Социальная работа с различными категориями семей

Семья — это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Существует несколько определений семьи.

Семья — это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И. Ожегова).

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общность быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Семья — это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и ещё одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединённая во времени, пространстве и экономически.

Таким образом, семья — это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определённую структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящий в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др.

Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Но семья не имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряжённости.

1 . Комплексная поддержка молодой семьи

Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993г. «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации).

10 стр., 4830 слов

Мировая система и процессы глобализации

... процессы глобализации стран. Расширение торговли между странами во второй половине ХХ столетия означало не только распространение рыночных отношений капиталистического типа на все уголки мирового ... взаимосвязи и взаимозависимости. И. Валлерстайн опубликовал в 1974г. книгу «Современная мировая система», в которой он предложил различать мировые империи и мировые экономические системы. Мировая империя ...

Таким образом, брак должен быть первый; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет. В структуре семьи данной категории различают два ее вида — полная, благополучная семья и семья социального риска. К основным проблемам российской молодой семьи относятся: финансовые и жилищные трудности, кроме того, молодые супруги проходят определенные ступени социализации: получение образования, профессии, рабочего места; им необходим также период психологической адаптации к семейной жизни.

Молодая семья — одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков — следствие наступившей беременности или даже рождение ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый 4-й молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на 1-ое место молодёжь относит отношение в семье, удовлетворённость в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей.

Особенности молодой семьи, определяют все важнейшие элементы ее жизнедеятельности: характер и структуру внутрисемейных отношений, репродуктивные ориентации, социальный потенциал, материальное положение, что в совокупности составляет социально-демографический и психологический портрет современной семьи данной категории. Таким образом, молодая семья в Росси в силу своей специфики нуждается в своевременной комплексной поддержке со стороны государства, выражающейся в социально-экономической и психологической помощи.

На современном этапе развития Российского общества реализация социально-биологических функций молодой семьи как социального института во многом зависит от ее статуса в государстве и от партнерских взаимоотношений с государственными органами. В отношениях молодой семьи с государством можно констатировать стремление не к социальному иждивенчеству, а самостоятельности, поскольку более половины молодых семей выражают желание в получении кредитов на получение образования, приобретение жилья, земли и средств производства. В услугах по уходу и присмотру за детьми нуждается незначительная часть молодых супругов, что также свидетельствует о стремлении воспитывать детей самостоятельно.

Нормативно-правовой основой для реализации комплексной поддержки молодой семьи являются:

  • Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;
  • Концепция реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи, утвержденная распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике от 28.03.2000 г.

№ 21;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. №638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.».

В настоящее время отношения государства и молодых семей в той или иной степени слабо определены нормативно. Именно поэтому подавляющее большинство молодых семей выражают мнение о необходимости принятия специальных законов, направленных на поддержку молодой семьи. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса молодой семьи, повысит ее социальную значимость в российском обществе, что положительно скажется на повышении рождаемости и уровне благополучия значительной части молодых семей.

13 стр., 6028 слов

Психологическая подготовка беременной и ее семьи к родам

... подходит, и из этого видно, что перед молодой семьей стоит немало сложных психологических и физиологических проблем. Известно, что «любви ... сходятся на короткий срок с единственной целью продолжения рода, а ведут совместную жизнь в течение длительного времени. ... годы, возникает необходимость приспособления, как бы притереться друг к другу. В молодом возрасте наблюдается большая пластичность процессов, ...

Государство призвано создавать условия молодой семье для достижения уровня социального благосостояния, закрепленного в Конституции РФ, необходимого для самостоятельного существования семьи и реализации ею основных функций. Важно гарантировать институциональные права и интересы, обеспечивающие суверенитет молодой семьи как субъекта социальных отношений, поддержку особо нуждающихся семей.

Решение обозначенных задач, в свою очередь, связано с необходимостью:

  • общей стабилизации рождаемости и укрепления семьи, в том числе путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации в обществе;
  • социальной защиты и поддержки семей в осуществлении ответственного родительства, в рождении, выхаживании, воспитании и развитии детей;
  • создания условий для активной самореализации молодежи, в том числе и в демографическом поведении.

Факт значительного потенциала современных молодых семей очевиден, но для его реализации в полной мере требуется существенная активизация действий по комплексной поддержке таких семей в решении жизненно важных для них проблем, стимулировании репродуктивного поведения молодых и помощи в воспитании детей.

Основные направления социальной поддержки молодой семьи отражены в Концепции государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи, которые включают осуществление адресной поддержки и гарантии в сфере занятости членов молодых семей, оказание социально — экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально-психологической помощи молодым родителям.

Осуществляя комплексную поддержку молодой семье важно направлять усилия на реализацию принципа дифференцированного подхода к различным типам семей, учитывать особенности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации и их социокультурные традиции, определяющие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образа жизни, источники доходов и разновидности потребностей, возможности реализации интересов молодых семей.

Реализация государственной комплексной поддержки по становлению и стабилизации молодой семьи основывается на принципе единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России.

В качестве исходного ориентира для становления молодой семьи следует принять тип благополучной семьи, которая сама в состоянии решать возникающие перед ней проблемы и в полной мере выполнять свои социальные функции. В этом реализуется принцип субъектности, самодостаточности молодой семьи как самостоятельного элемента социальной структуры российского общества и принцип паритета во взаимоотношениях с государством. Семья сама должна выступать субъектом социальной жизни, проявлять активность при решении всех своих проблем, а государство призвано создавать необходимые условия, в которых молодая семья может проявлять свою самостоятельность и активность. Принцип субъектности, предполагающий саморазвитие и самообеспечение, активное проявление жизненного потенциала семьи, должен выступать в качестве исходного и основополагающего в идеологии молодежной семейной политики.

5 стр., 2239 слов

Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного ...

... : участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки, организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое ...

Одним из направлений поддержки молодых семей является помощь им в области занятости, которая предусматривает: установление гарантий занятости на рынке труда для работников, путем стимулирования создания для них рабочих мест, осуществление (при необходимости) профессиональной подготовки или переподготовки молодых супругов; оказание государственной поддержки развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства; создание условий для фактического равенства прав и возможностей на рынке труда для мужчин и женщин, оплаты мужского и женского труда; совершенствование налоговой политики, в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства. Кроме того, в рамках данного направления необходимо совершенствование системы выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечения льготности получения жилья для многодетных семей и семей с детьми — инвалидами.

Важно обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы; расширять сеть учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи.

В настоящее время одним из направлений в работе с молодыми семьями является оказание адресной поддержки в первую очередь таким категориям молодых семей как, неполные семьи, состоящие из отцов или матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми; разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семей военнослужащих с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами, которые требуют ухода со стороны взрослых членов семьи.

Важным направлением комплексной поддержки является развитие системы охраны репродуктивного здоровья, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем; оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений, государственной поддержке нравственно-этического и экологического просвещения; разрабатывать и принимать региональные программы комплексной поддержки молодой семьи, уделив особое внимание молодым семьям из сельской местности студенческой среды; разрабатывать и вводить на практике учет статистических данных, характеризующих состояние молодой семьи в Российской Федерации.

12 стр., 5733 слов

Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка

... Именно это приводит к их "молчания". Психосоматические реакции имеют своим источником те стадии психического развития, на которых ребенок еще не владела языком. Некоторые авторы ... эмоционального конфликта определяет форму психогенного заболевания: истерическая конверсия, вегетативный невроз, психосоматическое заболевание, причем каждому, по мнению Ф. Александера, характерен свой интрапсихический ...

Для реализации этих задач требуется усиление координирующей роли Федерального агентства по делам молодежи Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в создании условий для самореализации интересов молодой семьи.

Направлениями координации могут стать: совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы поддержки молодой семьи; выделение в системе социального обслуживания населения, семей, детей и молодежи отдельного сектора — оказание услуг молодой семье; объединение усилий по созданию, материальному, организационному обеспечению и развитию центров и клубов молодой семьи; формирование в обществе и, особенно, среди молодежи уважительного отношения к семейному образу жизни.

Другим направлением поддержки молодых семей является обеспечение их доступным жильем, так как жилищные условия и доходы молодых семей относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Поэтому эта проблема является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

По данным на начало 2010 года, число молодых семей, состоявших на официальном учете по улучшению жилищных условий, в целом по Российской Федерации составляет около 400 тыс. семей. Из этого числа примерно 80 тыс. молодых семей участвовали в 2009 году в региональных и муниципальных программах обеспечения их жильем.

К тому же, особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов основной части молодежи и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодых семей не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.

Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов общества в целом. Поэтому общий объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003 — 2010 года составляет 165 млрд. рублей, что существенно превышает лимиты, ранее предусмотренные на эти цели в федеральной целевой программе «Жилище». Прогнозные показатели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований -43,0 млрд. руб.; личные средства молодых семей — 4,237 млрд. рублей, средства предприятий и других внебюджетных источников — 4,895 млрд. рублей.

Суть подпрограммы заключается в том, что предусмотренные в федеральном бюджете финансовые средства направляются государственным заказчиком в субъекты Российской Федерации для оказания адресной помощи молодым семьям, которые участвуют в региональных программах улучшения своих жилищных условий.

8 стр., 3602 слов

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей в Российской федерации

... социальной поддержки многодетных семей. Были введены с сентября 2005 г. дополнительные ежемесячные пособия: на детей-инвалидов из многодетных семей с четырьмя и более детьми — 200 руб. и на детей многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми ...

Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей является предоставление им при рождении ребенка субсидии (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

Условия участия молодых семей в федеральной программе определены Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящий в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка. (Приложение к приказу Минобразования России от 10.07.2003 № 2975).

В результате молодые семьи уже получают реальную финансовую помощь при строительстве или приобретении жилья: до 40% его стоимости оплачивается за счет средств областного бюджета в виде безвозмездных целевых субсидий.

Кроме этого, они получили возможность стать участниками федеральной программы: при рождении (усыновлении) ребенка получить субсидию за счет средств федерального бюджета на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья. В денежной форме размер предоставляемой субсидии в среднем составит стоимость 18 кв. метров общей площади жилья.

Таким образом, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предполагает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивающей развитие и закрепление положительных демографических тенденций, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности в обществе.

Одним из направлений в работе с молодой семьей является оказание социально-психологической помощи молодым родителям в воспитании детей. Основными задачами для специалистов в реализации данного направления являются:

  • просвещение молодых родителей в области возрастной психологии и психологии воспитания (методическое обеспечение);
  • психологическое сопровождение молодых родителей (индивидуальное консультирование, психологические тренинги);
  • социальная поддержка молодых родителей (помощь в организации совместного досуга родителей и детей).

В реализации комплексной поддержки молодой семьи важную роль играют различные социальные службы помощи молодой семье такие как: центры социальной поддержки, центры помощи семье и детям, кризисные центры для женщин и мужчин, центры планирования семьи и репродукции, однако, многие не знают о деятельности этих служб либо не обращались в них за помощью. Это свидетельствует о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб в регионах.

Большую помощь в реализации основных направлений поддержки молодых семей оказывают региональные программы «Поддержка молодой семьи», основанные на имеющемся в отрасли ресурсном обеспечении: организационно-управленческом, информационно-аналитическом, кадровом и финансовом.

В деятельности муниципальных органов по делам молодежи финансируются в основном защищенные статьи бюджета, тем самым средств на развитие материально-технической базы практически не остается. К сожалению из-за дефицита финансовых средств региональных — дотационных бюджетов в ряде регионов программа «Обеспечение жильем молодых семей» или недостаточно профинансирована либо отсутствует вообще.

14 стр., 6953 слов

Технологии социальной работы с многодетной семьей

... числа желаемых детей. Объектом исследования, Предметом исследования, Цель исследования, Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи. 2. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей. 3. ...

Таким образом, в настоящее время еще слабо развита нормативно — правовая и экономическая база для оказания комплексной поддержки молодым семьям. Именно поэтому объективной становиться необходимость принятия специальных законов, направленных на поддержку молодой семьи.

Целью их комплексной поддержки является обеспечение государством необходимых условий для реализации ее функций и повышение качества жизни молодой семьи. Основными направлениями комплексной поддержки таких семей являются: осуществление адресной поддержки, оказание социально — экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально — психологической помощи молодым родителям.

2. Особенности социальной работы с многодетной семьей

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определённые обязанности и помогать друг другу.

Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того отмечается, негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

Многодетная семья — семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).

Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... многодетной семьи; - изучить опыт социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в Орловской области на примере Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова. 1. Основы социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей, .1 Понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях Многодетной ...

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Многодетная семья сталкивается как с естественными проблемами, характерными для каждой семьи так и специфическими, свойственными только данной категории семей. Большинство социальных проблем многодетной семьи вытекают из ее материального положения. Это проблемы здоровья, качественного образования, жилищная, психолого — педагогическая и т. д. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, так как, с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается и ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.

На современном этапе государство придает большое значение социальной работе с многодетными семьями. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты государства по повышению уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующего детей, а также по укреплению института семьи и сохранению духовно — нравственных традиций семейных отношений. Подтверждением этого является Указ Президента Российской Федерации об учреждении ордена «Родительская слава» от 13 мая 2008 года № 775. На основании данного указа в Кремле проходит ежегодная церемония вручения этой награды. Начиная с 2009 года, многодетные родители получают знак ордена и его миниатюрную копию для ношения в торжественных случаях, а также поощряются единовременным денежным пособием.

Уровень многодетности весьма существенно различается по регионам страны. По субъектам Российской Федерации диапазон доли многодетных (от общего числа домохозяйств) достаточно велик: от 53,4% в республике Ингушетия до 1% в городе Санкт-Петербурге. Причем, только в 4 регионах, включая Республику Ингушетия, она была выше 10% от общего числа домохозяйств (Чеченская Республика — 40,5%, Республика Дагестан — 24,8%, Республика Тыва — 17,1%).

В этих регионах многодетная семья — это стандарт демографической семейной модели, поэтому в данном случае нет смысла говорить о специальной политики для многодетных семей, поскольку меры, адресованные данной группе, реально распространяются практически на все семьи с детьми. Еще в семи субъектах Федерации этот показатель колеблется в пределах от 9-5%%: 8,9% в Карачаево-Черкесской Республике, Республика Саха (Якутия) — 8,6%, Республика Северная Осетия — Алания — 8,5%. Республика Калмыкия — 7,4%, Республика Алтай -6,8%, Республика Бурятия -5,4%, 5,2% — в Читинской области. В десяти регионах удельный вес многодетных домохозяйств составляет 4- 3%% и в 15 регионах — от 3% до 2%.

28 стр., 13969 слов

Социальная защита семей, попавших в трудную жизненную ситуацию ...

... за помощью.Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что семья является важнейшим социальным институтом, а имеющиеся проблемы многодетной семьи, наталкивают на необходимость помощи ...

Таким образом, можно говорить о сложившейся в России ситуации распространения двух типов воспроизводства населения: традиционной патриархальной многодетности (особенно заметен в национальных республиках Северного Кавказа) и современного постиндустриального типа воспроизводства с распространением одно-двухдетных семей в большинстве территорий России.

Среди семей, имеющих детей до 18 лет, многодетные составляют 6,6%, их доля сократилась с 9,5% в 1989 году (в городах — с 6,8% до 4,2%, в сельской местности — с 19,3% до 13,1%).

Сегодня из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные семьи (70% — в городах и 52,2% — на селе).

В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране (10,6% детей в городах и 16,8% детей в сельской местности).

Эти цифры значительно ниже аналогичных показателей в 1989 году, когда каждый пятый ребенок воспитывался в многодетной семье (14,4% детей в городских поселениях и 36% детей — в селе).

Следовательно, несмотря на то, что большая часть многодетных семей, при тенденции их сокращения, продолжает проживать в сельской местности, именно здесь мы наблюдаем резкое снижение доли детей из многодетных семей в общем числе детей.

В то же время, среднее число детей в многодетных семьях в период между переписями несколько возросло. По данным переписи 2002 года, в среднем на многодетную семью приходилось 3,45 ребенка (в городах — 3,39, в сельской местности — 3,49).

Целью социальной работы с многодетной семьей является улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, в профориентации и трудоустройстве членов семьи, овладение приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организации внутрисемейной жизни; расширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение.

Правовой основой для оказания социальной поддержки многодетным семьям является: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 5 мая 1992 года в редакции Указа Президента Российской Федерации ОТ 25.02.2003 года №250. На его основе принимаются постановления и распоряжения областных и городских органов власти, разработана Федеральная Программа «Дети России», которая имеет президентский статус, а также национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации.

Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи. В таких семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Около 70% средств семейного бюджета расходуется на питание, что характерно именно для бедных, социально незащищённых категорий населения. В связи с трудным материальным положением сложной проблемой для многодетных семей является, организация отдыха детей в период каникул. Однако в последнее время в этом вопросе наметились изменения. Правительство все больше выделяет средств на летний отдых, местные власти организуют лагеря труда и отдыха, детские площадки, устраивают старших школьников на работу. Всё это помогает оздоровить значительную часть детей из малообеспеченных семей, в том числе многодетных.

Большинство современных многодетных семей вынуждены повышать собственные доходы путем личной инициативы через вторичные заработки, в том числе и подростков. По статистике в 50% таких семей подрастающие дети приносят доход в семью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность, так как жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счёт муниципального жилья. К этому следует добавить постоянное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги. В 80-е годы эту проблему решали путем строительства специального жилья, соединением смежных квартир, создавая более комфортные условия для проживания многодетных семей. В настоящее время такой опыт даже не упоминается. Однако, жилищные условия оказывают влияние на процесс социализации детей в таких семьях. В период, когда ребёнок начинает осваивать жизненное пространство, проявляет активность, отсутствие необходимых жилищных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприятный жизненный сценарий на будущее.

В тоже время, жилищная проблема оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на здоровье ребёнка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи. Во-первых, из-за скученности в таких семьях дети чаще болеют, чем в обычных семьях. Во-вторых, как показывает статистика, существует прямая связь между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. Так более 60% женщин, потерявших ребёнка в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти считают плохие жилищные условия.

Все это позволяет отметить следующую социальную проблему многодетной семьи — здоровье и низкий уровень ее санитарной культуры. Практика социальной работы показывает, что дети в многодетных семьях болеют чаще по сравнению с другими семьями по объективным причинам. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

По данным Всемирной организации здравоохранения существует взаимосвязь заболеваемости детей и порядкового номера рождения ребёнка. Начиная с 4-го ребёнка показатель общей заболеваемости становится выше, так как дети первых 3-х порядков рождения более длительные сроки находятся на грудном вскармливании, несмотря на нарушения режима и качества питания в целом. В структуре заболеваемости детей из многодетных семей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов зрения. Кроме того, у детей высоких порядков рождения отмечается также высокий уровень заболевания центральной нервной системы, задержка нервно-психического развития, различные неврозы. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для активного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значительно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребёнком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, что не может не отражаться на здоровье всех членов семьи.

Не менее важной проблемой многодетной семьи являются психолого — педагогические трудности по достойному воспитанию детей. В таких семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, дети часто недополучают внимания и воспитательного воздействия, поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов». Время, затрачиваемое семейными женщинами на домашний труд, составляет примерно от 50 до 80 % от общего годового фонда рабочего времени. Эти затраты напрямую зависят от числа детей в семье и их возраста. Так у матерей, имеющих грудного ребёнка, они достигают до 232 условных рабочих дней в год, у имеющих дошкольников — до 163, школьников — 135. Для сравнения бездетные женщины затрачивают на домашнюю работу всего 88 условных рабочих дней.

Большое количество детей в многодетных семьях ведёт к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. В таких семьях отсутствуют территориальные границы каждого ребенка, что часто приводит к затяжным длительным ссорам между детьми. Для детей из многодетных семей зачастую характерны пропуски занятий и низкая успеваемость в школе. Обычно они рано включаются в домашние дела и часто не посещают школу. Дело не в том, что эти дети менее способны, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образование, как дети в семьях с более высокими доходами, где с ребёнком с раннего детства занимаются родители, воспитатели, а позже учителя, обеспечивая посещение различных кружков, секций.

Для данной категории семей, как правило, характерен сложный психологический климат: низкий уровень взаимопонимания взрослых и детей сочетается с повышенной потребностью последних в родительском внимании. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения, мало времени уделяя на организацию совместного проведения досуга.

Следует отметить, так же что острота социальных проблем многодетных семей зависит от места их проживания: города или деревни, региона страны и уровня рождаемости. Поэтому, социальная помощь должна оказываться с учётом местных особенностей. Опыт работы с многодетными семьями показывает, что местные социальные службы играют здесь основную роль, так как знание специфики конкретной многодетной семьи возможно на основе непосредственного и постоянного контакта с такой семьёй.

Чтобы добиться положительного эффекта социальной работы с многодетными семьями необходимо соблюдение ряда условий: повышение компетентности специалистов социальных служб, взаимодействующих с многодетными семьями; проведение повсеместной паспортизации многодетных семей; установление постоянного контакта со всеми членами таких семей (особенно проблемных); определение индивидуального плана работы с каждой многодетной семьёй, учитывая всю специфику конкретной семьи

В социальной работе с многодетной семьей применимы как индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы следует отнести телефон доверия, консультативную переписку, индивидуальную беседу. К групповым формам работы — консультирование, патронаж, обучающие семинары для родителей, семейные практикумы, лекции, тренинги, ролевые игры.

В социальной работе с многодетной семьей применимы различные виды социальной помощи, как натуральные, так и денежные. Эта помощь осуществляется различными учреждениями и ведомствами. Служба занятости, например, занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей. На органы образования возложено открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников, организация дополнительного образования, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам. Органы здравоохранения могут предоставлять скидку на приобретение лекарств, организовать выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, предоставлять путевки в санаторий, осуществлять профилактику здоровья членов многодетной семьи. Торговые организации могут организовать распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставлять льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, психологическую поддержку многодетной семье. Исполнительная власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации общественных объединений многодетных матерей. Органы социальной защиты занимаются выплатой пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной и материальной помощью, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.

Социальная работа с многодетной семьей осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям, в комплексных центрах социального обслуживания населения. В данных учреждениях таким семьям оказывается социально-психологическая, социально-педагогическая помощь, оказание юридических услуг, консультирование и защита многодетных семей, по обеспечению государственными гарантиями и льготами, организация досуговой деятельности, оказание материальной помощи, профилактика семейного неблагополучия, восстановление внутренних и внешних социальных связей многодетной семьи, их стабилизация и гармонизация и другие. Инновационной формой работы центров социальной помощи семье и детям с многодетной семьей является создание выездных бригад из специалистов Центра: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов для оказания консультативной помощи. Среди технологий, применяемых в работе с многодетной семьёй, можно выделить социальную диагностику, оказание адресной помощи, социальную профилактику, социальную реабилитацию, социальную помощь и защиту, которые, в свою очередь, ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей многодетных семей.

В целом, особенностями социальной работы с многодетной семьей являются: выявление и учёт многодетных семей; определение нужд и трудностей как семьи в целом, так и каждого её члена в отдельности; привлечение различных организаций и служб к решению социальных проблем такой семьи, координация их деятельности; адресная помощь конкретной многодетной семье.

3. Неполная семья как объект социальной работы

В последние годы исследователи все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Таким образом, неполная семья — это семья с одним родителем и детьми. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребёнок, не достигший 18 лет.

В настоящее время в России насчитывается более 40 млн. семей… Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец) {3; 50}. Ежегодно каждый третий-четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи…Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте 18 лет становится детьми «семей риска{1, 298}.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их ещё называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше размера семей с брачными парами.

Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: полу родителя (материнская или отцовская); причинам , вследствие которых они образовались и наиболее полно характеризующих семьи; структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников. Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и/или родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже является неполной, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении.

Выделяются следующие виды неполных семей:

  • неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей. Уровень разводимости в нашей стране последнее десятилетие повышается. Примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились и судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60%;
  • неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачного рождения ребенка (детей).

Внебрачная рождаемость, численность которой в последние годы неуклонно растет, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе. Каждый 5-й ребёнок рождается вне брака своих родителей. Около 40% детей, рождённых вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребёнку. Часто детей вне брака рождают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью;

  • неполные семьи, образовавшиеся по причине смерти одного из родителей, которые определяют специфику таких семей: «естественность» или искусственность ее образования. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (наследственных тяжелых заболеваний или старости и сопровождающих ее болезней), во втором — вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки отцовские неполные семьи, а не материнские, поэтому именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно;

— неполные семьи (расширенные неполные семьи) образовавшиеся, в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаше всего пенсионеры (бабушки и дедушки).

Выделяют несколько категорий женщин, решивших создать неполную семью: родившие ребенка без мужа сознательно; родившие ребенка без мужа вынужденно; усыновившие ребенка без супруга.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, поскольку ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. В современной России наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. По статистике более 30% граждан в нашей стране живут в незарегистрированном браке.

Таким образом, на практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Сегодня в каждой седьмой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Соответственно, такие виды неполных семей в современной России являются доминирующими.

Социальные трудности неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, наличием одного трудового дохода в семье, как правило — дохода женщины. В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Значительной части матерей (около 20%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает.

Поэтому, не менее важной среди всего спектра социально-экономических проблем неполных семей является проблема трудоустройства, поскольку одинокий родитель нуждается в высокооплачиваемой работе, близко расположенной от дома, возможности иметь свободный график, отсутствии командировок и ночных смен.

Еще одной из трудностей, характерных для неполных семей, является жилищный вопрос, который, чаще всего, возникает из-за проблематичности или невозможности размена жилплощади в ситуации расторжения брака между супругами. В одних случаях, разведенные родители вынуждены проживать совместно, что, в свою очередь, способствует обострению конфликтов, приводящих к нервно-психическому истощению как взрослых, так и детей. В других, — одинокий родитель, как правило, — мать, — живет со своими родителями. Возможность улучшить свои жилищные условия для большинства российских неполных семей минимальна.

Не менее важными являются социально-психологические проблемы неполных семей. К данной группе трудностей можно отнести следующие:

  • угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Кроме того, тесный контакт с родителем, оставшимся в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую взрослый остро переживает, негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами;
  • появление чувства вины перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, которая одна воспитывает детей), что является причиной их гиперопеки;
  • в других случаях, вымещение обиды на ребенке одинокой матерью за неудачную личную жизнь, что приводит к постоянным конфликтам между взрослым и детьми (ребенком) и гипоопеке;
  • повышение ответственности одинокого родителя за происходящее в семье и с ребенком.

Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений. Для таких семей характерна несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение.

Еще одной из социально-психологических проблем неполных семей является затруднение в полоролевой идентификации и ориентации детей, так как в таких семьях ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях и как следствие в будущем, в своей собственной семье человек не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение, что в свою очередь, приводит к дисфункциональности, конфликтам и также распаду семьи, созданной выходцем неполной семьи.

Кроме того, для таких семей характерны медицинские проблемы . Так, м ногие мужчины и женщины после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно это характерно для матерей, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ситуации, когда один из супругов не являлся инициатором развода, то он достаточно тяжело переживает случившееся, причиной тому является резкое снижение самооценки.

Особого внимания заслуживают специфические проблемы отцовской неполной семьи, так как, с одной стороны, как правило, страдает уклад жизни, с другой, — отцы имеют наибольшие шансы на создание новой семьи, нежели одинокие матери и как следствие возникают проблемы, связанные с построением взаимоотношений детей с мачехой. Повторный брак также может изменить жизнь ребенка, особенно, если новый взрослый входит в семью со своим ребенком, создать проблему рождения общего ребенка, обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Процесс воспитания ребенка в неполной семье обычно деформирован, хотя бы потому, что воспитание ребенка без отца не может быть полноценным.

Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе — иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, поскольку оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде.

В воспитании детей отец и мать не могут быть взаимозаменяемы, поэтому в неполной семье ребенок многого недополучает. Кроме того, повышенная занятость одного родителя на работе и полное отсутствие в семье — второго, материальные и другие трудности нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях чаще всего дети оказываются педагогически запущенными.

Выделяют несколько наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

  • гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви).

    Гиперопека является одной из форм деформации воспитания;

  • отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке.

Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от нее все большего, но, так как одинокая мать уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний;