Психологические условия долголетия

В латинское название вида человек — Homosapiens, кроме слова разумный, следовало бы включить слово стареющий, ибо старость — характерный признак человека. Оградив себя от резко выраженного действия естественного отбора, человек получил возможность продлить свой пострепродукционный период до развития старости. Этим он отличается от многих диких животных.

В словаре С. Ожегова Толковый словарь русского языка «пожилой» — «начинающий стареть», «старость» — «период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма» и, наконец, «старый» — «достигший старости». Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чутко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость — достижение некоторого предела этих изменений. Причем эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне — человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль; наконец, на психологическом, когда человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним [3].

Известный американский психолог Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости — достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.

30 стр., 14622 слов

Методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений ...

... Объект работы – социально-трудовые отношения. Предмет работы – методы и принципы регулирования отношений на предприятии в условиях кризиса. Целью курсовой работы является изучение методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели ...

Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала.

Д. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. И цикл старения состоит из трёх стадий: 1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет); 2) старости (70 и более лет);

3) последней стадии — дряхлости, болезненной старости и смерти.

Старость характеризуется Д. Брамлей весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность [1].

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, различные формы активности: культурную, профессиональную, общественную, художественную, спортивную. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.

Объект исследования- психологические условия долголетия.

Предметом исследования влияние психики человека, на его продолжительность жизни.

Цель работы — определить условия долголетия.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ по проблеме психологических условий долголетия.

Выявить психологические условия долголетия.

Методы исследования: анализ методической и педагогической литературы по теме исследования; обобщение материала; обобщение опыта исследований.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Психологические условия долголетия и активной познавательной деятельности

Человек должен уметь «расшифровать» свое психическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые стороны, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам, различного рода целителям делают человека пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных психологических проблем. Человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться [2].

1.1 Состояние психики в пожилом возрасте

Ученые университета Конкордии (США) в 2009 году доказали, что хотя пожилые люди действительно обучаются заметно медленнее, чем молодые, обычно они в целом способны усваивать новый материал и могут запоминать новую информацию так же, как и молодые. Тем не менее, различия в обучении увеличиваются со сложностью преподаваемого материала.

7 стр., 3038 слов

Человек и исторический процесс

... духовные явления и процессы, которые складываются независимо от индивидуального сознания людей и определяют содержание и направление их ... Они игнорируют факты «уплотнения» исторического времени, требующего наращивать глубину и темп социальных преобразований; в) « ... «деформаторами». Их хватает только на деятельность по устранению исторически отживших социально-экономических структур. Российских ...

Кроме того, пожилые люди стремятся быть внимательными и более жесткими в поведении. Многие люди, которые «стареют успешно», прилагают известные усилия для поддержания мозговой активности беспрерывным обучением и расширением социальных контактов с людьми младшей возрастной группы.

Согласно Цицерону, для мудрого человека старый возраст — самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, человек в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых [3].

Старость — это только частично нормальный физиологический процесс, а большая часть его дополнена различными патологическими явлениями. Тело человека при этом изменяется не в лучшую сторону: дряхлеет, сморщивается, болеет. На первый взгляд, кажется, что это — объективный процесс, не зависящий от психики. Но почему тогда, одни люди в 60-70 лет выглядят на сорок пять, а другие в свои 45 кажутся стариками? Дело в том, что абсолютно все процессы в организме находятся под контролем центральной нервной системы, которая создает определенный сценарий возрастных изменений в соответствии с имеющимися у человека представлениями, традициями и ожиданиями. Если данный человек полагает, что после 60 лет люди ходят, сгорбившись и шаркающей походкой, если он считает стыдным и несуразным заниматься сексом на пенсии, если человеку кажется, что жизнь уже завершается, то именно такой сценарий и реализует его психика, оказывающая соответствующее влияние на тело.

Если же человек уверен, что можно жить активной, полной событиями жизнью, быть бодрым, веселым и подвижным в любом возрасте, то процесс старения его организма будет протекать гораздо медленней, а выглядеть он будет на 10-20 лет моложе, чем его сверстники, придерживающееся предыдущего сценария [4].

Вот, что говорит на эту тему английский геронтолог Джустин Гласе:

«Предполагают, что сильным фактором, преждевременно убивающим человека, является стрессовый синдром. В последнее время о нем говорят очень часто. Волнение, горе, страх — любые отрицательные эмоции нарушают функции желез, органов пищеварения, повышают кровяное давление, создают повышенное напряжение в организме, разрушают клеточные структуры. Психологи говорят, что люди часто умирают потому, что в их сознании постоянно присутствуют негативные мысли. Сегодня ученые обращают особое внимание на взаимосвязь состояния психики человека и функционирования его организма».

Влияние психики человека на все жизненные процессы в его организме — факт, установленный как в научных лабораториях, так и отдельными энтузиастами различных оздоровительных систем. Природа за миллионы лет эволюции придумала мудрый и практичный механизм совершенствования живых существ. Если какое-то животное или человек часто испытывает отрицательные эмоции: страх, тревогу, беспокойство, депрессию, значит, данный организм не смог в полной мере приспособиться к среде обитания, и следовательно должен уйти, чтобы освободить дорогу другим, более удачливым и приспособленным собратьям. Соответственно, у той особи, чей мозг переполнен отрицательными эмоциями, включаются механизмы саморазрушения, начиная от снижения иммунитета и кончая повышенной частотой мутаций и возникновением раковых опухолей.

13 стр., 6017 слов

Исследование слуха у детей

... от того, удалось ли аудиологу наладить с ребенком контакт. Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха ... музыкой. Ребенок открывает свой собственный голос, а в 9–месячном возрасте он уже может различать голоса близких ему людей. Он узнает различные шумы и звуки повседневной жизни ...

Если же организм испытывает в основном положительные эмоции, то он получает дополнительные шансы на выживание. Его жизненный тонус повышается, иммунитет усиливается, дополнительно активируется системы репарации, исправляющие генетические ошибки — в общем, такой организм может долго жить и размножаться, передавая свои гены потомкам.

Исследования ученых показывают, что оптимизм и позитивное мышление способствуют продлению жизни не меньше, чем внешние обстоятельства. Объективные данные статистики убедительно доказывают, что удовлетворенность от работы, а также добро­душный, спокойный характер достоверно удлиняют продолжительность жизни.

Человек — не столько биологическое, но во многом психологическое существо, на которого мысли часто влияют больше, чем реальность. На этом свойстве человека строят свои исцеления и святые и аферисты. Если человек поверит в свое выздоровление — то болезнь отступит, если поверит в свою скорую смерть — умрет. Точно также наша психика программирует и продолжительность жизни. Раньше считалось, что человек живет примерно 70 лет — и люди умирали именно в таком возрасте. Сейчас рубеж смерти отодвинулся на 80 лет, а в отдельных странах — на 85. Соответственно, в Японии или Швейцарии люди живут примерно столько. А если бы все люди твердо верили, что человек должен жить 120 или 150 лет? Не исключено, что такая всеобъемлющая вера могла реально удлинить продолжительность существования человека.

Следует отметить, что все виды внушения строятся по единому принципу: подсознание принимает как истину любую многократно повторенную установку, если она подкрепляется убежденностью и исключает сомнения. Внушаемая установка выходит за пределы сознания и прочно «оседает» в головном мозге. Вам кажется, что вы забыли о ней, но рано или поздно она обязательно проявится в той или иной форме. Поэтому надо «заложить» в свой мозг мысль о том, что долголетие, продление молодости и здоровья вполне возможны. Нужно постоянно внушать себе, что каждая клеточка вашего организма обновляется, кровь становится чистой и свежей, мышцы — гибкими и эластичными, железы и все остальные органы функционируют отлично, все процессы в организме протекают нормально. Сформулируйте это в одной фразе, и повторяйте ее каждую свободную минуту — и уже через несколько недель вы почувствуете перемены. Мысленный образ, который закладывается в подсознание, должен быть очень четким и ярким — тогда мозг сможет дать команду соответствующим органам и тканям. Чем чаще вы будете представлять данный образ, тем скорее начнется процесс обновления. А полученный результат может быть просто поразительным.

1.2 Анализ факторов долгожительства

Людей, возраст которых превышает 90 лет, принято называть долгожителями. Специалисты — медики-геронтологи в течение многих лет ведут обстоятельные исследования и получили уже большой объем информации об особенностях организма долгожителей, состояния здоровья, их реакции на внешнюю среду в различные периоды жизни [6].

Процессы старения изучаются уже на клеточно-молекулярном уровне. Изучается также возможность химическим путем освободить нейроны мозга от «пигментов старения».

Не только медики интересуются рассматриваемой проблемой: к ним присоединяется все большее число специалистов самых различных областей знания. Оказалось, что и этнографы могут внести свой вклад в изучение этой проблемы.

3 стр., 1374 слов

V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу

... спящего человека в бодрствующего. Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его ...

По мнению специалистов, долголетие столь же мало характеризует биологические закономерности старения, как рекорды в том или ином виде спорта — средние физические возможности человека.

Действительно, почему отдельные группы людей в сходных условиях имеют различную продолжительность жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего изучить все аспекты жизни человека, начиная с самого его рождения. Человек — существо социальное, и проявление его биологической природы подчинено законам, по которым развивается общество.

Для полного вскрытия причин, обусловивших феномен долгожительства, необходимо рассматривать наряду с медико-биологическими характеристиками экологические, социальные, социально-психологические и культурно-бытовые факторы, которые влияют на жизнь людей.

Люди в возрасте 90 и более лет живут в нашей стране на Кавказе, в Якутии и некоторых других областях.

Согласно «генетической» гипотезе, основное значение для продления жизни имеет наследственность. Для проверки этой гипотезы проводятся обширные медико-биологические и генетические исследования как семей долгожителей (включая детей), так и части населения, не связанной родством с долгожителями.

Другая, так называемая экологическая гипотеза придает большое значение природным условиям, в которых издавна живет данная группа людей. Рассматриваются вопросы адаптации человека, исследуется состав воды, воздуха, флора, фауна. Экологические и генетические исследования тесно взаимосвязаны, так как природные условия могут либо помогать, либо препятствовать проявлению позитивных качеств, заложенных в человеке.

Суть «личностно-психологической» и «социально-психологической» гипотез сводится к тому, что в долгожительских группах существуют своего рода социально-психологические механизмы ослабления и снятия стресса, проявляющиеся, например, в тщательно разработанном этикете, традиционных обычаях взаимопомощи и т. д. Тут необходимо сотрудничество психологов с этнографами и социологами.

Близкой к «социально-психологической» гипотезе является «геронтофильная» гипотеза. Уклад жизни, например, абхазов в течение многих веков, несомненно, способствовал выработке определенной психологической ориентации на необходимость продолжения активной трудовой деятельности в преклонном возрасте. Как показали исследования, старики на Кавказе не только окружены большим уважением и заботой, но также выполняют важные и почетные общественные обязанности, чувствуя себя при этом нужными и причастными к активной трудовой деятельности. Интересно, что сами долгожители часто говорят полушутя, что им нельзя умирать, так как они нужны и без них более молодым поколениям будет трудно.

Сотрудничество ученых разных специальностей необходимо и при изучении питания долгожителей. Медики изучают рационы семей, сезонные вариации, калорийность пищи, ее состав по основным элементам, витаминам и т. п. В задачи этнографов входит изучение традиционной регламентации пищи, порядок ее приема в зависимости от пола и возраста и т. д. Проведенные исследования показали, что абхазская кухня предлагает ограниченный, но хорошо сбалансированный состав пищевого рациона с достаточным содержанием витаминов, молочных продуктов (главным образом сыра), при небольшом потреблении соли и сахара.

2 стр., 896 слов

Роль учителя в жизни человека

... должны черпать. Также читают: Картинка к сочинению Роль учителя в жизни человека Популярные сегодня темы Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным помощником. Настоящее имя героя ... что она сыграла с ним на деньги, её увольняют. Несмотря на это, педагог продолжает помогать мальчику. Благодаря ей мальчик видит мир с другой стороны, где ...

Ученых интересуют особенности трудовой деятельности человека в течение всей жизни, преобладающий тип хозяйства, традиционный стиль деятельности (интенсивный труд с частыми перерывами или работа «вполсилы» с редкими перерывами), трудовое воспитание детей и т. д. Существенна роль жилищных условий, в том числе у пожилых и старых людей. Каковы особенности традиционной бытовой гигиены и другие факторы, могущие оказать влияние на здоровье и продолжительность жизни? Ответы на эти вопросы находятся в фокусе научных исследований.

Как можно видеть, чисто социального как и чисто биологического решения гипотез долгожительства не существует. И эта черта должна найти отражение при комплексном анализе полученных материалов.

Мы не знаем пока, каков естественный предел «жизненной программы» человека. Для науки представляют ценность любые новые факты, которые будут содействовать решению исключительно важной задачи — продлению жизни человека.

Глава 2. Геронтогенез

Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы выявить и развить потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза должно усиливаться [7].

По мнению выдающихся ученых И. И. Мечникова, А. А. Богомольца, И. П. Павлова, естественная продолжительность жизни человека составляет свыше 100 лет, а долголетие и долгожительство — это не исключение, а естественное физиологическое явление [9].

При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-экологических, климатических факторов ученые указывают на особое значение высокогорья, так как именно в горных районах наиболее часто встречаются долгожители.

2.1 Особенности периода геронтогенеза

психика долголетие пожилой геронтогенез

Долгожители — это, как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая [8].

Жизнь завершается естественным образом. Констатируется также, что долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмотны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиеническими условиями и легкой физической работой. Период геронтогенеза — итог всего жизненного пути человека. В этот период на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте.

9 стр., 4290 слов

Философское понятие смысла жизни человека

... в различные эпохи; 2. Определить значение ценности жизни для человека; 3. Проанализировать мнения русских философов о смысле жизни человека. 1. Понятие смысла жизни человека в разные эпохи Рассматривая вопрос о смысле человеческого существования, можно сказать, что в различные эпохи ... ориентирует на понимание того, что жизнь не имеет смысла, как не имеет его природа. В лучшем случае смысл жизни можно ...

И. Кон определил 4 социально-психологических типа людей пожилого возраста, выделенных на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1) активная, творческая старость — человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью — энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование — на все то, на что раньше недоставало времени;

3) «женский» тип старения — в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) — в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Эти 4 типа И. Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости — разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными [16].

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет в своей книге «Искусство не стареть»: «Прославление молодости — это оборотная сторона ненависти к старению. Презирать факт старения — это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни. Молодость — это не то состояние, которое надо сохранить. Это — состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт — это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение. Молодость — это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость — это время невинности и незнания, но это — не время мудрости и знания. Молодость — это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития… Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни…» [9, с. 14].

8 стр., 3816 слов

Роль сновидений в жизни человека

... и интересным. Цель работы - изучить особенности сна и сновидений, а так же роль сновидения в жизни человека. Объект работы - особенности сон и сновидений. Предмет работы - роль сновидения в жизни человека. Задачи работы: Рассмотреть исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям Изучить особенности сна и сновидений ...

Автор этого высказывания считает, что возраст сам по себе не может быть причиной здоровья или заболевания; возраст может не иметь никакого отношения к тысячам проблем, которые на него «списывают». Вот довольно типичный вопрос: «Доктор, почему вы не можете мне помочь?» И столь же типичный ответ: «Ведь вы не молодеете. Вы должны чувствовать себя именно так». А далее не менее типичный совет: «Теперь, когда вы стареете, вы должны немного сбавить ход». Т. Ханна считает такой совет «смертоносным», который открывает путь, ведущий прямо к поражению. Как исследователь и практикующий врач, избавивший сотни людей от физических страданий, причиняемых невралгией, сколиозом, кифозом, остеопорозом, сжатием дисков и т.д., он обнаружил, что многие неприятности связаны с сенсорно-моторной амнезией, с неполадками в чувствительно-двигательной системе, являющейся основой человеческого опыта и поведения. Бесспорным является тот факт, что, как только человек перестает выполнять определенные физические действия, он постепенно утрачивает саму способность действовать. Человек утрачивает ту или иную функцию, потому что головной мозг, являясь очень чувствительным органом, как бы приспосабливается к потере этой активности. Если какие-то движения, действия перестают быть частью его поведения, то мозг просто «вычеркивает» их. Иными словами, ежедневное осознание того, как происходят эти движения и действия, утрачивается, исчезает, «забывается». Это и есть сенсорно-моторная амнезия, которая может наступить не обязательно в преклонном возрасте, но может быть и в 40 лет, и в 30, и даже в 20 лет. Такого заболевания, как старение, по мнению автора, нет. Огромные возможности человеческого мозга позволяют овладеть искусством управлять внутренними процессами, происходящими в организме. Этому нужно только научиться. Основываясь на работах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод «телесного переобучения»), Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность и доступность каждому программы соматических упражнений, позволяющей справиться с последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потерей памяти на ощущения и движения, вернуть гибкость и здоровье, овладеть искусством не стареть. [9]

2.2 Факторы геронтогенеза

Геронтопсихологи определили следующие психологические факторы долголетия жизни человека и дальнейшего развития его личностного потенциала:

  • правильная организация повседневной жизни;
  • интеллектуальная активность;
  • продуктивное общение;
  • оптимистические установки.

В пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, происходящие изменения так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развиваясь вместе с ней, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся [11].

12 стр., 5702 слов

Человек — личность — общество

... человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на ... себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны ... д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным ...

Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизненный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики [12].

В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и изменения характера старения. А поэтому и необходима правильная организация повседневной жизни.

Если пожилой человек имеет возможность выбрать себе работу, он должен остановиться на том, что соответствует лучше всего его возрасту. Кропотливая работа подходит для большинства пожилых людей в желательном для них темпе и спокойных условиях. Однако наступает время, когда любую производственную работу необходимо прекратить. Вот тут-то и приобретает первостепенное значение занятие каким-либо любимым делом — оно помогает старику удержаться на достаточном уровне физической и интеллектуальной активности. К сожалению, это не всегда возможно. В этих случаях надо рекомендовать такие виды деятельности, как работа в саду или занятие каким-либо ремеслом, которое заполняет вынужденный досуг. Надо сделать все возможное, чтобы пожилой человек не чувствовал себя одиноким. Пожилой человек с большим удовольствием проводит время в обществе своих сверстников, чем в обществе молодых людей, даже если речь идет о его собственных детях и внуках [13].

Немалое значение имеет интеллектуальная активность. Умственные и нравственные упражнения (очищение души) влияют на качество жизни самым благоприятным образом. Во всяком случае, не дают мозговым структурам атрофироваться вследствие мыслительной «гиподинамии». Дистрофия мозга статистически достоверно развивается у тех, кто рано утрачивает творческий интерес к жизни: к познанию мира, самого себя, и, тем более, к познанию Бога. Особенно это справедливо для тех, кто с юности до старости проводит досуг в бесцельной праздности: у телевизора, компьютера, за картами и т.п. При таком не развивающем личность «прозябании» приобретаемая умственная неполноценность отражается на морфологии мозга. И его дистрофические изменения, по принципу единства организма, сказываются на общем здоровье и долголетии. В то время, когда мозг, по последним данным науки, должен достигать своего расцвета в семьдесят лет (пора мудрости), у многих «счастливчиков», вообще доживших до этого возраста, уже активно развивается сенильная деменеция (старческое слабоумие).

И вместо свидетельства бессмертия мудрой и по-юному живой души, на фоне дряхлеющего тела является угасание человеческих функций, подобное психической деградации бессловесных животных. Из медицинской практики мы знаем, что физическое здоровье обеспечивается не одним дыханием и питанием, не только отдыхом и необходимой динамической нагрузкой на мышцы. Здоровье тела немыслимо также без качественного очищения организма от ядов и шлаков. Однако и этого недостаточно при постоянном загрязнении сознания.

Мозг — центр высшей нервной деятельности, от состояния которого зависит здоровье всего тела, должен быть чистым прежде всего. Биологически он защищен от проникновения ядов лучше, чем любой другой орган, но как физическая субстанция сознания мозг особо нуждается в чистоте мыслей, в здоровой воле, в наличии совести, высоких чувств и положительных эмоций. Сила духа и душевное равновесие обеспечивают нам закономерное продление телесной молодости при сохранении здравого рассудка до последней минуты жизни. Система потребностей, по мнению А. Маслоу, является главным источником активности личности. Мотивирование потребности к познанию, поддержание любопытства рождает, в свою очередь, эмоционально окрашенную интеллектуальную активность. Сторонники антропологической концепции гуманистического образования отстаивают право человека на автономию в собственном развитии. Эти идеи практические психологи и педагоги реализуют в многочисленных альтернативных школах. При изучении природы интеллекта и его активизации в контексте духовного мира человека теоретики гуманистической школы учитывают его сложность и «многофакторность», а также мотивационную сферу личности [14].

Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Интеллектуальная активность — чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Исследование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому).

Дело в том, что в раскрытии резервов организма и возможностей личности ведущая роль принадлежит деятельностному фактору [12].

Продуктивное общение также является психологическим условием долголетия жизни. Ведь основными стрессорами пожилых и старых людей являются отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является одиночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышлений может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении их связей с молодыми людьми. Таким образом, душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов [13].

Необходимо оптимистично смотреть на жизнь, видеть определенные перспективы, ставить перед собой конкретные реалистические цели. Часто мы действуем под влиянием негативных установок, которые необходимо сделать позитивными.

Немало пожилых людей, чьей энергии, бодрости, оптимизму и жизненным планам могут позавидовать многие молодые. Ниже приведены советы специалистов международной ассоциации профессионалов развития личности о том, как поддерживать свой эмоциональный фон на высоте, которые пригодятся любому человеку независимо от возраста:

Необходимо начать вести дневник эмоций (каждый час отмечать уровень своего состояния по десятибалльной шкале).

Делать долго это не обязательно, но даже несколько недель дают хороший результат, так как с его помощью можно определить какие события жизни снижают эмоциональное состояние хозяина дневника и сделать правильный вывод [11].

Эмоции живут в теле — поэтому начинать нужно с тела. Заниматься спортом просто необходимо. По крайней мере, легкая зарядка и бодрящий душ с утра еще никому вреда не нанес.

Вывод: человек испытывает особое удовлетворение от прожитой жизни, если его долголетие не оказалось в противоречии с нравственным здоровьем. Так об этом сказал Сенека: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил». Однако реалии текущего момента таковы, что наряду со всевозрастающим интересом людей к сохранению своего здоровья, продлению своей жизни проявляется явная недооценка связи этих вопросов с духовным благополучием человека.

Заключение

Старость — это стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и свое психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди.

Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.

Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно свойство, которого нет и не может быть у других. Это — мудрость жизни, знаний, ценностей.

Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. А в обществе пожилых, эта индивидуальная мудрость, возведённая в коллективную, возрастет многократно.

Подводя итог, можно выделить следующее:

1. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

2. Геронтопсихологи выделили следующие психологические факторы долголетия жизни человека и дальнейшего развития его личностного потенциала: правильная организация повседневной жизни, интеллектуальная активность, продуктивное общение, оптимистические установки.

3. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.

4. Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизненный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики.

5. Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые необходимо реагировать.

6. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности.

7. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

8. Необходимо оптимистично смотреть на жизнь, видеть определенные перспективы, ставить перед собой конкретные реалистические цели.

В заключении можно отметить, что в работе рассмотрены основные психологические условия долголетия, тем самым, достигнута цель курсовой работы. Все поставленные задачи решены.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-dolgoletiya/

1. Альперович В.К. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 2002. «Феникс», 576 с.

2. Борисова А.М. Феномен или факт? Москва, 2006. «Феникс», 267 с.

3.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., «Феникс» 1991, 207 с.

4. Егоров В.В., Рубцов А.В., Холостова Е.И.. Социальная геронтология. М., 2005. Ростов-на -Дону, 341 с.

5. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М., «Просвещение» 1984, 254 с.

6. Камаев В.Д. Психология старения. Санкт-Птербург, 2004. «Просвещение», 209 с.

7. Подласый И.П. Геронтогенез. М., «Владос» 1999, 341 с.

8. Рогов Е.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону, «Владос» 2003, 342 с.

9. Ханна Т.И. Искусство не стареть. Санкт-Петербург, «Питер» 1995, 231 с.

10. Харламов И. Ф. Особенности возрастных периодов. Минск, «Феникс» 2007, 207 с.

11. Хриванфова Е.Н. Основы геронтологии. М., «Владос» 1999, 341 с.

12. Чайцев В.Г. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. Рязань, «Знание» 1997, 321 с.

13. Чаклин А.В. Лекция о здоровье и долголетии. М., «Знание» 1986, 280 с.

14. Чеботарев Д.Ф. Долголетие. М., «Наука» 1988, 237 с.

15.Чернаков Б.Н. Валеология. М., «Владос» 1997, 341 с.

16. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. М., «Просвещение» 2000, 160 с.