Особенности обучения дошкольников рисованию животных

Изобразительное искусство как один из предметов дошкольного учреждения занимает важное место в воспитании детей. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности дошкольника. Изобразительному искусству, особенно близкому дошкольникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Использование в процессе обучения детей изобразительной деятельности анималистических тем подтверждает необходимость с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.

Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных традиционных и нетрадиционных техник позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они способствую развитию воображения, фантазии.

Использование традиционных приемов при обучении детей рисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

21 стр., 10021 слов

Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного ...

... из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей. В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. ...

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что использование традиционных и нетрадиционных техник рисования животных не только развивает творческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира. Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость в связи с необходимостью с детства воспитывать гуманистическое отношение к окружающей среде.

Целью настоящей работы является описание технических приемов обучения дошкольников рисованию животных.

Предмет исследования – изобразительная деятельность дошкольников. Объект исследования – техника изображения животных.

Гипотеза исследования: предположим, что владение ребёнком техническими приемами обучения рисованию животных способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, приобщению его к миру природы.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности анималистического жанра в изобразительном искусстве, истории его развития и специфику использования произведений искусства анималистического жанра в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

2. Определить благоприятные педагогические условия, необходимые для ознакомления с анималистическим жанром дошкольников.

3. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем содержание и методы, способствующие эффективному обучению детей изображению животных, на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства.

Методологической основой исследования являются: эстетико-философское учение о единстве человека и природы, науки и искусства, нравственного и эстетического. Психолого-педагогические исследования в области воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, искусствоведческие положения о видовом и жанровом разнообразии искусства, принципах развития изобразительного искусства в историческом аспекте и его воспитательном значении.

Для решения поставленных задач в ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ искусствоведческой психологической и педагогической литературы; анкетирование; психодиагностические методы

( опрос, наблюдения, анализ детских работ, диагностические задания ); педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.

База исследования:

Практическая значимость: предложенные технические приемы рисования животных могут быть использованы воспитателем в процессе обучения.

Структура работы: Состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ

1.1 Анимали́стика как жанр изобразительного искусства

Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике[10,c.15]. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

5 стр., 2111 слов

Характеристика исследования в социальной работе

... другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами; 4. Границы будущего исследования (предварительная выборка); 5. Сроки проведения работ ( ... человека, отличающая ее и от инстинктивного поведения животных, и от хаотических, не ориентированных целью действий ... десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования. Задачи исследования могут быть различных типов: основные ...

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов

5 стр., 2329 слов

Ребенок и животное

... предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных. [5] 1. Живой уголок и его влияние на развитие детей Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней ... обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. [4] ...

Художник — анималист

Анималист-(от латинского animal — животное) Художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это такой жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни)[6,c.23].

Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Как уже было сказано выше, анималисты — это художники, у которых звери и птицы — главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Люди изображали животных с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были звериные головы. Так, у бога Анубиса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет — львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов — львов с человеческими лицами,— сделанные тысячи лет тому назад. Скульпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям. Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Известные анималисты:

Анималистика в русском искусстве XVIII-XXI веков

С утверждением в России XVIII века «светского» искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, «высокородных» животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация — «звериного художества мастер». Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии[7,c.19].

14 стр., 6949 слов

Формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов

... изобразительного искусства в целом и на примере книжной иллюстрации в частности. Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов. Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников - иллюстраторов. Предмет ...

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на «звериную модель» сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях — это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках (И.С.Клаубер «Изображение совы, пойманной на корабле близ Японского берега», 1813 — гравюра по рисунку с натуры В.-Г.Тилезиуса 1804 года).

В отдельную тему анималистического искусства выделяются кони. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников и скульпторов к этим красивым и выносливым животным. Среди работ на тему лошадей, особое место занимают графические работы А.О.Орловского («Раненая лошадь», 1809), Н.Е.Сверчкова (из «Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России», 1846-1852).