Методы сбора эмпирической информации

  • философское образование и курсы социологов;
  • социологическое образование;
  • инженерное образование и курсы социологов;
  • историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.

Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.

16

1. Опрос и его разновидности.

Социологическая информация – совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников как объективного, так и субъективного характера. Основные требования, предъявляемые к социологической информации: полнота, репрезентативность, надежность, достоверность, обоснованность, актуальность.

По способу получения информация может быть первичной и вторичной. Первичная информация – это данные, полученные в результате специально проведенного исследования. Вторичная информация – результат обработки различных документов.

Основные методы сбора первичной информации: опрос, наблюдение, фокус-группы, метод case study, эксперимент.

Опрос – самый распространенный способ получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Метод анкетирования – психологический вербально — коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование – опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

18 стр., 8886 слов

Анкета и анкетирование

... 2. По месту проведения: по месту жительства; по месту работы; по месту учёбы. В последних двух случаях анкетирование может ... очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и ... увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ...

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования:

1. По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов)
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

2. По полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

3. По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
  • Рассылка анкет по почте
  • Публикация анкет в прессе
  • Публикация анкет в интернете
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Также с ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн — анкетирование. Дизайн онлайн — опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн — опросник и собрать данные:

BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах.

Метод интервью – психологический вербально — коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога – получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью:

1. По степени формализации

  • Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

— Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

16 стр., 7715 слов

Курсовая работа по методологии и методам социологического исследования

... и методологии. Объектом исследования являются методы социологических исследований. Предметом исследования в данной курсовой работе являются анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика. Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью. Цель работы обусловила постановку следующих задач: 1. Проанализировать методы социологических исследований. ...

  • Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

2. По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

3. По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным («клиническим», т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.).

Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии и что вовсе не осталось в памяти.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

Качественные методы:

Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация.

Документ – средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.

5 стр., 2453 слов

Анализ документов как метод сбора первичной социологической информации

... теме и, в общем. Предмет исследования: анализ документов как метод сбора первичной социальной информации. Объект исследования: особенности анализа документов как метода сбора первичной социальной информации. На мой взгляд, практическая ... косвенно не обусловлено социологическим исследованием. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, ...

Анализ документов – метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

По форме фиксации информация делится на:

  • Письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);
  • Статистические данные (цифровая форма изложения);
  • Иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
  • Фонетические документы.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие, умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания.

Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), — это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. но развитие этого метода преимущественно связан с социологическими исследованиями, т.е. они применяются всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

16 стр., 7576 слов

Социологические исследования

... исследования: написание программы, разработка инструментария, сбор стат. данных. 2)- сбор первичной социологической информации; 3)- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ; 4)- анализ информации, подготовка аналитического отчета, выводы и рекомендации. Социологическое исследование ... и прикладных задач. Социологические исследования имеют довольно богатую историю. Уже с XVIII ...

Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т. п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью.

В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов передач телевидения и радио, в текстах договоров и т. п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

Качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т.е. детальным изучением явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

Качественные исследования позволяют получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования. В отличие от количественных, качественные исследования фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники — неструктурированные, недирективные способы задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и пр. относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений и т.п., а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств и пр.

Анализ случая (case study) – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте (отдельный индивид или малая группа).

При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью. Для сбора данных здесь используются наблюдение, интервью, протоколы, тесты, архивные документы, артефакты, аудио- и видеозаписи, записи испытаний. Основное требование к наблюдателю – дать наиболее детальное описание, позволяющее восстановить живую атмосферу события. Сущность исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

8 стр., 3902 слов

Методы социологии

... не о методе, а о методах социологии. Понятие « метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод - собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие ...

Фокус-группы – один из методов сбора данных, представляющий собой групповую дискуссию, сфокусированную на определенной, интересующей заказчика теме. В дискуссии участвуют 8-12 участников-респондентов и модератор-исследователь, который следит за тем, чтобы дискуссия шла по нужному направлению и ни один из вопросов не был упущен. Фокус-группы можно использовать для генерирования идей, изучения терминологии и выяснения моделей поведения потребителей.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов — они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Преимуществом данного метода в сравнении, например, с интервью, является то, что присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений в исследуемой ситуации. Наблюдение как метод используется в тактике этнографического исследования и case study как фиксирование форм жизнедеятельности определенной группы.

Также нельзя не упомянуть о таких методах, как

Анализ вторичной информации – поиск и интерпретация существующей информации, относящейся к предмету исследования. Вторичными называются данные, собранные вне рамок данного исследовательского проекта.

Глубинные интервью – серия индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения (гайду).

Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д.

Тайный покупатель (Mystery Shopping) – широко используемый за рубежом и постепенно получающий распространение в России метод оценки качества обслуживания в торговой точке, офисе, сервисном центре и т.п. Оценка осуществляется посредством визитов или звонков в места обслуживания клиентов специально обученных интервьеров, исполняющих роль «тайного покупателя».

Этнографические методы – берут начало в социальной антропологии и представляют собой детальные описательные исследования различных групп людей, их привычек, образа жизни и пр. В качестве конкретных методов сбора информации можно назвать включенное наблюдение (погружение в ту или иную целевую группу), неформальные и продолжительные интервью и т.п.

Экспертный опрос – это проведение полуформализованных или неформализованных интервью с экспертами по теме исследования. В отличие от метода экспертных оценок, информация, получаемая в результате интервьюирования экспертов, как правило, не обрабатывается методами статистического анализа.

3 стр., 1168 слов

Мультикультурализм как объект исследования социологии

... глобализация социология мультикультурализм международный 1. Степаненко В. Гражданское общество как дискурс и социальный нормативный порядок в социологии Джеффри Александера / В. Степаненко // Социология: теория, методы, ... исследования. Цель статьи на основе социокультурного подхода выявить тенденции, происходящие в мировой культуре, используя методологию и теоретические положения социологической ...

Итак, поле возможностей качественных методов чрезвычайно широко и может быть структурировано по тактикам анализа и методам, а также сферам применения в разных областях социологического знания.

3. Представьте себе, что Вы подыскиваете на работу социолога. Перед Вами несколько вариантов:

  • философское образование и курсы социологов;
  • социологическое образование;
  • инженерное образование и курсы социологов;
  • историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.

Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.

Предположим, я являюсь директором в коммерческой организации, где срочно требуется социолог. И не хочу доверять собственному отделу кадров такое ответственное задание, как поиск профессионального социолога и как начальник сама пытаюсь решить эту проблему. Да и при том же, а вдруг мне нужно изучить своих конкурентов, провести исследование их деятельности.

Вначале мне секретарь принес четыре анкеты и все как на подбор: философ, инженер, историк и собственно сам социолог. Ну что мне эти резюме? Что-то я вообще не поняла мне нужен социолог, а из претендентов, по сути, только один. Да и занята я, чтобы разбираться в дополнительных курсах каких-то социологов. И если есть курсы, зачем учиться на профессию лет пять, не меньше? Может проще взять социолога по образованию, да и дело с концом?

Да, социолог учился своему делу долгое время, после преподавал в институте. И да этот ученый до мозга ума, скорее, всего, сумеет справиться с порученным мной заданием. Он многое изучал: статистика и социальная теория, компьютер, некоторые отрасли права, экономики, политологии, истории, социальной политики, психологии. И это еще не весь перечень его знаний.

Вот в чем загвоздка… Я все равно не могу за него поручиться, не знаю наверняка, как он будет работать у меня. В чем он преуспеет, а что испортит. И этого мне не скажет никто. Корочка социолога не дает мне гарантии, что он будет результативным и надежным работником в моей фирме.

Более того, я ни о ком не могу так сказать из новоприбывших.

Да у него есть определенные знания, навыки и качества, присущие социологам:

  • аналитическое, критическое мышление;
  • умение искать информацию, самостоятельно ставить и разрешать задачи;
  • коммуникативные навыки;
  • навыки написания связных текстов;
  • способность примерять на себя чужие социальные роли.

Но эти навыки и знания есть и у остальных претендентов! А у философа, между прочим, даже опыт работы в подобной организации.

Да и кто сказал, что историк не может разбираться в социологии не хуже, а даже лучше, чем сам социолог по образованию?

Так как поступить? кого выбрать? каждый из них безупречен в своем высшем образовании: лучшие институты, преподаватели. Плюс диссертации, труды, публикации, статьи. Теория, по крайней мере, на высоте.

В общем, я приняла всех четырех на испытательный срок. Пусть победит терпеливейший.

В итоге остался инженер, а не социолог как предполагала в начале. Оказался отличным наблюдателем и аналитиком. К тому же очень усидчивый человек, а за компьютером немало времени нужно провести, чтобы добиться результата и не ошибиться в расчетах. Конкретные прикладные исследования и консультирование по управлению организациями его «конек».

13 стр., 6264 слов

Социология управления как отрасль социологического знания

... по управлению дает такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления. Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, ...

В общем, не ошиблась я с выбором. А ведь могла бы взять на работу и философа и юриста, если бы они доказали свой профессионализм социологов на деле. А корочка ничего не значит. В моем случае у всех был документ, но если бы я просто судила по образованию и определенным навыкам, присущим данной профессии, то ошиблась бы бесповоротно. А все почему? От человека и его желания, терпения, личного знания, действий зависит профессионализм и поворот дела. И уж точно не оттого, что он должен знать «по долгу» профессии, потому что это не обсуждается.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/metodyi-sbora-empiricheskoy-informatsii-filosofiya/

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. М., Центр социологического прогнозирования (ПИК ВИНИТИ), 2003.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3 е изд., М., КДУ, 2003.

3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2004.

5. Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3 е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

7. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Учебно-методическое пособие. Омск, НОУ «ОГУ», 2003.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 768 с.

9. Социология: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальностей: 0610 «Государствен-ное и муниципальное управление», 0611«Менеджмент организации», 0615«Маркетинг», 0602«Экономика труда», 0605«Бухгалтерский учет, анализ и ау-дит» и студентов IV курса специальности 0604 «Финансы и кредит» (первое высшее образование) – М.: ВЗФЭИ, 2007

10. Социология. Основы общей теории: Учебник /отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

20.12.2010 г.