Актуальность темы исследования определяется тем, что становление и развитие государственной службы Российской Федерации невозможно без создания эффективной системы социальной защиты государственных служащих.
В современной России социальная защита населения продолжает оставаться одной из острейших проблем. Важнейшей задачей государства является обеспечение достойного, безопасного во всех отношениях уровня жизни населения. Эту задачу государство может выполнить, опираясь на высококвалифицированный кадровый аппарат. В связи с этим закономерно возникает вопрос об укреплении правового статуса самих государственных служащих, а также легитимности их особой социальной защиты.
Необходимость существования государственной службы и её правового регулирования обусловлена самим существованием государства и его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определенных ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.
Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.
Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих.
Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.
Государственный служащий: исторический опыт развития и современность
... в сфере регулирования социального состава и имущественного обеспечения государственных служащих; в последней четверти XVIII в. ... государственной службы. Многовековая история государственного строительства, начиная от единого древнерусского государства и заканчивая современностью, доказала, что цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата ...
В настоящее время проблемы социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации активно изучаются в специальной литературе, рассматриваются в средствах массовой информации. Так можно назвать работы Волошиной В.В.,В.Г. Игнатова, Гришковца А.А., Трубина В.В., Холостовой Е.И. Однако актуальность темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки.
Целью дипломной работы является исследование государственно — правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Раскрыть сущность социальной защиты населения;
2) Выявить особенности социальной защиты государственных служащих Российской Федерации;
3) Исследовать действие механизма реализации принципов социальной защиты государственных служащих;
4) Проанализировать государственно — правовое обеспечение социальной защиты государственных служащих в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области.
Объектом исследования являются государственные служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности в, прежде всего, исполнительных, а также законодательных и судебных органах государственной власти Российской Федерации.
Предметом, Теоретической основой, Методологию, Структурно
1. Сущность социальной защиты населения и государственных служащих Российской Федерации
1.1 Сущность социальной защиты населения
Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защита населения вообще.
Термин «социальная защита» в российской научной литературе начал активно использоваться с 1992 года, хотя понятие «социальная защита населения», или «социальная безопасность», впервые появилось в США в 1935 году. В последующем оно распространилось во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка.
У нас же в стране под ним начали понимать систему органов власти различных уровней, предприятий и учреждений, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям граждан: многодетным семьям, материнству, отцовству, детству, ветеранам, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии, и их семьям, пенсионерам, работникам социальной сферы, безработным.
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
Социальная политика в государственном и муниципальном управлении
... общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов также определены в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”(1997г.). Согласно этому закону Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой ...
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике. Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.
В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отрасльюГлазунова Н.И. Система государственного управления. — М., 2008, с. 134-135.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается’. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997—2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.
Местное самоуправление в РФ как социальный институт
Цель работы: рассмотреть местное самоуправление в РФ как социальный институт. Задачи работы: определить принципы и функции местного самоуправления как социального института; рассмотреть органы местного самоуправления; изучить гарантии и финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ. Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские ...
Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.
В качестве примера можно привести термин «социальное обеспечение», использовавшийся в русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина «socialsecurity», который на русский язык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищенность, социальные гарантии, социальная защитаЮридический энциклопедический словарь // Гл. ред. О.Н. Макаров, М.: Сов.энцикл., 2007, с. 35. Вместе с тем понятие «социальное обеспечение» не является адекватным понятию «socialsecurity», поскольку первое отражает в себе советскую специфику развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием принципов социального страхования и полным отсутствием каких-либо других форм ее организации, в то время как понятие «socialsecurity» в значительной степени отражает организацию социальной защиты на принципах социального страхования.
Конечно, различия между терминами «социальное обеспечение» и «socialsecurity» могут игнорироваться, если характеризуются лишь общие контуры системы. Именно в таком контексте русский термин «социальное обеспечение» использовался для перевода иностранного термина «soda/security». Когда же речь идет о конкретных социально-экономических категориях, системе таких категорий, то игнорирование таких различий представляется недопустимым. В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».
Ответственность государственных служащих
... специфика правового статуса государственных служащих определяет основную цель юридической ответственности государственных служащих - формирование правомерного поведения и уважения к закону. ответственность государственный служащий правовой 1.2 Особенности ответственности государственных служащих Содержание системы юридической ответственности определяется по схеме: юридическая ...
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует, однако, определенной систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет стихийным.
В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами — организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются.
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, вравных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государствоМатвеев С.П. Социальная защита государственных служащих — важнейший институт современного служебного права России // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Московского ун-та, России, 2009, №10. С 122-126..
В странах с рыночной экономикой, в том числе и в Российской Федерации, также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провидентные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.
Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе ...
... деяние (его сокрытие) и причинная связь между ними. Термин "конфликт интересов" в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих применяется в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. ... всегда, когда происходит столкновение действий двух и более социальных единиц. Э. Гидденс под конфликтом понимает "реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от ...
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная защита в любом государстве, в том числе и в Российской Федерации — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протестаСоциология власти. Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих//Под ред. Е.В. Коломина. М., 2006, с. 96-98.
Понятие «социальная защита человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельности граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно — административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих категорий граждан.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей.
Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальная гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие обществу.
В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальной компенсаций и индексаций доходов населения.
Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения
... принципы социальной защиты населения в Российской Федерации; рассмотрение принципов государственной социальной политики; характеристика форм социальной поддержки и защиты населения; изучение субъективной структуры социально незащищенных групп; рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации; характеристика системы социального страхования и социального ...
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем в Российской Федерации финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблемЯкушев Л.П. Социальная защита. — М., 2007. С. 245-267..
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, оказания медицинской, юридической, психологической помощи.
Таким образом, эффективная система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.
1.2 Особенности социальной защиты государственных служащих
Судьба демократических реформ, укрепление их социальных баз тесно связаны с развитием института государственной службы. Ведь именно опираясь на него государство сможет обеспечить экономическое и социальное благополучие всего населения. Для успешного решения задач, считают зарубежные аналитики Я.Джейбс и Ст. Синнерстрем, необходимы высококвалифицированные специалисты государственной службы, политически нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов общества, беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать информацию, а также эффективно и результативно руководить.
Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и государственных служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и большинства служащих — с другой, являлся основанием для суждений о слабой защищенности государственных служащих.
Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий служащий, перебивающийся «от зарплаты до зарплаты» и социально не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей (по А. Маслоу), а социальная защита государственных служащих — не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких работников не главное.
Социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, она должна учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом.
Еще одним принципиальным различием социальной защиты государственных служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственнуюНоздрачёв А.Ф. Государственная служба: Учебник. — М., 2008. 240с..
Система образования Российской Федерации
... особенностей системы образования конкретного субъекта Российской Федерации (Минобрнауки России был разработан соответствующий модельный закон[8]). Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации и органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, по установленным ...
Социальная защита государственных служащих как система выполняет в качестве основных функций экономическую, социальную и политическую.
Экономическая функция социальной защиты государственных служащих заключается в её положительном воздействии на интересы и потребности государственных служащих как участников трудового процесса. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и стимулирующей. С помощью распределительной происходит доведение до государственных служащих и их семей специфических материальных благ и услуг особым экономических способом. Эта подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределение на цели социальной защиты государственных служащих.
Обеспечительная подфункция выражается в поддержании достаточного уровня материальной обеспеченности государственных служащих. Стимулирующая подфункция включает в себя стимулирование заинтересованности государственных служащих в эффективном выполнении своих служебных обязанностей, в служебной карьере, повышении производительности труда путем создания благоприятных условий труда государственных служащих, выплаты им высокого денежного содержания, их материального обеспечения в случае временной нетрудоспособности, охраны их здоровья и т.д.
Социальная функция включает выполнение задач по предупреждению, смягчению или устранению последствий наступления различных жизненных ситуаций и состояний. В зависимости от конкретных ситуаций в составе социальной функции можно выделить защитную и реабилитационную подфункции. Защитная подфункция заключается в защите государственных служащих от неблагоприятных последствий наступления некоторых жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, малообеспеченность и др.).
Это происходит путем предоставления различных выплат, услуг. Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей государственных служащих, нуждающихся в социальной защите. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности государственных служащих и вовлечению их в трудовую деятельность (службу).
К их числу относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2007, с. 234-239
Политическая функция охватывает связи между социальной защитой государственных служащих и политикой, прежде всего социальной политикой и политикой в сфере государственной службы (кадровой политикой).
Далее необходимо остановиться на опыте государственной службы зарубежных стран.
Опыт государственной службы зарубежных стран показывает, что существуют различные системы оплаты труда государственных служащих.
В Германии вопросы оплаты труда государственных служащих регулируются законом. Оклады устанавливаются в зависимости от места и срока государственных служащих.
Во Франции размер заработной платы государственного служащего устанавливается в зависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степень квалификации, так как система тарифных ставок приведена к дипломам и свидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу.
Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
... Российской Федерации». В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления в Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в ...
В Англии, Соединенных Штатах Америки минимальная заработная плата специалиста первого разряда устанавливается в соотношении со средним уровнем оплаты труда в частном секторе.
В связи с этим изменение существующей модели оплаты труда государственных служащих на основе зарубежного опыта будет являться одной из мер и социальной защитыГосударственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Вып. 1. — М.: Луч, 2008. с.56-67..
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что социальная защита государственных служащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во — первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности, во — вторых, на реализацию социальных ожиданий государственного служащего, которые легли в основу его профессионального выбора, в — третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица.
1.3 Механизм реализации принципов социальной защиты государственных служащих
В узком понимании суть социальной защиты связывается с гарантированными государством мерами по материальной поддержке граждан с ограниченной способностью (или возможностью) заработать средства на жизнь. В периоды острого экономического неблагополучия в обществе в основном этим и ограничивается социальная помощь государства таким лицам. Её недостаточность, как правило, компенсируется и самими гражданами за счет внутрисемейной поддержки, случайных заработков и т.д. Такого рода социальная защита в какой — то мере решает существенную, но явно малую в социальном отношении часть проблемы — физическое выживание индивида. Целью социальной в широком смысле, наряду с необходимой и достаточно материальной поддержкой, является создание условий для эффективного включения граждан в социально полезную деятельность. Особенно остро это касается профессиональных групп, призванных обеспечить социально- экономическое, культурное и духовное развитие нации.
В связи, с чем социальная защита должна включать в себя комплекс мер, направленных на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; во — вторых, на реализацию социальных ожиданий работников, которые легли в основу их профессионального выбора; в — третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной деятельности конкретного лица.
Главное социально-значимое ограничение для государственных служащих — это законодательно установленный запрет на дополнительный заработок (за исключением научно-педагогической деятельности), то есть внеслужебную оплачиваемую деятельность. Вполне вероятно, что низкий уровень денежного содержания будет способствовать нарушению этого запрета, в том числе и на криминальной основе (коррупция).
Требуют компенсации и свойственные государственной службе перегрузки, связанные с занятостью во внеслужебное время и неизбежной на службе жестокостью требований в административной иерархии. Компенсационные меры в этом направлении должны быть ориентированы на льготы в лечебно-профилактическом обеспечении, создание условий для психологической реабилитации. К этой же категории компенсации следует отнести государственное страхование, льготное пенсионное облуживание и т.д.Государственный служащий как человек и профессионал / Под ред. В.О. Войкова. — М., 2009, с. 127-128
Как уже отмечалось выше, социальные ожидания государственных служащих, как правило, связаны с удовлетворением так называемых вторичных потребностей — в принадлежности к профессионально — социальной группе, способной обеспечить социальное взаимодействие и поддержку; уважение и признание окружающими; самовыражении — реализация своих потенциальных возможностей, личностном и профессиональном росте и т.д.
Отсюда следует необходимость (наряду с компенсацией ограничений) создания на службе атмосферы «работы в команде», вовлечение служащих в процесс не только подготовки, но и принятия управленческих решений, дифференцированные надбавки к денежному содержанию, поощрение инновационных потенций, организация непрерывного повышения профессиональных знаний, управление карьерой.
Нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности, — это, прежде всего, работа по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы, защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиены труда, способствующей решению бытовых проблем. Особое значение в данном блоке имеет специальный контроль условий, создающих возможность служебного подкупа.
Структурные элементы механизма социальной защиты государственных служащих определяются в соответствии с названными особенностями её содержания. Они группируются в четырёх основных блоках — правовом, экономическом, социально- психологическом и организационном. Наполнение данных блоков — нормативы (законы, положения, уставы и т.д.) и социально — защитные технологии (материально обеспечивающие, образовательные, морально — психологические, административно — управленческие, социально — профилактические и др.).
Реальное состояние социальной защиты государственных служащих в значительной мере определяется системой контроля в сфере эффективности, качества и организации защитных мер. В этом отношении актуальна проблема оценки уровня социальной защиты государственных служащих. В этих целях используются методы экспертных оценок, а также социологического анализа социального самочувствия государственных служащих, что имеет определенную значимость с точки зрения обратной связи в системе социальной защиты, когда её оценка исходит непосредственно от защищаемого объектаГосударственная служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. с. 345-367..
Следующим компонентом системы контроля социальной защиты является анализ соответствующей законодательной базы. В российской законодательстве правовая основа социальной защиты государственных служащих установлена: Федеральным закономРоссийской Федерации от 27 июля 2007г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г.№763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1999г. №755 (с изм. от 25 июля2006г.) «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995г. №854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009г. № 261 (ред. от 12 января 2010г.) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)», соответствующим законодательством регионального уровня и другими нормативными документами. Однако, несмотря на относительно полную законодательную регламентацию социально — защитных мер в сфере государственной службы, реальное состояние дел далеко не благополучно.
Далее следует рассмотреть проблемы мотивации и стимулирования деятельности государственных служащих. Общее состояние этой сферы свидетельствует об очень узком репертуаре мер мотивации. Положительное стимулирование концентрируется на таких мерах, как премирование, а отрицательное — оценочные меры — на выговорах и лишениях премий.
Данные, приведенные в таблицах 1 и 2 (см. Приложение 1), дают конкретную картину о мерах мотивации, применяемой администрацией по отношению к своим подчиненным.
Учитывая, что почти каждый третий житель полагает, что в своей деятельности государственные служащие решают главным образом личные проблемы, а каждый пятый убежден в коррумпированности государственных служащих, можно сделать вывод о том, что представление населения об уровне социальной защиты государственных служащих резко отличается от мнений самих государственных служащих. Отсюда следует, что, во — первых, проблемы социальной защиты государственных служащих должны решаться в связи с решением социальных проблем населения, а во — вторых, иметь соответствующее информационное сопровождениеВолошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. — М., 2008. с. 302-308..
2. Государственно-правовое обеспечение социальной защиты государственных служащих в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области
2.1 Организационная характеристика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями от 1, 15 апреля 2010 г.):
1. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее — Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим ПоложениемПриказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями от 1, 15 апреля 2010 г.)// Справочная система Гарант..
3. Основными задачами Управления являются:
1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
5) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
6) координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России (далее — учреждения).
4. В Управлении для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения. Структура и штатное расписание Управления утверждаются приказом Минюста России.
Внесение изменений в штатное расписание Управления производится в порядке, установленном Минюстом России.
5. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, судебными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
6. Управление осуществляет следующие полномочия:
- обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
- юстиция волгоградский государственный
- обеспечивает в установленном порядке реализацию Минюстом России функции по координации выполнения территориальными органами подведомственных Минюсту России федеральных служб и учреждений актов законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, поручений Министра юстиции Российской Федерации;
- в установленном порядке разрабатывает и представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также о подготовке проектов таких законов, актов и документов;
- в установленном порядке представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также о принятии таких нормативных правовых актов;
- составляет проекты бюджетных смет на содержание Управления в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период, обеспечивает их целевое и эффективное использование;
- осуществляет администрирование доходов по внебюджетной деятельности в рамках генерального разрешения;
- организует и ведет бухгалтерский учет исполнения бюджетной сметы, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность по вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, представляет ее в установленные сроки в Минюст России и иные, определенные законодательством Российской Федерации, уполномоченные органы;
- ведет документы первичного учета, составляет статистическую отчетность по основным направлениям деятельности и представляет ее в установленном порядке в Минюст России;
- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- участвует в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;
- подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений;
- информирует в установленном порядке Минюст России обо всех направлениях деятельности в пределах своей компетенции, включая законодательные инициативы органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;
- представляет в согласованном порядке в Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Главное управление) сведения о результатах своей деятельности;
- ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений, содержащихся в федеральном регистре;
- направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, запрос о представлении акта на государственную регистрацию и последующего внесения в федеральный регистр нормативных правовых актов Российской Федерации;
- направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством;
- проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации по поручению Минюста России, Главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации или по собственной инициативе;
- принимает участие в согласовании Минюстом России кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
- вносит в Минюст России предложения о подготовке представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
- осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
- ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений из указанного реестра;
- готовит обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации;
- оказывает органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и местного самоуправления методическую помощь по вопросам совершенствования законодательства субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также организации учета их нормативных правовых актов;
- обеспечивает в пределах компетенции выполнение обязательств Минюста России, закрепленных в соглашении о взаимодействии между Минюстом России и органом государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;
- осуществляет в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;
- получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;
- ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;
- выдает адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате);
- принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката;
- вносит представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации;
- обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;
- требует проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации требований федерального закона в целях досрочного прекращения полномочий совета;
- осуществляет в пределах своей компетенции на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
- рассматривает жалобы на действия (бездействие) работников государственного юридического бюро, действующего в субъекте Российской Федерации (далее — государственное юридическое бюро), в том числе на отказ в оказании бесплатной юридической помощи;
- рассматривает отчеты начальника государственного юридического бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи;
- анализирует деятельность государственного юридического бюро и в установленном порядке ежеквартально представляет в Минюст России доклад о результатах его работы;
- принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
- выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
- осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;
- за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям;
- за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
- осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;
- организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;