Социальное обслуживание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектная имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит Федерального бюджета практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате Зарплаты, пенсии и социальных пособий, остро проявляются тенденции Неблагополучия в том числе социальной девиации.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных

(организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде

всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения

социальной безопасности.

В 90-е годы одно из наиболее существенных тенденций социальной, политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других — как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социальной экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы в третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии.

Теоретики социальной работы, анализируя процесс становления социальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальное обслуживание в современных условиях уступают в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

11 стр., 5318 слов

Внеклассная работа в условиях общеобразовательной школы

... исследования - внеклассная работа в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования - организация досуга детей в различных видах и формах внеклассной работы. Цель исследования - выявить роль внеклассной работы в организации ... и формируется "внешний" социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. 1.2 Современная теория и практика ...

Не во всех странах мира социального обслуживания понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в “ Закон о социальном обслуживании” (1982) под социальным обслуживанием понимается совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообществу.

Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о защите теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения.

Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупность составляющих как. Определенный порядок взаимодействия органов и социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, исследовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли Федеральные законы “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “ О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, принятые в 1995 году.

В Федеральном законе “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” в статье 1 подчеркивается, что социальное обслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержания видов социального обслуживания — материальная помощь социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей.

Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” существенно дополняет и конкретизирует наше представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет определяется таким образом: “ Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах”. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

7 стр., 3149 слов

Международные сделки по экспорту и импорту услуг

... в виду, что нормативные акты применяются в случаях, если страна является их участником или официально признала их для применения. Международные сделки по экспорту и импорту услуг ... большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В Международной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает область сделок в сфере транспорта, связи, обеспечения товародвижения, складского ...

Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения жизненных основных потребностей социальных услуг, которые получаются в федеральный и территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности, совокупность, добровольность, гуманность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам находящиеся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина.

Понятие “ социальное обслуживание”, как любой термин описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание — это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.

II. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность,, Доступность.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

16 стр., 7573 слов

Психология обслуживания в индустрии гостеприимства

... желания туристов. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы ознакомиться с индустрией гостеприимства, а также рассмотреть гостиничное хозяйство. Цель курсовой работы - исследование психологии обслуживания в индустрии гостеприимства. 1. Теоретические аспекты процесса обслуживания в гостиничном бизнесе "Гостиничное хозяйство" ...

Добровольность., Гуманность., Приоритетность, Конфиденциальность.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания.

Материальная помощь, Социальное обслуживание на дому

поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг) другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Полустационарное социальное обслуживание, Стационарное социальное обслуживание

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 473.

бесплатно:

размер частичной оплаты

  • на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;
  • в полустационарных условиях — 50 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;
  • в стационарных условиях — суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме Базовой или Территориальной программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие только в связи с предоставлением бесплатных или частично платных (льготных) услуг. Услуги, оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируются нормами гражданского права.

Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на оформление сделки.

10 стр., 4609 слов

Социальное пособие на погребение

... социального пособия на погребение. Задачи исследования: Изучить понятие погребения, гарантированный перечень услуг; Изучить основания, сроки и размер выплаты пособия на погребение; Рассмотреть документы, необходимые для выплаты пособия на погребение; Проанализировать часто возникающие вопросы социальных выплат на погребение. Структура курсовой работы ...

III. Стационарное социальное обслуживание

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, — от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

добровольность,

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с Законом РФ от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Бактерио — или вирусоносителям, хроническим алкоголикам, больным активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими и другими инфекционными заболеваниями из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключения органа социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания) и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения.

Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на:, Администрация стационара обязана:

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.

беспризорных детей и детей-сирот:

Целями деятельности указанных учреждений являются:

  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;
  • предоставление временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства несовершеннолетнего;
  • обеспечение квалифицированной медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2 стр., 813 слов

Понятие социального обслуживания и его оценки

... деятельности учреждений социального обслуживания Отдельное внимание при рассмотрении вопроса об оценке качества и эффективности социальных услуг и в целом социального обслуживания следует уделить стандартам социальных услуг. Стандарт социальных услуг Таким образом, исходя из определения стандарта социальной услуги, можно ...

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Примерное Положение устанавливает нормы создания специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — одно на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе).

При меньшей численности детей в населенном пункте открывается одно учреждение.

Источником финансирования служат бюджеты субъектов РФ.

кризисные центры помощи женщинам

IV. Услуги на погребение

Сфера социальных услуг в настоящее время довольно динамично развивается. Одним из подтверждений этого может служить Федеральный закон от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 28.06.97).

В Законе определены: гарантии погребения умершего с учетом его волеизъявления и пожеланий родственников; гарантии предоставления материальной помощи для погребения; санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в РФ.

Погребение заключается в совершении обрядовых действий по захоронению путем предания тела земле, огню или воде в соответствии с обычаями, традициями и санитарными требованиями. При погребении должна исполняться воля покойного, выраженная письменно или в присутствии свидетелей: о согласии (или несогласии) на патологоанатомическое вскрытие, изъятие из тела органов и тканей; процедуре и месте погребения; доверии совершить погребение конкретному лицу. При отсутствии волеизъявления указанные вопросы решает лицо, взявшее на себя обязанности по погребению.

Возможность исполнения волеизъявления умершего определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом наличия свободного участка земли в указанном месте погребения, а также заслуг умершего перед обществом и государством.

Согласно перечню в число гарантированных бесплатных услуг входят: оформление документов для погребения; предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов; перевозка тела на кладбище или в крематорий; погребение.

Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств: ПФР — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; Государственного фонда занятости населения РФ — на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию; Фонда социального страхования РФ — на погребение работавших граждан или их умерших детей; бюджетов — на погребение не работавших граждан.

Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению. Распоряжением мэра г. Москвы от 15.07.96 № 75/1-РМ установлено, что с 1 августа 1996 г. предельный размер стоимости бесплатных услуг не должен превышать общей суммы социального пособия на погребение и доплаты, предусмотренной Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы.

Как уже отмечалось, граждане, отказавшиеся от. Получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие.

16 стр., 7588 слов

Совершенствование системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном ...

... и пенсионеры. Важнейшая задача системы социальной защиты пенсионеров - это поддержание уровня жизни в складывающихся экстремальных ситуациях, содействие их адаптации в рыночных условиях. Выбор темы выпускной квалификационной работы основан на актуальности совершенствования системы социальной защиты пенсионеров ...

V. Обеспечение инвалидов средствами передвижения

При наличии заключения МСЭК о невозможности протезирования или серьезных затруднениях при пользовании протезами инвалиды войны, труда и детства, пенсионеры по возрасту, а также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет бесплатно обеспечиваются кресло-колясками или велоколясками. Замена коляски на новую осуществляется после сдачи старой.

Если нет противопоказаний к управлению указанные группы инвалидов имеют право на бесплатное получение мотоколяски и приобретение легкового автомобиля в соответствии с Инструкцией от 22.05.93 № 156.

Разрешение на получение мотоколяски выдается высшими органами социальной защиты субъектов РФ на основании следующих документов: заключения МСЭК, заявления, удостоверения на право вождения.

Мотоколяска выдается сроком на 5 лет без права продажи или передачи. По истечении этого срока она заменяется на новую, но обязательным условием замены является возвращение органам социальной защиты старой мотоколяски. Расходы, связанные с получением мотоколясок, подготовкой их для выдачи и другие, компенсируются за счет местных бюджетов. После смерти инвалида бесплатная мотоколяска подлежит возврату органам социальной защиты. Исключения установлены для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц — мотоколяски переходят в собственность их семей.

Инвалидам, находящимся в домах-интернатах, мотоколяски не выдаются.

Продажа инвалидам автомобилей с ручным управлением производится один раз в семь лет специализированными магазинами по месту постоянного жительства на основании разрешений министерств социальной защиты субъектов РФ.

Инвалиды, имеющие право на бесплатное получение автомобиля «Запорожец» с ручным управлением, могут покупать автомобили других марок с зачетом стоимости полагающегося бесплатно автомобиля или мотоколяски. Органы социальной защиты перечисляют торгующим организациям средства вразмере действующих на момент продажи свободных цен на автомобиль с ручным управлением соответствующей модификации. Размер перечисленной суммы указывается в деле на получение автомобиля. Недостающую часть стоимости инвалид вносит сам.

После смерти инвалида автомобили, приобретенные с зачетом стоимости полагающегося бесплатно, наследуются членами семьи.

Дети-инвалиды, достигшие 5 лет и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях при наличии права на управление у взрослых членов семьи.

Расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, компенсируются инвалидам на основании постановления Правительства РФ от 03.08.92 № 544 (в ред. от 10.07.95).

Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин и другие виды топлива, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним регламентируется постановлением Правительства РФ от 10.07.95 № 701.

VI. Заключение

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт ( в одних случаях — общеобразовательных школ, детских садов, детских домов,. Профилакториев, интернатов, в других — опыт больниц, поликлиник и санаториев), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа — территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. — испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соц. защиты, образования, здравоохранения и др.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных услуг. ...

Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Следует, во-первых, усилие в области становления сети учреждения социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Очевидно, что ни одно из перечисленных ведомств в одиночку не может успешно решить многочисленные и многоуровневые задачи в области социального обслуживания населения. Нет сомнения и в правильности комплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на одной территории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последние могут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальных центров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальных приютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставление социальных учреждений разной ведомственной подчиненности является непродуктивным.

Простая констатация состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границе изменений в этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической — контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и не государственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, это совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий своей функциональной предназначенности.

17 стр., 8194 слов

Социальная защита населения в рыночных условиях

... нетрудоспособных. РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ социальной защиты НАСЕЛЕНИЯ в рыночных условиях 1 Определение и характеристика социальной защиты Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся ...

Система может существовать при наличии собственных инструментов познании окружающей действительности и человека, нуждающихся в социальных услугах, а сегодня такого инструмента нет, он только формируется. Прежде всего нет методологических гарантий, нет теории, позволяющей адекватно оценить потребности населения в социальном обслуживании и создать предпосылки для его восстановления и эффективного развития. Можно утверждать, что на современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.

С позиции перечисленных выше критериев сформированности территориальной системы социального обслуживания населения и развитости служб можно, очевидно. Подвести некоторые итоги развития учреждений социального обслуживания на современном этапе.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорит о продуманной хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территорий (Краснодарский и Красноярский края, Московская, Пермская, Курская и ряд других областей).

Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего по 3 — 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 году предпринимались попытки создать центры социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания — отделения о социальной помощи семье и детям (их около 200).

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территории обострения социальных проблем, усиление социально-психологической направленности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семьи и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждения социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченнойсети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

В настоящее время министерство и ведомство, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населения широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждения социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

  • слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
  • отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
  • низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • недостаточное использование финансовых, экономических и

интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.

В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Необходимо принять меры по разграничению сфер деятельности однотипных социальных служб разной ведомственной подчиненности, действующих на одной и той же территории (например, психологические службы систем образования и социальной защиты населения).

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию субъектов РФ служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

  • разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества;
  • информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Большое значение имеет также государственная поддержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.

Принятые в 1995 году федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

Вместе с тем эти законы выдвигают перед органами управления новые задачи. В максимально короткие сроки предстоит разработать государственные стандарты социального обслуживания населения. Необходимо принять действенные меры по реализации постановления Правительства РФ о порядке предоставления бесплатного социального обслуживания и об оказании платных социальных услуг в государственной системе социальных служб, о порядке выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ лицензии, на основе которой должна осуществляться деятельность по социальному обслуживанию населения. Кроме этого, имеется потребность в разработке порядка координации деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб разной ведомственной подчиненности. Также большая практическая заинтересованность существует в принятии нового федерального закона “О социальном обслуживании семьи и детей”.

Очевидно, что сегодня как некогда актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания семьи и детей в стране очевидны — достаточно ознакомится с государственным докладом “О положении детей в РФ” за 1995 год.

Современные требования к социальным службам и высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-преподавательского состава вузов обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политике в области высшего и после вузовского профессионального образования предполагает повышение ответственности администраций регионов за качество подготовки специалистов для социальных служб.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

VII. ЗАДАЧА

Инвалид Великой Отечественной войны был помещен в стационар для инвалидов. Он получает две пенсии в максимальном размере: пенсию по старости и по инвалидности. При выплате пенсии в стационаре с него удерживают 100% стоимости предоставляемых услуг. Правильно ли это? Каким категориям стационарные социальные услуги предоставляются бесплатно, на условиях частной оплаты, за полную стоимость.

Согласно положению “О предоставлении бесплатного социального обслуживанию и платных социальных услуг государственными социальными службами”. Основные виды услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и реабилитационные услуги) предоставляются населению государственными социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание государственными социальными службами в объемах, определенных государственных социального обслуживания, предоставляется:

  • Гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.
  • Несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, мало обеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и т.д.
  • За плату (частичную или полную) основные виды социальных услуг предоставляются гражданам государственными социальными службами на Федерации от 15 апреля 1996 года № 473 “О порядке и условиях оплат социальных услуг предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания”.

    Согласно статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ “ О ветеранах” бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств социального медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное бесплатное диспансерное обследование) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн).

    Сведения из положения “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами” и статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ “О ветеранах” доказывает то, что с инвалида Великой Отечественной войны не имеют право удерживать 100% стоимости за предоставленные услуги из пенсии.

    Инвалиды Великой Отечественной войны должны обслуживать бесплатно.

    Литература и нормативные акты.

  • Мачюльская Е.Е, право социального обеспечения. Учебное пособие, Москва 1998 г.
  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 – Ф.З “Об основах социального обслуживания населения в Р.Ф.”
  • Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122 – Ф.З “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181 – Ф.З “О социальной защите инвалидов в Р.Ф.”
  • Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5 – Ф.З “О ветеранах”
  • Указ президента Р.Ф. от 1.07.1996 г. № 1011 “О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов”
  • Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8 – Ф.З “О потреблении и похоронном деле” с изменениями и дополнениями от 28.06.1997 г.