Философия предприятия

Каждое предприятие имеет свою философию. Слово «Философия» происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, «фило», происходит от «филео» — «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» — слово, обозначающее мудрость, знание, понимание.

Таким образом, когда человек пытается найти ответ на вопрос, каково его предназначение в жизни, стремится к пониманию сути вещей, выступает философом.

Предприятие, компания, корпорация, да и любая организация в целом — это тот же живой организм, который, как и человек, рождается, развивается, взрослеет, испытывает сложности, достигает успеха. И так же ищет ответы на вопросы: «Какова цель существования компании?», «Какой организация будет через 10-15-20 лет?», «Какие обязательства несет предприятие перед обществом?» Отвечая на эти вопросы, предприятие формулирует свою философию — идеологическую основу. Это помогает ей определить свою уникальность на рынке, обозначить приоритеты в деятельности и развитии, обеспечить единое понимание целей, стоящих перед организацией.

Философия предприятия — это совокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, это основополагающие установки, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие, как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства компании перед заинтересованными группами.

И руководители организаций, и предприниматели все чаще говорят о необходимости для возглавляемых ими структур иметь сильную, продуманную корпоративную идеологию. Они считают ее одним из важнейших факторов роста организации. И это естественно, так как идеи в силу направленности на интеллектуальное восприятие служат формой представления и разъяснения целей, принципов и задач управления, ценностей, норм, правил, стереотипов поведения и взаимоотношений в коллективе. С их помощью формируются настроения, вкусы, предпочтения и иные элементы социальной психологии на предприятии.

В своей курсовой работе я постаралась понять для себя и раскрыть в целом понятие философии предприятия, ее основные элементы. Также изучить ее на примере российской автомобилестроительной компании.

7 стр., 3071 слов

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в процессе лепки

... Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Когда из различных лоскутков, дощечек, ниток, бумаги ребенок делает лодочку с парусом ... они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка. Организация пространства в групповой комнате для хранения пособий зависит от вида деятельности, которую выбирают дети в соответствии со ...

1. Понятие и основные элементы философии предприятия.

Издавна известно, что общество не может существовать без законов и морали, подобно ему и организация не в состоянии эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (это уставы, положения, правила, инструкции и др.).

Разработка философии предприятия является новым и достаточно сложным делом для российских менеджеров и бизнесменов.

Философия предприятия

Говоря проще – это «моральный кодекс поведения на предприятии». Соблюдение философии предприятия гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге – эффективное развитие предприятия. А ее несоблюдение ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем даже к краху и разорению предприятия, так как люди – главное ее богатство.

Философия организации описывает: хозяйственную систему организации — кто мы? Цель организации — чего мы хотим? Сферу деятельности — что мы делаем? В философии организации конкретизируются основные ценности, которые для сотрудников должны служить ориентиром всей их деятельности.

Необходима ли отдельная философия организации, ведь на предприятии и так множество нормативных документов? Несомненно, да. Аргументами «за» являются:

  • на предприятии существует текучесть кадров, и новые сотрудники обязаны быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;
  • не существует одинаковых людей, но отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими принципами для всех;
  • следует четко определить взгляды на выборность, единоначалие, самоуправление, роль трудового коллектива, централизацию управления;
  • собственник (владелец, хозяин) предприятия хочет проводить свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;
  • менеджеры организации и руководители могут меняться, но это не должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам;

________________

[1] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М., 2006. – 109с.

  • разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поведению, пище, семье, привычкам, поэтому предприятию нужно иметь свои универсальные правила.

Но существуют и «против» разработки философии организации:

При разработке философии необходимо учитывать особенности функционирования предприятия: национальный состав сотрудников; региональная специфика (область, город); тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный состав; уровень жизни работников; культурный уровень персонала; взгляды и позицию собственника (владельца, хозяина); личные убеждения директора.

4 стр., 1994 слов

Проблема развития в философии. Основные теории развития

... Развитие в философии понимается также как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие ... целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Одной из первых в истории философии была ... ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда ...

Исходными при разработке философии предприятия являются:

  • Конституция (Основной Закон) РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Декларация прав человека;
  • основные постулаты религиозных писаний – Библии, Корана;
  • программа правящей партии;
  • устав организации;
  • опыт лучших предприятий и организаций.

Каждая промышленно развитая страна мира имеет свои отличительные особенности в формулировании философии бизнеса. В российских условиях лишь крупные предприятия, сохранившиеся или созданные на базе государственной собственности, имеют свою историю приоритеты работы с персоналом, традиции четкой дисциплины, социальные гарантии. Для большинства организаций малого и среднего бизнеса характерно полное отсутствие собственной философии, что способствует жесткому и не всегда гуманному отношению к персоналу со стороны собственника и максимальному ограничению демократизации управления.

Примерная философия организации, как правило, определяет:

  • цели и задачи организации,
  • декларацию прав сотрудника,
  • что поощряется и запрещается,
  • деловые и нравственные качества,
  • условия труда и организацию рабочих мест,
  • оценку и оплату труда,
  • социальные блага и гарантии,
  • возможности реализации увлечений, условия отдыха.

Опыт процветающих организаций свидетельствует о том, что основной замысел деятельности организации часто имеет большее значение, чем технология, финансовая база и организационная

Предпринимательская философия в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития организации. Послание, устанавливающее границы деятельности, обычно публикуется в печати. В нем указывается область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки сбыта продукции и технология ее изготовления. Послание также может содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

Основной замысел и философия организации необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел — не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.

13 стр., 6471 слов

Миссия и функция профессиональной деятельности педагога

... написания работы является изучение миссии и основных функций педагога в профессиональной деятельности на основе анализа учебной литературы. Объектом исследования является профессиональная педагогическая деятельность. Предмет исследования - миссия и функции педагогической деятельности. Задачи: выявление роли ...

Рис.1. Основные элементы философии организации

Философия предприятия включает в себя также следующие элементы:

1. Основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности; важнейшим элементом здесь является миссия организации.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется

  • миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации;

_____________

[2] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М., 2006. – 111с.

  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию себя с организацией;
  • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ее ценности и принципы;

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.