Межличностные отношения в спортивной команде

Введение

спортивный межличностный группа

Проблема взаимоотношений в спортивной команде является одной из наиболее актуальных проблем спортивной психологии. Создать необходимый психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду таким образом, чтобы все ее члены успешно взаимодействовали на поле, площадке, а также гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд. Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, возникновения и нормализации конфликтных ситуаций, управления спортивной командой помогает тренеру сделать боле эффективной деятельность всего коллектива.

Систематическое исследование групп и процессов, происходящих в них, начинается в начале 20-го столетия. Исследованию данной проблемы посвящены работы отечественных психологов Ю. А. Коломейцева, Ю.Г. Мутафовой, О.А. Ильина, Ю.Л. Ханина, М.И. Фролова, а также зарубежных психологов Р. Мартенса, А. Эйстера, Холландера, Х. Ленка, В.Е. Шафера и других.

В данных работах освещены как теоретические, так и практические вопросы, связанные с особенностями спортивных команд и взаимоотношений в них, излагаются результаты исследований, проводимых в рамках различных спортивных специализаций, предлагаются методы и тесты для изучения взаимоотношений в спортивном коллективе, которые могут использоваться в работе спортивных психологов и тренеров.

В то же время авторы указывают на необходимость дальнейших исследований проблемы, при этом особую значимость приобретают исследования, связанные с проблемой конфликтов в спортивных коллективах и методы их предупреждения и регулирования.

Важность научных исследований вызвана тем, что чем быстрее теоретический материал станет достоянием тренеров, тем раньше полученные знания реализуются в практическом результате.

Цель исследования: провести теоретическое исследование социально-психологических закономерностей, возникающих в спортивной команде.

Объект исследования: спортивная группа

Предмет исследования: межличностные взаимоотношения в спортивной группе

Глава 1.Теоретические исследования спортивной группы

1.1 Понятие спортивной группы

Спортивная группа

Существует множество понятий малой и спортивной группы. Представляется, что объединения людей, преследующие цель удовлетворить физический голод, устранить последствия гиподинамии, укрепить здоровье, не отвечают основному требованию спортивных групп — направленности на достижение высоких результатов — и, следовательно, не могут считаться таковыми. Видимо, спортивной группой следует считать группу, в состав которой входит не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами. Причем цель деятельности — достижение высоких личных и командных результатов — не должна противоречить общей для спортивной организации или общества цели.

20 стр., 9995 слов

Курсовая работа внеклассная и спортивно массовая работа в школе

... Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной. В нашей школе традиционно проходит спортивны праздник «Здравствуй школа!» который нравится всем и в который ...

1.2 Структура спортивных групп. Форм альные и неформальные структуры

Спортивная группа является чрезвычайно сложным в структурном отношении социальным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, или иерархической, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали («тренер — спортсмен») и горизонтали («спортсмен — спортсмен»), сплоченности и согласования и т.д. Каждая из этих подструктур и структура спортивной группы в целом делится на формальную и неформальную, так как эти структуры — суть формальных и неформальных групп.

Формальная структура

Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем, как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер-спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.

Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.

1.3 Размеры спортивных групп

Вопрос о верхних, нижних и оптимальных границах малых групп остается одним из спорных в настоящее время. Что касается нижних границ, то большинство исследователей считают, что в группе должно быть минимум два человека. Относительно же верхних границ такого единодушия нет. По данным одних, это 10-15 человек, по мнению других — 25-40 человек. Джеймс экспериментально установил, что малые группы, состоящие из двух человек, встречаются в 71% случаев, из трех — в 21%, из четырех — в 6%, из пяти — в 1,5% и из шести-семи — менее чем в 1% случаев.

5 стр., 2442 слов

Логика формальная и диалектическая

... знания с объектом, т.е. достижение объективной истины. Таким образом, диалектическая логика существенно отличается от логики формальной и математической, которые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в ... общую логическую структуру -- в противном случае люди просто бы не поняли друг друга и не могли бы объясниться; логика предполагает единство содержания и формы анализируемого ...

Работы некоторых советских психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6-7 человек. Это количество можно считать оптимальным для неформальной малой группы, так как оно позволяет:

  • А) быстрее и легче устанавливать контакты;
  • Б) лучше узнать личные качества и способности каждого;
  • В) в максимально короткие сроки, с минимальным искажением передавать информацию друг другу.

Что же касается объема формальной группы, то он всегда обусловливается задачами и целями, стоящими перед ней. Правила состязаний четко оговаривают, каким должен быть состав группы, команды, а поставленные задачи диктуют оптимальное количество людей для их решения. Правилами соревнований оговорено, что в таких видах спорта, как футбол, волейбол и баскетбол, на поле должны выйти соответственно 11, 6, 5 человек. Это количество спортсменов считается оптимальным для эффективного сопротивления противнику и достижения успеха. Если по каким-то причинам одна из команд остается на поле не в полном составе, она нередко терпит поражение от команды, играющей в большинстве и имеющей явное территориальное превосходство.

Таким образом, оптимальная численность спортивной группы или команды как формальной организации предусмотрена правилами соревнований и задачами, стоящими перед ней.

1.4 Признаки спортивной группы

Спортивной группе свойственны следующие признаки:

1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;

2) сплоченность, наличие чувства «мы»;

3) контроль над поведением членов группы;

4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в группе положению);

5) иерархия членов группы;

6) конформизм; приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок;

7) добровольность входа и выхода из группы;

8) стремление сохранить оптимальный объем группы;

9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);

10) стабильность;

11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен;

12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают свое удовлетворение или неудовлетворение;

  • Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые специфические признаки: направленность на достижение высоких личных и командных спортивных результатов;
  • специфичность ролевых действий;
  • относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов;
  • половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта);
  • специфичность мотивов вступления в группу и дальнейшего присутствия в ней;
  • спонтанность организации.

1.5 Возникновение и формирование межличностных отношений

6 стр., 2769 слов

Потребности и мотивы личности

... проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности ... поведения и отношения к миру. ... личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как ...

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений.

В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. Этот процесс в спортивной группе, команде нельзя рассматривать без учета движущей силы человеческих потребностей, направленности, системы ценностей. Структура человеческих потребностей сложна и многопланова. Выделяют пять уровней потребностей, выстроенных иерархично:

  • первый уровень — физические потребности: в пище, одежде, жилье, продолжении рода и т.д.
  • второй уровень — потребности, связанные с качеством питания, одежды, жилища, комфортом и т.д.
  • третий уровень — потребности в принадлежности к каким-нибудь группам, поиск признания, авторитета, уважения со стороны окружающих;
  • четвертый уровень — познавательные потребности: в знаниях, интеллектуальном и психологическом развитии;
  • пятый уровень — потребности в самовыражении, творчестве, самостоятельности, самоутверждении через проявление своих способностей, творческого труда.

У спортсменов высокого класса доминирующие потребности относятся к 3, 4, 5-му уровням. Однако наряду с ними могут возникнуть и потребности 1-го и 2-го уровней. Они могут даже стать доминирующими. Это зависит от личности спортсмена, системы его ценностей и конкретной жизненной ситуации, в которой он оказался.

Итак, возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

1) возникновение потребности и ее осознание;

2) превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

3) сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;

4) формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

5) установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;

6) возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений.

1.6 Мотивы межличностных отношений

11 стр., 5343 слов

Особенности деятельности тренеров

... Седьмая особенность – публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций ... особенно в юношеском возрасте, стремятся идентифицироваться с тренером, легко и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с ...

Существует точка зрения, что удовлетворение, которое получает индивид от спортивной деятельности, имеет для него такое же значение, как и число одержанных побед. Эти два показателя эффективности деятельности нельзя рассматривать независимо один от другого. Удовлетворенность в большей степени зависит от успеха команды, чем успех от удовлетворенности.

На эту взаимосвязь оказывает влияние мотивация, которую ряд исследователей (Холландер, 1967; Р. Мартенс, 1970) условно делят на:

1) мотивы достижения индивидом личных и командных результатов;

2) мотивы общения, которые позволяют рассматривать индивиду свою деятельность лишь как источник установления социальных контактов.

Американский психолог Р. Мартенс установил, что:

1) команды, у членов которых сильно выражены оба типа мотиваций, выступают более успешно; эти спортсмены больше удовлетворены своей деятельностью, чем те, у которых слабо выражен один или оба вида мотивации;

2) команды, сильно мотивированные на достижение цели и слабо на общение, добиваются более высоких результатов, чем команды с противоположной мотивацией.

По данным исследований мотивы занятий спортом оказались принципиально разными у студентов специализированного вуза и учащихся ДСШ. Из всех опрошенных студентов 75% ответили, что заниматься спортом они стали из-за «желания в будущем стать тренером». Большинство учащихся ДСШ (81%) ответили, что свои занятия они связывают с «желанием добиться высоких спортивных результатов». Цели и задачи, стоящие перед двумя различными звеньями образования, сформировались в установку, стали мотивами деятельности спортсменов, обусловившими характер межличностных отношений.

Анализ интерперсональных отношений спортсменов этих категорий показал, что у студентов и учащихся ДСШ предпочтения в выборе для совместной деятельности основываются на взаимном учете личностных качеств. 80% студентов и 90% учащихся ДСШ выбирают для совместных занятий и спаррингов тех, кто « добросовестно относится к занятиям», «является конкурентом, соперником, спортсменом, превосходящим в мастерстве».

У 25% студентов и 19% учащихся ДСШ, которые пришли в спорт для того, чтобы «достичь хорошего физического развития, здоровья, иметь красивое телосложение» и «проводить время с друзьями», мотивы межличностных отношений основаны на симпатиях, дружбе, общности интересов. Отношение таких спортсменов к деятельности не мотивировано достижением высоких результатов, и партнеров на тренировках они выбирают не для повышения уровня спортивного мастерства, а для удовлетворения потребности в общении.

Мотивы занятий спортом и характер межличностных отношений тесно связаны с результативностью деятельности. Как показали исследования, учащиеся ДСШ, которые строили взаимоотношения таким образом, чтобы через них удовлетворить основную свою потребность — добиться высоких спортивных показателей, — в итоге действительно повысили уровень спортивного мастерства по сравнению с теми, у кого мотивация занятий спортом сводилась к общению (в среднем прирост результатов равнялся 0,5 балла, максимальный прирост — 1).

Аналогичная картина наблюдалась и при анализе деятельности студентов: мотивированные на приобретение профессии имели высокий балл успеваемости.

10 стр., 4588 слов

Роль тренера в построении взаимоотношений тренер-спортсмен

... В современном спорте роль тренера играет важную роль во взаимоотношениях тренер-спортсмен. Одна из важных причин результативности спортсмена, хороший обще-благоприятный фон в отношениях тренера и спортсмена. Так же современный спорт ...

Нельзя сказать, что те, у кого основная направленность в межличностных отношениях — достижение высоких результатов, т.е. преобладает формальный мотив, совершенно лишены тяги к общению, что у них отсутствует неформальный мотив. Он также есть в их индивидуальной структуре мотивов. Однако главное — это соотношение формальных и неформальных мотивов.

Оптимальным для роста спортивного мастерства будет такое соотношение, когда формальные мотивы преобладают (по количеству) над неформальными или между ними существует равновесие. Преобладание неформальных мотивов ведет к безразличному отношению к деятельности, равнодушию к конечному результату.

Мотивы взаимоотношений с тренером строятся по такому же типу. Спортсмены, ориентированные на высокие результаты, с уважением относятся к своему наставнику в том случае, если их направленность и цели совпадают, если тот все делает для того, чтобы оправдать ожидания учеников. Как только в направленности и мотивах деятельности спортсмена и тренера появляется различная ориентация, сразу же у обеих сторон начинает формироваться отрицательное психическое состояние, переходящее в стойкое негативное отношение и открытый конфликт.

1.7 Виды взаимоотношений

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень).

Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

Формальные отношения в системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известен. Значительно труднее предугадать развитие неформальных отношений в этих системах, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Это обстоятельство осложняется еще и тем, что иногда наставнику команды приходится выступать в роли «играющего тренера». Граница между тренером и спортсменами в этой ситуации может оказаться весьма расплывчатой, что чревато снижением дисциплины, нарушением режима, нежеланием отвечать перед тренером за свои поступки и т.д. Тренер, если он «играющий», должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. В такой ситуации тренеру необходимо следить не только за своими действиями (техническими и тактическими), действиями своих подопечных, но и буквально за каждым своим и их жестом, поступком, т.е. за всем, что формирует межличностные отношения. Однако строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций. Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

12 стр., 5925 слов

Психологические особенности эффективного тренера

... личностные особенности, необходимые эффективному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли ... отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, ...

Также следует сказать, что в установлении правильных взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

Глава 2. Особенности взаимоотношений в спортивном коллективе

2.1 Особенности взаимоотношений в системе «тренерспортсмен»

В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60-70% зависит от деятельности тренера. Проводя со своими учениками по 6-7 часов в день при 2-3-разовых тренировках на протяжении 8-10 лет, тренер имеет возможность досконально изучить своих учеников, узнать все нюансы их характера, правильно воздействовать на психическое состояние в экстремальных условиях тренировки и соревнований. Вместе с тем такая долголетняя совместная работа, сопровождающаяся постоянными эмоциями с той или другой стороны, предъявляет большие требования к межличностным отношениям в системе «тренер — спортсмен». Интерес к факторам и причинам позитивных или негативных отношений привел к серии исследований, которые показали, что тренеры строят свои отношения с учениками, ориентируясь в первую очередь на их специфические спортивные качества, и только затем — на личностные, которые оцениваются под влиянием первых.

Спортивная деятельность предъявляет особые требования к физическим, интеллектуальным и специфическим качествам людей, решивших посвятить ей большую часть своей жизни. Естественно, что тренер должен подбирать учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Одаренность и талант спортсменов, помогающие эффективно решать специфические задачи, во многом определяют отношение тренера к ученикам.

Потребности и система ценностей тренера являются также очень важными факторами в установлении позитивных отношений между наставником и учениками. Дело в том, что тренер подбирает таких учеников, которые благодаря своим качествам и способностям могут реализовать на практике все его концепции и взгляды, воплотить его планы и замыслы в жизнь, содействовать ему в удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более высокий статус в обществе. Высокая оценка тренером специфических спортивных качеств учеников формирует у него позитивное отношение к их личностным качествам (происходит перенос отношений из одной сферы в другую).

Если же специфические качества спортсмена не отвечают тем требованиям, которые предъявляют деятельность и тренер, то тренер низко оценивает и личностные качества такого спортсмена. Тренер находится как бы в плену спортивных способностей своего ученика, иногда не замечая, а иногда сознательно игнорируя негативные качества его личности, когда он успешно решает поставленные перед ним задачи.

И третий важный фактор, определяющий межличностные отношения, — это представление тренера и спортсменов об их отношении друг к другу. Исследования показали, что если тренер видит негативное отношение к себе всех или некоторых учеников, знает о негативной оценке ими его профессиональных и личностных качеств, то, как правило, он относится к таким ученикам тоже негативно. Хотя при объективной оценке личностных и спортивных качеств учеников выясняется, что к этому у тренера не было никаких оснований.

13 стр., 6313 слов

Личность и педагогические качества тренера физической культуры

... материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому ... пример - лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования. Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять ...

Также на характер восприятия тренером своих учеников влияют и такие факторы, как пол, возраст, уровень спортивного мастерства и т.д.

До сих пор речь шла о путях формирования отношения тренера к ученикам, хотя характер этого отношения в немалой степени обусловлен и отношением спортсменов к тренеру. Исследования показали (Ю.А. Коломейцев, 1971-1980), что этот вид коммуникаций подчиняется тем же закономерностям, с той лишь разницей, что на отношение спортсменов к тренеру оказывает влияние еще и возраст. Так, новички с трудом оценивают профессиональные качества тренера, но более уверенно, правильно дают ему оценку как личности.

На отношение спортсменов к тренеру будут оказывать влияние их потребности, мотивация, направленность и система ценностей — факторы, которые формируются в процессе занятий самим же тренером.

Исследование проблемы мотивации занятий спортом показало, что все мотивы, побуждающие членов группы принимать участие в выполнении общего задания, можно условно разделить на два вида: мотивы достижения цели и мотивы общения. Работы Р. Мартенса в этом направлении показали, что спортсмены, мотивированные преимущественно на достижение цели, добиваются более значительных результатов, чем те, кто мотивирован в основном на общение. Эти же виды мотивов обусловливают отношение к тренеру. Если у юноши потребностью и мотивом в занятиях спортом становится достижение высоких результатов, то доминирующее влияние на его отношение к тренеру будут оказывать профессиональные качества последнего. Спортсмену в этот момент необходим такой тренер, который может помочь ему удовлетворить основную потребность — добиться высоких результатов. Чем больше тренер способствует этому, тем большим авторитетом и уважением он пользуется у данного спортсмена.

К факторам, в значительной мере определяющим отношение спортсменов к тренеру, следует отнести и представление их о том, как к ним относится тренер.

Между тем, как тренер относится к своим ученикам, и тем, как ученики представляют себе отношение к ним тренера, существует тесная связь. Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их по личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества. И наоборот. Однако истинная оценка тренером учеников всегда ниже оценки, существующей в их представлении. Спортсмены, напротив, во всех случаях оценивают своего тренера выше, чем он их.

Также, одним из основных факторов, определяющих отношение спортсменов к тренеру, является способность последнего создать все условия для удовлетворения учениками своих потребностей в спорте. Если речь идет об этих потребностях, то высокой оценки удостаиваются профессиональные качества тренера, который помог своим ученикам добиться высоких спортивных результатов. Если же речь идет об удовлетворении потребностей, не связанных со спортом, то чувства симпатии и уважения у спортсменов вызывает тот тренер, который в максимальной степени обеспечивает данные потребности.

10 стр., 4514 слов

Изучение психолого-педагогических особенностей личности тренера

... тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру ... ведущих качествах тренера. Различные исследования мастерства тренера показывают следующее. Доминирующими качествами тренера для ... 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, ...

Тренер, который способствует удовлетворению потребностей и в формальной, и в неформальной сферах, пользуется у своих учеников особым расположением и непререкаемым авторитетом.

2.2 Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен — спортсмен»

Поверхностное наблюдение за спортивной группой наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. На это есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д.

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.

Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволил установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды. Вместе с тем в командах, как правило, есть спортсмены, которые не пользуются никаким авторитетом. Более того, к ним относятся зачастую негативно, стараясь избежать длительных контактов, общаются с ними вынужденно, к их мнению и суждениям не прислушиваются. Это аутсайдеры группы. Кроме этих двух категорий есть спортсмены, занимающие как бы среднее, промежуточное положение. Они не имеют популярности лидеров, но их не игнорируют, как аутсайдеров.

Все взаимоотношения в команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Они характеризуются прочностью только там, где участвующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус. В командах, где проводились исследования, и лидеры и аутсайдеры в выборе партнеров не только для совместных тренировок, официальных соревнований, но и для проведения свободного времени ориентировались, как правило, на тех, кто имел примерно такой же статус, что и они сами. Но между лидерами и аутсайдерами если и были какие-либо связи, то весьма слабые и вынужденные.

Такой характер межличностных контактов объясняется, прежде всего, стремлением представителей каждой подгруппы поддерживать связи с себе подобными.

Совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменами слишком разной квалификации отрицательно влияет на их психическое состояние. Для лидеров это связано с потерей удовольствия и радости от успешно выполненных элементов, технических приемов, снижением интереса, эмоционального настроя и желания тренироваться. Вой выбор партнеров в формальной сфере общения они объясняют тем, что со спортсменами низких разрядов неинтересно тренироваться, так как в их действиях много технического брака, они выполняют задания с меньшей скоростью и т.д.

Аутсайдеры свое нежелание выполнять соревновательные и тренировочные упражнения с лидерами группы объясняют тем, что последние сковывают их движения, действуют угнетающе на психику, а своими замечаниями и выражением неудовольствия вносят нервозность и суетливость. Поэтому на соревнованиях, в которых принимают участие и лидеры, и аутсайдеры, мысли аутсайдеров концентрируются не на предстоящих технических действиях и результате, а на сравнении шансов на успех, оценке своих возможностей, реакции близких людей, зрителей и т.д.

В связи с этим для проведения учебно-тренировочных занятий на высоком уровне, с наибольшей пользой для спортсменов любой квалификации тренеру необходимо формировать команду с учетом тех взаимоотношений, которые могут возникнуть из-за разного уровня спортивного мастерства ее членов. Вместе с тем если сформировать тренировочные подгруппы из равных по мастерству спортсменов, то лидеры получат, во-первых, возможность совершенствовать свои профессиональные качества, а во-вторых, максимальное удовлетворение от занятий. Аутсайдеры же, хотя и попадут в условия хорошего социально-психологического климата, не будут иметь возможностей для быстрого роста спортивного мастерства.

Поэтому тренеры применяют спарринги аутсайдеров со спортсменами, стоящими несколько выше по мастерству, с теми, кто относится к середине иерархической структуры группы. Тренировка с таким партнером, по данным Б. Карольчак (1971), возбуждает желание превзойти его. Опыт, навыки, приобретаемые спортсменом в подобных спаррингах, позволяют считать их одним из эффективнейших методов физической и технической подготовки отстающих спортсменов. Такая расстановка членов команды верна не только с методической точки зрения, но и с психолого-педагогической.

Описанный тип взаимоотношений характеризует такую спортивную группу, в которой есть спортсмены, резко отличающиеся друг от друга по квалификации. Но в спорте высших достижений команды укомплектованы спортсменами с примерно одинаковым уровнем мастерства. И, тем не менее, в этих командах существует иерархическая структура, поскольку лидеры и аутсайдеры могут появляться и в связи с другими, более значимыми для них в этот момент факторами, составляющими их систему ценностей, отношений, ориентаций. Сходство и различие по этим ценностям обусловливают тот или иной характер взаимоотношений.

Отношения, складывающиеся в спортивных командах, находятся в динамике и непрерывно меняются. Изменения эти происходят или в ответ на какие-то внутренние события, или под воздействием факторов субъективного порядка (изменения личностных качеств, поведения, мотивации, целей и т.д.).

Тренер должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности и принимать соответствующие меры. Работа эта трудная, требующая кроме педагогических и психологических знаний большого профессионального опыта, такта, искренности и заинтересованности.

Например, рост спортивного мастерства, влияя на формирование статуса спортсмена, в свою очередь, в свою очередь зависит от изменения статуса. Неблагоприятный эмоциональный фон, на котором происходит подготовка спортсмена, занимающего низкое положение в группе, психологический дискомфорт отрицательно влияют на его настроение, создают нервозность, эмоциональную неустойчивость, которые, в конечном счете, сказываются на продуктивности тренировочных занятий. В итоге ухудшаются результаты, снижается уровень спортивного мастерства.

Следовательно, изменение социально-психологического климата в группе, проведение психолого-педагогической работы в этом направлении должны способствовать более полному раскрытию спортивного таланта аутсайдеров.

Приступая к изменению взаимоотношений в группе, необходимо помнить о трех наиболее важных моментах, влияющих на предстоящую психолого-педагогическую работу. Прежде всего, это способности спортсмена, наличие у него специфических спортивных качеств. Описанная деятельность тренера и команды очень трудоемка, требует самоотдачи, и поэтому будет оправдана лишь в том случае, если спортсмен, оказавшийся в межличностной изоляции, заслуживает их участия, достоин их внимания за свое дарование и мастерство. Если же он не обладает способностями в данном виде спорта и не представляет ценности для команды как спортсмен, то вряд ли имеет смысл проводить работу по изменению его статуса. В подобном случае тренер должен лишь следить за тем, чтобы не возникали конфликты, не нарушалось установившееся психологическое равновесие.

Другим моментом является определение его референтной группы, т.е. тех людей, мнением которых он более всего дорожит, поведение и поступки которых принимает за эталон для себя. Знание референтной группы помогает выяснить, насколько спортсмен ценит мнение той группы, в которой он тренируется. Если референтная группа находится за пределами спортивной, то обструкция и психологическая изоляция со стороны ее членов не будут тревожить «аутсайдера». Уверенность его в себе и удовлетворение своим положением в группе основываются на одобрении его поведения значимыми для него лицами. Третьим фактором, способным усилить или ослабить психолого-педагогическую работу, является представление аутсайдера о своем положении в группе. Не осознавая и не чувствуя своего низкого статуса, аутсайдер расценивает собственное положение в группе как благоприятное, представляя, что он пользуется расположением и авторитетом у ее членов.

В заключение следует сказать, что создание благоприятного социально-психологогического для лиц, находящихся в изоляции или имеющих низкий психологический статус, иногда может быть тем методическим приемом, который необходим для роста и расцвета спортивного мастерства. Естественно, что многообразие спортивной жизни, обилие различных ситуаций, на которые в каждом конкретном накладывают отпечатки индивидуальные и личностные особенности спортсменов и тренеров, не позволяют давать строгие рекомендации по изменению межличностных отношений. Однако в принципе подобная работа, проводимая с учетом специфики момента и особенностей ее исполнителей, не только возможна, но и целесообразна.

2.3 Конфликты в спортивном коллективе и методы их регуляции

Развитие общества, коллектива, личности невозможно без борьбы противоположных идей и позиций, столкновения различных точек зрения и мнений, преодоления противоречий и разногласий, застоя и косности.

Бесконфликтная жизнь — иллюзия. Особенно иллюзорной она представляется в спорте. Во-первых, потому, что смысл спортивной деятельности, ее главная содержательная сторона заключается в стремлении спортсмена или команды к победе, первенству, превосходству над противником, которое достигается в результате соревнования идей и стратегий, соперничества в силе, ловкости, техническом мастерстве. Во-вторых, спорт, как всякая социальная система, подвержен тем же законам поступательного развития, что и все общество. В спорте, как и везде, новое, прогрессивное отстаивает право на существование в борьбе, в преодолении консерватизма и устоявшихся форм и взглядов.

В теории психологии под конфликтом понимают «действие одновременно примерно равной силы, но противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения».

Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Это активное неприятие идей, методов и способов деятельности, спор и разногласие по вопросам морали, нравственности и манеры поведения. Анализ различных конфликтных ситуаций позволил выделить некоторые их разновидности. Прежде всего, конфликты следует различать по направленности, значимым системам ценностей, потребностям, идейной убежденности тех людей, которые в них участвуют. Естественно, масштаб конфликтов и количество участвующих в них людей могут быть различными. По этому признаку можно выделить: социальный, межгрупповой, межличностный и внутриличностный конфликты. Все эти разновидности конфликтов присущи спорту и в той или иной форме проявляются в нем. Но на международных соревнованиях происходит столкновение различных политических интересов, поэтому выступления спортсмена или команды — это не только дело спортсмена или тренера, это и характеристика той социальной среды, того класса, общества, которое они защищают.

Межгрупповой конфликт возникает в момент состязания команд или спортивных групп. Он проявляется не только в командных, но и в индивидуальных видах спорта, не только в единоборствах, но и там, где спортсмены лишены контактов друг с другом.

Однако публичность межгрупповых конфликтов в разных видах спорта различна. В таких видах спорта, как хоккей, футбол, гандбол, бокс, они очевидны для всех, проявляются ярче и встречаются чаще, нередко принимают крайне обостренные формы, выражающиеся в агрессивном поведении по отношению к сопернику (толчки, удары, сбивания, запрещенные приемы и т.д.).

В плавании, легкой атлетике, прыжках на лыжах с трамплина, прыжках в воду, гимнастике хотя и нет прямых контактов между спортсменами противоборствующих команд, тем не менее, конфликт существует тоже. Мы нередко становимся свидетелями коллизий различных потребностей, спора стратегий, взглядов и принципов, идей и замыслов, присущих целым командам, воплощенных в различных проявлениях деятельности спортсмена.

Межличностный конфликт

Своеобразно, неповторимо, а порой непредсказуемо бывает поведение спортсмена или тренера в межличностном конфликте.

Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психическую напряженность конфликтующих личностей, всего коллектива. Повышенная эмоциональная возбудимость мешает пониманию смысла слов и поступков, обостряет чувство обиды и неудовлетворенности. Спортсмен, будучи в состоянии психической напряженности, в любом действии, жесте противника видит негативный смысл, враждебность, делает необоснованные и преувеличенные обобщения, приписывает ему несуществующие отрицательные черты, судит о нем всегда категорично, без глубокого анализа причин его поведения. Каждый из конфликтующих остро ощущает только то, что претерпевает в конфликте он, какие страдания и переживания приходится испытывать ему. Собственные ответные действия кажутся незначительными, не приносящими желаемого эффекта. Для их усиления разрабатываются такие пути, средства и методы воздействия на противника, которые смогут принести ему больше страданий, неприятностей и вреда.

В таких отрицательных взаимоотношениях совершенствуется негативная эмпатия — способность наносить противнику страдания, осознавая и понимая, что он должен при этом испытать.

Межличностные конфликты могут быть: по времени протекания — длительными и кратковременными; по направленности — обоюдными, двухсторонними, и односторонними; по форме проявления — скрытыми и открытыми; по последствиям — разрушительными и созидательными; по замыслу — намеренными, имеющими цель, и преднамеренными; по сфере, в которой они возникают — деловыми и бытовыми, неформальными. Предлагаемая классификация конфликтов далека от полноты и завершенности; это чрезвычайно сложная и многосторонняя проблема, совершенно не разработанная в спорте.

Все перечисленные разновидности межличностного конфликта имеют свои мотивы и причины. Одни из них обусловливают возникновение нескольких конфликтов, являясь как бы генераторами напряженности любых отношений и в любых сферах общения. Другие создают напряженную ситуацию определенной направленности и только в определенной сфере. Все разнообразие конфликтообразующих мотивов можно объединить в десять основных групп.

1. Уровень специфических качеств

2. Росто-весовые данные спортсменов

3. Различия в психофизиологических характеристиках

4. Качества личности взаимодействующих сторон

К личностным качествам, проявляющимся в формальной сфере общения, следует отнести: у тренеров — 1) отсутствие выдержки, способности терпеливо ждать конечного результата реализации своих планов; 2) неумение анализировать; 3) недисциплинированность; 4) отсутствие требовательности и настойчивости в достижении поставленных целей и т.д.; у спортсменов — 1) неисполнительность и неспособность подчиняться; 2) недисциплинированность; 3) отсутствие мужества, способности пойти на риск; 4) неумение переносить (терпеть) максимальные нагрузки; 5) нежелание принести себя в жертву командным интересам, прийти на помощь и т.д.

Воздействие этих качеств на конфликтную ситуацию усиливается или ослабляется в зависимости от стиля руководства тренера.

Некоторые из этих причин вызывают весьма большой процент конфликтных ситуаций. Так, 48% конфликтов между тренером и спортсменами в индивидуальных видах спорта (плавании, прыжках в воду, легкой атлетике) и 53% в командных (водном поло, волейболе, гандболе) происходит из-за недисциплинированности спортсменов. Из-за нарушения режима на сборах и соревнованиях конфликты в индивидуальных видах спорта возникают в 48% случаев, а в игровых — в 13.

К личностным качествам, проявляющимся в неформальной сфере общения, которые могут быть причиной негативных отношений, относятся: 1) субъективизм и пристрастность в оценках; 2) низкая эмпатия, неспособность проникнуть в душевный мир ближнего, отсутствие сочувствия и переживания; 3) демонстрируемое высокомерие, превосходство; 4) самовлюбленность, эгоистичность; 5) злорадство по поводу неудач, недоброжелательное отношение; 6) меркантилизм, стремление во всем получить личную выгоду; 7) неискренность, лживость; 8) агрессивность, грубость; 9) отсутствие чувства справедливости; 10) стремление любыми путями завоевать лидерские позиции, подчинить себе окружающих.

5. Разногласия между спортсменами, тренером и спортсменами

1) направленности, системы ценностей; 2) взглядов на систему средств и методов подготовки; 3) различных жизненных процессов, своих и чужих поступков, действий; 4) целей и задач, а также необходимости их достижения; 5) отношения к деятельности, к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Результаты исследований показали, что именно отказ спортсменов самоотверженно трудиться, выполнять задание тренера так, как оно того требует, приводит в 66% случаев к конфликтам в индивидуальных видах спорта и в 40% случаев в игровых.

Причины, составляющие эту группу, настолько конфликтообразующие, настолько существенны во взаимоотношениях, что нередко, вызвав противоречия в одной сфере общения, способствуют их переносу в другую, доводя иногда отношения до разрыва.

6. Причины, кроющиеся в процессе общения, межличностных контактов и

Если, например, ученик ожидает от тренера участия, поддержки, совета в трудной ситуации, а встречает грубое обращение, то, естественно, это порождает обиду, затаенное озлобление, скрытый конфликт, который после повторных подобных поступков тренера перейдет в открытый конфликт в форме противодействия, агрессии.

Негативные психические состояния

Эти психические состояния могут быть не только причинами, но и следствием предыдущих конфликтов, результатом определенной деятельности, поступков и т.д. А так как межличностные отношения динамичны, то психические состояния, являющиеся следствием чего-то, могут выступать в роли причин очередных конфликтов.

Кроме перечисленных групп причин, вызывающих конфликты, на взаимоотношения членов спортивного коллектива действует еще масса факторов, среди которых необходимо выделить:

А) спортивно-производственные,

Б) организационные,

В) бытовые.

К спортивно-производственным причинам, Причинами организационного порядка

бытового характера

Конфликты перечисленных видов происходят и проявляются в общении, во взаимодействии личности с другими людьми. К этой группе конфликтов не относится только внутриличностный конфликт, который характеризуется внутренней борьбой в человеке отношений к двум ценностям, долга и желания, системы ценностей и требований ситуации, принципов жизни и потребностей. В конечном счете, такая борьба приводит к выбору, формированию какой-то точки зрения, определенному поступку, который затем может стать для личности жизненной позицией, нормой поведения.

Межличностные конфликты также имеют свои позитивные и негативные стороны. Одни из них помогают спортсменам и тренерам добиться взаимопонимания, выяснить принципиальные позиции и устранить недоразумения, наладить хорошие отношения и положить начало здоровой критике и самокритике. Другие, наоборот, снижают активность и продуктивность деятельности как отдельного спортсмена, так и всего коллектива, приводят к невростении и различным патологическим реакциям, поднимают эмоциональную напряженность и тревогу, способствуют формированию группировок и развитию таких низменных качеств, как злость, мстительность, желание нанести боль и обиду, разлагают дисциплину и т.д.

Представляется, что в силу занимаемой тренером позиции в коллективе управление конфликтами в группе должен взять на себя именно он. По данным отечественных исследователей, 62% тренеров в индивидуальных видах спорта и 84% в командных, первыми ищут пути к нормализации отношений в коллективе. Устранение конфликта — дело чрезвычайно тонкое, требующее большого педагогического мастерства и обладания целым комплексом необходимых качеств.

Безусловно, прежде чем устранить конфликт или возбудить его, когда он нужен, тренер должен не только тщательно продумать свои действия, но и предвидеть действия своих учеников, их реакции и поступки, что возможно лишь тогда, когда он имеет исчерпывающие знания о личностных качествах спортсменов и о сложившейся ситуации.

Заключение можно сделать из последнего параграфа но надо добавить еще и несколько выводов, вытекающих из всей работы.

Заключение

Спортивный коллектив

Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, в котором он наиболее полно реализует свои физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувственную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П. В. Симонов).

Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. По данным Ю. Я. Рыжонкина (1976) чаще всего негативно переживают эту ситуацию игроки маргинального статуса, не входящие в основной состав, но постоянно готовящиеся к участию в игре. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутригрупповых отношений.