Реферат по психотерапии телефон доверия

(1756.4 kb.)

Доступные файлы (2):

2972kb. 24.04.2011 19:31
523kb. 24.04.2011 19:21

  • Смотрите также:
  • [ документ ]
  • [ дипломная работа ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ лекция ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ реферат ]
  • [ документ ]
  • [ лекция ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]

РАЗДЕЛ 3. СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

^

Служба телефонной экстренной социально-психологической помощи является частью комплексной системы оказания социально-психологической помощи населению. В России данная служба известна под названием «Теле­ фон доверия». Это отнюдь не общепринятое обозначение служб экстренной психологической помощи. Почти в каждой стране есть свое наименование: в Испании- «Надежда», в Швейцарии- «Протянутая рука», в Германии-

«Духовная помощь». «Телефон доверия» — обозначение, принятое в славян­

ских странах.

Первый «Телефон доверия» был открыт в Москве в 1982 году. Необ­ ходимость введения этой формы психологической помощи была обусловле­ на тем, что часто люди, нуждающиеся в психологической помощи, не реша­ ются отважиться на контакт с психологом лицом к лицу.

Основное отличие службы «Телефон доверия» в СНГ от западно-евро­ пейской модели состоит в том, что в нашей стране данная служба построена почти исключительно на профессиональной основе: «на трубке» за опреде­ ленную плату работают профессионалы.

Специфика деятельности службы «Телефон доверия» связана с реше­

задач экстренной психологической помощи.

  • снять напряжение, которое испытывает человек, обращаясь на «Те­

лефон доверия»;

  • помочь человеку, обратившемуся за помощью, пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;
  • помочь обратившимся в службу наметить пути разрешения внутрен­ него или внешнего конфликта;
  • актуализировать их личностные, духовные, интеллектуальные, творческие, физические ресурсы для выхода из кризисно­ го состояния;

— обеспечить доступность и своевременность квалифицированной со­ циально-психологической помощи для всех граждан, независимо от их соци­ ального статуса и места жительства.

Основными принципами предоставления психологической помощи по телефону

  • доступность в любое время. Это означает круглосуточный режим рабо­

ты и наличие достаточного количества каналов на одной телефонной линии;

  • анонимность и для обратившегося в службу, и для телефонного кон­

сультанта;

  • недирективность, т. е. отсутствие какого-либо давления на нуждаю­

щегося в помощи;

  • бесплатность;
  • отка з телефонного консультанта от политических, религиозных, идеологических и прочих установок в беседе с обратившимся в службу;
  • невмешательство сотрудников службы «Телефон доверия» в судьбу человека, обратившегося за помощью (имеется в виду принудительная гос­ питализация, навязывание непременного очного контакта с психологом), ес­ ли с его стороны не выражается добровольное на то согласие.

Лишь с ориен­ тацией на самые крайние случаи, когда цена данного принципа отступает перед ценой жизни человека, обсуждаются возможности отклонения от него;

В работе службы «Телефон доверия» приняты следующие обозначения:

  • обращающийся в службу — «пациент»;
  • отвечающий, работающий «на трубке» — консультант;
  • сам речевой контакт с пациентом — беседа.

Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности — снятие на­

пряжения у пациента.

* Обычно консультанты службы телефона доверия работают по бригад­ ной системе. Бригада состоит из 5- 6 человек. В бригаде должны быть раз­ ные специалисты, не только психолог; тогда есть возможность «передавать» звонок от одного специалиста другому в зависимости от специфики пробле­ мы пациента.

Каждый консультант работает в отдельной кабинке, где помимо теле­ фонного аппарата и кресла находится зеркало (напротив кресла) для того, чтобы консультант мог отслеживать свое поведение и эмоциональные реак­ ции во время разговора.

^

Консультант не имеет права раскрывать анонимность пациента ника­ ким третьим лицам, кроме своих коллег по службе. Раскрытие анонимности пациента правоохранительным органам возможно только по решению суда. В исключительных случаях разрешается раскрытие анонимности пациента представителям других социальных служб только при наличии на то его со­ гласия.

Консультант не имеет права использовать информацию, полученную во время беседы с пациентом, в корыстных целях.

Консультант не должен вступать в какие-либо личные отношения с пациентом (например, ходить в гости).

Консультант вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств только при наличии полной уверенности в том, что своими действиями он не нанесет ущерба пациенту.

Консультант должен отчетливо представлять себе границы своей ком­

петентности и тот потенциальный вред, который может принести пациенту.

Консультант имеет право делать аудиозапись беседы или разрешать третьим лицам прослушивать ее только после согласия на это пациента.

Консультант имеет право оказать экстренную психотерапевтическую помощь лицам, находящимся в кризисной ситуации.

Консультант имеет право консультировать пациентов по поводу пси­

хологических проблем.

Консультант имеет право на информационное консультирование паци­

ентов с целью установления их связи с другими социальными службами.

отчетной карте вызова,

  • порядковый номер пациента;
  • пол пациента;
  • его возраст (сообщенный пациентом или по оценке консультанта);
  • имя пациента;
  • место жительства, номер телефона;
  • семейный статус пациента (женат, разведен, вдов, живущий одиноко, неизвестно);
  • который раз обращается в службу «Телефон доверия»;
  • дата обращения пациента;
  • время начала разговора;
  • время окончания разговора (длительность беседы);
  • тема беседы, краткое содержание разговора (делается в том случае, если оно представляет интерес для других консультантов);
  • комментарии консультанта;
  • оказанная помощь;
  • исход разговора (оценка эффективности беседы);
  • имя консультанта.

^

Беседа начинается по инициативе пациента. Консультант не имеет воз­

можности ни начать беседу, ни права прервать ее.

Когда зазвонил телефон, не рекомендуется брать трубку сразу. Опти­ мальный вариант интервала между сигналом и снятием трубки — две-три се­ кунды. Меньший интервал может обескуражить звонящего, при большем нерешительный пациент может повесить трубку.

Начинать речевой контакт необходимо с оповестительной формулы, принятой в конкретной службе «Телефон доверия», которую консультант произносит спокойным голосом. Он должен оставаться спокойным в течение всего разговора с пациентом.

Тактически выгодно сначала осторожными вопросами выяснить, с кем имеешь дело.

Необходимый этап беседы — выслушивание пациента, предоставление ему возможности проговорить конфликт. Часто уже это приносит облегче­ ние пациенту.

Далее совместно с пациентом консультант анализирует конфликтную ситуацию, выделяя ее элементы. Затем целесообразно разделить эти про­ блемные элементы на две группы: на те, что зависят от желаний, усилий, во­ ли пациента, и на те, что от его воли не зависят либо требуют слишком мно­ го сил, времени, постоянного напряжения. Тем самым каждой проблеме, трудности приписывается цена, выражаемая теми усилиями и жертвами, пойти на которые пациент готов ради достижения своей цели, то есть опре­ деляется мотивационный вес каждого элемента проблемы.

Теперь, когда известна цена проблемы или ее элементов, самое время попытаться понять: чего, в сущности, пациент хочет. Подробное обсуждение ситуации может помочь пациенту по-новому взглянуть на нее и соотнести ее не с сиюминутными, а более долгосрочными мотивами. Консультанту важно помнить, что он нужен пациенту для того, чтобы тот смог увидеть свою про­ блему «чужими глазами», со стороны, с некоторого расстояния.

Информация, которую консультант сообщает пациенту, должна быть обезличена ссылками на статистику, научные данные. Ссылки на личный опыт недопустимы.

И наконец, этап принятия решения. Задача консультанта на этом этапе беседы— сделать все, чтобы пациент получил возможность принять реше­ ние, но делать это за него есть вмешательство в чужие дела. Не стоит навя­ зывать пациенту своего мнения и отстаивать свою правоту. Иначе консуль­ тант лишь самоутверждается, и только.

По завершении беседы консультанту не следует класть трубку первым, даже если он уже попрощался с собеседником. Разговор может иметь про­ должение, и вообще, пациент не должен слышать короткие гудки.

Типы звонков:

«Молчащие звонки», «Молчаливое обращение».

В некоторых случаях необходимо обеспечить обратную связь с або­ нентом. Консультант может использовать описание каких-либо звуков, ко­ торые слышит. Например: «Очевидно, вы находитесь на улице, я слышу шум транспорта?» Иногда полезно придумать какой-либо условный код, напри­ мер стук по трубке, обозначающий «да» и «нет».

«Замаскированные звонки», «Замаскированное обращение»

«Это вызов такси?» или «А куда я попал? Что это за Телефон доверия? А я могу вам довериться?» Нередко за такими фразами скрываются очень серь­ езные психологические проблемы.

«Звонки-дурачество», «Звонки-засорение».

«Сексуальные звонки».

Существуют три правила реагирования на такие звонки:

1) принятие, не осуждение абонента, даже если возникла необходи­

мость сказать ему, что он переступил границы возможного обслуживания

2) строгая дифференцировка — не манипулирует ли абонент консуль­

тантом;

3) твердая позиция, требуемая конкретной службой «Телефон доверия» в отношении этого вида звонков. Так, некоторые «Телефоны доверия» уста­ новили линию прерывания сексуальных звонков. Другие «Телефоны дове­ рия», признавая существование у некоторых абонентов такой потребности, идущей от их низкой самооценки и малой веры в себя, делают попытки найти к сексуальному абоненту особый подход. С этой целью создается специальная группа телефонных консультантов, которые работают с такими звонками.

^

Служба экстренной психологической помощи по телефону предъявля­ ет определенные требования к личностным и деловым качествам тех, кто в ней работает. Поэтому кандидаты в телефонные консультанты проходят че­ рез некоторый отбор.

Люди с больным сердцем, страдающие эпилепсией, с речевыми дефек­ тами «отсеиваются» сразу. Нежелательны выраженные акцентуации харак­ тера, эмоциональная нестабильность.

Условием успешности работы на «Телефоне доверия» являются аль­ труистическая мотивация консультанта, его устойчивый интерес к людям, толерантность, умение дистанцироваться от собственных установок, само­ обладание, чувство юмора, способность к сопереживанию при одновремен­ ном сохранении личностной дистанции, иначе консультант не сможет снять напряжение пациента, заражаясь его эмоциональным состоянием.

Очень важны для эффективной работы «на трубке» и широта жизнен­ ного опыта консультанта, и его знание жизни различных социальных слоев и разных моделей семейных отношений, а кроме того — умение эмпатически слушать собеседника.

Чересчур благополучные люди, у которых нет проблем, не смогут ра­ ботать в качестве телефонных консультантов, так как с трудом вникают в чужие проблемы и горести. Но и хронически пасующие перед собственными трудностями вряд ли смогут настроить пациента на конструктивный лад.

Подбор кандидатов для работы на «Телефоне доверия» проводится че­ рез ознакомительную беседу с ними. Цель такой беседы — выявить у канди­ дата мотивацию для работы и помочь ему самому определиться в отношении аспектов будущей работы.

Отсутствие специального психологического образования у кандидатов преодолимо в рамках подготовки телефонных консультантов и их самопод­ готовки, тем более что выпускникам факультетов психологии тоже прихо­ дится учиться многому.

Подготовка добровольцев для работы на «Телефоне доверия» занимает от четырех до восьми месяцев. Сначала они проходят специальную подго­ товку, которая включает в себя знакомство с некоторыми отраслями знаний, необходимых для квалифицированного общения с пациентами: с основами общей, возрастной, социальной, специальной и педагогической психологии, основами психологического консультирования, психиатрии, сексологии и сексопатологии, возрастной физиологии, наркологии, права. Затем они про­ ходят стажировку в паре с опытным наставником. Метод парной работы с инструктором предполагает прослушивание некоторых бесед с пациентами с последующим их анализом, а в дальнейшем — самостоятельную беседу начи­ нающего консультанта с последующим разбором ошибок.

Помимо того, регулярно собирается группа .опытных и начинающих сотрудников «Телефона доверия», которые под руководством инструктора или без такового проводят практические занятия или обсуждение случаев из практики. Занятия обычно представляют собой различного рода тренинги, разыгрывание моделей ситуаций общения, а также мероприятия по сплоче­ нию группы.

Важна и текущая самоподготовка телефонных консультантов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные задачи службы «Телефон доверия».

2 . В че м состоя т функциональны е обязанност и телефонног о консуль ­

танта ?

3. Каковы правила ведения беседы по «Телефону доверия»?

4. Сформулируйте требования к кандидатам в телефонные консультанты.

5. Как следует телефонному консультанту реагировать на разные типы звонков?

36

^

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ

Симптомы горя и его критические периоды времени

Примирение с утратой- болезненный процесс. Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, довольно слож­ ный и длительный процесс. Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отноше­ ний с умершим, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре.

Горе характеризуется следующими проявлениями: на первый план вы­ ступает физическое страдание в виде периодических приступов длительно­ стью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, приступами удушья, учащенным дыханием с постоянной потребностью вздохнуть; ощущается потеря аппетита, мышечной силы, малейшее движение становится крайне тягостным, от незначительной физической нагрузки возникает полнейшее изнеможение. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психи­ ческое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания, наблюдаются специфические на­ рушения в смысловой сфере. Например, вдруг обнаруживается: на что ни посмотри, все связано с умершим. Или появляется странная забывчивость в обыденной жизни — умершему, например, ставится тарелка, об умершем го­ ворят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего. И это вновь вызывает ухудшение состояния. Нарушаются работо­ способность, внимание, память. Поэтому в последующем нередко возникают проблемы в воспоминаниях об этом периоде.

Для описания процесса горя, скорби часто используется модель, кото­

рая включает в себя несколько критических периодов (фаз) времени.

Фаза эмоционального шока, отрицания, оцепенения.

ния похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Внешне на этой фазе человек выглядит в общем, как всегда, ведет себя, как обычно, выполняет свои обязанности.

Например, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» бес­ покоившие его заболевания. Несмотря на все внешнее обманчивое благопо­ лучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. Оно может сопровождаться ощущением «упадка» и эмоционального и/или физи­ ческого истощения. Характерна утрата аппетита. И одна из опасностей со­ стоит в том, что в любую минуту оно может смениться острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о стену, становит­ ся буйным.

Помощь. Утешать человека, который пытается отрицать реальность ситуации — сам факт смерти, — совершенно бесполезно. Он все равно вас «не слышит». Но его ни на секунду нельзя выпускать из поля внимания, не ос­ тавлять одного для того, чтобы предотвратить негативные последствия вдруг начавшегося острого реактивного состояния. Если это ребенок, который учится в школе, лучше не пускать его в школу, даже если он будет уверять, что вполне справится. Постарайтесь как можно чаще касаться страдающего человека. Иногда бывает достаточно одних тактильных контактов, чтобы вывести человека из тяжелого шока. В такие моменты большинство людей начинают чувствовать себя маленькими, беззащитными, им хочется запла­ кать, как плакали в детстве. Нужно вызвать у горюющего слезы, любые сильные чувства (например, злость), которые выведут его из шока. Сущест­ вующие культурные ритуалы способствуют и помогают человеку пережить горе: плакальщицы помогают страдающему заплакать, что вызывает катар­ сис. Если вам удалось вызвать у переживающего потерю человека слезы, значит, его переживания переходят на следующую фазу.

Фаза страдания и дезорганизации.

На этой фазе осознается реальность потери. Горюющий испытывает ощущение пустоты и бессмысленности жизни, отчаяние, одиночество, бес­ помощность, страх, тревогу, чувство брошенности. Иногда возникает чувст­ во вины за смерть близкого человека, особенно это характерно для детей. Типична необыкновенная поглощенность образом умершего, его идеализа­ ция. Наблюдается идентификация с утратой: в высказываниях, поступках го­ рюющего появляются черты поведения умершего или признаки его послед­ него заболевания — последствия поглощенности образом умершего. В про­ цессе скорби может наступить озлобленность. Враждебные реакции могут проявляться в том, что человек утрачивает обычную теплоту. Враждебность иногда возникает спонтанно и оказывается необъяснимой для самого го­ рюющего. Понесший утрату стремится обвинить кого-то в случившемся.

Помощь. Не нужно дискутировать с таким человеком или пытаться скорректировать его злобу, необходимо помочь ей вылиться наружу. В этом

случае уменьшается вероятность ее разрядки на случайных объектах. Если злость остается внутри горюющего человека, то она подпитывает депрессию.

Страдания облегчатся присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а их легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна.

Если на первой фазе переживания горя следует постоянно быть вместе с горюющим, то на второй фазе можно и нужно дать горюющему, если он хочет, побыть одному. Но если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже в сотый раз) и поддержать.

Страдающие люди часто раздражительны, тем не менее, понимая их состояние, необходимо относиться к ним мягко, терпимо, прощая многое (но не все!).

Не нужно заглушать процесс скорби. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько это необходимо. Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Страдающий человек не должен скрывать своих чувств, отчаяния. Пусть плачет, если хочется, смеется, если может.

Необходимо уравновесить работу и отдых переживающего горе чело­ века. Режим должен быть щадящим, так как человек ослаблен. Но не следует перегружать горюющего опекой.

В конце периода нужно начать потихоньку приобщать горюющего к

общественно полезной деятельности, так как это дает возможность отвлечь­ ся от основной проблемы. Нужно постоянно демонстрировать горюющему, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку. Например, слишком «увлекшемуся» переживанием горя, можно сказать: «Ты занят только своими переживаниями и не заботишься о тех лю­ дях, которым нужна твоя помощь!» Это поможет в реадаптации.

То, как будет преодолена эта фаза, определяет и стратегию дальней­ шей жизни человека. Человек может приобрести очень важный эмоциональ­ ный опыт, а может навсегда остаться в фазе патологического горя. Или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которые он вызывает у окру­ жающих, и тогда из него сформируется профессиональная «жертва».

Фаза остаточных толчков и реорганизации.

На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от про­

шлого, так как ему приходится решать множество новых задач. Эти задачи

переплетаются с самим переживанием. Горюющий очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, что бы тот сказал. В этот период человек, потерявший близкого, обращается к будущему и начи­ нает планировать свою жизнь без умершего.

Помощь. Основная психологическая помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать обращению горюющего к будущему, помочь ему строить всевозможные планы.

Фаза завершения.

Конечно, описанные периоды времени, как и фазы переживания горя, не догма, они могут меняться. Временные промежутки, ощущения, эмоции переживающих горе иногда могут возвращаться на стадию первых часов, за­ тем перепрыгивать обратно в реальность.

Для «выздоровления» от горя приемлемы также следующие рекомен­

дации:

  • примите свое горе, примите телесные и эмоциональные последствия смерти любимого человека Скорбь является ценой, которую вы платите за любовь;
  • следите за своим здоровьем;
  • уравновесьте работу и отдых;
  • поделитесь болью утраты с другими людьми;
  • посетите людей, тоже переживающих горе. Знание о сходных пере­ живаниях могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам поддержку;
  • помогайте другим;
  • проявите терпение. Восстановление не наступает в течение одной ночи;
  • делайте то, что сегодня необходимо, но отложите важные решения на потом;
  • религия может стать вам опорой в переживании горя.

Психологическая помощь ребенку, переживающему горе

Дети переживают горе по-разному на разных возрастных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживани­ ях, такие, как стадия шока, стадия поиска (узнавания).

Примерно, через пол­ тора-два месяца наступает стадия острого горя. Через год — завершающая стадия переживания горя.

Чтобы помочь ребенку, нужно:

Младший школьный возраст

1. Наблюдать за ребенком, за изменениями в его поведении. С особым вниманием относитесь к «трудным» дням, например к праздникам.

2. Относиться с терпением, не показывать удивления, если в первые недели после потери близкого человека у ребенка появилась тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность.

3. Не заставлять ребенка делать что-либо вопреки его воле.

4. Если ребенок хочет поговорить, выслушайте его.

5. Убедите ребенка в том, что плакать не стыдно.

Старший школьный возраст

1. Если в классе есть ученики, потерявшие кого-либо из близких, ре­

комендуется провести классный час (диспут) на тему смерти.

2. Учитель должен сказать ученику, что знает о том, что произошло. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают и товарищи, одноклассники.

3. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, по­

плакать наедине с собой.

4. Среди товарищей может быть назначен «помощник», который бы опекал горюющего ребенка.

5. Учителю, школьному психологу необходимо помнить, что родители

горюющего ребенка тоже нуждаются в психологической помощи и под­

держке.

6. Страдающий ребенок может погружаться на уроке в собственные размышления. Если такой ученик не слышал вопроса, забыл, о чем его спро­ сили, необходимо проявить терпение, повторить вопрос или задание.

Во всех случаях, чтобы помочь ребенку, нужно:

1. Сообщать о смерти близких.

2. Вне зависимости от возраста брать детей на похороны близкого че­

ловека.

3. Давать конкретную и точную информацию, ответить на все его во­ просы. Понимание смерти — процесс очень постепенный, и надо говорить о том, что произошло, много раз.

4. Не скрывать свои чувства от ребенка, тогда и ему будет легче прояв­

лять свои.

5. Избегать ненужных разлук с ним, особенно в первое время.

6. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего (смотреть фото умершего, посещать могилу), одновременно осмысливая слу­ чившееся.

7. Говорить с ребенком о его страхе смерти, беспокойстве, что его ро­

дители скоро умрут.

8. Если у ребенка есть чувство вины, то необходимо снять или при­

глушить его.

Вопросы для самопроверки

1. Какие критические периоды времени выделяют в переживании горя?

2. Почему с ребенком неоднократно нужно возвращаться к теме смер­

ти близкого ему человека?

3. Как помочь ребенку, переживающему потерю близкого человека?

4. Что бы вы как психолог посоветовали учителю, в классе которого есть ребенок, переживающий смерть кого-то из близких ему людей?

^

Помощь детям, пережившим сексуальное насилие

Последствия сексуального насилия в отношении детей

Проблема сексуального насилия до недавнего времени оставалась за­ крытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в отношении детей. Хотя, по некоторым данным, наиболее часто жертвами сексуального насилия становятся мало­ летние и несовершеннолетние. Дети и подростки относятся к группе повы­ шенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчи- няемость, внушаемость, слабость оценки и прогноза, незрелость, недоста­ точность жизненного опыта. В то же время дети^ наиболее ранимы и чувст­ вительны, поэтому пережитое злоупотребление приводит к серьезным по­ следствиям, оказывающим воздействие на психическое состояние и даль­ нейшее развитие ребенка. Так, в инцестных семьях раннее и интенсивное сексуальное стимулирование может привести к формированию у ребенка от­ клоняющегося сексуального поведения, а в дальнейшем — к проституции или сексуальным злоупотреблениям уже с его стороны. Психологические по­ следствия бывают разными в зависимости от возраста детей.

Выделяют несколько стадий переживания ребенком сексуального на­ силия, которые являются психологическими признаками совершенного в от­ ношении ребенка сексуального злоупотребления:

1-я стадия — первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, паниче­ ский страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации вни­ мания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.

2-я стадия- аккомодация: обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником), использова­ ние определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, по­ вышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния (без подтверждения этих состояний клиническими исследованиями), неадек­ ватная реакция на подарки, сладости.

3-я стадия- отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, де­ прессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, на­ правленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматиче­ ские стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бес­ сонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость,

«провалы в памяти», спонтанные сенсорные ощущения (визуальные, слухо­ вые, тактильные), связанные с сексуальным насилием (запах одеколона, му­ зыка, холодные влажные пальцы, цвет обоев и др.), вызывающие картину насилия, ночные кошмары, навязчивые мысли; когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкну­ тости, пассивности, регрессе в развитии.

Как правило, у жертв сексуального насилия формируется специфиче­ ская модель поведения- сексуализированное поведение. Условно можно выделить несколько стадий выраженности данной поведенческой модели:

первая стадия, когда дети демонстрируют сексуальные познания и сек­

суальную озабоченность, не свойственные возрасту;

  • вторая стадия выражается в интенсивной мастурбации, демонстрации интимных частей тела;

— третья стадия характеризуется вовлечением в сексуальную активность других детей или взрослых. На этой стадии дети могут проявлять агрессив­ ность, начинают употреблять алкоголь и наркотики, уходят из дома, нередко совершают попытки суицида. У подростков формируются защитные меха­ низмы: беспорядочные половые связи (чаще у девочек), идентификация себя с насильником (чаще у мальчиков).

Перенесшие сексуальное насилие дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Насилие, особенно если оно было совершено человеком, которому ребенок доверял, глубоко переживает­ ся им как предательство. В результате ребенок замыкается в себе и не идет на близкие и доверительные отношения с другими. Кроме того, чувство ви­ ны и стыда, обычно возникающее у детей — жертв сексуального насилия, мешает установлению дружеских отношений, ведет к изолированности. Многие жертвы сексуального злоупотребления не умеют уважать права дру­ гих людей, у них не формируется адекватное представление о нормах допус­ тимого поведения. Нередко их попытки избавиться от чувства собственной беспомощности и обрести уверенность в себе принимают форму агрессии и даже сексуальной эксплуатации других. В особенности это актуально для мальчиков. На фоне глубокого переживания собственного позора и вины они остро испытывают потребность доказать свою мужественность.

Сексуальное насилие по отношению к ребенку является значительным фактором риска возникновения неблагоприятных последствий для его разви­ тия, но не влечет их за собой со стопроцентной вероятностью. Исследования показывают, что значительное количество людей, переживших в детстве

сексуальное насилие, становятся счастливыми. Позитивному развитию ре­ бенка — жертвы сексуального насилия способствуют так называемые ком­ пенсаторные факторы: наличие своевременной помощи, присутствие рядом человека, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.

Критерии степени психологического вреда сексуального насилия в отношении ребенка

Существенными факторами, определяющими степень воздействия на ребенка происшедшего сексуального злоупотребления, являются: продолжи­ тельность насилия, его частота и изощренность, характер взаимоотношений насильника и жертвы, применение силы и/или угроз для того, чтобы заста­ вить ребенка скрыть правду, возраст ребенка, позиция родителей (опекунов): если взрослый не верит ребенку, не защищает его, опыт насилия становится более травматичным; если взрослый реагирует на произошедшее насилие сверх меры, ребенок может чувствовать свою вину и ответственность за это. Перечисленные факторы следует рассматривать как кластер: чем их больше, тем сильнее психологическая травма ребенка, тем больше потребность в психологической помощи. Детям, ставшими жертвами сексуального наси­ лия, свойственны беспомощность, глубокое чувство вины (они считают, что каким-то образом заслужили произошедшее с ними), стремление забыть, преодолеть травму, потребность в поддержке и эмоциональном тепле.

Помощь ребенку

Она включает следующие задачи:

  • идентификация сексуально оскорбленного ребенка;
  • лечение острых медицинских проблем;
  • получение и запись аккуратного воспроизведения насилия с получе­ нием ответов на вопросы: кто? где? когда? что? как? С маленькими детьми специалист работает, используя игру, рисование.

Не рекомендуется проведе­ ние расспроса более трех раз, так как каждый повтор травматичен для ре­ бенка и влечет вторичную травматизацию. Интервьюирование ребенка- жертвы сексуального насилия проводится только в присутствии взрослых, законных представителей ребенка, представителей органов опеки и других, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Часто дети моложе шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомым взрослым. В этих случаях допустимо присутствие во время беседы близких ребенку лю­ дей, которые будут находиться рядом, чтобы он чувствовал их поддержку и заботу;

  • преодоление острой эмоциональной травмы ребенка и его семьи;
  • предотвращение дальнейшего сексуального преследования ребенка

(при необходимости изоляция ребенка из семьи);

  • назначение дальнейшей медицинской и психологической помощи ребенку, направленной на достижение его благосостояния;
  • сбор необходимых свидетельств сексуального преступления для пра­

воохранительных органов.

Решением всех перечисленных задач занимаются различные специали­ сты, взаимодействуя друг с другом: врачи, психологи, юристы, социальные работники.

Проведение расспроса- наиболее сложный и ответственный этап ра­ боты с ребенком — жертвой сексуального насилия. Этот этап включает в себя пять стадий:

1. Установление эмоционального контакта и доверительных Отноше­ ний с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для ребенка тем, например рассказа психолога о себе и своей роли.

2. Оценка развития ребенка, уровня его психологической зрелости, в том числе его способности понимать происшедшее событие.

3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ре­ бенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о слу­ чившемся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характе­ ре насилия, о человеке, совершившим насилие и т. д.).

Вопросы с несколь­ кими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффект.

4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить призна­ тельность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодо­ творна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребенка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.

5. Анализ полученных сведений. При этом важно учитывать информа­ цию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, с родственниками и с ребенком, о распорядке дня ребенка, его интересах и увлечениях, о его отношениях со сверстниками, как он учится в школе, каков он по характеру. Эти сведения помогут дополнить рассказ ре­ бенка и увидеть случившееся в более широком контексте.

Оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное зло­ употребление, как показывает многолетний опыт работы, является групповая психотерапия. Именно в ходе групповой работы у детей появляется возмож­ ность в спокойной доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах, проанализировать внутренние конфликты и пере­ живания. В процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения. Работа в группе дает возможность детям по­ чувствовать, что они не одиноки в своей беде, поверить в свои силы и ощу­ тить радость дружеских отношений, построенных на взаимном уважении.

При организации детской психотерапевтической группы важно учиты­ вать следующее: для детей предпубертатного возраста больше подходят од­ нополые группы, это способствует установлению более доверительных от-

ношений; желательно, чтобы число участников группы не превышало вось­ ми человек; лучше, чтобы с девочками работала психотерапевт-женщина, а с мальчиками — мужчина. Занятия в терапевтической группе проводятся еже­ недельно и длятся по полтора часа.

Содержательно работа делится на три этапа. Основная задача первого этапа — адаптировать детей к групповому взаимодействию и создать обста­ новку, способствующую работе с болезненными чувствами и душевными конфликтами, порожденными происшедшим насилием. На втором этапе психотерапевт работает непосредственно с психологической травмой, полу­ ченной в результате сексуального злоупотребления и последующей огласки случившегося. Анализируются возникающие у детей чувства стыда, вины, беззащитности, беспомощности, ответственности за случившееся, ощущение предательства и потребность скрыть случившееся. Задача третьего этапа — помочь участникам психотерапевтической группы увидеть «свет в конце тоннеля», переключить внимание с пережитой ими травмы на продолжение нормальной жизни. Затрагиваются такие темы, как самооценка, умение от­ стаивать свои права, половое созревание.

Групповая психотерапия с детьми включает в себя и параллельную рабо­ ту с родителями или опекунами, не причастными к сексуальному насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою причастность, вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка. Основные цели работы со взрослыми:

  • помочь осознать взрослому, что поддержка ребенка и активное уча­

стие в его жизни являются основными условиями успешности терапии;

  • помочь каждому родителю (опекуну) разобраться в противоречивых переживаниях, сопутствующих вызванной сексуальным насилием над ре­ бенком психической травме, и научиться отделять свои чувства от пережи­ ваний ребенка;
  • разъяснить взрослому динамику психического состояния детей — жертв сексуального насилия, дать более ясные представления о скрытых мо­ тивах поведения ребенка;
  • помочь взрослому научиться эмпатии и стать более заботливым и сопереживающим ребенку;
  • наладить общение взрослого и ребенка, способствовать усилению их взаимной привязанности.

Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

Психологические последствия перенесенного сексуального насилия

Насилие над женщиной было и остается одной из наиболее скрытых форм преступления (в милицию обращается одна-две женщины из ста, пе­ реживших сексуальное насилие).

Изнасилование женщины, наверное, един-

46

ственный вид преступления, когда в представлении общества жертва как бы несет ответственность за совершенное над ней насилие. Данная позиция ли­ шает пострадавших возможности обращаться за помощью и оставляет жен­ щин наедине с болью, которая делает их жизнь невыносимой.

Психологические последствия перенесенного женщиной изнасилова­

ния можно разделить на ближайшие и отдаленные.

Ближайшим последствием насилия является снижение самооценки, вызванное переживаемым стыдом, страхом, чувством собственной вины. Почти у всех пострадавших появляются мысли о загубленном будущем. По­ мимо низкой самооценки у женщин, переживших сексуальное насилие, час­ то возникают эмоциональные расстройства: у них отмечаются плохое на­ строение и склонность к слезам, чувство подавленности, душевная боль и даже суицидальные намерения. Эти нарушения сопровождаются бессонни­ цей либо ночными кошмарами, приступами страха и навязчивыми состоя­ ниями. Все это не может не отразиться на общении с другими людьми. Как правило, у женщин — жертв насилия сужается круг знакомых, так как они испытывают недоверие к людям, в особенности к мужчинам. Например, для многих ситуация ухаживания кажется опасной. Меняется также характер их общения. Погруженные в свою печаль, они воспринимаются окружающими как «холодные», безразличные ко всему эгоистки. Пострадавшие сами ощу­ щают себя грязными, падшими, недостойными и исходя из этого строят взаимоотношения и общение с другими людьми.

К отдаленным последствиям пережитого сексуального насилия мож­ но отнести психосоматические заболевания, нарушение сексуальных отно­ шений, злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами, курени­ ем. Кроме того, у пострадавших появляется чувство, что «какая-то часть тела убита пережитым унижением», в результате чего разрушаются при­ вычные представления о себе. Сексуальное насилие разрушает у женщины представление о справедливости миропорядка: если не совершать зла, то ничего плохого с тобой не может случиться, — и пострадавшие оказываются в состоянии когнитивного диссонанса, что усиливает чувство беспомощно­ сти. Чувство неполноценности, ущербности, подкрепляемое в дальнейшем многочисленными неудачами, обычно приводит к тому, что незамужние женщины, пережившие изнасилование, связывают свою жизнь с мужчина­ ми, которые их унижают. Думая, что они недостойны лучшего удела, жен­ щины — жертвы сексуального насилия могут бессознательно провоцировать окружающих на разные формы насилия, например физическое или эмоцио­ нальное.

В литературе описываются четыре стадии развития психологической реакции на травму изнасилования:

  • шок, или психологическое оцепенение;
  • отрицание;
  • сильный стресс;
  • разрешение внутреннего конфликта, вызванного травмой.

Чаще всего женщины — жертвы изнасилования обращаются за психо­ логической помощью на стадии сильного стресса. В этот момент они испы­ тывают страх, у них возникают навязчивые мысли о пережитом насилии, от­ мечаются эмоциональная лабильность, нарушение сна, депрессия, занижен­ ная самооценка.

Кризисная интервенция

как форма психологической помощи женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

В практике психологической помощи женщинам — сексуальным жерт­

вам используются две модели индивидуальной психотерапии: модель кри­ зисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии. Рассмотрим мо­ дель кризисной интервенции, т. е. вмешательства в кризис.

Главная цель кризисной интервенции — помочь женщине избавиться от психологической травмы, возникшей вследствие пережитого насилия; ин­ тегрировать опыт пережитого насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей. Для этого психологу необходимо выполнить следующие за­ дачи:

1) сформировать у женщины-жертвы адекватное и ясное представле­

ние о происшедшем;

2) научить потерпевшую управлять своими чувствами и реакциями, помочь в преодолении аффекта;

3) способствовать формированию поведенческих моделей, позволяю­

щих преодолеть последствия травмы.

Предлагается следующая схема кризисной интервенции:

1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризис­

ной службой для женщин.

2. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.

3. Признайте тяжесть происшедшего. Девальвируйте событие: беда, но не катастрофа.

4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. Возможность рас­ сказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях помогает женщине избавиться от чувства беспомощности, стыда, в связи с воспоминанием о насилии. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слуша­ нием.

5. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и у них возникают сходные реакции.

6. Выясните, что известно женщине о травматическом воздействии сексуального насилия, что она думает о своих действиях до и во время изна­ силования. Объясните, что многие пострадавшие имеют неверные представ­ ления о мере своей ответственности за случившееся. На самом деле женщи­ на, пережившая насилие, не может быть виновата в том, что она оказалась

жертвой. Даже если женщина кокетничала, даже если позволила себя поце­ ловать — это не значит, что она давала согласие на все «остальное». Всегда, во всех случаях ответственность лежит на насильнике за то зло, которое он причинил. Мы с детства впитываем доверительное отношение к миру и к людям, и страшная вина лежит на тех, кто разбивает это доверие. Задача психолога состоит в том, чтобы женщина смогла прийти к пониманию и пе­ реосмыслению происшедшего.

7. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе решения проблемы.

8. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и уста­ новить приоритеты, т.е. выявить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. Убедите женщину принять этот опыт и научиться жить с ним, в конце концов, теперь она понимает в жизни чуть-чуть больше, чем прежде. Восприятие и усвоение травматического опы­ та на когнитивном уровне поможет пострадавшей контролировать свои ре­ акции, укрепить уверенность в себе и будет способствовать возвращению к привычному образу жизни.

9. Вместе составьте план действий, необходимых для решения важ­ нейших проблем, вызванных пережитым насилием. Обсудите, что сделала, сказала бы жертва, если бы такое случилось с ее (его) подругой (другом).

Предложите альтернативные решения для каждого из обсуждаемых вопро­ сов. Параллельно происходит обучение приемам саморегуляции, позволяю­ щим пострадавшей справиться с симптомами посттравматического стрессо­ вого расстройства. Для этого используются: релаксация (расслабление) и ре­ дукция (снижение) стресса; физические упражнения; снижение сензитивно- сти (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения).

Укрепите появившуюся у женщины уверенность, что она контроли­ рует ситуацию, подчеркивая, что принимает решения она сама и будет вы­ полнять их так, как считает нужным; что именно она несет ответственность за то, что будет происходить в ее жизни дальше.

10. Проверьте способность женщины-жертвы справиться с последст­ виями насилия. Узнайте, кто из ее близких или друзей может оказать ей под­ держку. Просвещение и защита интересов пострадавшей являются важной частью терапевтического процесса.

11. Подготовьте пострадавшую к возможным реакциям на травму. Необходимо отметить, что женщины, пережившие сексуальное наси­

лие в детстве, нуждаются в особом подходе. Они могут обратиться за помо­

щью спустя многие годы, вдруг осознав, что травма, полученная ими в дет­ стве или давным-давно, мешает им жить, заставляет страдать. В этом случае перед психологом стоят следующие задачи:

1. Помочь женщине полнее осознать то, что с ней случилось в детстве. Это становится возможным благодаря раскрытию «ужасной тайны», которая хранилась многие годы. И вот впервые на приеме у психолога женщина по­ лучает возможность открыто говорить и вспоминать о своей боли.

2. Помочь избавиться от чувства одиночества вследствие раскрытия секрета.

3. Помочь женщине в понимании возникающих у нее чувств и умении их выражать. Важным моментом является диссоциация (отделение) негатив­ ных чувств во времени, т.е. осознание женщиной того, что все произошед­ шее уже в прошлом.

4. Сформировать у пострадавшей чувства ответственности за себя и свою жизнь.

5. Избавить женщину от чувства вины.

6. Поддержать стремление женщины к новому образу жизни, к заботе о себе, наметить цели на будущее. Осознав, что с ней произошло, женщина учится получать то, чего была лишена многие годы. Она должна решить, как жить дальше, изменить ли что-то в семейной ситуации.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы последствия сексуального насилия для детей?

2. Каковы типичные эмоциональные реакции женщин — жертв сексу­

ального насилия?

3. Перечислите критерии степени психологического вреда для ребен­

ка, пережившего сексуальное насилие.

4. Раскройте содержание групповой психотерапевтической работы с детьми, пережившими сексуальное насилие.

5. С какой целью организуется психотерапевтическая работа с роди­

телями детей — жертв сексуального насилия?

6. В чем суть кризисной интервенции?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СУИЦИДЕ Понятие суицида

Суицид- это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состоя­ ние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что чело­ век не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соот­ ветствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматрива­ ется как следствие социально-психологической дезадаптации личности в ус­ ловиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. К внутренним формам

суицидального поведения относятся антивитальные представления, т.е. раз­ мышления об отсутствии ценности жизни; пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на са­ мовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»); суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей; суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве. К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные высказывания; суицидальные попытки, не закончившиеся смертью; завершенный суицид.

Установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно не раз­ вивалось, всегда имеет определенную фазность. Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Первая фаза характеризуется исключительно высокой активностью че­ ловека по разрешению конфликта. Но по мере того, как исчерпываются ва­ рианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек при этом остро ощущает невыносимость своего существования. На этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из ту­ пика.

Если же выход из кризиса не найден, происходит углубление дезадап­ тации и начинается собственно суицидальная фаза: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа ухода из жизни. На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны. Здесь уже необходимо вмешательство психиатров. Вторая фаза, связанная с появлением суицидальных замыслов, длятся вплоть до по­ кушения на свою жизнь.

Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях:

  • когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации;
  • когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно;
  • когда резко обостряется чувство безнадежности.

В зависимости от типов суицидальных попыток суицидальное поведе­

ние может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.

^ поведение

Демонстративно-шантажное поведение, Аффективно-суицидальное поведение

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой де­

прессией. Ее признаки:

  • снижение внимания или способности к ясному мышлению;
  • потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
  • вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;
  • снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
  • изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);
  • пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие про­

шлого;

  • неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;
  • чувство горькой печали, переходящей в плач;
  • изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;
  • повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
  • снижение полового влечения.

А. Г. Амбрумова считает, что характерной особенностью суицидально­ го поведения в молодом возрасте является недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Например, многие подростки, со­ вершая суицид, прямо не думали о смертельном исходе. В группе подрост­ ков 13-16 лет 20% верили в сохранение сознания после смерти; 60% — в су­ ществование души, и только 20% молодых людей понимали, что смерть- это прекращение физической и духовной жизни.