Социальная категоризация, социальная идентификация и социальное сравнение

Концепцию, которая будет представлена в этом реферате, можно отнести к области психологии межгрупповых отношений. Это проблематика достаточно плотно и с успехом изучается, и авторы, социально-психологические воззрения которых будут представлены, заслуженно считаются классиками. Поскольку в семидесятые годы в социальной психологии наблюдалось критика американской школы европейской традицией. Антагонизм наблюдался в вопросе о «социальности» социальной психологии. Европейцы критиковали своих коллег из Америки за излишний «психологизм» рассматриваемых проблем. Г. Тэшфел был одним из сторонников европейского направления исследования социально- психологических проблем. Основной «удар» был направлен в сторону концепции межгрупповой дискриминации М.Шерифа, социологический редукционизм которого, и обусловленное им представление о когнитивной сфере субъекта как пассивном результате внешних воздействий, послужило исходным пунктом для критики теории и экспериментальных исследований Шерифа с позиций когнитивистской ориентации.

Вместе с тем, как утверждает Г.М. Андреева, эта область проблем долгое время оставалось недостаточно исследованной. Объяснение этому парадоксу заключается в определенной «маргинальности» данной области, включенности ее в сферу других социальных наук, именно поэтому психологические аспекты данной проблематики рассматривались вне контекста социальной психологии, но если и возникал интерес к этой области, то она «растворялась» в других областях социальной психологии, либо находила интерпретацию в разделах личностной психологии. И именно поэтому, а ещё потому, что в период развития социальной психологии в 20 – 30-е годы внимание исследователей было сконцентрировано на изучении психологии малых групп, причем вся исследовательская стратегия строилась исходя из интереса к тому, что происходит внутри социальной группы, но никак не между ними. Таким образом, социальный контекст существования социальной группы не рассматривался, либо присутствовал, но на втором плане. Однако, объективные условия существования социальных групп: а именно, усложнение социальной реальности, обуславливающее одновременную включенность группы в различные социальные контексты, диктовало объективную необходимость рассмотрения проблематики межгрупповых отношений, не исключая социальный аспект из социальной психологии. И этот перелом произошел в начале 50-х годов.

Для объективного изложения описанной ситуации, насколько это возможно конечно, необходимо рассмотреть исследования Шерифа в этой области, на критике которых, собственно, и обосновывались теоретические воззрения Тэшфела.

4 стр., 1566 слов

Специфика прикладного исследования в социальной психологии

... -психологического исследования 1.Научное исследование в социальной психологии 1.1 Специфика прикладного исследования в социальной психологии Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а ...

Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили так, чтобы разрушить естественно сложившиеся группы, а соответственно и отношения (одна группа была названа «Орлы», а другая «Гремучие змеи»).

При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащей враждебности между группами. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности. На четвертой стадии группы вновь объединены и занялись общей деятельностью, межгрупповая враждебность снизилась, но не исчезла совсем. Не смотря на наглядные допущения в выводах, с исследований Шерифа начинается «социологизация» социальной психологии. Он предложил собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений. Однако в результатах его исследований был утрачен исключительно психологический аспект как-то, когнитивные и эмоциональные аспекты межгрупповых отношений.

Именно на этот недостаток указывает Тэшфел, чьи взгляды будут изложены в следующем параграфе.

Теория Генри Тэшфела

Основной «удар» Тэшфела был направлен против практиковавшихся в то время методологических приемов проведения экспериментов, а затем и интерпретации данных. В своей программной статье «Эксперименты в вакууме» он постулирует свои положения следующим: соглашаясь с мнением Мак Гайра о том, что эксперименты в социальной психологии превратились в лабораторные, утверждает, что данные, полученные таким путем, невозможно проецировать на социум, поскольку большинство экспериментов проводятся в условиях диады, а затем проецируются на другие социальные группы без учета качественной специфики группы. Таким образом, результаты, полученные путем экспериментирования в диаде, перетекают в область взаимодействия индивида и социальной группы, а затем медленно, но верно становятся законами межгрупповых процессов. Это происходит ввиду того, что не учитывается такая переменная как социальное изменение. Именно взаимодействие между социальным изменением и индивидом должно стать предметом изучения социальной психологии. Программа дальнейшего развития социальной психологии, которую предложил Тэшфел, по мнению теоретиков социальной психологии, выглядит следующим образом: «… она должна заниматься взаимодействием социальных изменений и выбора, то есть исследовать, какие аспекты социальных изменений раскрываются в восприятии индивида как альтернативы его поведения, какова связь между когнитивными и мотивационными процессами, чем в конечном счете детерминированы выборы тех или иных способов поведения». Генри Тэшфел вместе с Джоном Тернером формулируют основные положения своей когнитивной схемы, включающей в себя положения, о которых речь пойдет ниже. Обоснование теории социальной идентичности Тэшфел начинает с разработки теории межгрупповой дискриминации.

11 стр., 5015 слов

Психологическая сущность маркетинга как особого вида социальной ...

... уверенности в себе, что совершенно необходимо для эффективного управления предприятием или торговой группой. Кроме того, это будет придавать Вам больше авторитета среди подчинённых. Изучение ...

Его теория межгрупповой дискриминации отрицала результаты экспериментов Шерифа.

По мнению Тэшфела, достаточным основанием межгруппового конфликта может являться несовместимость целей, при этом необязателен конфликт интересов (как это присутствовало в результатах исследований Шерифа).

Тэшфел доказывал этот постулат при помощи различных экспериментов , смысл которых сводится к следующему: исключить из эксперимента все факторы, на основе которых возникает межгрупповой конфликт, за исключением факта группового членства. В результате наблюдалось ярко выраженное предпочтение членов своей группы, при прочих равных условиях. «Таким образом, межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности совершенно не затрагиваются и не связаны с фактом благоприятствования ингруппе, не существует никакого межгруппового соревнования и нет никакой предшествующей или актуальной враждебности между группами. Единственной целью подобной дискриминации, по мнению Тэшфела, является установление различия между группами в пользу собственной, иногда даже в том случае, когда это противоречит элементарным «утилитарным» ее интересам. Эти данные интерпретировались Тэшфелом как наиболее яркое доказательство универсальности и неизбежности межгрупповой дискриминации».

Именно основываясь на идеях, вытекающих из изучения феномена межгрупповой дискриминации, Тэшфел, будучи теоретиком, разработал общую когнитивистскую схему. Эта схема включает следующие компоненты:

1) социальная категоризация,

2) социальная идентификация,

3) социальное сравнение,

4) социальная дискриминация.

Для дальнейшего рассмотрения взглядов Тэшфела, необходимо разобраться в категориальном аппарате этого автора.

В статье «Социальное сравнение и социальная идентичность…» в журнале Европейский журнал социальной психологии, Тернер дает определение терминов, использованных в когнитивной схеме Тэшфела:

1) «Социальная категоризация — это способ систематизации и упорядочивания социального окружения, часто в соответствии с ролью участника процесса».

2) «Социальная идентичность есть направление индивидуального знания о принадлежности к определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе»

3) “Под социальным сравнением имеется в виду то, что чувство социальной идентичности и, как результат этого состояния, феномен межгрупповой дискриминации возникают на основании сравнения ингруппы и аутгруппы. »

4) “Социальная дискриминация понимается как аутгрупповая враждебность. По крайней мере, именно так интерпретировал Тэшфел этот термин применительно к экспериментам с художниками.”

Почему один и тот же человек в различных ситуациях ведет себя по- разному? Каким образом в одном и том же человеке сходятся различные паттерны поведения? На каком основании человек ведет себя по- разному: то как неповторимая личность; то как индивид, принадлежащий к определенной социальной группе? Можно ли предсказать поведение человека в той или иной ситуации? Ответ на эти и другие вопросы находится в области, называемой в социальных науках «идентификацией».

14 стр., 6608 слов

Формирование и развитие социальной идентичности личности

... группы в контексте становления социальной идентичности. Провести эмпирическое исследование и дать анализ полученных результатов. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование «Образа - Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в ...

Тэшфел разделяет две формы взаимодействия: межличностное и межгрупповое. Эти две формы представляют собой два полюса взаимодействия, часто в реальном взаимодействии они присутствуют одновременно, однако для теоретического обоснования теории это различение представляется необходимым.

Межличностное взаимодействие представляет собой взаимодействие, основанное, прежде всего на личностных характеристиках. Протекание этого процесса не зависит от социальной принадлежности человека. Как яркий пример такого рода взаимодействия В.С. Агеев, в свой книге «Межгрупповое взаимодействие…», приводит взаимодействие двух влюбленных.

Межгрупповое взаимодействие определяется, прежде всего, членством индивида в той или иной социальной группе. В данном виде взаимодействия личностные характеристики не играют определяющей роли, оно детерминировано групповым членством индивида.

Таким образом, эти два вида взаимодействия складываются в когнитивную «Я — концепцию». Эта система играет роль регулятора поведения в различных условиях взаимодействия. Каждая из подсистем «Я — концепции» относится к различным характеристикам человека. «Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема — социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.»

Теория социальной идентичности Тэшфела, как утверждает Агеев, укладывается в шести постулатах:

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.

3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий.

Из этих постулатов выводится ряд следствий.

а) Индивиды стремятся к достижению или к сохранению позитивной социальной идентичности.

б) Позитивная социальная идентичность основана на благоприятных сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами.

в) Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп.

г) Существует по меньшей мере три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных ситуациях:

1) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной группой; 2) социальная ситуация должна быть такой, чтоб имели место межгрупповые сравнения, которые дают возможность выбора и оценивания релевантных качеств; 3) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой (аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения).

43 стр., 21100 слов

Теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека ...

... АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции 1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности» Я-концепция – это совокупность установок человека на ...