Нейропсихология детского возраста

Введение

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.).

При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и, прежде всего, социальное окружение.

Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность — это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. Например, ребенок может быть агрессивным или наоборот очень неуверенным; он может быть чрезмерно избирателен в еде или наоборот, неразборчив и безудержен и т.д

3 стр., 1020 слов

Деятельность как психологическая категория

... психики человека и животных. Деятельность как психологическая категория В психологии под деятельностью ... особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность. Специфика предметной определенности деятельности ... видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической ...

психический детский мозг

I. Нейропсихология детского возраста: основные закономерности и принципы

1.1 Нейропсихологическое обследование

Что такое нейропсихологическое обследование? Обследование представляет собой беседу специалиста с ребенком в присутствии родителей и полезно любому ребенку, особенно детям со сложностями:

  • в усвоении школьной программы (письмо, чтение, математика);
  • в поведении (спонтанность, гиперактивность или медлительность);
  • недостаточностью пространственных представлений (путает «лево-право», «над-под», «за»-«перед»);
  • у ребенка имеет место обилие сочетательных движений, например, при рисовании происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, поднимает плечи) и др.;
  • курс нейропсихологической коррекции так же показан детям с (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • ММД — минимальная мозговая дисфункция;
  • ЗПР — задержка психического развития;
  • аутизм).

Нейропсихологическое обследование позволяет исследовать внимание, память, мышление, речь, пространственные представления, основы саморегуляции; дает возможность родителям увидеть актуальные и потенциальные трудности ребенка и возможности их преодоления;

— В результате нейропсихологического обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений ребенка. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково —«двойка по русскому».

«Функциональная несформированность» может иметь место до 12 — 15 лет. То, что пропущено, не сформировано в соответствующем, наиболее психологически оптимальном возрастном диапазоне, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.

1.2 Принципы нейропсихологии детского возраста

I. Центральная догма нейропсихологии детского возраста — психогенез человека обеспечен двумя взаимообусловливающими процессами, линиями: 1) системно-динамическими перестройками мозговой организации и 2) изменением структуры, строения каждой психической функции, их взаимодействий и всего поведения в целом.

Эти факторы в принципе не существуют один без другого; искажение или отклонение, поломка в любом месте этой единой психологической системы приводит к ее дезорганизации и деформациям. На уровне поведения эти негативные процессы и актуализируют себя в психической дизадаптации ребенка.

28 стр., 13812 слов

Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом ...

... определенных зон мозга), стоящего за наблюдаемыми симптомами. Задачами дипломной работы являются: 1. исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом детский аутизм; 2. ... ребенка это: диагностика отклонения на ранних этапах развития ребенка, своевременная терапия, психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте, выявление психологических особенностей аутичных детей, ...

Организм человека (ребенка — тем более) и особенно его нервная система от природы наделены огромным числом степеней защит, феноменальной пластичностью. Эти ресурсы компенсации поистине неисчерпаемы. Даже в самых тяжелых случаях этот «адаптационный буфер» достаточно велик, что и доказывает практика нейропсихологической коррекции. Просто нужно знать и понимать основополагающие закономерности этой драматургии и действовать строго в соответствии с ними, так же как мы, не задумываясь, пользуемся таблицей умножения.

Современные исследования позволяют расширить понимание неразделимых в своем единстве взаимоотношений между формирующимся мозгом (и шире — организмом) ребенка и его психическим развитием. Очевидно, что имеют место определенные (связанные с интимными механизмами генетики мозга человека как социального существа) требования к нормальному протеканию совокупности этих процессов.

Нейробиологическая предуготованность, морфо-функциональная зрелость той или иной мозговой структуры или системы должна:

  • опережать развитие конкретного психологического фактора (болевая чувствительность, тактильно-кинестетические способности, речевое звукоразличение и артикуляция, графические способности, пространственные представления и т.д.);
  • быть востребованной извне (и изнутри — организмом ребенка) этим фактором для прогрессивного увеличения своего морфо-функционального веса и роли. Иными словами: чтобы ребенок научился правилам гигиены, его нужно приучить к горшку, чтобы он заговорил — с ним нужно постоянно разговаривать, а чтобы стал рисовать — вложить ему в руку мел или карандаш и т.д.;
  • пройти период функционального оттормаживания, отступления на второй план по мере созревания более высокоорганизованных церебральных систем, готовых к данному конкретному моменту онтогенеза принять на себя актуализацию более сложноорганизованных психических процессов. Последнее опять должно быть востребовано извне и\или изнутри;
  • создать предпосылки для возникновения и наращивания новых степеней свободы межсистемных, иерархически построенных церебральных интеграций за счет сворачивания отторможенных, «свернутых» нейропсихологических образований.

Так поэтапно происходит мозговое обеспечение психической адаптации ребенка к тем канонам, которые предъявляются ему в процессе развития.

Стимуляция от социума и внешнего мира вообще превращает потенциальные ресурсы его мозга в актуальные и детерминирует характер его прогрессивного развития. Одновременно имеет место обратный процесс, особо ярко обнаруживающий себя на ранних этапах онтогенеза: именно состояние мозга и «предмозга» ребенка координирует и модулирует эффективность его взаимодействий с лавиной внешней информации и с самим собой.

Итак, нейробиологическая зрелость определенных зон, комплексов и систем мозга (подкорковых и корковых, правого и левого полушарий, связей — спаек, или комиссур — между ними) обеспечивает возможность адаптации ребенка к тем требованиям, которые предъявляются ему в процессе его развития. Но в условиях депривации общения ребенка с внешним миром в целом, и, прежде всего другими людьми, все эти церебральные (мозговые) механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации.

10 стр., 4504 слов

«Организация и методика обучения плаванию детей дошкольного ...

... более метров различными способами. ЦЕЛЬ: обучение детей дошкольного возраста плаванию закаливание и укрепление детского организма обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, ...

Подводя итог, можно сказать, что любая из психических способностей (равно как и способность к обучению) неразрывно связана с деятельностью определенных структур и систем мозга. Более того, нейробиологическое созревание этих структур должно опережать их функционирование как носителей психического. Развитие тех или иных аспектов психики ребенка, начиная с внутриутробного периода, прямо зависит от того, насколько созрел связанный с ним мозговой субстрат.

II. Базовой в нейропсихологии детского возраста

Базовой в нейропсихологии детского возраста аксиомой выступает представление о взаимообусловливающем единстве мозговых, психических и соматических (телесных, организмических) составляющих человека, существующего в природном и социокультурном окружении. Психическое развитие (и в детстве, и в зрелом возрасте, и в старости) является динамическим, иерархически организованным, системным энергоинформационным процессом.

В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, кожа и т.д.) и, очевидно, гомо- или биоэнергетическими каналами и меридианами. Эти информационные магистрали находятся в неразрывном постоянном взаимодействии, что и является базой для формирования многоуровневых ступеней и механизмов оптимальной адаптации ребенка к лавине внутренней и внешней информации. Их ведущая объединяющая роль как единственных претендентов на осуществление кардинальных многоуровневых связей определяется следующим. Они действительно всепроникающи, они единственные, кто реально пронизывает, охватывает без каких-либо зазоров всего человека «от макушки до пят» единой сетью.

Центральным «административным узлом» этих многогранных, интимных контактов является мозг. Еще в 30-х гг. ХХ века были получены данные, позволившие неопровержимо постулировать вывод о постоянном «забегании вперед» структуры перед функцией. То есть о том, что уже процесс раннего эмбриогенеза всегда опережает наличную функцию, как бы «заготавливая впрок» те структуры, которые будут востребованы, необходимы только в будущем поведении, после рождения, впоследствии.

Ведущая и интегрирующая роль нервных структур определяет единство эмбрионального развития как целесообразно направленного процесса. Эту закономерность мы назвали принципом опережающего развития нервных структур, который является характерной чертой развития всех хордовых. На следующей стадии возникают закладки остальных органов. Уже с момента закладки имеет место активная метаболическая связь между сомитами, то есть клетки, из которых впоследствии разовьются внутренние органы, мышцы и т.п. и частями нервной трубки, к которой они прилегают. Миграция элементов нервного гребня и образование спинальных ганглиев определяют сегментацию сомитов.

Так происходит формирование двигательного компонента системы в теснейшем переплетении с молекулярно-генетическими процессами. Возникает матрица, представленная нервной трубкой и ветвлениями ее первичных отростков в первичных органах. Эта матрица определяет направление дальнейшего эмбриогенеза. Эту закономерность можно назвать принципом нервной интеграции эмбриогенеза. В процессе своего еще внутриутробного развития и дальше, после рождения, ребенок развивался как единая, саморегулирующаяся система, функционирующая по программе, веками отработанной эволюцией.

5 стр., 2119 слов

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

... об этом не скажут). Отдельные индивидные свойства и их роль. Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные ... ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в ...

Церебральная репрезентация любого фактора инвариантна (к 2 годам она стагнируется окончательно и неизменно), что является фундаментальной психобиологической характеристикой человека как вида. Подвижной, гибкой является мозговая организация функции (межфункциональных связей и т.д.), которая и является системно-динамической совокупностью факторов.

Развитие идет по определенным канонам перераспределения функциональной активности мозговых структур и систем, но основные его векторы (системоорганизующий и системообразующий) стремятся к закреплению основных межполушарных и субкортикально-кортикальных факторных дихотомий — в этом залог его надежности.

IV. Принципиальной для нейропсихологии детского возраста является «взрослоцентрическая» модель рассмотрения онтогенетических перестроек и первичная точка отсчета от момента зачатия ребенка (включающая наследования по обеим линиям).

Взрослостремительный вектор обусловлен тем, что в реальности имеет место только один, равноудаленный от всех возрастов, периодов и вариантов онтогенеза (то есть объектов, которые мы сравниваем в ходе анализа) критерий — среднестатистическая для взрослого человека средних лет норма реакции данного фактора, функции, состояния или поведенческого феномена. Любой иной тип их сопоставления будет некорректным.

Иными словами, обсуждая тот или иной феномен в определенном возрасте (в норме или патологии), мы с неизбежностью должны поставить перед собой вопрос: «К чему, к какому результату стремится данный возрастной нейропсихологический альянс? Для достижения какой (подчас — весьма отдаленной) цели, зачем он сформировался или, напротив, регрессировал?» Естественно, что такой перспективный анализ однозначно требует противовеса в виде ретроспекции: «Когда, почему и как в онтогенезе сформировались (или нарушились, исказились) нейропсихологические предпосылки, «предфакторы» нынешней мозговой организации психической деятельности данного ребенка?»

Отвечая на эти вопросы, нейропсихология детского возраста руководствуется базовой нейробиологической аксиомой, согласно которой ничто в работе мозга не является важным и понятым (подчеркнем — «понятым!», а не «понятным»), если не рассматривается в контексте поведения.

V. В классической нейропсихологической парадигме эта аксиома сформулирована А.Р. Лурия: «Прежде чем ответить на вопрос, каковы основы того или иного психического процесса, необходимо тщательно изучить строение того психологического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить, и выделить в нем те звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга».

С позиций интересующей нас проблемы ответы на заданные выше вопросы в тезисном виде, очевидно, звучат следующим образом.

* Онтогенез подкорково-корковых взаимодействий стремится:

1) к закреплению баланса уровней произвольной и непроизвольной саморегуляции человека;

2) к стагнации приоритетного, доминантного, иерархического ранга, статуса произвольной саморегуляции в этой диаде;

8 стр., 3565 слов

Спинной мозг реферат для детей

... этого факта имеет практическое значение (чтобы не повредить спинной мозг при поясничном проколе, для взятия спинномозговой жид­кости или для спинномозговой анестезии надо вводить иглу шприца между остисты ... волокон. Эти волокна несут нервные импульсы от определенных ядер спинного мозга в его другие сегменты или служат для связи с третьими нейронами рефлекторной дуги, заложенными в передних ...

3) к дифференциации и межуровневому интегративному взаимодействию операциональных и регуляторных аспектов психической деятельности.

* Онтогенез межполушарных взаимодействий стремится:

1) к закреплению, четкой дифференциации с последующей интеграцией основной функциональной право-левополушарной дихотомии — «соматогнозис — речь»;

2) к использованию этого фундамента для формирования полушарных локусов контроля за протеканием всех форм и уровней психической деятельности в целом; то есть — для онтогенеза всех производных (от базовой) межполушарных дихотомий;

3) к созданию оптимального режима, паритетности парной работы полушарий мозга при условии их постоянной функциональной конкуренции\комплементарности, синхронности\реципрокности, взаимной активации\торможения и т.д.

Итак, различные виды, формы и уровни межполушарных асимметрий с очевидностью производны и подчинены именно основной: «соматогнозис—речь». Из вышесказанного следует, что пространственно-временные представления и эмоции, которые традиционно рассматривались как претенденты на «уникальный талант, специфическую роль правого полушария» являются по сути своей психологической организации производными от телесности, схемы тела человека. Они, безусловно, обеспечиваются, преимущественно правым полушарием, но такая латерализация обусловливается вторично, вследствие того, что именно справа организуется мозговое обеспечение «схемы тела», телесности человека. А пространственные представления и эмоциональные процессы, в принципе могут сформироваться как самостоятельные только после того, как сформируются в недрах и\или при непосредственном участии соматогнозиса

Онтогенеза без боли (абсолютно конкретной или абстрактной, когда «душа болит») не бывает, а ноцицептивная чувствительность — епархия нашего соматогнозиса. Соматогнозис может создать (мгновенно или на длительном участке нашего жизненного пути) ту степень непереносимости дискомфорта, которая заставляет нейропсихосоматическую систему инициировать кризисный период как отдельный поведенческий процесс.

По-видимому, сценарий именно таков: не столько внешние влияния, речь, мышление и\или эмоции, а гораздо менее романтичный соматогнозис предопределяет программное обеспечение фабулы кризисного периода. Очевидно, что в наиболее частотном варианте наша произвольная саморегуляция (программирование, целеполагание и т.д.) будет стремиться к максимальному удовлетворению его, соматогнозиса, потребностей. Хотя при достаточном уровне саморефлексии (и — соматорефлексии как ее инвариантной части) они будут пребывать в относительно паритетных отношениях.

Здесь и коренятся, очевидно, индивидуальные различия «зло- или доброкачественности» прохождения этих универсальных этапов развития. Именно ноцицептивная подсистема ретикулярной формации мозга — первая из всех сенсорных систем созревает к моменту выхода ребенка на свет.

Констатация места и роли соматогнозиса (наравне с речью) как системоорганизующей и системообразующей функциональную организацию мозга Высшей Психической Функции.

VI. Центральная, паритетная относительно речи, роль соматогнозиса в онтогенезе человека (особенно на ранних его этапах, в кризисных возрастах, в возрасте инволюции) отражена в афоризме одного из основоположников детской психиатрии в нашей стране В.В. Ковалева: «Ребенок — существо соматическое».

Действительно, ведь, например, освоение внешнего опто-мануального пространства или временных феноменов невозможно без сформированности схемы тела и, соответственно, соматической ритмологии (базиса для рефлексии времени).

Хотя бы по той причине, что именно схема тела является той моделью, архитектурным планом, который организует взаимодействие различных сенсо-моторных систем человека, без чего его внешняя пространственно-временная (равно как и эмоциональная) актуализация весьма проблематична.

Этот факт, очевидно, является неопровержимым аргументом в издавна ведущихся спорах о градиентах развития и сроках созревания правой и левой мозговой гемисферы. Правое полушарие «обречено» на более раннее функциональное созревание самим фактом латерализованного представительства в ней соматогнозиса, в котором заложены все базовые пространственно-временные факторы (предфакторы) и который, как известно, достаточно активен уже в эмбриогенезе. Это, очевидно, нейробиологически обеспечено интимной связью правой гемисферы с гипоталамо-диэнцефальными зонами, а, следовательно — специфическими адаптогенными (нейрохимическими и иммунными) системами.

VII. Одна из важнейших характеристик онтогенеза межполушарных взаимодействий заключается в том, что функциональная кортикализация и специализация левого и правого полушарий протекает не только гетерохронно и асинхронно и зависит от их взаимного обогащения. Прирост функционального потенциала правого полушария происходит, в первую очередь, за счет количественного расширения и усложнения внутреннего и внешнего перцептивных полей (в том числе и речевых) человека. Он однозначно зависит от полимодальной и эмоциональной насыщенности информации, структурных взаимодействий между идущими извне и изнутри самого ребенка потоками информации.

Аналогичный процесс в левом полушарии определяется, главным образом, не просто количеством и качеством поступившей из подкорковых структур и правого полушария информации, но продуктивностью и эффективностью ее вербализации (оречевления, означивания).

И, естественно, насыщенностью и количеством интериоризируемых, культурально (как в вербальных, так и в невербальных коммуникациях) опосредствованных паттернов поведения, социализированных канонов, правил и программ.

В этой связи хотелось бы отметить, что две базовые в нейропсихологии детского возраста концепции — «эквипотенциальности», или инвариантной латерализации (Э. Леннеберг, М. Газзанига и др.) и прогрессивной латерализации (М. Кинсборн и др.) — очевидно равноправны и не являются конкурирующими, поскольку описывают различные функциональные и процессуальные уровни, этапы психического цереброгенеза. Сегодня накоплено достаточно эмпирических доказательств безусловного приоритета каждого из них в соответствующие критические периоды детства. Иными словами, они не противоположны, но комплементарны друг другу, как комплементарны любые теоретические модели, описывающие реальный объект, каковым и является онтогенез межполушарных взаимодействий.

Данное положение становится очевидным и тем более актуальным, как только мы от изолированного рассмотрения линейной, «горизонтальной (межполушарной)» организации мозгового обеспечения психического онтогенеза переходим к объемной картине. Иными словами, рассматриваем онтогенетическую феноменологию в нейропсихологическом контексте взаимообусловливающего единства классических, многократно освещенных в отечественной и зарубежной литературе теории межполушарного взаимодействия и теории III функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.

Рис. 1 Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе

Очевидно, что речь идет, по сути, о единой трехмерной модели, которая должна быть получена путем наложения приведенных плоскостных изображений друг на друга. Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным.

Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т. д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

IX. Итак, системно-динамическое становление мозговой организации психических процессов актуально и на большом отрезке онтогенеза происходит от субкортикальных образований к коре головного мозга (снизу вверх), имея при этом системно-иерархическое строение. Оно стремится от правого полушария к левому (справа налево) и от задних отделов мозга к передним (сзади вперед).

Причем именно в правом полушарии происходит разворачивание, межмодальное обогащение психических функций и отдельных их аспектов (факторов), прежде чем таковой сфокусируется, «локализуется» в левом.

Очевидно, что такая динамика не исключает, а накладывается на унилатеральные подкорково-корковые связи (активизирующие, модулирующие и тормозящие) каждого из полушарий.

По мере созревания обобщающей и регулирующей функции речи (около 10—12 лет) все более актуальным становится обратный процесс: от левого полушария к правому (слева направо).

Он осуществляется также через многочисленные системы межполушарного взаимодействия. Вместе с тем предполагается, что этот направленный вправо процесс имеет более активную подкорковую компоненту, чем соответствующий, обсуждавшийся ранее левонаправленный.

Данная гипотеза представляется правомерной, поскольку таким только образом может состояться (с нейропсихологической точки зрения) онтогенез новой функциональной системы. Ведь система организуется вследствие влияния: 1) доминирующей мотивации, 2) максимально адаптивного для организма в целом конечного результата и 3) оптимального энергообеспечения, регуляторных\модуляторных и ритмологических механизмов. А перечисленное — либо полностью, либо опосредованно связано с функциональной специализацией субкортикальных структур мозга, которые, как не раз уже говорилось, создают фундамент корково-подкорковой и межполушарной организации психической деятельности человека.

Интериоризированные, многократно вербально (культурально, символически, концептуально) обозначенные межфункциональные паттерны (область «значения» по А.Н. Леонтьеву) частично вновь возвращаются под эгиду функционального локуса контроля правого полушария (то есть интегрируются в мотивационно-потребностную, аффективно и соматогностически индивидуально активируемую область «личностного смысла»).

Окончательно формируется истинно парное взаимодействие полушарий, в котором левому отводится контролирующая роль как носителю социально-адаптогенных механизмов в целостной «картине мира» человека.

Здесь, очевидно и кроется нейропсихологическая подоплека констатации: «Слово может вылечить, а может — убить». Она определяется двумя взаимосвязанными обстоятельствами. Первое определяется энерго-информационной насыщенностью и потенциалом самого слова, которые инициируют возникновение нисходящего вектора. Ведь понятно, например, что из нескольких синонимов, обозначающих одно и то же явление, субъективно значимым, «активирующим» для конкретного человека будет только один. А остальные — более или менее индифферентными для восприятия, а тем более — запоминания.

Второе производно от степени включенности, вовлеченности этого «слова» в ареал актуальной доминирующей потребности (опосредуемой, в первую очередь, гипоталамо-диэнцефальными системами).

При высокой степени такой изоморфности, паттерн доминирующей мотивации как бы притягивает к себе соответствующий вербальный. И начинается следующий, новый акт формирования мозговой организации психического процесса (снизу вверх, справа налево и т.д.)

Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются право- и левополушарные нисходящие (сверху вниз) контролирующие, модулирующие и активирующие влияния от передних (лобных) отделов мозга к субкортикальным образованиям. Здесь также очевиден функциональный приоритет левого полушария ввиду главной цели онтогенеза — формировании «образа Я» через ассимиляцию «внутреннего образа мира», то есть адаптации себя к социуму и обратно.

Эта модель оказывается валидной не только при анализе феноменологии раннего и позднего онтогенеза, критических периодов и экстремальных ситуаций, но и мозгового системно-динамического обеспечения любого актуально протекающего поведенческого акта человека.

III. Индивидуадьные особенности психического развития в детском возрасте

Гетерохронность созревания функциональных систем и их структурных компонентов обуславливается действием биологически и средовых условий, которые не могут быть одинаковыми для каждого ребенка любой одновозрастной популяции. Биологические условия, определяемые в первуюочередь уникальным сочетанием генов в генотипе каждого ребенка, задают межиндивидуальную вариативность ряда соматических признаков и свойств нервной системы. Средовые условия, как отмечал Л.С.Выготский, создают «единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Действие центрального видового механизма системогенеза — гетерохронии— для каждого ребенка опосредствуется, таким образом, разными сочетаниями биологических и средовых факторов, что и приводит к проявлению индивидуальных различий в созревании мозга, формировани и психических функций и поведения в целом.

Опережение или отставание в развитии различных компонентов психических функциональных систем, по сравнению с нормой, у каждого ребенка будет определяться особенностями индивидуальной генетической программы и конкретными средовыми условиями его развития. Действие этих условий проявляется в виде неравномерности развития высших психических функций, отражающей индивидуальные варианты их становления.

Можно выделить три основных варианта психического развития ребенка, рассматриваемых в нейропсихологи и детского возраста, в каждом из которых роль биологических (состояние нервной системы, мозга) и средовых факторов (социальная ситуация развития)может быть различной.

Нормальное (нормативное) развитие, предполагающее отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма, нервной системы ребенка и наличие благоприятной ситуации развития.

2. Отклоняющее (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы) развитие, предполагающее наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

3. Патологическое (нарушенное, измененное) развитие, предполагающее наличие неблагоприятных, мало компенсируемых биологических и/или средовых факторов, действие которых приводит к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения.

Первый вариант психического развития становится возможным при гармоническом взаимодействии биологических и средовых факторов и подразумевает соответствие психического развития ребенка соответствующим возрастным нормативным показателям.

Формирование отклонений в развитии (второй вариант) может возникать под действием биологических факторов, связанных с микрофункциональными нарушениями в работе нервной системы, возникающими в раннем возрасте, которые компенсировались спонтанно или направленно в ходе дальнейшего развития.

На отклонения в развитии могут влиять и средовые факторы, которые не приводят к повреждениям нервной системы, но могут повлиять на темпы ее созревания. Дети с отклонениями психического развития образуют группу риска неблагоприятного последующего развития. Компенсация, необходимая для устранения влияния неблагоприятных условий развития в случае отклонений в развитии, требует значительного вклада средовых воздействий.

3.1 Стадии формирования и развития структур головного мозга

Развитие ЦНС в преднатальный период

Сроки онтогенеза

Стадия эмбриона

2—3 недели

Формирование невральной пластинки

3—4 недели

Закрытие невральной трубки

4 неделя

Образование трех мозговых пузырей

5 неделя

Образование пяти мозговых пузырей

7 неделя

Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов

2 мес.

Рост мозговой коры с гладкой поверхностью

Стадия плода

2,5 мес.

Утолщение мозговой коры

3 мес.

Начало формирования мозолистого тела и роста глии

4 мес.

Рост долек и борозд в мозжечке

5 мес.

Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев

6 мес.

Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий

7 мес.

Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий

8-9 мес.

Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей

3.2 Этапы развития областей головного мозга и их функции

От зачатия до 15 мес.

Стволовые структуры

Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения

15 мес — 4,5 г

Лимбическая система

Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками

4,5—7 лет

Правое (образное) полушарие

Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления

7—9 лет

Левое (логическое) полушарие

Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук

8 лет

Лобная доля

Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и кооринация движений глаз: слежение и фокусирование

9—12 лет

Мозолистое тело и миелинизация

Комплексная обработка информации всем мозгом

12—16 лет

Гормональный всплеск

Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов

16—21 год

Целостная система интеллекта и тела

Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей

21 год и далее

Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей

Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков

IV. Cхемы нейропсихологического обследования

Перед тем как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.

1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

  • гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;
  • полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);
  • пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость;
  • колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;
  • выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез;
  • сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»;
  • соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т. п.

Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека. Причем уровня во многом жестко генетически запрограммированного, т. е. функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ).

Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практики чески достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.

2. Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора, т. е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.

Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, т. е. в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга, прежде всего его левого полушария. И, хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12-15 лет, к 7-8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

Говоря о понимании ребенком инструкций и их выполнении, необходимо подчеркнуть, что первоочередной задачей является дифференциация первичных трудностей от тех (вторичных), которые связаны у него, например, с недостаточностью памяти или фонематического слуха. Иными словами, вы должны быть абсолютно убеждены, что ребенок не только понял, но и запомнил все вами сказанное относительно предстоящего задания.

3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. Обследование проводилось, естественно, по тестовым программам «Альбома».

При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические — к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4-5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6-7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.

В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности — к 8 и 9 годам соответственно.

Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т. е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7-8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.

Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т. е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.

Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет).

Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т. п.

Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, остановимся на традиционной для нейропсихологии системе оценок продуктивности психической деятельности. В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:

  • «0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;
  • «1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора;
  • по сути «1» — это нижняя нормативная граница;
  • «2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
  • «3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

4. Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся: увеличение скорости и времени выполнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.

Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях (в том числе на следах памяти) в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а следовательно, помимо прочих преимуществ может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.

Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. В дальнейшем описании это оговаривается особо, но здесь хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к дихотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т. п., а пренебрежение ими — к неадекватной квалификации имеющейся феноменологии.

5. Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки испытуемого, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

6. Большинство проб, представленных в «Альбоме», даны в нескольких вариантах. Это позволяет, с одной стороны, использовать ряд из них для динамического исследования, а с другой — подобрать тестовый вариант, адекватный возрасту ребенка.

Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 6 слов) не следовали одно за другим.

7. Крайне важно как аксиому воспринимать тот факт, что ребенок всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т. д.).

Поэтому успешность вашего обследования (и последующей коррекции) однозначно будет коррелировать с тем, насколько полно будут представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать вам важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем — стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация (развитие способностей)», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Наиболее сформированными в детском возрасте являются двигательные функции, точнее, психомоторный уровень нервно-психического реагирования, в норме охватывающий весь младший школьный возраст. Поэтому развивать функцию внимания следует, опираясь на движение. В связи с этим одной из методик коррекции нарушений внимания является использование специального комплекса физических упражнений.

Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Методологически «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» опираются на современные (по А. Р.Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (прежде всего — в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).

Методически — на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Занятия отражают иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития. Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий).

Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.) и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения.

Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.

В нейропсихологическом контексте каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Это обеспечивает обоснованную возможность заново сконструировать и построить несформированную, ущербную или нарушенную высшую психическую функцию сначала во внешней, материальной форме («на рабочем столе»), а затем постепенно сократить ее, автоматизировать и перевести на уровень «в уме». Кстати, по такому же принципу происходит произвольное освоение или совершенствование любого навыка.

Заключение

Современный этап развития нейропсихологии, как детской, так и взрослой, во всем мире характеризуется экстенсивным развитием. В центре внимания нейропсихологов оказываются не только больные с органическими локальными поражениями мозга, но и пациенты с эндогенными, генетическими и функциональными расстройствами, индивидуальные различия нормального психического функционирования, специфические социальные ситуации развития (например, социальная депривация или билингвизм) и др. Причина расширения субъекта нейропсихологического исследования заключается, во-первых, в осо знании специалистами в разных областях психологии широких возможностей Луриевской нейропсихологической диагностики для постановки дифференциального и функционального диагноза пациентам с самыми различными отклонениями или атипиями развития. Во-вторых, современные методы нейронаук выявляют органические мозговые симптомы у больных с эндогенной и функциональной патологией, например при логоневрозе, шизофрении или аутизме. В-третьих, все более расширяется область нейрокогнитивных расстройств и их понимание как системных заболеваний, включающих специфические первичные и вторичные симптомы, а также третичные симптомы функциональных перестроек вследствие адаптации к болезни или особой социальной ситуации развития. В-четвертых, общепризнанным является сейчас понимание роли дизонтогенетического фактора в формировании различных нейрокогнитивных расстройств, что делает еще более значимым нейропсихологический анализ различных специфических ситуаций аномального или атипичного развития. Другой особенностью современного развития детской нейропсихологии (как, впрочем, и других разделов нейропсихологии) является тенденция «к расширению сферы приложения нейропсихологии с выходом ее за границы клиники и собственно патологических, болезненных нарушений психической деятельности человека, с обращением к изучению психики здоровых людей. В первую очередь это относится к тем случаям, когда по разным причинам обнаруживаются те или иные отклонения в функционировании психики и мозга, затрудняющие возможности адаптации человека в различных сферах жизни».

Задача сегодняшнего этапа развития детской нейропсихологии заключается в том, чтобы перейти от феноменологического описания случаев аномального развития ребенка к изучению взаимосвязи мозга, генетики, социологии и личности в формировании вариантов аномального или атипичного развития. Иначе говоря, основой современной детской нейропсихологии становится интегративный, мультидисциплинарный подход.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta/

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия /Под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. — М., 2003.