«Взаимосвязь интеллекта младших школьников и их статусного положения в коллективе»

Актуальность данной темы: необходимость активизации интеллектуальных ресурсов на­шего общества является одним из важнейших условий пре­одоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частнос­ти, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способ­ность человека понимать других людей и самого себя, свои вза­имоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, пре­вращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность челове­ка не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интелли­гентному человеку.

Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю­щий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема за­нимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития интеллекта детей данного возраста; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

Интеллект определяется как активный процесс установления отношений между явлениями внешнего мира. С точки зрения Ж. Ж. Пиаже, ребенок является биологическим существом вынужденным постепенно адаптироваться к окружающей его общественной среде, где полная социализация произойдет лишь к подростковому возрасту. Развитие интеллекта происходит в соответствии с этапами (от сенсорно-моторного к понятийному интеллекту).

10 стр., 4912 слов

Роль личности педагога в воспитательном процессе

... многих других. Цель курсовой работы: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности. Объект исследования: личность педагога в воспитательном процессе. Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс. Задачи исследования: на основе ...

По представлениям современных ученых, интенсивное развитие интеллекта происходит на ранних этапах жизни человека, а именно: «…к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми – наполовину, а к восьми годам на три четверти» (Н. С. Лейтес).

Интеллект ученика (как система умственных способностей) отражается в интеллектуальных умениях, которые становятся зримыми в учебной деятельности (Л. П. Терентьева).

Отметим, что интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др. многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних кассах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных класса условий обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способа решения задач .

При анализе доступной нам литературы эти вопросы в научных исследованиях не отражаются, поэтому мы решили разработать эту тему.

Тема данной курсовой работы – «Взаимосвязь интеллекта младших школьников и их статусного положения в коллективе».

Объектом исследования, Предмет: взаимосвязь статусного положения младших школьников с его интеллектом., Цель работы:

В данной работе решались следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятия «интеллект» и «статусное положение».

  2. Определить характер взаимосвязи статусного положения и интеллекта младших школьников.

  3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Гипотеза: мы предполагаем, что статусное положение младших школьников в коллективе находится в прямо-пропорциональной зависимости от уровня развития его интеллекта.

Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования «Взаимосвязь интеллекта младших школьников и их статусного положения в коллективе» и диагностические методы социометрия Дж. Морена «Выявление статусного положения ребенка в коллективе» и методику Равена «Для определения уровня интеллекта».

13 стр., 6422 слов

Практическое исследование одаренности младших школьников

... исследования: одаренность. Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми. Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы ... интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности ... Нынешним школьникам приходится ... младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, ...

Структура курсовой работы представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.

Курсовая работа состоит из 2 глав.

В I главе рассматриваются понятия интеллекта, виды интеллекта, особенности развития интеллекта младших школьников, диагностика интеллекта, а также про коллектив младших школьников и отношения между ними.

В II главе описывается краткая характеристика класса, выявляется статусное положение ребенка, определяем уровень интеллекта, подводим итоги исследования и интерпретируем.

Так же в работу входят: заключение, представленное выводами по теме исследования, список использованной литературы и приложения.

    1. Понятие интеллекта.

Как известно, способности человека можно разделить на

  • общие способности (способность к выявлению законо мерностей, общий уровень интеллекта);

  • модально общие способности (вербальный интеллект, ну мерический интеллект (позволяющий осуществлять вы­ числения), пространственный интеллект, технико-практи ческий интеллект);

  • специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными ви­ дами деятельности: музыкальные способности, техничес­кие способности, артистические, педагогические способ ности и пр.);

  • частные способности (уровень развития психических по­ знавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

Совокупность познавательных процессов человека определя

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

9 стр., 4401 слов

Гениальность, задатки и способности великих людей

... гениальность определяется как «наивысшая степень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и ... истинным и прирожденным гением, а не просто результатом патологической экспансии нашего человеческого интеллекта, ... Раз потенциальная гениальность отсутствует -- делать нечего, великого не будет. Но есть и оборотная ...

Какова структура интеллекта? Существуют различные

Позже Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он называл первичными умственными потенциями. Он выдели семь таких потенций:

  1. счетную способность , т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметическими действия;

  2. вербальную гибкость , т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

  3. вербальное восприятие , т.е. способность понимать устную и письменную речь;

  4. пространственную ориентацию , или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

  5. память ;

  6. способность к рассуждению ;

  7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс – понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

потенциальный интеллект,

интеллект А

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна

Интеллект (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др .

Несмотря на не утихающий в течение десятков лет интерес к

10 стр., 4626 слов

Познавательная способность человека

... органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности человека через свои ... на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам ... рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление. Обычно в чувственном познании, ...

Как справедливо заметила А. Анастази, «интеллект следует рассматривать скорее как описательное, чем как объяснительное понятие». Вероятно, именно поэтому каждый автор, давая собственное определение интеллекта, описывает либо состав включенных в него мыслительных операций (тем самым часто отождествляя интеллект и мышление), либо его функции, назна чение в жизни и деятельности человека, не раскрывая при этом его сущности.

Так, в философском энциклопедическом словаре интеллект

Представители когнитивной психологии предлагают опреде­

Весьма распространен подход к пониманию интеллекта с

Особое место занимает позиция М.А. Холодной, рассматри­

Итак, говоря об интеллекте, следует признать его особой

Структура интеллекта. Независимо от того, на каком подхо­

Классическим примером многофакторной теории интеллекта

Заметим, что такой подход хотя и интересен с теоретической

Другая группа концепций базируется на идее наличия общего

Кроме общего фактора Спирмен включил в свою модель специфический фактор

Наиболее последовательным сторонником и продолжателем

Исследования интеллекта Р. Кэттелла позволили выделить в

В дальнейшем идея общего интеллекта была взята на вооруж

Какую бы концепцию, раскрывающую сущность интеллекта, мы ни предпочли, как только мы обращаемся к личности (субъ­ екту) как носителю интеллекта, закономерно встает вопрос: как можно не только описать интеллектуальную составляющую структуры личности, но и измерить ее.

Идея измерения интеллекта получила свое наиболее полное

Однако многочисленные исследования интеллектуального

1.2 Виды интеллекта.

Интеллектуальное поведение это такое поведение, когда человек выполняет только те задачи, которые продвигают его к намеченным целям. Мы охарактеризовали интеллект, как способность отказываться от бесполезных и неэффективных видов деятельности в пользу более эффективных. Так же мы отметили, что высшее образование не является определяющим фактором успеха. В наше время многие стремятся получить второе, и даже третье высшее образование. Как показывает практика, отсутствие высшего образования не является препятствием для достижения успеха. В рейтинге 500 богатейших людей планеты, подготовленном журналом Forbes, 33% позиций занимают люди, не получившие университетских дипломов. Более того, среднестатистический миллиардер без высшего образования «стоил» на 140 миллионов больше, чем его образованный коллега. Наиболее состоятельными людьми без высшего образования ныне являются, например, создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс, бросивший Гарвардский Университет, его соратник Пол Аллен покинул аудитории Университета штата Вашингтон, основатель компании Oracle Ларри Эллисон недоучился в Иллинойском Университете, Майкл Делл, создатель компьютерного гиганта Dell, некогда отказался тратить время на учебу в Университете Техаса. Генри Форд никогда не учился в высшей школе. Но это обстоятельство не помешало ему создать

5 стр., 2403 слов

Роль эмоций в жизни человека

... продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их ... В то же время имеются данные (Янкина, 1999), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже - с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта ...

первый в мире автомобиль с четырехтактным двигателем и автомобильную компанию — одну из крупнейших в мире. Гений изобретательства Томас Эдисон сам не имел формального образования и в ряде областей демонстрировал поразительное невежество, однако, это не помешало ему дать миру более тысячи изобретений, среди которых были такие, как электрическая лампочка, фонограф или граммофон, электровоз, щелочной аккумулятор, оригинальный способ обогащения железной руды и предсказать грядущую эру железобетонного строительства. Все эти примеры показывают, что высшее образование не является залогом карьерного роста или успеха в бизнесе. Чаще бывает так, что высшее образование является тормозом на пути к успеху, так как многие люди, получившие высшее образование, думая, что они уже получили достаточно знаний, закрывают свой разум, перестают получать новые знания и расширять свой кругозор. В результате они лишь становятся хорошими специалистами среднего звена.

По мнению выдающихся людей, самые важные качества для достижения успеха — это честолюбие, вера в себя и упорство. Интеллект человека не определяется наличием красного диплома. Наполеон Хилл, в своей книге «Думай и богатей» определяет интеллектуального человека, как человека, который научился получать от жизни все, не нарушая прав других людей. Как мы уже говорили, для достижения полного успеха в жизни необходимо обладать более широкими знаниями, чем может нам дать школа и институт, следовательно, интеллект, это нечто большее, чем набрать высокий бал по IQ-тестам. Существует множество примеров, когда люди, с высоким коэффициентом IQ, образованные, начитанные и эрудированные имеют низкий уровень жизни, и всю свою жизнь работают на низкооплачиваемой работе. Мир полон образованных изгоев. Последние исследования психологов показывают, что интеллект человека состоит как минимум из12 составляющих:

1. Логический интеллект. Эта одна из основных составляющих интеллекта. Это способность логически мыслить, правильно расставлять приоритеты, верно определять направление и последовательность действий, умение видеть причинно-следственные взаимосвязи между событиями. Умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Умение строить алгоритмы и разрабатывать стратегии и планы достижения целей. Эти способности позволяют составлять детальные продуманные планы, что является незаменимым качеством в достижении успеха. Это качество позволяет предугадать, как будут развиваться события, в зависимости от действий. Наша жизнь чем-то похожа на розыгрыш шахматной партии. Поэтому стратегическое мышление, умение видеть взаимосвязи, строить планы и просчитывать свою жизнь на несколько шагов вперед играет очень важную роль в вашей жизни.

23 стр., 11336 слов

Особенности развития интеллектуальных способностей детей

... и приложений. 1. Теоретические аспекты процесса развития интеллектуальных способностей у детей 1.1 Сущность понятий «интеллекта» и «интеллектуальных способностей» В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную ...

2. Вербальный интеллект. Это способность разговаривать, владение языком, словарный запас, красноречие. Умение хорошо понимать и использовать речь является важным компонентом успеха в любой области, где требуется контакт с людьми. Психологи выявили прямую взаимосвязь между красноречием человека и уровнем его жизни. Речь – это способ передачи своих мыслей другим людям. Чем больше мы знаем и понимаем слов, тем более сложные мысли мы можем сформулировать. Чем богаче словарный запас и красивее речь, тем с большим удовольствием нас будут слушать другие, поэтому языковые навыки являются основной составляющей интеллекта.

3. Математический интеллект. Эта форма интеллекта определяет способность мастерски оперировать числами: складывать, вычитать, делить и умножать. Практически в любой сфере деятельности приходится сталкиваться с числами, поэтому эта составляющая интеллекта так же играет очень важную роль. IQ-тесты тестируют лишь вербальную и математическую составляющую интеллекта, они охватывают лишь узкий спектр навыков, поэтому высокий коэффициент IQ еще не дает гарантии, что мы станем успешными в жизни.

4. Физический интеллект. Эта форма хорошо развита у выдающихся спортсменов, способных к необычайной синхронизации времени, координации движений и незаурядно владеющих своим телом. Они могут провалиться в школе на экзаменах по русскому языку и математике, но при этом достичь невероятных успехов в спорте. Многих людей подводит их уверенность в своей неспособности заниматься спортом или определенными видами физической деятельности. Но следует знать, что при добросовестной работе с инструктором и постоянной практике можно вполне прилично освоить некоторые виды спорта – такие как плавание, катание на коньках или лыжах. В действительности, это зависит лишь от вашего желания. У вас гораздо больше физических способностей, чем вы можете себе представить.

5. Музыкальный интеллект. Моцарт или Бетховен, возможно, были плохими спортсменами или неважно учились в школе, но тем не менее они обладали способностью сочинять мелодии и создали самую прекрасную классическую музыку всех времен. Многие выдающиеся музыканты и популярные певцы нашего времени плохо учились в школе, но смогли развить свои необычайные способности создавать и исполнять музыку. Они поднялись в этой области на невероятную высоту.

6. Визуально-пространственный интеллект. Это способность видеть и создавать формы, очертания и образы в своем воображении. Такого рода интеллектом обладает архитектор, инженер, художник, дизайнер или человек, развивший в себе способность к четкой визуализации. Например, архитектор может сначала в уме, а за тем на бумаге спроектировать прекрасные здания, которые затем люди с математическим интеллектом превращают в точные чертежи для постройки. Это тот самый интеллект, который мы используем для визуализации и представления своих целей, прежде чем воплотить их в реальность. Такую способность можно развить в себе посредством практики.

7. Межличностный интеллект. В наше время это является самой высокооплачиваемой формой интеллекта. Это способность общаться, вести переговоры, оказывать влияние и убеждать других людей. Она характеризуется высокой степенью восприятия чужих мыслей, чувств, убеждений и желаний. Человек с развитым межличностным интеллектом обладает способностью эффективно взаимодействовать с людьми, чтобы заставить их сделать то, что ему нужно. Это способность быстро и точно судить о людях, чувствовать собеседника, быстро находить ответ на каверзный вопрос и естественно вести себя в сложных ситуациях. Это способности хорошо выступать публично, держать внимание аудитории, или собеседника. Преуспевающие менеджеры, лидеры разного уровня и даже военные офицеры обычно обладают межличностным интеллектом, развитым до очень высокой степени. В результате люди стремятся сотрудничать с ними для достижения совместных целей. Многие могут прекрасно судить о характере любого человека. Кажется, что они успевают узнать о незнакомом человеке все, за несколько секунд общения с ним или даже только услышав его голос. Мы живем в обществе, и умение ладить с другими людьми это один из важных навыков, который необходим каждому. Если вы хотите хорошо зарабатывать и добиться серьезных успехов в жизни, вам просто необходимо развивать эту сторону своего интеллекта.

34 стр., 16608 слов

Взаимосвязь креативности и интеллекта у детей младшего школьного возраста

... способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания. Исследованием проблемы соотношения креативности и интеллекта ... креативности и интеллекта, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики. Методики исследования: 1. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна. 2. Краткий тест ...

8. Внутри-личностный интеллект. Это способность осознать себя – понимать, кем мы являемся, а кем нет. Благодаря этому интеллекту мы точно знаем, чего мы хотим. Люди с высоким уровнем внутри-личностного интеллекта хорошо справляются с самоанализом. Они размышляют над своими убеждениями и чувствами. Они умеют держать себя в руках, легко проходят через стрессы и различные переживания. Они спокойны и умеют жить в гармонии с собой. Благодаря тому, что они лучше понимают себя, они лучше ладят и с другими людьми. Чем выше наш уровень самосознания, сформированный посредством мышления и анализа, тем глубже наше самопонимание. Чем лучше мы понимаем, почему мы мыслим, и чувствуете именно так, а не иначе, тем выше будет уровень нашего самовосприятия. Чем выше мы ценим свои достоинства, тем сильнее нам нравятся другие, и тем больше мы нравитесь им. Внутри-личностный интеллект очень важен для счастливой и успешной жизни, и мы можем развить его путем практики.

9. Интуитивный интеллект. Это способность чувствовать правильность или ошибочность того или иного мнения и получать идеи и озарения в обход логики или жизненного опыта. Женская интуиция считается более сильной, чем мужская. Но когда те и другие проходят тест и им предлагают вопросы на интуицию, они набирают совершенно одинаковое количество баллов. Почему же тогда мы с большим уважением относимся к женской интуиции? Потому что сами женщины чаще прислушиваются и больше доверяют своей интуиции, чем мужчины. Наш интуитивный интеллект – врожденное качество, которое можно при желании развить. Чем больше мы прислушиваемся к своей интуиции, тем острее и точнее она становится. А когда мы научимся использовать свою интуицию, мы будете получать больше ответов на наши вопросы.

10. Финансовый интеллект. Это наше умение планировать семейный бюджет, наше умение читать финансовые отчеты и разрабатывать экономические проекты. Чем лучше мы разбираемся в ценах, стоимости, расходах и финансовых отношениях, тем лучшие решения можно принимать, и тем более становиться ценным работником. Это способность грамотно распоряжаться деньгами и находить им самое наилучшее применение. Многие люди считают, что они не умеют обращаться с деньгами, поэтому они избегают любой сферы деятельности, где для успеха необходима финансовая смекалка. Хотим мы этого или нет, мы так или иначе имеем дело с деньгами, и нам необходимо ими грамотно распоряжаться. У большинства людей деньги уходят, как песок сквозь пальцы. Большинство людей много работают и много зарабатывают, но так и остаются без гроша в кармане в долгах и кредитах. Одна из важнейших целей в нашей жизни это достичь финансовой свободы, поэтому навыки обращения с финансами просто необходимы в нашем современном мире, если мы хотим прожить свою жизнь в достатке, процветании и благополучии, и оставить хорошее наследство своим детям и внукам.

13 стр., 6001 слов

Мышление и интеллект: сущность и развитие

... уме". Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний. Интеллект как неотъемлемая часть мышления, ...

11. Предпринимательский интеллект. Это способность уловить благоприятные возможности и тенденции рынка, а за тем собрать воедино необходимые ресурсы, чтобы произвести продукцию и услуги, которые можно за тем выгодно продать. И мы тоже можете открыть его в себе.

12. Абстрактный интеллект. Эту форму так же называют концептуальной. Таким интеллектом обладал Альберт Эйнштейн, который увидел себя верхом на луче света, а в результате смог сформулировать теорию относительности – совершенно новое революционное явление в области физики. Ученому Ф.А. Кекуле представилась огромная змея, которая, извиваясь, пятилась назад и хватала собственный хвост. И он увидел в этом разгадку кольцеобразной структуры молекулы бензола и сделал решающее открытие нашего столетия. Таблица химических элементов приснилась Менделееву во сне и стала основой для современной химии.

Таким образом, интеллект человека состоит из 12 составляющих. Развивая отдельные области своего интеллекта, мы можем стать гением в определенной области, а если мы будем использовать их в сочетании, мы сможем сделать нечто невероятное.

1.3 Особенности развития интеллекта у младших школьников.

схемы действий,

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной при

биологического

Стадии развития интеллекта.

конкретных операций

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвящённые умственным особенностям младших школьников. На первый план выдвинулся вопрос об ускорении умственного развития, о неосновательности сложившихся в прошлом представлений о возрастных возможностях детей.

Умственные возможности детей, как и другие стороны, их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений.

Проблема возрастных особенностей – одна из трудных проблем науки. Об этом говорили Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и Л. А. Вегнер, Д. Б. Эльконин.

Известно, что психическое развитие детей происходит неодинаково в различных общественно-исторических условиях, оно зависит от обучения и воспитания, от характера жизненного опыта. Поэтому возможны индивидуальные сдвиги в сроках возрастного развития, границы возрастов подвижны.

Д. Б. Эльконин писал, что в разные возрастные периоды ученики разным интересуются, по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Возрастные особенности касаются не только умственных свойств, но и эмоционально-волевой сферы, мотивов и т.д.

Н. С. Лейтес отмечает, что у младших школьников готовность к приёму всё новых впечатлений сочетается с быстрым привыканием к новому. Дети 8-9 лет очень легко осваиваются с непривычной обстановкой и новыми обстоятельствами. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом своей положительной стороной и в этом заключается своеобразие данного возраста.

Рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в дальнейшем. Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и связаны с ходом возрастного развития. Возрастные особенности имеют самое непосредственное отношение к формированию способностей и индивидуальных различий по способностям. В годы школьного детства именно общие умственные качества имеют наибольшее значение.

В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далёких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в соотношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы. Вместе с тем, иногда уже в этом возрасте в какой-то мере выступает направленность на определенные виды занятий.

Таким образом, уже применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нём более общих и более специальных моментов.

Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития.

С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует возрастное своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже свои преимущества. На каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъёма.

Грейс Крайг пишет о том, что интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребёнка. Между 5 и 7 годами многие когнитивные, речевые и перцептивно — моторные навыки становятся более совершенными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Л.Ф. Тихомирова отмечает, что для развития интеллектуальных способностей чувствительным является возраст от 3 до 12 лет (т.е. дошкольный и младший школьный возраст).

Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.

1.4 Диагностика интеллекта.

Тест Векслера.

Первая версия теста создана в 1939 году (усовершенствован в 1955 г., детский вариант теста разработан в 1974 г. для детей от 6,5 до 16 лет).

Тест Векслера опирается на иерархическую теорию интеллекта, оценивает общий генеральный фактор интеллекта, а также вербальный и невербальный интеллект. Тест для индивидуального обследования позволяет диагностировать не только уровень интеллекта, но степень и характер умственной неполно­ ценности.

Тест включает 12 субтестов, в которых сгруппированы зада­

Невербальный интеллект оценивается с помощью следующих

Существует шкала для дошкольников (с 4 до 6,5 лет), методи­ка содержит 11 субтестов.

Наибольшую известность получил модифицированный вари

В 1949 году была предложена шкала интеллекта Векслера для детей (

В отличие от шкалы

Тест Равена,

Используется (в 1936 г. в черно-белом варианте, с 1949 г. ~ в цветном варианте) для диагностики интеллекта людей с 8 до 65 лет. Содержит 5 серий по 12 матриц в каждой, с возрастаю­щей трудностью. Всего 60 матриц с пропущенными элементами, в которых требуется определить закономерность изменения фи­ гур и указать правильный вариант фигуры. Диагностируется «ви­ зуальная логика», логическое мышление, невербальный интел­ лект. Цветной вариант теста используется для детей с 5 до 11 лет или для пациентов с нарушениями интеллекта. Может исполь­ зоваться тест со вкладышами, когда требуется вставлять недоста­ющую часть фигур.

Результаты теста Равена коррелируют с результатами тестов

Тест интеллекта Р. Амтхауэра.

тест структу­ры интеллекта Амтхауэра

Тест опирается на многофакторную теорию интеллекта. Ин­

Проводится диагностика следующих компонентов интеллек­та: вербального интеллекта, счетно-математического, простран­ ственного и мнемического.

Тест состоит из 9 субтестов:

1) осведомленность;

  1. классификация;

  2. аналогии;

  3. обобщения;

  4. арифметические задачи; —

  5. числовые ряды (1—6 субтесты диагностируют вербальный

интеллект);

7) и 8) субтесты на пространственные представления;

9) запоминание вербального материала.

Если суммарная оценка 1, 2, 3, 4 субтестов больше, чем сум­ма 5, 6, 7, 8, 9 субтестов, то у человека более развиты теорети­ческие способности, если наоборот — то практические способ­ ности. Можно выявить приоритетное развитие гуманитарных способностей (по 1, 2, 3, 4 субтестам), приведен куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буква­ми, положении. Необходимо идентифицировать куб с одним из обозначенных буквами.

Всего в тесте Амтхауэра обследуемым предлагается 176 зада­

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рас­сматривающей интеллект как специализированную подструкту­ ру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — ре­чевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Аналитический тест интеллекта Мейли.

Meili

Тест может быть применен для обследования лиц старше

1-й субтест — установление последовательности событий по

2-й субтест — продолжение числовых рядов по установленной закономерности. Время выполнения — 5 мин, за верное решение каждого ряда — 1 балл. Возможна оценка 0,5 балла в случае, если испытуемый обнаруживает верное понимание сути задания, но в ответах допускает ошибки, расцениваемые как проявление не­ достаточности активного внимания.

3-й субтест — составление предложения по трем предлагае­мым словам. На каждый набор слов дается 2 мин. Испытуемый должен успеть составить как можно больше предложений. В ка­ честве критерия оценки выступает не стилистическое оформле­ ние фразы, а мысль, объединяющая слова. Соответственно это­ му предлагаются три вида оценок: связывающая слова мысль неудачна или фраза лишена смысла — 1 балл; простое, банальное содержание фразы — 2 балла; оригинальная мысль — 3 балла.

4-й субтест — дополнение картинок. Предлагается серия изо­

5-й субтест — составление фигур из частей. Демонстрирует­

6-й субтест — геометрические аналогии. Испытуемому

По графическому изображению результатов в отдельных

В трех из шести субтестов определяется способность

Тест возрастающей трудности

Тест Равена — тест интеллекта. Разработан в 1936 году.

Методика предназначена для изучения логичности мышле­ния. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связан­ ными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6—8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую меж ду собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Выполнять задание нужно в максимальном темпе. Время

Бланк ответов представляет собой лист с фамилией испыту­

Методика Равена — одна из наиболее прогностических мето­

Культурно-свободный тест на интеллект.

Предложен Р. Кеттеллом в 1958 году.

Предназначен для измерения уровня интеллектуального

В данном пособии предложен вариант теста для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4 мин

4 мин

4 мин

З мин

2 часть

З мин

З мин

З мин

З мин

Далее для краткости субтест будет обозначаться как «тест».

В стимульном материале перед каждой частью методики и пе­

При решении заданий из пяти предложенных вариантов отве­

Обработка и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом. За­тем подсчитывается количество правильных ответов по каждо­ му тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стан­дартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.

Считается, что средняя норма

Таким образом, на основе всех этих тестов можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса, что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной системы. Для оперативной диагностики интеллектуального уровня студент может использовать «краткий отборочный тест».

1.5 Коллектив младших школьников и отношения между его членами.

При поступлении ребенка в шко­

С первых дней пребывания в школе ребенок включает­ся в процесс межличностного взаимодействия с одноклас сниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

В период адаптации к школе общение с одноклас

всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то­

Наблюдения за первоклассниками показывают, что

Младший школьник — это человек, активно овладеваю

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавлива­

Результаты специальных исследований показывают, что

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной

Данные социометрических исследований показывают,

Группа школьников, имеющих неблагополучное поло­жение в системе личных отношений в классе, также обла­дает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчи­ вы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчи­ вости, капризности, грубости, так и в замкнутости; не­ редко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную

Для первоклассников, обладающих высоким социомет­рическим статусом, наиболее значимыми являются следу­ ющие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сла­ достями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физи­ ческая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассни­

Таким образом, первоклассники оценивают своих

К концу младшего школьного возраста критерии при

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее

Характерные для младших школьников критерии оценки

Специфика социальной перцепции младших школьни

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания свое го положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе свер­ стников. Напряженность этой новой потребности, возрас­тающая значимость мнения сверстников и являются при­ чиной неадекватности оценки своего места в системе меж­ личностных отношений.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях

Система личных отношений является наиболее эмоци­

1.6 Краткие выводы по I главе.

Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект человека состоит из 12 составляющих.

Применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нём более общих и более специальных моментов.

Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития.

С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует возрастное своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже свои преимущества. На каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъёма. Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребёнка.

Характерные для младших школьников критерии оценки

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания свое го положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе свер­ стников. Напряженность этой новой потребности, возрас­тающая значимость мнения сверстников и являются при­ чиной неадекватности оценки своего места в системе меж­ личностных отношений.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом своей положительной стороной и в этом заключается своеобразие данного возраста.

Младший школьник — это человек, активно овладеваю

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавлива­

2.1 Краткая характеристика класса.

Исследование проходило в школе № 16 г. Южно-Сахалинска во 2 А классе. В исследовании участвовало 28 человек: из них 14 девочек и 14 мальчиков примерно одного возраста.

Ребята с пониманием относятся друг другу, называют по именам, помогают друг другу. Хорошо справляются с поручениями, отзывчивы на просьбы, болеют за класс, активно участвуют в мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

У 68% класса сформирована познавательная и учебная мотивация, у остальных 32% познавательная и учебная мотивация развита слабо. К урокам готовятся с интересом. На уроках дети внимательно слушают учителя, стараются отвечать на вопросы полным ответом. Многие учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности.

Много ошибок допускают при письме, при решении примеров. С ними надо работать индивидуально. В классе есть ребята, которые отличаются большой подвижностью, неусидчивостью. С этими учениками предстоит много работать.

На уроках все дети активно работают, все поднимают руку, стараются учиться. Много читают, с интересом участвуют в жизни школы и класса, а также занимаются в различных кружках.

Родители всех учащихся интересуются успехами и неудачами своих детей, следят за подготовкой.

Коллектив класса дружный. Дети хорошо общаются между собой как в школе, так и во внеурочное время.

Каждый ребенок класса имеет свое поручение, и все его ответственно его выполняют.

В соответствии с планом исследования была проведена социометрия (для выявления статусного положения) и методика Равена (для определения уровня интеллекта).

2.2 Выявление статусного положения ребенка.

Социометрия, разработана Д. Морено. В настоящее время имеется много модификаций.

Целью данной методики

Материалы: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Исследованию может быть подвергнута любая группа лиц любого возраста, в том числе и младшие школьники.

см. Приложение 1

1) Кого бы ты пригласил на день рождение?;

3) Кто тебя пригласил на день рождение?;

и два негативных:

2) Кого бы ты не пригласил на день рождение?;

4) Кто тебя бы не пригласил на день рождение?

Ученики подписывают свои карточки, и на каждый вопрос они должны написать только одну фамилию. На выполнение задания им было дано 15 минут, после чего карточки были собраны.

см. Приложение 2

Количество полученных выборов

С 1 = ————————————————— ,

n

где

По этой формуле получаем определенное число, соответствующее каждому испытуемому:

0,036; 0,071; 0; 0,071; 0,143; 0; 0,25; 0,143; 0,071; 0,071; 0,071; 0; 0,214; 0,071; 0,071; 0,071; 0,071; 0,071; 0,107; 0,143; 0,143; 0,036; 0,071; 0,071; 0,071; 0,214; 0,036; 0,071.

Для удобства преобразуем числовой ряд, для этого каждый член ряда увеличиваем в 100 раз и округляем до целых чисел. Получаем :

4, 7, 0, 7, 14, 0, 25, 14, 7, 7, 7, 0, 21, 7, 7, 7, 7, 7, 11, 14, 14, 4, 7, 7, 7, 21, 4, 7.

Таким образом, нам удалось выявить статусное положение младшего школьника, используя социометрию.

2.3 Определение уровня интеллекта.

В соответствии с планом исследовательской работы была проведена диагностика интеллекта младшего школьника.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня интеллекта, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.

Цель: определить уровень развития интеллекта младшего школьника.

Ребенку предлагается компьютерный вариант этой методики.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 ми

правильно решенных матриц, а также

В результате исследования были получены результаты – определенный числовой ряд, в котором каждое число соответствует оценке уровня интеллекта каждого ученика.

Числовой ряд: 41, 60, 40, 65, 59, 41, 78, 70, 46, 43, 79, 70, 50, 64, 47, 78, 49, 40, 69, 48, 69, 69, 48, 63, 78, 48, 54, 58.

Эти показатели соответствуют уровню интеллекта испытуемых.

2.4 Подведение итогов исследования и их интерпретация.

В результате проведения социометрии и методики Равена мы получили результаты, которые представлены в виде двух числовых рядов.

Для установления зависимости между интеллектом и социальным статусом каждого ребенка воспользуемся статистическим критерием Количество полученных выборов 1 Спирмена.

Составим вспомогательную таблицу, в которую помещаем числовой ряд, отражающий уровень статусного положения младших школьников (признак А), ряд отражающий уровень интеллекта (признак В), ранг А, ранг В, разность между рангами d (ранг А – ранг В), d ².

Проверим ранжирование по формуле:

Ранжирование проведено, верно.

Коэффициент Спирмена, определяется следующей формулой.

Подставим значения.

Количество полученных выборов 2 ________________________Количество полученных выборов 3______________________

-1 0 0,3 +1

т.к. Количество полученных выборов 4 > 0 < 1, т.о. принимается положительное решение.

Вывод: Статусное положение младших школьников в коллективе находится в прямо-пропорциональной зависимости от уровня развития их интеллекта.

В процессе проведенного исследования влияния интеллекта на статусное положение детей в группе, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень интеллекта, тем больший процент детей имеет благоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем интеллекта: в благоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем интеллекта. Все расчеты проведены с помощью статистического критерия Количество полученных выборов 5Спирмена.

Дети с низким интеллектом могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению .

Исходя из этого, мы можем предложить следующие методические рекомендации:

  1. В начальной школе использовать различные викторины типа: «О, счастливчик», «Поле чудес», «Алчность», «Что, где, когда?».

  2. Использовать внеклассные кружки по разнообразной тематике, пробуждать интерес детей к этим кружкам и мотивировать их к тому, что можно интересоваться всеми сферами жизни.

  3. Использовать различные «интеллектуальные гимнастики» на уроках, т.к. она развивает у учащихся особую способность, позволяющую им успешно проявлять себя во всех видах деятельности.

  4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. кн. 1. М.: Педагогика, 1982. С.309.

  2. Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников//Вопросы психологии. – 1990. — № 2

  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 464с.

  5. Мартиросян М. Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов//Начальная школа.- 2006. — №11. – С.31 – 33

  6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640с.

  7. Общая психология: Учебник /Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2004. – 232с.

  8. Основы психологии: Практикум/ Ред.- сост. Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 704с.

  9. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики интеллекта Д. Векслера. М.: 1997.

  10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003. – 192с.

  11. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 464с.

  12. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: 1987

  13. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 672с.

  14. (В.Штерн, Ж.Пиаже и др.) Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.134.