Гражданско-патриотическое воспитание школьников: истории и современности

Дипломная работа

Практический интерес к данному вопросу на сегодняшний день диктуется необходимостью осознания сущности гражданско-патриотического воспитания в школе в условиях современности рассматривается как эффективный механизм образовательной политики государства в соответствии с переменами, которые происходят в социуме и требованиями, предъявляемыми новой социально-политической ситуацией.

Патриотизм и культура межэтнических отношений играют важную роль в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности во все периоды ее становления. Детский возраст для системы патриотического воспитания наиболее восприимчив, т. к. это период утверждения себя, осознания себя в социуме, активного развития социальных интересов и определения жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания исключительно и даже с преобладанием помощи знаниевого подхода неэффективна и чаще всего невозможна. Меняется время, меняется социум, обязано меняться в школе содержание, формы и методы патриотического воспитания, которые должны соответствовать современным социально-педагогическим реалиям. Возникает необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Исключительно через активное вовлечение в социально-значимую деятельность и осознанное участие в ней, посредством изменения школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания в РФ) главенствующей задачей Российской Федерации в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие высокодуховной личности, разделяющей традиционные духовные ценности общества, владеющей наиболее важными знаниями и умениями, способной претворить в жизнь свой потенциал в условиях современного социума, готовой к мирному созиданию и при необходимости защите Отчизны, как бы высокопарно это не звучало.

Актуальность вопроса определяется:

  • расширением негативной сферы общественного пространства, оказывающей отрицательное влияние на сознание и чувства россиян;
  • генезисом современных социокультурных и экономических реалий, происходящих из процесса формирования рыночной экономики;
  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятков лет механизма социализации поколений, сопряженного с разрушением и девальвацией системы классических ценностей, преемственности поколений и обострением общественных противоречий в социуме;
  • ростом нигилизма, снижением уровня образования и культуры подрастающего поколения;
  • идеологией реформ, сопровождающихся деструкциями в работе с молодежью;
  • вестернизацией общественного сознания, внедрением далеких для отечественного менталитета, в основном проамериканских, ценностей, которые вытесняют собственные традиции, культуру и историю.

Проблеме патриотического воспитания уделено достаточно много внимания в научной литературе. Фундаментом теории и практики патриотического воспитания являются труды выдающихся общественных деятелей и педагогов прошлого (В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого и др.).

11 стр., 5418 слов

Искусство как средство воспитания студента в современном социуме

... эстетического отношения к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет ... театрализованных представлений и праздников). ГЛАВА I: ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ 1.1ПЕДАГОГ - ВОСПИТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА В широком значении слова педагог - это ...

Различные идеи патриотического воспитания отражены в трудах И.А. Агаповой, А.В. Беляева, М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, Н.Д. Никандрова, С.Е. Матушкина и др.

Различные аспекты социально-культурной деятельности изучаются в работах Т.И. Баклановой, Е.И.Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

  • направленности содержания социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях на патриотическое воспитание детей;
  • учёта возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе патриотического воспитания;

— — разработки и внедрения технологий социально-культурной деятельности, направленных на патриотическое воспитание детей.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.
  3. Разработать программу и рекомендации по развитию патриотического воспитания детей.

Методы исследования:, База исследования:, Структура работы.

Глава 1. Теоретические основы современной модели организации обучения

1.1. Теоретические основы исследуемой проблемы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения имеет богатую многодисциплинарную историографическую традицию. К ее познанию неоднократно обращались представители философии, социологии, политологии, культурологии, истории, педагогики, психологии в разные периоды общественного развития. Поиски решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в отечественной философии и педагогике активизируются в XVIII-XIX столетиях (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и др.).

Однако широкое обсуждение проблемы патриота и гражданина относится к более поздней эпохе – второй половине XIX века. Наиболее значимыми являются идеи К.Д. Ушинского, разработавшего теоретические основы идеи народности в воспитании с учетом особенностей русского менталитета, развития национального самосознания, а также последователя его идей, выдающегося педагога-гуманиста второй половины XIX века Я.М. Неверова, внесшего огромный вклад в обучение и воспитание школьников Северного Кавказа [25, c.37-38].

15 стр., 7215 слов

Игровая деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста

... и приемы воспитания и обучения детей в процессе игровой деятельности. Объект исследования: игровая деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной ...

Научное рассмотрение исследуемой проблемы обусловлено наличием противоречий:

  • между потребностью общества в повышении уровня патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и методик современного школьного воспитания, способствующих решению данной задачи;
  • между необходимостью осмысления возможностей использования педагогического потенциала региональной среды как средства патриотического воспитания старшеклассников с целью приращения педагогических идей и не разработанностью технологии организации данного процесса;
  • между потенциальными возможностями школьного образования для патриотического воспитания старшеклассников средствами педагогического потенциала региональной среды и фрагментарными подходами к данной проблеме, проявляющимися в мероприятийном подходе к решению этой задачи;
  • между большим количеством воспитательных технологий и их недостаточной апробацией в системе патриотического воспитания старшеклассников;
  • между потребностями старшеклассников в социально-значимой деятельности по патриотическому воспитанию и отсутствием реальных условий для включения их в эту деятельность

Идеи философов эпохи Возрождения нашли свое продолжение у французских материалистов XVIII века, немецких философов и педагогов конца XVIII – начала XIX вв. Именно французские просветители Д. Дидро, Жан-Жак Руссо («Эмиль, или о воспитании»), беспощадно критикуя устои феодализма, обратили особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения, в частности, на воспитание патриотизма и любви к своей родине. Просветители были убеждены в том, что покончить с феодальным угнетением, несправедливостью и другими общественными бедами можно путем распространения просвещения – научных знаний, всеобщего образования и правильного воспитания [5, с. 54].

Так, в работе К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» прослеживается негативное отношение мыслителя к церкви и ее влиянии на дело воспитания молодого поколения. В этой работе содержатся прогрессивные мысли, заключающиеся в стремлении к благу всего общества и объединяющие идею личного блага и «благо нации». Аналогичные мысли содержатся в трудах немецкого педагога- демократа Адольфа Дистервега, четко выразившего свою позицию во фразе

«Человек – мое имя, немец – мое прозвище». В своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервег одним из правил выделил следующее наставление: «Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования» [10. с.54].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что у зарубежных педагогов и просветителей четко прослеживается такое проявление патриотизма и культуры межнациональных отношений, как любовь ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.

Что касается истории педагогической мысли в России, то наиболее полное определение доминантного понятия «патриотическое воспитание» содержится в работах В.И. Мареева, рассматривающего его как «интегрирующий фактор воспитания в целом, как системообразующее направление, в рамках которого взаимодействуют все компоненты воспитательной деятельности» [94, с.57]. Ученый считает, что данное понятие следует рассматривать в значении общественного воспитания в целом, поскольку оно включает составные элементы всех других видов воспитания: духовно-нравственное, гражданское, экологическое, физическое и др [29, с.58]. В.С. Горбунов в своем исследовании вслед за В.И.Мареевым определяет место патриотического воспитания школьников, рассматривая его как интегрирующий фактор в становлении гражданского общества. По мнению ученого, патриотическое воспитание является непрерывным процессом овладения школьниками интеллектуальной, правовой и политической культурой общества, способствующей социализации личности в новых социокультурных условиях, позволяет формировать желание и умение жить для Родины, для людей, отдавать для этого свои знания, труд, творчество на благо Родины и людей [5, с.20]. Нам эта позиция наиболее близка.

14 стр., 6619 слов

Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе

... и получает основы образования и воспитания. Наиболее полно функции семьи как социального института выделяет социолог: 1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует ...

Что касается структурных компонентов исследуемого феномена, то следует отметить многообразие подходов. Приведем некоторые из них. В. И. Мареевым выявлены следующие структурные компоненты патриотического воспитания:

1) уровень сознания;

2) уровень отношений;

3) уровень деятельности [24, с. 59].

Исследователь Н.П. Башкатова в структуре патриотического воспитания выделяет семь компонентов: культурно-исторический, социально-политический, военно-исторический, правовой, военно- технический, психологический и физический, которые неразрывно связаны друг с другом [12, с. 10]. В соответствии с данной классификацией акцентируем внимание на трех компонентах: культурно-историческом, социально-политическом и военно-историческом.

По мнению С.Д. Полякова, целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания [18, с. 58].

Если взять за основу классификацию С.Д. Полякова. В структуре патриотического воспитания выделены три компонента: когнитивный, оценочно-эмоциональный и мотивационно- поведенческий. Когнитивный компонент включает знания, представления в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения; оценочно- эмоциональный предполагает эмоциональные проявления у старшеклассников в процессе осуществления деятельности в данном направлении; мотивационно-поведенческий предполагает наличие мотивации у старшеклассников, побуждающей осуществлять деятельность в области патриотического воспитания; а также содержит систему навыков и умений. Конкретными признаками проявления исследуемых личностных образований у старшеклассников явились знания о патриотизме, патриотическом воспитании в разные периоды отечественной истории, ценностные ориентации старших школьников, доминирующие мотивы к изучению данной проблемы, умения применять знания на практике (в проектах, творческих работах), характер эмоциональных проявлений.

Таким образом, в отечественной педагогической науке и практике на протяжении нескольких столетий шел интенсивный поиск в определении содержательных характеристик структурных компонентов и направлений патриотического воспитания учащихся. Доминантное понятие исследования раскрывается через термины «патриотизм», «Отечество» «Родина». Патриотическое воспитание старшеклассников в школе становится ценностным базовым стержнем, наполняющим смыслом жизнь и деятельность учащихся и являющимся мощным фактором стимулирования их на достижение личностных и социально значимых целей.

40 стр., 19834 слов

Социальные гарантии военнослужащих и членов их семей на современном ...

... работа, основной целью которой является рассмотрение и анализ действующей в Российской Федерации системы правового регулирования финансово-экономического обеспечения социальной защиты военнослужащих, ... гражданам, достойно служившим нашей стране. Представляется, что нужны серьезные и безотлагательные коррективы нормативных правовых актов, связанных с предоставлением социальных гарантий военнослужащим. ...

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

1.2. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике

Анализ научной литературы по исследуемой проблематике выявил негативное отношение со стороны ряда исследователей конца XIX – начала XX века к проблеме патриотического воспитания. О.В. Лебедева выявила три важнейших довода противников патриотического воспитания. Первый довод сводится к тому, что истинный патриотизм заключается в стремлении народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. Другой довод воспитания любви к Родине основывается на суждении, что чувство патриотизма не прививается, а зарождается, само собой. Третий довод обозначен как интимный характер патриотических чувств и их принудительное развитие, патриотизм требует глубины переживаний, которые не всегда можно демонстрировать [8, с. 77-79]. Ученый придерживается такой точки зрения, что учащимся необходимо прививать интерес к истории своей страны, но она должна носить активный характер, проявляющийся в желании приносить пользу «использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины, заботясь о повышении ее материального благосостояния и совершенствования государственного устройства» [8, с. 82].

К сторонникам данной точки зрения условно следует причислить и автора учебного пособия «Теория и методика воспитания» (Л.И. Маленкова), в котором патриотическое воспитание, как направление воспитания в современной школе, отсутствует [2].

В числе пятнадцати направлений воспитания (духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое, социальное, свободное), обозначенных в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, не значится патриотическое [6, с. 23-24].

Справедливо в данном контексте утверждение Е.В. Бондаревской, отмечающей, что «запущенность» в сфере патриотического воспитания усугубляется кризисным состоянием педагогической теории. Главные приметы кризиса: неопределенность культурно-воспитательного идеала; необоснованность общей цели воспитания; несобранность гуманистических ценностей в единую целостную воспитательную систему; необоснованность типа воспитания, соответствующего типу современного общества и культуры; неразработанность стратегии воспитания, адекватной общей технологии социального развития [1, с. 17].

Второе направление, как отмечается выше, связано с позитивной ориентацией педагогов на патриотическое воспитание учащихся (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.).

Это направление имеет давние традиции. Суть педагогических воззрений ученых и мыслителей прошлого и настоящего сводится к тому, что воспитание подрастающего поколения должно опираться на объединяющую идею по отношению к патриотическому воспитанию граждан. Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета. При этом мы считаем ценной мысль О.В. Лебедевой, что основой воспитания патриотизма должен стать анализ как положительных сторон действительности, так и отрицательных [4, с. 80].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на общественное сознание россиян. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время законодательная база патриотического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, с другой стороны, стало происходить искажение исторических фактов, традиций российской культуры. Все это приводит к снижению позитивного воспитательного воздействия на сознание подрастающего поколения культуры, искусства и образования как важнейших институтов формирования патриотизма.

Направления патриотического воспитания школьников правоустанавливаются соответствующими государственными документами. В статье, подготовленной нами, подробно проанализированы этапы формирования и развития законодательной базы в исследуемом направлении [17].

Как показывает анализ, в период 90-х годов XX века государственные институты занимают позицию сторонних наблюдателей. Этот период мы характеризуем как стихийный в аспекте разработки законодательной базы по патриотическому воспитанию учащихся в условиях демократизации.

Следует отметить, что лишь в начале XXI века происходят позитивные изменения. Так, в 2001 году Правительство Российской Федерации утверждает первую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», выстраивая государственную политику нового государства в данном направлении [11].

В настоящее время создан комплекс стратегических документов и нормативных актов, включающих совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия непрерывности процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Нормативно-правовая база становления и развития системы патриотического воспитания представляется по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты, в числе которых Конституция Российской Федерации (1993 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2000 г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.); Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (1993 г.); Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (1995 г.); Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Боевом знамени воинской части» (2006 г.); Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России» (2006 г.); Концепция долгосрочного развития России до 2020 года (2008 г.); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008 г.); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 (2006 г.); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.); Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001, 2005, 2010 гг.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.); Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (2013 г.); Федеральные целевые программы «Молодежь России» (1997, 2000, 2005, 2010 гг.); Программа Федерального архивного агентства (Росархива) по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы (2010 г.);

— Эти нормативные документы определили не только основные направления реализации государственной политики в стране по патриотическому воспитанию молодежи, но и механизм реализации правовых, социально- экономических и организационных условий в системе образования страны.

Анализ показывает, что работа по совершенствованию нормативно- правовой базы патриотического воспитания граждан продолжается и в настоящее время. Внесены изменения и дополнения в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России, разработаны положения об общественных музеях, о проведении всероссийских военно-спортивных игр и ряд других. Принят ряд актов и документов по координации и реализации планов совместной деятельности органов военного управления с федеральными и региональными органами исполнительной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики в начале XXI века. В этот период принят ряд государственных программ и нормативных актов в области патриотического воспитания граждан, в которых определен комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного направления воспитания молодежи, механизм информационного взаимодействия всех субъектов воспитания.

Выводы по 1 главе:

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Глава 2. Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

2.1. Организация исследования патриотического воспитания детей в образовательном учреждении

Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей в образовательном учреждении проводилось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань.

В нём приняли участие 63 человека, в том числе 10 педагогов и 53 учащихся. Исследование включило в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели беседы с педагогами с целью выявления уровня патриотического воспитания детей в гимназии. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в гимназии носит достаточно глубокий характер. Дети изучают историю города Рязань, посещают музеи, места боевой славы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной Войны, участвуют в акциях и митингах, посвящённых празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов.

Беседы с педагогами показали, что, несмотря на то, что в школе проводятся различные программы по патриотическому воспитанию детей, уровень патриотической воспитанности остается достаточно низким.

Нами было проведено наблюдение, которое подтвердило результаты бесед с педагогами. Наблюдение показало, что учащиеся без особого желания посещают школьный музей, не проявляются заинтересованности при просмотре военно-патриотических фильмов, многие не хотят участвовать в мероприятиях патриотической направленности.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели анкетирование с целью выявления начального уровня патриотического воспитания детей (анкета дана в Приложении 1).

Нами было опрошено 20 учащихся 4-го «А» и 4-го «Б» классов. При разработке анкеты мы опирались на критерии патриотической воспитанности, выделенные Масловой Т.М.:

  • мотивационно-потребностный;
  • когнитивно-интеллектуальный;
  • эмоционально-чувственный;
  • поведенческо-волевой [3].

Анкета состояла из 11 вопросов, которые были направлены на выявление мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального эмоционально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов патриотической воспитанности.

Учащимся предлагалось три варианта ответов: «да», «нет» или «затрудняюсь ответа». Последний вопрос был открытым. За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов. С 4 по 8 вопросы за ответы: «да» — 2 балла; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 0 баллов. В 9, 10 вопросах за ответы: «да» — 0 баллов; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 2 балла. При многовариантных вопросах за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Результаты подсчитывались и вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Максимальное количество баллов – 12. Затем результат переводился в проценты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности детей:

  • 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей Родины;
  • 55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;
  • 35-54% — ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей Родины, но по заданию учителя;
  • 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей Родины не интересуется [3].

2.2. Анализ результатов исследования

Как показало анкетирование, большинство учащихся имеют уровень патриотического воспитания низкий и ниже среднего, примерно треть респондентов имеет средний уровень и только 8% опрошенных детей имеет высокий уровень патриотической воспитанности.

Таблица 2.1. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся

Уровень патриотической воспитанности Количество детей (%)
высокий уровень 8 (15,2%)
средний уровень 14 (26,6%)
ниже среднего 21 (39,9%)
низкий уровень 10 (19%)

Для проведения педагогического эксперимента мы выбрали 2 группы учащихся четвёртых классов в количестве 20 человек. В экспериментальную группу вошли 11 учащихся, в контрольную – 9. В экспериментальную и контрольную группы вошли дети из группы продлённого дня, поэтому количество этих детей было меньше, чем при проведённом анкетировании. Уровень патриотического воспитания контрольной и экспериментальной групп был приблизительно одинаковый.

Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы представлены в таблице 2.2 и диаграмме 2.2.

Таблица 2.2. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

Уровень

4 5 6 7 8 9 10
1 Анна А. 1 2 2 2 1 2 2 12

100%

высокий
2 Диана О. 1 2 1 2 1 0 1 8

66,7%

средний
3 Лиза Ч. 1 2 2 2 1 0 2 10

83, 3%

средний
4 Артём Г. 1 2 0 2 1 1 1 8

66,7%

средний
5 Даня П. 1 2 2 2 1 1 2 11

91,6%

высокий
6 Арина К. 1 2 2 1 1 0 0 7

58,3%

средний
7 Федя Р. 0 0 0 0 0 0 0 0

0%

низкий
8 Матвей Г. 1 0 0 0 1 0 0 2

16,7%

низкий
9 Кирилл А. 1 2 1 2 1 2 2 11

91,6%

высокий

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся — низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы представлены в таблице 2.3 и диаграмме 2.3.

Таблица 2.3. Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы

п/п

Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

Уровень

4 5 6 7 8 9 10
1 Аня А. 1 2 2 2 1 2 0 10

83, 3%

Средний
2 Лера П. 0 1 0 2 1 2 1 6

49%

Ниже среднего
3 Мимоза Б. 0 1 1 1 0 1 1 5

41,7%

Ниже среднего
4 Полина В. 0 2 1 2 1 2 0 7

58,3%

Средний
5 Полина Ф. 0 2 1 2 1 1 1 8

66,6%

Средний
6 Лина Г. 1 2 2 2 1 1 2 11

91,6%

Высокий
7 Артемий Б. 0 0 1 0 1 0 0 2

16,7%

Низкий
8 Ваня Е. 1 2 2 2 1 0 2 11

91,6%

Высокий
9 Даня Я. 1 1 1 2 1 2 1 9

74,9%

Средний
10 Илья М. 1 2 1 1 1 2 2 10

83, 3%

Средний
11 Лёша П. 1 1 0 1 1 0 0 4

33,3%

Низкий

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания; пять – средний; по два учащихся – ниже среднего и низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Таким образом, начальная диагностика показала, что результаты в обеих группах оказались примерно одинаковыми. Большинство учащихся обеих групп имеют средний и низкий уровни патриотического воспитания. Поэтому актуальность нашего исследования подтвердилась. Необходимо осуществлять социально-культурную деятельность, направленную на воспитание детей, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру.

2.3. Разработка программы патриотического воспитания детей

Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и прав, и обязанностей защитить интересы Родины, которые диктуются Конституцией.

Цель патриотического воспитания подростков – формирование и развитие у них высокой социальной активности, активной гражданской позиции, нравственности, становление граждан, ориентированных на позитивные ценности и качества, способных конструктивно проявить их в созидательном процессе в интересах общества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель пронизывает весь педагогический процесс, охватывает все структуры, объединяя учебную и внеурочную деятельность школьников, все многообразие деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • установление в обществе, в сознании и эмоциях граждан общественно-значимых патриотических ценностей, убеждений, уважения к культурному и историческому традициям и наследию, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • формирование и обеспечение реализации возможностей для эффективного привлечения граждан к решению социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем социума;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав человека, декларируемых Конституцией и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • формирование и развитие у граждан России чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для создания у граждан потребности служения Отечеству, ее защиты как высшего нравственного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противостояние антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, подлогу и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной толерантности, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления гражданско-патриотического воспитания в школе

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания подростков относятся:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии подростков;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, образовательные организации получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

Согласно стратегии развития воспитания в РФ гражданско-патриотическое воспитание в школе и формирование российской идентичности предусматривают:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей гражданско-патриотического воспитания в школе условно может быть разделена на главные сферы:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.