Эстетическое воспитание в процессе обучения биологии

Актуальность

Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой.

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.

Эти слова говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.

Объект исследования является процесс эстетического воспитания учащихся при обучении биологии.

Предмет исследования — методические условия организации эстетического воспитания учащихся при изучении биологии.

Цель работы

Задачи :

  • определить понятие «эстетическое воспитание» в научно-методической литературе;
  • изучить цели и задачи эстетического воспитания;
  • рассмотреть методы эстетического воспитания;
  • проанализировать содержание курса биологии в школьном образовании;
  • рассмотреть эстетическое воспитание при изучении школьного курса биологии;
  • уяснить методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся.

Новизна нашей работы заключается в том, что она имеет теоретическое и практическое значение в работе школ. Практическое значение заключается в том, что при изучении различных тем по биологии формируется большое воображение, развивается логическое и образная память, речь и мышление, формируется чувство прекрасного.

Структура, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие «эстетическое воспитание» в научно-методической литературе

Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства [9, с. 145].

13 стр., 6298 слов

«Внеклассная работа по биологии,

Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой ... этом на уроке или занятии кружка способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе ...

С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спасет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного [1, с. 35].

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания:

  • формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
  • формирование эстетических чувств, вкусов;
  • педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры;
  • развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;
  • формирование способов художественно-творческой деятельности;
  • поддержка одаренных детей;
  • выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности — необходимость в общении с художе-ственно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетические идеалы — социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

12 стр., 5599 слов

Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ

... достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит ...

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многое др.) [7. с. 98].

Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, поразительного искусства, технологии. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчивости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса — очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д.

Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть красоту своей деятельности).

В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний.

Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству [4, с. 481].

В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания.

26 стр., 12990 слов

Исследования: «Воспитание культуры поведения у младших

... культура поведения» и условия воспитания культуры поведения в младшем школьном возрасте; 2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста; 3. Выявить методы и приемы воспитания культуры поведения младших школьников в школе; 4. Проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения ... этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, требования ...

Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художественное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций.

Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Например, в Японии, Германии, Бельгии в условиях школьного художественно-эстетического обучения решаются практические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях [3, с. 16].

Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспитания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными.

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования [15].

1.2 Цели и задачи эстетического воспитания

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности [3, с. 17].

Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

6 стр., 2524 слов

Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного ...

... рассматриваем профессиональную подготовку учителя изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельностью учащихся как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений. Психолого-педагогическая подготовка такого специалиста ...

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся.

Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие.

Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми [8].

1.3 Методы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия.

Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства.

19 стр., 9178 слов

«Экологическое воспитание младших школьников» учащихся по экологии

... воспитания детей в процессе обучения; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения школьников к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, ... модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на основе ... которые преподносит детям внеурочное время; - между специфическим для младшего школьного ...

Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развития эмоциональной сферы.

Эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей обеспечивают метода, связанные с организации восприятия, анализом художественных произведений. Сущности, восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что бы обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента. Во-первых установка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении с программой произведения, а так же создании определенного эмоционального настроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которые рождает произведение искусства. Во — вторых, создание соответствующего содержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего, за счет взаимодействия искусств [5].

Таким образом в основе группы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие — анализ — восприятие. Противоречивость ее заключается прежде всего в том, что анализ в известной степени разрушает органически цельную художественную ткань произведения.

Методы эстетического воспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию их художественного вкуса, это организация их самостоятельной художественной творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. И все же это сходства это внешне. Изо кружок и кружок литературного творчества, музыкальный ансамбль и драм кружок могут работать либо методами практического обучения, либо творчески развивающими. Соответственно творчество детей осуществляется или как повторение восприятию, как подражание, или как оригинальное, самостоятельные важно понять внешне мало заметные но имеющие принципиально важное значение психологические моменты. В первым случае это состояние неуверенности и ожидание помощи или более или менее точное следование образцу. Во — втором случаи — состояние уверенности готовности к поискам самостоятельных решений [9, с. 230].

Говоря о собственно эстетическом воспитании можно было бы выделить три основные группы методов:

1) Методы обеспечения эстетического оптимального восприятия, в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие, обогощяющее личность эстетическими впечатлениями.

2) Методы практического обучения, к числу которых относятся объяснения, показ, упражнения.

3) Методы художественно — творческой деятельности, среди которых важное место занимает обоснованные правила, выполнение собственно творческих заданий, критический разбор произведения.

Кроме того, при осуществлении собственно художественного воспитания, наряду со специфическими методами, используются и методы педагогического воздействия. Это и понятно. Ведь ребенок включается в процесс воспитания как личность, как субъект со всеми своими достоинствами и недостатками.

13 стр., 6318 слов

Труд как средство эстетического воспитания

... школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. 1.3 Труд как средство эстетического воспитания Труд – одна из ...

4) Методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия, и второе — методы педагогического воздействия дают возможность с их помощью самостоятельно решать вопросы эстетического воспитания.

Решение задач эстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должны уметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала в повседневную деятельность и быт детей и формирование их эстетический отношений к жизни.

ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Анализ содержания курса биологии в школьном образовании

Структура школьного курса биологии проявляется в программах. В них содержание учебного материала распределяется по голам обучения, а также по разделам и темам. В отечественной методике преподавания биологии установилась традиционная система изучения биологического материала по объектам живой природы: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные, организм человека и его здоровье, а также обшебиологические явления — биохимические, цитологические, эмбриологические, генетические и эволюционные.

Усвоению биологии способствует пропедевтический курс природоведения (или естествознания) в 5 классе. Он опирается на элементарные представления учащихся начальной школы о разнообразии предметов и явлений природы, об организме человека и способах профилактики наиболее распространенных заболеваний. На их основе создается программа изучения бактерий, грибов, лишайников и растений.

В 6 классе начинается изучение основ биологии. Учащиеся получают знания о строении и функционировании вышеназванных объектов. Особое внимание обращается на организм высших растений, условия его жизнедеятельности и способы приспособления к факторам окружающей среды. Учащиеся также узнают о видовом разнообразии растений, о способности представителей каждого из видов к совместному обитанию в природных сообществах.

В 7 классе учащиеся знакомятся с животными, жизнедеятельность которых во многом зависит от растений. Их внимание акцентируется на известных представителях большинства типов животных. У учащихся постепенно складывается представление о деятельности животного организма как биосистемы, о взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой при их координации нервной системой. Они узнают о том, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе исторического развития. Учащиеся также анализируют материал об экологическом, эстетическом, этическом и практическом значении животных, необходимых для их рационального использования и охраны.

В 8 классе учащиеся изучают раздел «Человек» («Человек и его здоровье»).

Они получают общие сведения о человеческом организме, уровнях его организации и топографии внутренних органов. Также рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая регуляторную деятельность. Особое внимание обращается на изучение высшей нервной деятельности, анализаторов, визуального развития человека как биосоциального существа. Обозначенный материал представляется в гигиеническом, валеологическом, медико-санитарном и экологическом контекстах.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ... ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать ...

Завершается биологическое образование в средней школе изучением раздела «Общая биология». В нем раскрываются общие представления о жизни, закономерностях живой природы и процессах, протекающих в биологических системах. Для этого привлекаются знания о бактериях, грибах, растениях, животных, человеке, полученные в предшествующих разделах. При этом у учащихся складывается отчетливое представление о разнообразии жизни на Земле, эволюционных изменениях различных объектов живой природы и необходимости их сохранения для будущих поколений. Раздел «Общая биология» позволяет обсуждать цитологические, эмбриологические, эволюционные, филогенетические, экологические и генетические закономерности на новом, более высоком уровне. Важное место при этом отводится систематизации и обобщению научных знаний с опорой на существующие способы деятельности.

Сложившаяся система разделов курса «Биология» сохранилась в обозначенной ранее последовательности. Сейчас установилась единая структура содержания предмета по годам его изучения: растения, бактерии, грибы, лишайники — 6 класс (35 часов); животные — 7 класс (70 часов); человек или человек и его здоровье — 8 класс (70 часов); общая биология — 9 класс (70 часов); общая биология — 10-11 классы (307 — 360 часов для школ и классов естественно-научного профиля); естествознание — 10-11 классы (136 часов для школ и классов гуманитарного и социолого-экономического профилей).

2.2 Эстетическое воспитание на уроках биологии

Система уроков биологии — один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников. Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями.

Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Успех в образовательном процессе во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения учащихся в нужное русло. При конструировании урока приоритет отдаём творческой самореализации школьников. Работу учащихся на уроках по изучению нового материала организуем по следующей схеме:

I. Выдвижение проблемы (цель)

II. Создание мотивов к обучению: слово, стихи, музыка, наглядность, видеосюжет, эксперимент

III. Принятие цели учащимися, определение учебной задачи:

  • анализ имеющихся знаний, способов познания;
  • совместное планирование;
  • выбор технологии (форма проведения урока);
  • раздаточный материал (таблицы, рисунки, схемы).

IV. Усвоение знаний

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • коллективная работа (работа в группах).

V. Подготовка проектов решения заданной проблемы (в виде схем, диаграмм, таблиц, рассказа — по выбору)

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического детерминизма; 2) ...

VI. Социализация — предъявление результатов работы коллективу

VII. Совместный анализ, проект и постановка новой проблемы

VIII. Рефлексия — эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности.

Считаем, что познавательная активность, вера в успех, вдохновение рождают интерес к предмету, а он, в свою очередь, влияет на эффективность обучения.

Учитель должен научить: видеть, слышать, ощущать прекрасное вокруг, сопереживать, охранять природу.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно — логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Учителем должна быть разработана система эстетико-познавательных задач и упражнений, а также организован ряд эстетически воспитывающих ситуаций, побуждающих учащихся к восприятию, осмысливанию, оценке познаваемых объектов как красивых и выразительных. В этом случае на первый план в познании должны быть выдвинуты эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним. Вместе с тем педагогу необходимо глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетическое восприятие, суждения и чувства школьников через такие виды деятельности, которые были более всего связаны с познанием, эстетических свойств среды. К данной деятельности можно отнести: экскурсии по лесу, сбор материалов для школьных коллекций, уход за водоемами, лесом и другие. Для выявления эстетических свойств явлений природы в такой деятельности, необходимо ознакомление с ними сделать составной частью каждого отдельного дела. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Особую актуальность при проблемно-развивающем обучении приобретает любой предмет, предусматривающий эстетическое воспитание. Средством и результатом, которого является «прекрасное» в жизни.

Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников.

Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

2.3 Методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся

Начнем с того, что живая природа является источником эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего.

Однако стоить отметить, что нравственно-эстетические оценки в учебных программах и учебниках биологии присутствуют крайне редко. В соответствии с этим, задачами учителя биологии являются раскрытие для учащихся в своей области знания эстетической картины мира и формирование у каждого из них действенного гуманистического нравственно-эстетического отношения к природе. Решению данной задачи способствует система следующих приемов, форм, методов организации воспитательного воздействия на учащихся.

  • систематическое обращение в содержании занятий к раскрытию эстетических свойств и эстетического облика изучаемых материальных природных явлений;

— Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и так далее.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его.

  • расширение форм и методов активизации на уроке эстетических оценок и проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых объектов;

— Одним из приемов активизации на уроке эстетических оценок и проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых объектов является обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. В основу творческой деятельности можно включить работу с природными материалами, всевозможными художественными техниками (аппликация и другие).

Это помогает развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь детей к прекрасному.

Другим методом активизации на уроке эстетических оценок и проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых объектов является метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

  • обобщающие занятия, беседы, лекции, а так же самостоятельные работы учащихся, посвященные совместному разбору индивидуального отношения, оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны действительности (в заключительном разделе учебной темы) и эстетике ее научного отражения;
  • проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественно-научного, а так же и художественно-гуманитарного цикла уроков, лекций, конференций;
  • проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к природе: конкурсов сочинений, творческих работ, сборов, конференций, классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведения диспутов в старших классах и тому подобное;
  • сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому освоению природы;

— Распространенной формой урочной и внеурочной работы являются экскурсии. Экскурсии позволяют организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, единства и целостности природных комплексов, затрагивает проблемы экологии.

Во время экскурсии нужно обратить внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разные сезоны года, воспользоваться художественными образами из литературы и живописи.

Непременная часть деятельности на экскурсиях — самостоятельные наблюдения учащихся. Их цель — научить видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной педагог обращает внимание школьников на пробуждение всего живого от зимнего сна — набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. В начале экскурсии учитель ориентирует детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов. Дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времени года. При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

  • развитие и пропаганда учителем и самими школьниками идеи защиты природы, ее красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях, подготовка текстов и щитов, содержащих высказывания великих людей о природе, проведение утренников, вечеров и так далее;

— Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. В коллективе легко и традиционно организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки, вечера и праздники, посвященные заботе о природе. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и других.

  • включение учащихся в трудовую и общественно-полезную деятельность.

Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда — это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Учитель при этом выступает как консультант и советчик. Пример педагога активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

Формой педагогического руководства трудовой и общественно-полезной деятельности может стать систематическая консультация по домашнему труду учащихся (уход за цветами, садом, животными, птицами, рыбками).

Другой формой педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать организация выставки находок и поделок из природных материалов.

Таким образом, при применении на уроках биологии рассмотренной нами системы приемов, форм, методов организации воспитательного воздействия на учащихся будет способствовать развитию эстетического сознания учащихся.

Выводы

Прекрасное в жизни — и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

Система уроков биологии — один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению в природе, в общетве, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями.

Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения реб?нка в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающей человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.

С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся биологическую научную картину мира.

Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Таким образом, изучение биологии в школе дает обучающимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospitanie-na-urokah-biologii/

эстетический воспитание биология

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. — М., 2011.

2. Арзямова Г.В. Проблема культуры подростка, старшего школьника и ее эстетический аспект. // Проблемы эстетического воспитания подростков. — М.: Новая школа, 1994.

3. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ. — М., 2014.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Просвещение, 1995.

5. Буров А. И. О природе объективности красоты. — Вопросы литературы, 1969. — № 3.

6. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. — М., 2015

7. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. — 2014. — Вып.1.

8. Верзилин Н.М. «Проблемы методики преподавания биологии». — М., 2016.

9. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения биологии. — М., 2016.

10. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. — М., 2014.

11. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. — М., 2014.

12. Гусакова А.Х. Учителю биологии о внеклассной работе. — М.: Просвещение, 2008.

13. Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания биологии. — М.: 5 за знания, 2009.

14. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

15. Ефстафьева Е.И. Развитие внутренней мотивации изучения биологии // Биология в школе. — 2016. — №7.

16. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. — М., 2014.

17. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. — М.: Педагогика, 2014.

18. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983..

19. Рыков Н.А. «Эстетическое воспитание в преподавании зоологии». — М., 2011.

20. Печко Л.П. Петрова Ю.Н и другие. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. — М.: Педагогика, 1980.

21. Смолкин А.М. Активные методы обучения. — М.: Просвещение, 1991.

22. Суравегина И.Т., В.М.Сенкевич «Экология и мир». — М.: Новая школа.

23. Тарасов Л.В. «Этот удивительный мир». — М., 2013.

24. Теплов Д.И. Как сделать современный урок биологии? // Учитель. — 1998. — № 2.

25. Цикало Е. С. Проектная деятельность на экскурсиях // Биология в школе. — 2007. — № 8.

26. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения биологии. — М.: Дрофа, 2010.