Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и из парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте — «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

4 стр., 1783 слов

Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста

... работе педагогов. Цель исследования: проанализировать влияние музыки на жизнь детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития детей дошкольного возраста посредством музыки. 1. Музыка в жизни дошкольников 1.1 Роль музыки в жизни ребёнка Музыка обладает возможностями воздействия не только на ...

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное — обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах — протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, мною определена тема настоящей квалификационной работы.

На протяжении двух лет веду работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям.

как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию)

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.).

Проведение народных праздников и укрепление традиции.

Обобщая сказанное, можно заключить, что поставленная мною цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Россия — родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

23 стр., 11225 слов

Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию ...

... детей старшего дошкольного возраста 3. Показать методы и приемы обучения и развития детей средствами логопедической ритмики. ... логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика ...

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в «Программе…» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию)

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

7 стр., 3302 слов

Речевое развитие детей 5-6 лет

... Для написания работы был использован опыт следующих авторов: А.С. Батуевой, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и некоторых других. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ... образования, формирующих и развивающих речь детей. Цель реферата – рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую ...

Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

цель работы

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

прибаутки

Небылицы — э, Скороговорки., Игровые и плясовые песни —

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Все свободное время дети играют., Хоровод —

театрализованные представления или фольклорные праздники,

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки — это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.

как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию),

Глава 2. Практическая часть

2.1 Результаты работы с детьми

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность ( здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

13 стр., 6148 слов

Педагогическая ценность русских народных сказок в работе с детьми ...

... педагогическую ценность русских народных сказок и затем реализовать на практике метод сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста. 1. Теоретические основы исследования темы, .1 Сказка как жанр художественной литературы Сказка, народная сказка, ... Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки - это устные рассказы, ...

Хотелось бы заметить, что работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Считаю важным проведение своевременного мониторинга (отслеживания) успехом воспитанников, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективность работы самого педагога, а педагог исходя из полученных результатов делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

Если исходить из позиции, что приобщение детей к истокам русской народной культуры — это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.

Правда, существует при этом определенного рода формальность, т.к результат — это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития способностей детей — это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д.

Итак, детское музыкальное творчество определено рядом показателей, каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:

Восприятие музыки

Пение

Музыка и движение

Элементарное музицирование

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Музыкально-игровое творчество

Импровизационное музицирование

В своей работе по музыкальному воспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, что подтверждают результаты диагностики (начало учебного года — середина учебного года — конец учебного года).

В диагностическом исследовании приняли участие 15 детей старшей логопедической группы: диагностика проводилась в сентябре 2004-05 уч. года и январе 2004-05 уч. года.

Глава практическая часть 1

Глава практическая часть 2

Сравнительные результаты двух диагностик

Сравнительные результаты двух диагностик 1

Сравнительные результаты двух диагностик 2

Сравнительные результаты двух диагностик 3

4 стр., 1734 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 2.1 ...

соответственно)

Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального творчества у детей данной возрастной группы — старшей логопедической.

Для достижения полученных результатов проводится определенная работа, предполагающая (со стороны музыкального руководителем) не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

В работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры использую материалы «Программы эстетического воспитания» /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/, учебно-методические рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/, музыкально-литературные разработки журнала «Музыкальная палитра» и др.

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, учу преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаю развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора, которые они хорошо знакомы детям.

В рамках реализации обозначенной цели по приобщению детей к истокам русской народной культуры также планируется проведение музыкальных досугов для детей — русских ярмарок, театрализованных представлений; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (репертуар музыкальных произведений, декорации для театрализованных действий и т.д.).

Заключение

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», — говорит Д.С. Лихачев.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

6 стр., 2556 слов

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской ...

... музей «Русская изба». Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует ... которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может ... воспитывать детей в национальных традициях, донести до них русскую народную культуру. И ... на него терапевтическое воздействие. Поэтому мы в своей работе предлагали родителям использовать колыбельные песни в семейном воспитании, ...

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Одним из направлений работы музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Считаю, что предложенный материал в настоящей квалификационной работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulturyi/

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1999

2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. — Смоленск, 1998

3. Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр.14

4. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. — М., 1992

5. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. — М., 1998

6. Науменко Г.М. От зимы до осени. — М., 1979

7. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. — М., 1999

8. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 — зима, весна. Часть — 2 — лето, осень. — М., 1999

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000

10. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. — Спб., 1998

11. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. — М., 2002

12. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.