Нравственные конфликты и пути их преодоления

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых, для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта. [2; 3-10;]

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Конфликтология – теоретико- прикладная дисциплина.

Ее содержание слагается из следующих уровней знания: теоретического объяснения конфликта как социального явления; анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.); технологии их регулирования и разрешения.

Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель — выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой. [2; 13-130]

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшнем мире наблюдается несоответствие между общественными моральными нормами и индивидуальными. В истории этики представлены различные концепции моральных конфликтов (нравственных) — от их простого отрицания до попыток объяснить их социальные, психологические и прочие источники. Большинство учёных считают моральные конфликты фактом реальной жизни людей, но интерпретируют их по-разному, в зависимости от своего мировоззрения и понимания сущности нравственности.

7 стр., 3343 слов

Конфликт как социальное явление

... изучение конфликта как социального явления, а также изучение функций конфликта и его… Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: изучение понятия конфликта как социальное явление; рассмотрение функций социального конфликта; выявление способов разрешения конфликтов. 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ конфликт социальный развитие ...

Существует комплекс обязательных правил, таких, как предписание выполнять обещанное, говорить правду, отвечать услугой за услугу, быть справедливым, воздавать по заслугам, не оскорблять других и т. д. Однако, эти простые правила обнаруживают свою неопределенность и относительность и вступают в противоречие друг с другом, как только им пытаются придать всеобщее значение. Стало быть, существуют какие-то более универсальные правила, принципы, которые должны выполняться безусловно; например, правило всегда отдавать предпочтение тому предписанию, которое обеспечивает наилучший «баланс добра и зла».

Таким образом, существование конфликта предписаний свидетельствует лишь о неполноте, несовершенстве данной системы требований. Если бы удалось создать более полную систему общих правил, то тем самым был бы разрешен или снят конфликт между правилами простыми, или первичными.

Объектом данной работы являются общественные отношения, характеризующие конфликтность в современном обществе. Предметом – моральный (нравственный) конфликт и пути его разрешения. Целью является анализ условий и особенностей возникновения и протекания нравственных конфликтов, поиски путей их разрешения. В задачи работы входит: определение понятия и выделение видов конфликта; характеристика причин моральных конфликтов; исследование путей предупреждения и разрешения моральных конфликтов.

1.Природа конфликтов

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия.

Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.

1.1.Динамические характеристики конфликта

Процесс развития конфликта, или его динамика, включает основные стадии развития и процессы, возникающие на этих стадиях. Описание этих характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие.

Динамические характеристики — это все изменения, которые происходят в конфликте, все особенности развития данного процесса. Они оказывают решающее влияние на исход конфликта — его разрешение и последствия (конструктивные или деструктивные).

Очевидно, именно поэтому вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в литературе значительно детальнее, чем его структурные характеристики. Безусловно, четко отделить структурные и динамические параметры конфликта иногда бывает довольно сложно.

Например, цели участников конфликта, с одной стороны, являются показателями взаимодействия (его регуляторами), т.е. динамическими характеристиками, с другой — они характеризуют стороны конфликта, т. е. являются его структурными элементами. [6. 17-30; 130-143]

3 стр., 1319 слов

Конфликты в развитии организации, их причины и роль в антикризисном управлении

... условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо: осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций; понимание механизма развития конфликта как процесса; умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов. Причина ...

Зарождение конфликта связано с появлением объективного противоречия в целях, интересах, мотивах и т.д. участников. Он становится для них психологической реальностью после осознания этого противоречия в реальном инциденте. Далее конфликт проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному завершению. Иными словами, в развитии конфликта выделяются основные стадии:

  • возникновение конфликтной ситуации — латентный (скрытый) период, или пред конфликтная стадия. Это процесс, часто протекающий на неосознаваемом уровне, по крайней мере, для одной из сторон;
  • осознание конфликта — условия конфликта восприняты, стороны знают о своем участии в конфликте;
  • конфликтные действия — открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга, так называемая стадия открытого конфликта;
  • завершение конфликта — готовность к разрешению конфликта; выбор стратегии или стиля поведения в конфликте, способов разрешения.

Традиционно динамика конфликта рассматривается как последовательная смена этих четырех стадий — от возникновения объективной конфликтной ситуации через осознание ее хотя бы одним из участников к переходу к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоции, обостряет эмоциональный фон. Действия, направленные как на усиление собственной позиции (достижение и удовлетворение своих целей и интересов), так и на противодействие другой стороне, приводят к усилению негативных эмоций, обид и влияют на эскалацию конфликтного взаимодействия. Стадия завершения конфликта предполагает полное или частичное разрешение конфликта.

  • Полное разрешение — устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, что сопровождается удовлетворенностью сторон его исходом.
  • Частичное разрешение появляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность при неустраненных противоречиях либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.

Конфликт начинается с появления основной проблемы конфликта, в которой заложено противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Этот этап в развитии конфликта, называемый предконфликтным, может быть быстротечным или растянутым во времени. Переход к следующему этапу связан с инцидентом, т.е. появляется какой-то повод, факт, событие, которое приводит к столкновению, противоборству. После того конфликтная ситуация становится открытой. В ходе конфликта его участники добиваются различных результатов, но рано или поздно они вынуждены принимать решение и разрешать конфликт. Знание стадий развития конфликта позволяет выбрать нужные методы, способы и средства для его предупреждения, регулирования и управления. [1; 35-112; 170-201]

1.2.Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта.

Конфликтная ситуация, являясь основой конфликта, фиксирует появление противоречий уже в начальном периоде и дает возможность уловить сигналы конфликта. Зарубежные ученые X. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют пять основных сигналов конфликта. [4; 38-91;148-302]

12 стр., 5791 слов

Сущность, процесс развития, классификации конфликтов. Управление ...

... это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться ... это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты и сборники статей. Есть все ...

Одним из первых является чувство дискомфорта, или интуитивное ощущение, что что-то не так. Получив такой сигнал, можно поразмышлять и сознательно выбрать способ реагирования на надвигающийся конфликт. Для этого, прежде всего, следует задать себе вопрос: могу ли я что-то сделать или буду оставаться начеку, ничего не предпринимая? Важно сразу задавать себе вопросы, а не делать вид, будто ничего не происходит. Чаще всего именно в этом случае люди используют, привычные ими, стратегии поведения. Если для человека привычной будет стратегия ухода от конфликта или его избегание, тогда он сам, того не сознавая, будет стремиться уйти от трудной ситуации. Конфликтологи сегодня считают такое поведение неэффективным. Целесообразно видеть ситуацию и уметь ее разрешать, а значит, уметь вступать в диалог, уметь вести переговоры.

Другим сигналом конфликта может быть напряжение. Оно влияет на восприятие, появляются искажения слов и поступков партнера, и постепенно изменяется сам образ конфликтной ситуации. Все это влияет на наши чувства и поведение, изменяя их к худшему. В любой момент здесь может возникнуть недоразумение. Все чувства обострены, восприятие искажено, а мысли постоянно возвращаются к одной и той же проблеме. Попадая в порочный круг собственных негативных мыслей и чувств, человек не может из него вырваться. Сказанное слово, невольный жест, взгляд могут быть вовсе не нацелены на обострение ситуации, но противоположная сторона, неверно истолковав их или приписав нечто, усугубляет ситуацию. Недоразумения — частые спутники конфликтов, особенно семейных и деловых.

Если напряжение в течение определенного времени нарастает, оно с неизбежностью ведет к кризису. На этой стадии человек порывает с деловым или любовным партнером, часто теряет контроль над собственными эмоциями, становится способным на крайности, с ожесточением спорит и ссорится, оскорбляет, а в воображении иногда «готов убить».

Кризис в отношениях, как правило, сопряжен с инцидентом — ситуацией, которая провоцирует партнеров к конфликтным действиям.

Итак, основные сигналы конфликта: дискомфорт, напряжение, недоразумение, кризис, инцидент.

Все эти сигналы являются свидетельством психического состояния человека в ситуации конфликта — степени его напряжения.