качество жизни).
- Социально-психологическая категория (стиль жизни).
- Социально-экономическая категория (уклад жизни).
Уровень жизни характеризует благосостояние человека, его материальные и духовные потребности, качество жизни выступает в роли оценки комфорта жизненных условий, будь то удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением в обществе, работой, каким-либо другим родом деятельности. Под стилем жизни понимаются индивидуальные особенности личности, е? поведения. Уклад жизни относится к быту, культуре, порядку общественной деятельности.
Понятие образ жизни также рассматривается в другом подходе как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, в качестве системы взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой является сложнейшим комплексом действий и переживаний, присутствуют полезные привычки, укрепляющие природный ресурс здоровья и отсутствуют вредные, разрушающие его.
В. И. Жолдак характеризует образ жизни как совокупность индивидуальных ориентиров и реальных видов и форм деятельности людей для освоения и преобразования действительности, способ их жизнедеятельности в конкретных исторических условиях; комплексное единение производственной, материально-хозяйственной, экономической и политической сфер жизни и деятельности социальных объектов.
Многие западные исследователи дают следующее определение образу жизни: «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу».
А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев представляют структуру образа жизни в виде следующих элементов: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека». Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность». Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.
Образ жизни — жизнедеятельность людей, а точнее ее тип, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. В качестве основных параметров образа жизни выступает труд, быт, иная деятельность и любые привычки людей. В случае если организация и содержание такой деятельности и привычек укрепляют здоровье, можно говорить о реализации здорового образа жизни, его можно рассматривать как сочетание видов деятельности, которые обеспечивают наиболее оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой.
Говоря об образе жизни С.В.Попов прав в том, что обусловленность в значительной мере образа жизни социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от его особенностей психики, здоровья и возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие возможных вариантов образа жизни различных людей. Уровень жизни, качество жизни и стиль жизни — это те три категории, которые включает в себя образ жизни человека.
Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля его жизни, который в большей степени несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Понятия «образ жизни» и «здоровье» тесно связаны между собой и наиболее полно взаимосвязь выражается в понятии здоровый образ жизни; данное понятие положено в основу валеологии — общей теории здоровья. Здоровый образ жизни объединяет все способствующее выполнению человеком каких-либо функций в оптимальных для здоровья условиях: профессиональных, общественных и бытовых. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья, как индивидуального, так и общественного.
Еще в античной философии встречаются представления о здоровом образе жизни. Мыслители этого периода пытались выделить в данном явлении специфические элементы. Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривал здоровый образ жизни как некую гармонию, к которой нужно стремиться соблюдая целый ряд профилактических мероприятий. Он заостряет внимание по большей мере на физическом здоровье человека. Демокрит напротив, описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа человека пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами или переживаниями.
Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным, волевым, здоровым. Так как каждый человек отличается от других, образ жизни не может быть одинаковым у всех. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. И это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.
Итак, здоровый образ жизни представляет из себя типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, они укрепляют и совершенствуют возможности организма, это обеспечивает успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности в направлении сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья.
Пассивного ожидания не достаточно для сохранения и восстановления здоровья, человек сам должен совершать определенную работу в данном направлении. Так или иначе, большинство людей осознают ценность здоровья только тогда, когда возникает серьезная угроза для их здоровья или оно сильно утрачено, тогда у человека возникает мотивация вылечить свою болезнь и вернуть здоровье. Но положительной мотивации, чтобы совершенствовать свое здоровье у здоровых людей недостаточно.
И. И. Брехман выделяет две возможные причины по которым люди не заботятся о своем здоровье: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный — больных людей, но не в нашем случае с молодежью, которой свойственен нонконформизм, всякого рода протесты против общепринятых норм, правил, социальных образцов. Подход И. И. Брехмана действует далеко не на всех. Очень многие люди, в частности молодые люди своим образом жизни и поведением не то, что не способствуют здоровью, а разрушают его.
И хотя в данных определениях отсутствует прямое указание на их связь с модой, эта связь очевидна, ведь мода оказывает влияние на формирование новых поведенческих образцов среди молодого поколения, на формирование образа их жизни.
Двадцатый век дал людям развитую медицину, открытие ДНК, полет на луну, использование ядерной энергии, был создан интернет, и многие другие блага. Человечество, благодаря медицине, избавилось от ряда инфекционных заболеваний, получило различные способы и средства лечения многих болезней. Однако двадцатый век принес и негативные явления.
Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением, на которое большое влияние оказывают тенденции моды. Становление и развитие модной индустрии ученые связывают с параллельным развитием «общества массового потребления». Индустрия моды как отдельное направление отсутствовала почти до конца XIX в. Начиная с XX в. и до сих пор, индустрия моды набирает все больше оборотов. Почти каждый человек, так или иначе, пытается создавать свой собственный стиль, выделяя свою неповторимость, покупая модные бренды.
«Общество потребления» и его требования по соблюдению модных стандартов провоцирует формирование ряда социально-психологических зависимостей, примерами которых выступают ониомания и анорексия. И именно в начале XX века человечество впервые столкнулось с проблемой ониомании, которую на сегодняшний день медики признают серьезной болезнью. В бытовом потреблении такую зависимость часто называют шопоголизмом. Впервые этот термин был предложен немецким психиатром Е.Крепелином в 1909 г. Ониомания (от греческих слов «оnios» — для продажи и «mania» — безумство) означает вредную привычку, постоянную потребность к совершению покупок, которые в большинстве случаев человеку совершенно не нужны.
Недавно эта проблема не привлекала широкого внимания специалистов, но данные проведенных научных исследований заставили изменить отношение к шопоголизму. Более того, было признано, что он пагубная привычка, похожая на зависимость от алкоголя или наркотиков. Существуют данные, что от магазинной зависимости страдает до 20% населения развитых стран мира. Шопоголики постоянно испытывают желание накапливать дома множество различных вещей и очень тяжело переживают момент, когда по определенным причинам теряют такую возможность, поскольку считают все вещи неотъемлемой частью своей жизни. В общественном сознании сформировался опасный стереотип, что шопоголиком быть престижно. Однако, это лишь заблуждение.
Что же стоит за внешним лицом ониомана? Во-первых, это проблемы с признанием и принятием в социуме такого человека; во-вторых, это способ успокоить, утешить себя; в-третьих, это внутренний конфликт или какая-то нерешенная проблема личностного плана. Сделанные покупки только создают иллюзию облегчения, но только на короткое время; в-четвертых, это низкая самооценка, чувство вины или старые обиды, которые создают депрессивный фон; в-пятых, монотонная жизнь, где мало впечатлений и новых эмоций.
Как можно увидеть, склонность к шопоголизму в значительной степени влияет на здоровье, сознание и поведение человеческой личности и существенно их меняет. Можно выделить следующие социальные последствия этого явления: появление долговой зависимости (накопление долгов), поскольку ни один семейный бюджет не выдерживает подобной нагрузки; кражи, мошенничество, проституция; семейные конфликты, развод; провоцирование психосоматических заболеваний: аритмии, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, гастритов и т.д.; депрессии, стойкие нарушения сна, повышение уровня агрессии; общее ослабление иммунитета.
Некоторым явление шопоголизма кажется чем-то несерьезным и надуманным, однако ученые считают шопоголизм массовой. Это не удивительно, с таким количеством рекламы на каждом шагу и безумным количеством торговых центров. Латентная склонность к шопоголизму, на самом деле, есть в каждом из нас, главное — знать меру. В наше время мода диктует жесткие требования не только к способу и стилю жизни, но и по стандартам внешнего вида человека.
В массовом сознании сформирован устойчивый психологический стереотип: стройный — значит, здоровый, красивый и успешный. Различные диеты, голодания приобретают все большее распространение. Но погоня за стройностью может вызвать появление новой проблемы — анорексичных расстройств.
Обращаясь к историографии, можно увидеть, что своеобразная мода на анорексию существовала еще в древние времена развития человеческого социума. В частности, в Древней Греции известны случаи этой болезни среди юных девушек. Для лечения девушкам предлагался единственный эффективный способ — замужество. Во времена Средневековья, женщин, которые имели вес в 50 килограммов, рассматривали как ведьм, и к ним применялась казнь в виде сожжения. В период позднего средневековья такие факты, как голод, определенные заболевания приводили к тому, что анорексичный вид стал отражать проявление силы духа и чистоту веры. Способность жить без пищи рассматривалась как чудо и подтверждала святость человека.
На сегодня сформировался культ нездоровой худобы, который приводит многих девушек к анорексии. Нервная анорексия («anorexia nervosa») — заболевание, возникающее преимущественно у молодых девушек (редко у лиц мужского пола этого же возраста) и выражается в сознательном, чрезвычайно стойком стремлении к похудению. Мотивом такого поведения является болезненная убежденность в собственной излишней (уродливой, неэстетичной) полноте всего тела или отдельных его частей. Это тяжелое заболевание, которое вызывает даже смерть. Так, по данным исследования, приведенного в Американском журнале психиатрии, общий показатель смертности от этой болезни в год составляет 4%.
Большинство современных девушек, которые стремятся похудеть любой ценой, в реальности не имеют никаких оснований для комплексов относительно своей внешности в целом и веса в частности. Но наша самооценка в определенной степени зависит от образов, транслируемых средствами массовой информации, начиная с глянцевой прессы и телевидения и заканчивая Интернетом и наружной рекламой. Однако это лишь заблуждение. Несмотря на глянцевую картинку с безупречной моделью идеальных пропорций, следует помнить о том, что над этим фото работали профессионалы, и пытаться сравнивать себя с результатом их совместных усилий просто глупо.
В 2004 г. американскими социологами был проведен опрос населения, результаты которого показали, что: красавицами себя считают только 2%, Обаятельными и неповторимыми — менее 1% респонденток. результат показал интересную закономерность: женщинам свойственно недооценивать свои способности. Интересно, что восприятие собственного образа современной женщиной далеко от адекватного.
Понятно, что все мы слишком строги к себе, поскольку жить в мире с глянцевыми стандартами красоты и сохранять психологический иммунитет к тому, что видишь в журналах и на экране, довольно трудно. «Чтобы не чувствовать себя неполноценной из-за несоответствия сомнительным шаблонам, которые не имеют к здоровому телу никакого отношения, необходима психологическая устойчивость», — отмечает Ю. Семенова.
Наиболее уязвимой в этом отношении социальной группой являются модели. Самый яркий пример — Николь Ричи, известная американская актриса, на момент ареста в декабре прошлого года за управление автомобилем в наркотическом опьянении она весила 38,5 кг при росте 155 см. «Я не анорексичка! Мне постоянно советуют набрать вес, но, простите, я слышу это от людей, которые чуть раньше советовали мне похудеть», — утверждает звезда. Другую британскую актрису, Киру Найтли, тоже нередко обвиняли в пропаганде нездорового образа жизни. На что она резко ответила журналистам: «Анорексия — это заболевание, которое напрямую не зависит от капризов моды, как это нам пытаются представить сегодня. Что касается меня, я никогда не стремилась к идеалу, несмотря на всю публичность моей профессии». Та же беда накрыла индустрию моды.
Влияние моды на жизнь общества и человека в нем, несомненно, имеет место. Но следование модным тенденциям может привести к ряду негативных последствий, в частности, разного рода психологическим зависимостям. Лечить больного анорексией можно только тогда, когда человек понимает свое болезненное состояние. Увы, большинство пациентов упорно отрицает наличие этой проблемы, и поэтому последствия болезни зависят от того, как долго и насколько сильно анорексик пытал свой организм. Когда организм недополучает необходимые ему калории, то начинает поедать себя. Это может привести даже к смертельным случаям, если вовремя не организовать эффективное лечение. Известно, что среди анорексиков достаточно высокий процент самоубийств. Помощь больным должна оказываться врачами с привлечением психологов. Они, в свою очередь, должны убедить пациента в том, что он заслуживает быть счастливым, научить его ценить и уважать себя.
В массовом сознании сформировался определенный стереотип относительно понятия моды. Природа феномена моды довольно противоречива. Как указано в некоторых источниках, она дуалистическая, поскольку, с одной стороны, это стремление к индивидуальности, к творческому процессу, желание выделяться из массы, привлечь внимание. С другой стороны, явление моды — результат подражания, стремление быть включенным в свою референтную группу, данного слоя общества, подчеркивание собственной принадлежности к той или иной общности, желание быть принятым ею. Именно поэтому, молодежь в силу своих социально-психологических особенностей с легкостью воспринимает все новое, ей присуща творческая деятельность, инициативность, а значит, молодежь является основным потребителем моды, которая оказывает на образ жизни молодежи очень большое влияние и может в корне его изменить.
Еще одним примером пагубного воздействия моды на молодежь являются субкультуры. Общество, в котором мы живем, — неоднородно и каждый человек создает свой особый микромир, существование которого определяется его собственными интересами, потребностями, ценностными ориентациями и соответствующими моделями поведения, но при этом, многие индивиды могут иметь схожие интересы и запросы. Чтобы удовлетворить их запросы, необходимо объединиться с другими людьми, чтобы достичь поставленной цели. Таков социальный механизм образования субкультур — объединение людей по интересам. И молодежные субкультуры не исключение. Новые поколения уже не удовлетворяют существующие (традиционные) культурные нормы, ценности и правила поведения, их представители стремятся расширить для себя границы личной свободы, обосновывая это соответствующей идеологией.
Этот термин впервые был введен в научный оборот американским социологом Т.Розаком в 30-х гг. XX в.: «sub» в переводе с англ. Означает «под» — то есть скрытый, неофициальный пласт культуры, андеграунд, контркультуру, которые определяют идеологию молодежи как таковой, что разрушает всякую культуру вообще. Субкультура образуется в результате соответствующего отношения определенной группы населения к процессам, которые происходят в социальной структуре общества. Итак, традиционный взгляд на субкультуру предусматривает, что они существуют там, где существует организованная и признанная определенной группой совокупность ценностей, где создается свой, особый образ мира и образ бытия в нем.
Другое мнение относительно молодежной субкультуры высказал российский социолог Ю.Волков. Он рассматривает это понятие как систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы. Это понятие олицетворяет собой культуру молодого поколения, которое характеризуется общим стилем жизни, определенными особенностями поведения, групповыми нормами, ценностями и убеждениями.
Принадлежность к той или иной субкультуре дает возможность молодежи проявить свои творческие наклонности, определить свое место в жизни, найти друзей, т.е. выполняет функцию социализации личности. Отсюда, субкультуру можно считать частью общественного организма, что не противоречит базовой культуре, а дополняет ее. Однако, социологи утверждают, что сама молодежная субкультура является неоднородной и база ее — преимущественно средний класс.
Само понятие «молодежная культура» достаточно новое, оно появилось в 50-е гг. XX в. в Западной Европе. В это время происходит экономический подъем в развитых странах, и, как следствие, расширяется сеть молодежных клубов, растут тиражи книг и журналов для молодежи. Молодежь всегда выступает носителем «нестандартных» ценностей. В формировании моды она играет важную роль, выступая генератором идей и инноваций, т.е. у молодежи формируется собственная молодежная культура, и, соответственно, — собственная молодежная мода. Молодежную культуру определяем как круг общения молодежи, в рамках которого она создает свои автономные формы культурной активности и свои элементы моды. Это группа людей идентифицирует себя как отдельную часть общей культуры, со своей системой взглядов и особой поведенческой практикой.