Политика и нравственность

Эссе по политологии

Политика и нравственность

Как объединить политику с моралью? Есть, видимо, две принципиальные возможности: либо приспособить мораль к интересам политики (что чаще всего и делается, особенно в автократических и тоталитарных государствах), либо подчинить политику морали. При нынешнем состоянии человеческого общества подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией этому служит высокая мера демократизма и либерализма общественной жизни.

Установить при безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинной нравственностью и умной политикой — вот главное притязание нравственной философии к честной политике.

Духовно возвышая человека, нравственность, по словам В. Виндельбанда, может в известных обстоятельствах и разоружать его, ставя житейски в невыгодное положение. Это особенно сказывается при столкновении с наглостью: «Совесть не позволит нравственному человеку пустить в ход такие средства, применение которых может дать решающий перевес над ним его противнику, обладающему менее чуткой совестью… Это относится также и к жизни народов, и это надо принять в соображение, когда вопрос идет об отношении политики и морали». Но если политик будет руководствоваться тем соображением, что так называемые высшие цели дают ему моральное право не сообразовываться с нравственными нормами, ограничивающими его произвол, то он может довести общество до самых печальных результатов. Мудрый политик считает своей обязанностью согласовывать все свои политические и социальные решения и действия с нормами морали.

Однако и в истории политических учений, и в современных представлениях можно встретить утверждение, что политика — дело грязное: она находится по ту сторону добра и зла и с моралью несовместима. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей кроме трудностей успеха есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастие настолько благоприятствует вам, что превоз­могает это обыкновенное и естественное неудобство.

4 стр., 1867 слов

Мораль в жизни человека и общества

... с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный ...

Социальные мыслители давно научились четко отличать политические критерии от моральных. Однако необходимо понимание и их единства. Так, Ж.Ж. Руссо осуждал тех государственных деятелей, которые считают, что при конкретной ситуации, когда все решает формула «цель оправдывает средства», щепетильность в этических вопросах будто бы излишня. Императив всегда быть на высоте нравственных санкций: быть справедливым, честным и не переоценивать себя, свои возможности — верный признак мудрости государственного деятеля.

Но что бы ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетается с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбляют ее, если это не вероломство, влекущее за собой несчастья народа. Никакая реальная политика, видимо, невозможна без хотя бы элементов лукавства. Такова ее суть.

Тот, кто вступил на стезю политического деятеля, обязан понять, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравственно подготовиться: политика — это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов деятельности. Ведь известно, что всякой профессии учатся (сапожному, слесарному делу и т.д.), при этом учатся старательно и долго. Но создалось ложное впечатление, будто для такого тонкого дела, как политика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный язык. А если, говорит И.А. Ильин, найдется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов. И вот последствия этого: множество полуобразованных дилетантов занимается безответственной политикой. Они ставят неверные вопросы, решают их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют… фразерствуют без конца.

Фальшивые решения на базе возможностей власти внедряются в сознание, становятся привычными и распространенными воззрениями, незаметно создавая атмосферу безответственного фразерства и лжи. Яркий пример тому доктрина марксизма-ленинизма и ее окаменевшие («твердокаменные») последователи — счастливые «обладатели истины», впавшие в тоталитарное безумие с его трагическими последствиями.

В заключение стоит привести слова И. Канта: «Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали… так как мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в споре». Правда бывает лучшей политикой! Не может пользоваться уважением и доверием народа политик, равнодушный к моральным соображениям.

11 декабря в офисе Института прав человека и демократии в Ереване состоялся очередной ‘круглый стол’, организованный инициативной группой ‘Сардарапат’ на тему ‘Политика и нравственность’. Докладчик — кинорежиссер Тигран Хзмалян.

Одной из наиболее известных и избитых сентенций современной общественной мысли стало утверждение о том, что эффективная и мудрая политика никак не связана с общечеловеческими понятиями о нравственности; более того — эти категории являются взаимоисключающими и несовместимыми. От Николо Макиавелли и Армана Ришелье до Бенъямина Дизраэли и Отто фон Бисмарка, на протяжении пяти последних веков европейская дипломатия и внешняя политика, казалось, доказывали неизбежность и непримиримость этих противоречий. Сформулированная французским кардиналом Ришелье концепция Raison d’etat , как и принцип Realpolitik, которого придерживались английский премьер Дизраэли и германский канцлер Бисмарк, по сути сформировали и определили политическую карту Европы на основе принципов военного могущества и противостояния государств.

9 стр., 4482 слов

Гуманизм в политике

... лишь преимущественно гражданскою общество — область приватных, частных взаимоотношений людей — гуманизм переходит в ранг государственной и даже мирово политики. ... взаимоотношений морали и политики. 2. Мораль и политика: общее и специфическое Функциональная общность политики и морали Мораль и политика как ... в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на ...

Эти политические процессы, в частности, последние два государственных деятеля имели непосредственную связь с судьбой армянского народа, оставив след в его исторической памяти. Почти ритуальной прописной истиной стала для армян печально известная отповедь канцлера Бисмарка патриарху Хримяну о “железной и бумажной ложке”, то есть о несовместимости государственных интересов и силы оружия с принципами морали и человечности.

Армянский народ заплатил слишком высокую цену, чтобы забыть или игнорировать эти, кажущиеся неоспоримыми, реалии. Геноцид армян в Османской Турции оказался первым в 20-м веке трагическим столкновением чудовищных представлений о высших государственных интересах с принципами человечности и морали.

Наш апокалиптический национальный опыт повлиял на все формы выживания остатков армянского народа в ХХ веке — от гиперконцентрации на семейной жизни до появления зарубежных диаспор и попытки восстановления государственности. При этом у народа усиливалась убежденность в несовместимости политики с нормами человеческой морали. Крах Первой армянской республики и воцарение сталинской лагерной империи лишь усугубили это мрачное мироощущение в национальном сознании. Все это помешало нам в тех трагических обстоятельствах заметить и осознать проявлявшуюся с жестокой иронией истории ту закономерность в мировой политике, по которой все прославленные деятели и могучие участники коварных и хитроумных политических игр и интриг в течение жизни двух-трех поколений вдруг становились свидетелями и жертвами распада и банкротства собственных империй и политических союзов, построенных на принципах грубой силы и безнравственных идеологий. Германия, впервые объединенная в 1870 году железной волей Бисмарка, всего лишь через сорок лет оказалaсь перед лицом национального унижения, а еще тридцать лет спустя — на грани государственного уничтожения. Почти одновременно с карты мира исчезли огромные и грозные Османская, Австро-Венгерская и Российская империи, оставив после себя большие и маленькие обломки, которые до сих пор являются постоянным источником и ареной войн и революций, человеческих трагедий и несчастий.

Бывшая владычица морей и континентов — Британская империя — сейчас вынуждена смириться с ролью второстепенного придатка одной из своих бывших колоний. Таким образом, все построения, созданные по законам “прагматичной” Realpolitik, то есть методами грубой силы и политического цинизма, обнаружили свою внутреннюю пустоту и уязвимость, в то время как отвергнутые с презрением и кажущиеся наивными идеалы нравственности и совести, вины и покаяния продолжают оставаться единственным средством духовного спасения человеческой цивилизации. Методами Realpolitik можно добиться лишь сиюминутных успехов, но нельзя достичь долговременного и надежного решения острых проблем ни в политике, ни в экономике, ни в дипломатии. И глубинные причины этого — в непреодолимых противоречиях между безнравственными средствами и высокими целями.

Конечно, сто лет назад армянский народ, захлебывавшийся в собственной крови, не мог заниматься подобным историко-философским анализом. К сожалению, за прошедший век национальная элита так и не удосужилась заметить и осмыслить эту новую и беспрецедентную тенденцию в мировой политике, возникновение которой не только совпало по времени с нашей национальной катастрофой, но даже сформировалась в непосредственной связи с ней и под ее влиянием. Речь идет о политике президента США Вудро Вильсона, который на Парижской мирной конференции 1919 года обнародовал свои принципы “нового миропорядка”, в соответствие с которыми государства отныне должны были руководствоваться в международных отношениях теми же моральными категориями, которые приняты между людьми. Кроме того, национальные интересы любого государства должны были подчиняться системе общечеловеческих ценностей, а международная безопасность и мировая стабильность теперь основывались на принципе самоопределения наций.

6 стр., 2972 слов

Политическая система общества

... назначение. Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система ...

Это было своеобразной политической революцией, тем более, что инициатива ее исходила не от наивного представителя слабой и побежденной страны, а от лидера Соединенных Штатов Америки, ставших после первой мировой войны военной и экономической сверхдержавой. Более того, Вильсон немедленно принялся активнейшим образом доказывать и осуществлять на практике свои внешнеполитические принципы. Для армян особенно важно то обстоятельство, что одной из первых целей его новой политики было выбрано возрождение нашей истерзанной Родины, мандат на восстановление которой Лига Наций вручила именно Вудро Вильсону. Как известно, ровно через семь дней после подписания Вильсоном “армянского мандата” в Ереван вошли части Красной Армии. Поклонники Realpolitik- и здесь со злорадством отметят историческое поражение этой попытки и назовут ее ярким примером политической наивности и неприменимости моральных принципов в том, что они считают “жестокой реальностью”. Однако историческая реальность гораздо более сложна, чем им кажется. Даже данный эпизод вовсе не так однозначен, если вспомнить, что вожди Первой армянской республики в час испытаний руководствовались не нравственными принципами и высшими целями национального спасения, а также решили обратиться к пресловутой Realpolitik, маневрируя и заключая сомнительные договоры с противником, тем самым дезориентируя народ и искажая моральную подоплеку освободительной борьбы. В качестве обратных примеров достаточно назвать ставшие символами национальной доблести и нравственности битву при Аварайре или создавшее ту же Первую республику Сардарапатское сражение, где военные подвиги армянского народа воодушевлялись вовсе не хитроумной дипломатией, а духовным и моральным подъемом, когда сливались воедино национальная политика и человеческая нравственность.

Как бы то ни было, столкновение коварной Realpolitik и морали век назад в Армении закончилось потерей нашей кратковременной независимости. Однако мы не ставим задачу инвентаризации прошлых ошибок и упущенных возможностей, мы пытаемся проанализировать современные вызовы и шансы. Примечательно, что армянский провал вовсе не сломил политического идеализма Вудро Вильсона. Более того, идеи Вильсона преодолели традиционный американский изоляционизм и, по авторитетному свидетельству Генри Киссинджера, вся дипломатия США в ХХ веке проводилась под знаменем “вильсонианства”. От Рузвельта и Кеннеди до Картера, Рейгана и Клинтона — все эти президенты США объясняли политические победы своей страны и ее лидирующее положение в мире после двух мировых войн и “холодной войны” именно своей верностью принципам вильсоновского политического идеализма. Любопытно, что даже президент Никсон, известный политическим цинизмом, в годы своего правления украсил Овальный кабинет Белого Дома именно портретом Вудро Вильсона, а также потребовал доставить на свое рабочее место вильсоновский письменный стол. И хотя как раз при Никсоне произошел переход Америки к империалистическому экспансионизму, который в силу исторической иронии ведет ее через катастрофы Латинской Америки, Ближного Востока, Вьетнама, Ирака, Балкан и Афганистана тем же путем, коим уже проследовали все прежние мировые империи, тем не менее отметим ради справедливости, что именно принципы политического идеализма когда-то привели США к вершинам политического, экономического, финансового и военного могущества.

7 стр., 3366 слов

Социальная политика и социальная помощь в странах древнего Востока

... политика, направленная на обеспечение социальной стабильности путем облегчения положения свободного населения, ограничения долгового рабства. Сам Хаммурапи заявлял, что он царь справедливости. Для соответствующего регламентирования жизни в ... и для других стран Древнего Востока. 3. Социальная политика и социальная помощь в древнем Вавилоне Во ... IV—I тыс. до н.э.), Древнюю Индию (III—I тыс. до н.э.), ...

Это важно помнить, ибо с Америкой или без нее, мировая политика продолжает развиваться по тому направлению, которое почти сто лет наметил Вудро Вильсон и основой которого является принцип самоопределения наций, более века разделяющий, взрывающий и уничтожающий большие и маленькие империи. Этот принцип еще двести пятьдесят лет назад сформулировали и использовали отцы-основатели Америки — Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон — противопоставив его империалистическому принципу территориальной целостности и таким образом освободив свою страну от колониального гнета Великобритании.

Вспомним один исторический эпизод: некая нация мирными демонстрациями и политическими заявлениями выражает свою волю выйти из-под гнета господствующего над ней государства и жить независимо и свободно. Угнетающая страна решает силой подавить сопротивление и начинает войну с бунтовщиками, дабы покарать их. Однако нация, добивающаяся свободы, побеждает на поле боя и провозглашает независимость. Кому-то может показаться, что мы лишний раз напоминаем всем известные события карабахской войны 1988-1994 годов. На самом деле это точное описание американской войны за независимость от Британии в 1770-80 годах. Единственная разница в том, что в цивилизованном ХХ веке старана, пытающаяся сохранить свое колониальное господство, в нашем случае Азербайджан, для устрашения недовольных устроил на другом конце своей территории охоту на людей, массовые убийства и этническую депортацию ни в чем не повинных представителей этой нации, что и привело три года спустя к полномасштабной войне в Карабахе.

Арцахская народно-освободительная борьба поличила широкую поддержку всего прогрессивного челквечества, причем не по политическим, а по нравственным причинам. Вспомним, что нашу борьбу защищали Андрей Сахаров и Александр Солженицын, как и большинство русских интеллигентов, являвшихся совестью нации. Вспомним наших искренних союзников из британской Палаты Лордов, Сената Франции и американского Конгресса. Вспомним, что именно они во многом формировали мировое общественное мнение и подход средств массовой информации, что в демократических обществах неизбежно влияет на позицию правительств и международных инстанций. Именно так было и в нашем случаем, когда в те годы нравственность влияла на политику и стала политикой. Залогом этого была справедливость нашей борьбы и беспримерная национальная солидарность, что и обеспечило как победу в войне, так и стойкость народа в тяжелейших экономических условиях. Участники и очевидцы тех событий никогда не забудут особую атмосферу духовности, нравственности и взаимовыручки, царившую в нашем обществе в то время. Однако люди, оказавшиеся на вершине власти на волне национального подъема, в считанные годы предали народную стихию и положили начало отчуждению власти от общества.

15 стр., 7086 слов

Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, ...

... экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.; практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей; участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций; искусство работы ...

Социальная поляризация сопровождалась их отказом от национальной идеологии, объявленной ими “ложной категорией”; политическая нетерпимость к оппонентам приводила к монополии на внешнюю политику, вырождавшуюся в рискованный дипломатический торг. Армения, считавшаяся некоторое время “островком демократии и стабильности” за короткое время выродилась в заповедник политических убийств, экономического грабежа, социальной несправедливости, фальсифицированных выборов и коррупции, дипломатического раболепия, нравственного и духовного упадка. Уничтожение политических свобод и элементарных прав человека привели к потере нашей внутренней свободы и национальной солидарности. Именно поэтому исчезла еще недавно столь горячая поддержка нашей позиции со сторны мировой общественности, оставив в осадке лишь холодный расчет и циничный торг, который наши провинциальные деятели наивно считают настоящей Realpolitik. Потеря всяких нравственных ориентиров уже угрожает нашей национальной безопасности, прибавляя к свершивейся миграции одной трети населения еще и опасность территориальных потерь. Не сумев в свое время обеспечить адаптацию и сохранение в стране сотен тысяч армянских беженцев из Азербайджана, наше бездарное руководство сейчас не способно представить и защитить их имущественные права на материальную и территориальную компенсацию на дипломатической арене. Не пожелав обеспечить государственную поддержку заселения и экономического развития освобожденных территорий, оно пытается сегодня ради сохранения своей власти выставить на аукцион родную землю. Потеряв всякую поддержку и уважение собственного народа, оно стремится снискать милость мировых держав, кощунственно принося в жертву бесплодным дипломатическим играмПо наше национальное достоинство и историческую память.

Все эти политические, экономические, дипломатические, психологические просчеты имеют общую основу — все они безнравственны и аморальны. Аморальна та экономика, которая в силу повальной безработицы и нищеты разделяет цемьи и разрушает общество. Аморальна та дипломатия, которая ставит знак равенства между жертвами геноцида и палачами, попирая принципы человечности и цивилизации. Аморальна та идеология, которая посредством массовой лжи извращает национальные ценности, пропагандируя насилие, воровство, разбой и всеобщую продажность.

Но чего иного можно ожидать от политических марионеток, бывших прислужников и стукачей, нынешних агентов внешних сил, торгашей с местных базаров, которые сегодня правят нашей страной? Скрывая собственную бездарность и продажность за глухими стенами своих дворцов и темными стеклами лимузинов, называя свою безнравственность и цинизм “политикой”, они привели нашу Родину на порог потери государственной и экономической независимости, а их полуграмотные лизоблюды и прислужники еще называют это Realpolitik…

Таким образом, для восстановления наших гражданских свобод и политической независимости, для достижения экономического развития и достойного уровня жизни, для утверждения социальной справедливости и учреждения правосудия в стране, для решения Арцахского вопроса на основе права национального самоопределения — для всего этого нашему обществу необходимо прежде всего восстановление нравственности.

36 стр., 17742 слов

Политические взгляды Аристотеля

... Учитывая тот факт, что Аристотель и сам не был чужд политике того времени, мы с полным правом можем утверждать, что его политические работы, помимо теоретического основания, полученного ... возможные исходы. Мы, к сожалению, не смогли найти удовлетворительных исследований политической философии Аристотеля в научных работах именно в контексте конфликтологии. Кроме кратких ознакомительных обзоров в ...

Права и свободы человека, права наций на самоопределение, социальное равенство и справедливость соответствуют Божественному закону и принципам человеческой морали. Они бездействуют у нас потому, что при нашем попустительстве в стране установилась диктатура. Диктаторы оправдывают насилие в собственной стране насилием в международных отношениях. Диктаторы скрывают свой страх перед собственным народом и свою ненависть к нему за патриотическими лозунгами и напыщенными речами. Они не могут быть патриотами, ибо не уважают, а унижают собственный народ насилием. Не может быть процветания в стране, где народ несчастен. Они неспособны обеспечить и безопасность страны, ибо народ не пойдет защищать собственное рабство, а будет сражаться только ради свободы и справедливости. Насилие безнравственно и в личной, и в семейной, и в общественной жизни. Насилие на государственном уровне становится диктатурой, то есть государственной безнравственностью. Пока сохраняется диктатура наша страна не добьется ни процветания, ни справедливости и ни единой национальной цели, ибо невозможно достичь праведной цели неправедными средствами. А значит — долой диктатуру!

Политика и нравственность

1.Что такое политика?

a. «Общее дело». Путь к лучшей жизни. Представители народа («делегаты») профессионально совершенствуют общественную систему, решают насущных проблемы. Советское определение государства через всеобщее выражение воли народа.

i. Участие в политике при том есть достойное дело. Гражданский долг, от которого по большому счету не имеешь права уклониться. Система советов как опирающаяся на этот идеал. Ее перерождение в реальном социализме. Близость анархического идеала. Анархокоммунизм как украинская перспектива.

b. «Грязное дело». Арена для самых наглых и жестоких. Насилие как конститутивный стержень политического процесса. Эксплуатация со времен Египта до постиндустриального общества включительно. Никакой «повсеместной гуманизации», происходящей самой по себе, нет. Отчуждение растет. Советское определение государство как машины для подавления одного класса другим.

i. Участие в политике при этом есть шкуропродажничество, проституция. Более того, участие в политике есть в конечном счете совершенствование аппарата для угнетения того, кто это совершенствование создает. Самобичевание в буквальном смысле. Выход: неучастие, отстраненное созерцание или постараться забыть. Возможно ли? Квазиуход. Пассивность, политический «абсентеизм» как поддержка существующего строя. Обреченность на политику. «Если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой». Относительность этой фразы. Обыватель прекрасно обходится.

c. «Нейтральное дело». Компромиссная интерпретация: борьба интересов. Нет правильных и неправильных интересов. Нет плохих и хороших, есть сильные и слабые, успешные и аутсайдеры. Это естественный, природный процесс. Ницшеанство в чистом виде.

13 стр., 6452 слов

Право и социальная справедливость

... изучение литературы, касающаяся содержания понятий права и социальной справедливости, во-вторых, определение сущности права и социальной справедливости, а также их составляющих, и, в-третьих, отображение взаимосвязи права и социальной справедливости. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав ...

i. Участие в политике как нейтральная работа. Берем деньги у тех, кто их имеет. Наращивание профессионализма — игра за слабых игроков.

2. Справедливость как генеральная категория политики, ее цель.

a. Натурализм. Справедливость как верховенство сильнейших: управляют те, кто способен принимать решения и брать ответственность на себя. Всегда остается пассивное большинство (исполнители) и решительное меньшинство (смеющие хотеть многого и готовые идти ради своих желаний на жертвы) (опять Ницше).

Иррациональная интерпретация. Сюда вписывается Е.Быстрицкий: разговор о справедливости, когда нет сил молчать. Благоразумное сдерживание позывов к справедливости.

i. Участие в борьбе за такую справедливость влечет жертвование себя и других

b. Трансцендентализм. Справедливость как соответствие социального порядка «сверхприродным» принципам общежития. Рациональная интерпретация.

i. Участие в борьбе за такую справедливость также чревато жертвами. Принципы и идеи выше жизненной биологии.

3. Может ли философ повлиять сегодня на политику?

a. Спасение. Написать «правильную» идеологию. Спасти Украину. Получить доступ к партийным умам и «благотворно повлиять».

b. Заработок. Связка «Идеология и Заказчик» как проблема. Идеология на заказ. Инструмент достижения власти, победы на выборах. У партий нет изначальных идеологических, программных целей. Кроме одной: власть. И производные: финансово-практические. «Политический рынок» как феномен. А Платон, Аристотель, Локк, Гоббс?

Политика как наука и искусство

политика нравственность мораль

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки — определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.

Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство — искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика — искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.

13 стр., 6084 слов

Социальная политика государства: цели, модели, практика, связь ...

... Курсовая работа содержит 5 графиков, 6 таблиц, 2 рисунка. Первая глава посвящена подробному рассмотрению теоретикометодологической основы социальной политики. В данной главе рассматривается сущность и содержание социальной политики, взаимосвязь экономической и социальной политик, а также основные модели социальной политики. ...