Семейное консультирование

Изменения, происходящие в современном обществе: кризисное состояние экономики, финансов и социальной сферы государства. Все это создает напряженную психологическую ситуацию в обществе и проявляясь семье обостряется, выражаясь в различных негативных психических состояниях. Меняется и традиционное положения женщины в семье — финансовая независимость или роль загнанной домохозяйки пытающейся решить финансовые проблемы. Все это ведет к конфликтам и противоречиям, низкой адаптивности семьи, неспособности ее членов к совместной деятельности, разногласию в воспитании детей.

Огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Результат — большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем. Для преодоления этих трудностей и существует семейное консультирование. Где в качестве «клиента» выступает семья, а не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения. Все закономерности индивидуального консультирования будут действовать и системе «консультант — семья», но это усложняет консультационный процесс.

Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание психологической помощи в период создания семьи, семьям, находящимся в кризисе, а также оказание помощи в вопросах воспитания детей.

Целью семейного консультирования, является изучение проблем каждого члена семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Человек создает семью для удовлетворения своих потребностей и если это у него получается то он счастлив если же нет то возникает проблема.

Существуют семьи здоровые, их еще называют функциональными, и проблемные (дисфункциональные).

3доровая семья (функциональная) удовлетворяет потребности каждого члена семьи. Проявляется это в уважении друг к другу, терпимостью, сходством интересов и ценностей у всех членов семьи, и одновременно гибкой структурой власти и четкостью границ между поколениями.

Проблемная семья (дисфункциональная) тормозит или совсем не позволяет развиваться чанам своей семьи. Они испытывают недостаток понимания или чувство стыда за кого-либо из своих членов.

При желании всех членов семьи и их уступчивости любую проблемную семью можно гармонизировать и сделать счастливой (теоретически).

Анализ основных подходов к развитию психологического климата, в семье показывает: заинтересованность в данной проблеме широкого круга исследователей, как зарубежных, так и отечественных; многоаспектность подхода к анализу семейных взаимоотношений; разнообразие в выборе концепций, отражают разнообразные грани супружеских взаимоотношений.

14 стр., 6797 слов

Межличностные отношения в семье

... поведением. С точки зрения индивида брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, ... судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное. Известно, что в основе отношений ...

1. Сущность и цели психологического консультирования

Елизаров А.Н. в учебном пособии «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования» обозначил отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, где отражается сущность указанного метода оказания психологической помощи:

Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент — здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

Алешина Ю.Е. определяет цель психологического консультирования, как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

Облегчение эмоционального состояния клиента, т.е.благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию; в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь — показать клиенту, что он сам отчасти способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации.

7 стр., 3425 слов

Психологическое консультирование

... грани профессиональной компетенции психолога- консультанта, оказывающего психологическую помощь в виде индивидуального психологического консультирования, вскрывает М.К. Тутушкина с соавторами, исследовавшими особенности психологической помощи и консультирования в практической психологии. Подчеркивается, что индивидуальное психологическое "консультирование заключается не ...

Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее; не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.

2. Принципы психологического консультирования

Принципы психологического консультирования — правила работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области.

Алешина Ю.Е. задала следующие основные принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Недоброжелательность следует рассматривать как невротический защитный механизм, возникающий у человека в качестве реакции на попытку оскорбить его, унизить, лишить человеческого достоинства.

Человек защищается от травмирующих переживаний, связанных с такого рода систематическими воздействиями, через идентификацию, отождествление себя с обидчиком, агрессором, недоброжелателем. В результате он сам становится недоброжелателем, обидчиком, агрессором.

С доброжелательностью тесно сплетается безоценочное отношение к человеку. Это значит, что, общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Принцип означает, что психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам, расправиться с этими свойствами своей природы.

3. Осторожное отношение к советам. Запрет давать советы вообще

· Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.

· Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.

· Любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.

· До прихода в психологическую консультацию клиент имел гораздо более времени для рационального осмысления своей ситуации, чем имеет психолог; на этом фоне совет психолога чаще всего будет выглядеть как скороспелый.

4 стр., 1886 слов

Особенности семейного консультирования

... определяет выбор методов и технологий. С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей: Семейные консультанты видят корни ...

· Хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно бояться именно прямых советов, ведь принять такой совет — означает в какой-то степени признать себя некомпетентным в собственной жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса.

6. Включенность клиента в процесс консультирования.

Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:

· развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным;

· клиенту было интересно.

7. Анонимность.

Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.

Столин В.В. в своей работе «Психологические основы семейной терапии», выделил следующие принципы и правила семейного консультирования:

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.

Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор.

Для достижения цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования.

На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже — 1 раз в 2-3 недели).

Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

4. Уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности.

8 стр., 3876 слов

Семейный психолог-консультант

... семейной психотерапией, и эти два вида профессиональной деятельности взаимно обогащали друг друга. Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи ... точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса. 2) Уметь прояснять цели семьи. Практический опыт и исследования показали: мнение ...

Этому способствуют вопросы, например: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

5. Проведение собственно консультации.

Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

6. “Экологическая проверка”.

Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов.

Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

8. Отсоединение.

Эта процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

Семейное консультирование является востребованным видом психотерапевтической помощи и среди населения России.

Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, и в других учреждениях. Они помогают парам в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими, развивают умение общаться, проявлять деликатность, чувство такта, желание прислушаться к интересам и потребностям других, выявлять проблемы каждого члена семьи в контексте семейного взаимодействия и взаимного влияния членов семьи друг на друга. Однако положительный результат работы семейного консультанта во многом зависит от готовности к сотрудничеству самой семьи, от ответственности и включенности в процесс каждого ее члена.

28 стр., 13969 слов

Социальная защита семей, попавших в трудную жизненную ситуацию ...

... социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что семья является важнейшим социальным институтом, а имеющиеся проблемы многодетной семьи, наталкивают на необходимость помощи со стороны общества. Социальная защита ... в различных ситуациях общения, ... семьях растут в доверительных взаимоотношениях друг с другом как в семейном ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/kursovyie-rabotyi-po-psihologii-semi-i-semeynogo-konsultirovaniya/

1. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 132.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., лерераб. и доп. М.: Академический проект, 2001.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Независимая фирма «Класс»», 2000.

4. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. №1.

5. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

6. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 1.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических работников. М.: Сфера, 2000.

8. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. № 5.