Совершенствование системы управления военно-патриотическим воспитанием

Актуальность темы. Проблема патриотизма играет особую роль в политической жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой. С учетом того, что патриотизм всегда занимал важное место в российской политической культуре, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия. Во многом именно ценность патриотизма определяла и специфику российского национального характера, его менталитета и политической культуры.

Особенно большое значение проблема патриотизма имеет для политической культуры современной российской молодежи. Обусловлено это тем, что ее отношение к патриотизму формировалось в условиях радикальных реформ и последующего затяжного социокультурного кризиса, вызванного сменой парадигмы государственного целеполагания ценностных ориентации граждан.

Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по содержанию, проблемам и противоречиям в этой области. Принята вторая по счету Государственная программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.

Следовательно, всестороннее изучение и формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в настоящее время актуальной научно-практической задачей.

Данные обстоятельства актуализируют необходимость научного осмысления отношения к патриотизму различных социальных групп в российском обществе и особенно изучения места и роли патриотизма в политической культуре современной молодежи. В рамках выбранной темы, большое значение для нашего исследования имели работы по различным проблемам молодежи в российском обществе. Исследуя молодежь, как особую социально-демографическую группу общества, имеющую свои специфические социально-политические интересы и свойства, авторы делали акцент на ее социально-психологических особенностях, на специфике социокультурной мотивации ее политического поведения.

Рассматривая различные аспекты социальной адаптации и индивидуализации молодежи, ее политического воспитания, авторы выделяли и особую роль формирования патриотизма в решении данных задач. Однако большая часть данных работ характеризуется стремлением обосновать необходимость формирования новой демократической иерархии ценностей у молодежи, основанной на приоритете общечеловеческих и гуманистических жизненных ориентиров. Тем самым проблема патриотизма объективно отодвигалась на второй план и занимала подчиненное место среди других ценностей.

12 стр., 5727 слов

«Воспитание патриотизма в современном российском обществе»

... необходимость в реорганизации системы воспитания, переориентации ее на воспитание патриотизма, гражданственности, духовных, нравственных и волевых качеств личности и гражданина. Цель работы: изучить формы и методы воспитания патриотизма в современном российском обществе. Задачи исследования: раскрыть ...

Состояние научной разработанности темы. Проблема гражданского, патриотического и нравственного воспитания требует междисциплинарного подхода/ Это предполагает политическую, нравственную и правовую характеристику личности, её мировоззренческой позиции. Поэтому различные аспекты данной темы рассматривается в трудах ученых, представляющих различные науки: социологию, демографию, социальную и политическую психологию, политологию, педагогику, государственное и муниципальное управление и право.

Ряд работ С.М. Ахмедова, А.Р. Жумаканова посвящен непосредственно понятию патриотизма, его сущности, структуре, функциям. В данных работах исследуются теоретико-методологические основы данного понятия и факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных социально-экономических и социально-политических условиях.

Важное место проблемы патриотического воспитания занимают в работах по политической психологи и политическому сознанию. М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровского, исследуя социально-психологические особенности индивидуального, группового и массового сознания, в той или иной степени изучали и их воздействие на формирование патриотизма. Для нашей работы, особенно ценными стали материалы, раскрывающие место патриотизма в духовном мире российской молодежи и влияние кризисной ситуации на ее ценностные ориентации, и мотивацию политического поведения.

Важнейшим направлением, в рамках которого осуществляется анализ проблем патриотизма, являются работы по политической социализации российской молодежи. Исследуя механизмы политической социализации, ее основные институты, специфику политической социализации на различных этапах формирования личности, авторы затрагивают (в числе других направлений) необходимость целенаправленного и последовательного патриотического воспитания подрастающего поколения. Отдельно можно выделить работы о роли СМИ в политической социализации и в патриотическом воспитании.

Ряд работ С.Н. Винникова, Т.П. Гвоздева посвящены проблемам патриотического воспитания российской молодежи. Авторы исследуют роль патриотизма в формировании мировоззренческой позиции и гражданственности, в политической идентификации молодежи. Нельзя не согласиться с мнением большинства исследователей о том, что именно отсутствие должного патриотического воспитания стало одной из причин распространения политического и правового нигилизма, социальной аномии среди российской молодежи

Работы Ю.К. Злыгостева, В.Н. Иванова, посвящены различным аспектам государственной молодежной политики, в том числе и в области патриотического воспитания. Вместе с тем, анализ данных работ показал, что их авторы, рассматривая различные направления государственной молодежной политики, их результаты и существующие противоречия, недостаточно критично оценивают негативные последствия государственного воздействия в сфере патриотического воспитания.

Теоретические и методологические аспекты темы, представлены в трудах отечественных ученых, С.М. Ахмедова, А.Р. Жумаканова, А.В. Лебедева, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровского, Х.Г. Фаталиева а также материалы и рекомендации международных, межрегиональных и научно-практических семинаров и конференции с участием В.А. Беловцева, С.Н. Винникова, Т.П. Гвоздева, В.Е. Кучерова, А.С. Рыбчинчук, В.Е. Уткина, Ш.Ш. Хайрулина. А.А. Жиляева, Ю.К. Злыгостева, В.Н. Иванова, Н.М. Пархоменко, А. И. Поберезкина.

7 стр., 3419 слов

Контрольная работа: Воспитание и самовоспитание

... как личности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. ... факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.[4] Самовоспитание начинается с ... обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе ...

Объектом работы является процесс военно-патриотического воспитания.

Предметом работы формы и методы организации управления процессом военно-патриотического воспитания.

Целью выпускной квалификационной работы изучение и анализ состояния управления военно-патриотическим воспитанием на уровне муниципального образования, разработать предложения по улучшению процесса управления.

Основные задачи выпускной квалификационной работы заключались в том, чтобы:

  • систематизировать методологические и теоретические основы изучения понятия и сущности военно-патриотического воспитания;
  • рассмотреть роль органов управления в формировании патриотизма у молодого поколения;
  • проанализировать состояние управления системой патриотического воспитания на различных уровнях исполнительной власти Российской Федерации и Республики Татарстан;
  • разработать предложения по совершенствованию процесса управления в формировании патриотизма у молодого поколения.

В качестве методов исследования использовались статистические и социологические методы обработки и интерпретации информации, в частности: экспертный метод, методы сравнительного и структурного анализа, использование элементов факторного анализа.

Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:

  • анализа документов, нормативно-правовых актов, отчетов деятельности Управления по делам молодежи и спорту города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района.
  • материалы исследований, опубликованные в научной и периодической печати.

— постановления Главы муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ о реализации мероприятий в рамках Программы Патриотического воспитания детей и молодежи на 2006-2010 годы» по муниципальному образованию «Нижнекамский муниципальный район» РТ.

Практическая значимость работы состоит в выявлении особенностей управления военно-патриотическим воспитанием молодежи г. Нижнекамска.

Полученные результаты исследования дают возможность прогнозировать эффективность управленческих решений, разрабатываемых органами власти.

Научная новизна включила в себя обобщение теоретического и практического опыта военно-патриотического воспитания в г. Нижнекамске.

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы ВКР, состояние научной разработанности темы, объект, предмет, цель, основные задачи ВКР, теоретическая, методологическая, эмпирическая база ВКР, а также научная новизна, практическая значимость и структура работы.

Первый раздел содержит теоретические основы патриотического и гражданского сознания на муниципальном уровне.

Второй раздел анализ уровня и исследование тенденции утверждения патриотического и гражданского сознания граждан на примере города Нижнекамска, а также жителей РФ и Республики Татарстан.

12 стр., 5653 слов

Проблемы патриотического воспитания в разном возрасте

... ]. 1.2 Современные проблемы патриотического воспитания В настоящее время в связи с формированием новых, постсоветских общественных отношений в Российской Федерации становится особенно актуальным изучение различных аспектов такого явления, как патриотизм. Возникает настоятельная ...

В третьем разделе обосновываются направления усовершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования.

Четвертый разделе программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, в которую входят: социальная значимость разработанных мероприятий, экономическое обоснование и правовое обеспечение, социологическое и компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы наиболее существенные выводы и рекомендации.

1. Теоретические и методологические аспекты управления военно-патриотическим воспитанием

патриотизм воспитание молодежь

1.1 Цель и задачи военно-патриотического воспитания

Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие «патриотизм». Это тем более важно, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления.

В литературе «патриотизм» (греч. patriotes — соотечественник, от patris — Родина, Отечество) в общем, определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Будучи конкретно — историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху может иметь различную социальную и ценностную трактовку. Однако первооснова его остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом — родной край (малая родина) — ареал обитания народа — страна в целом, и связана с процессом самоидентификации, т.е. с осознанием себя членом какой-либо группы, принятия на себя свойств этой группы и ответственности за неё. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан и более выражен в понятии «Отечество».

В толковом словаре В. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот — это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». [23, c. 56]

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине» Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества. Являясь субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности — патриотизма.

30 стр., 14941 слов

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

... патриотизм» и «патриотическое воспитание». В толковом словаре В.Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и ... образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной ... человеке являются служение государству и общине, уважение к ...

В исследованиях И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва выделены следующие основы, или истоки, патриотизма:

Естественные основы. Первичный патриотизм был характерен, прежде всего, для кочевых народов и держался на кровной связи между членами семьи, рода.

Духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями.

Духовность — это, прежде всего религия, идеология и культура народа.

Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития.

Государственный подход. Он предполагает любовь человека к своему государству как таковому, ко всем его атрибутам: территории, населению, власти, армии, гимну, гербу, флагу и т. д.

Патриотизм, прежде всего, предполагает ревностное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества, его обустройства, роли в международном разделении труда, достойном развитии всех регионов государства, интересов защиты Родины.

Уважение к истории государства, его предкам означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющихся гражданами данного государства, осознание единого общественного организма, его героического прошлого.

Любовь к малой и большой Родине — это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования.

Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность индивида, улучшение экономического и экологического состояния родной территории — все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую индивид считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к Отечеству, чем более весом его вклад в его благополучие и процветание, тем больший патриот, данный человек, тем выше его патриотизм.

Патриотизм — составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками.

Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

Исходя из этого, вполне можно согласиться с определением патриотизма, данным российским ученым А.В. Опалевым: «Патриотизм — это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризующей высший уровень ее развития, и проявляется в ее активной деятельности на благо Родины. Патриотизм выражает любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в беззаветном служении своему народу, вплоть до самопожертвования».[26, c. 56]

27 стр., 13073 слов

Патриотическое воспитание

... государства, но и для простых граждан РФ; Данная тема в теории разработана достаточно хорошо, но на практике не получила достойного применения; Цель данной работы сравнить идеи патриотического воспитания ... класса, близко принять к сердцу интересы процветания социалистического Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности - важнейшая нравственная предпосылка усвоения мировоззрения. Основная ...

Соответственно попытаемся дать понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие критерии.

Главный из них — место своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни этому месту. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания индивида, границы его Родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до больших территориальных масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего государства, его Отечества. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим рядом, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами родного государства, т. е. осознание общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству». Делать конкретные, каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее украшения и обустройства, по оказанию помощи и взаимовыручки своим землякам и соотечественникам (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей — все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т. д.).

В настоящее время особо остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Сейчас под «патриотическим воспитанием» нужно понимать систематическую и целенаправленную деятельность общества по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

8 стр., 3677 слов

«Патриотическое воспитание в школе» методическая разработка

... приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для ...

Содержание такого воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а также набора духовно-нравственных ориентиров. В этой ситуации общество и государство должны вернуться на путь развития, основанный на использовании ценностей, которых в России больше, чем у многих других народов, но которые пока востребованы лишь отчасти.

В последние годы стала подчеркиваться особая актуальность переоформления содержания патриотического воспитания с учетом тенденций нового демократического развития России. Что говорит о востребованности реструктуризации теорий Русской идеи и осмысления феноменов патриотизма и патриотического воспитания в русле традиций культурно-ценностного подхода как наиболее адекватной ментальности народа России. В связи с этим, целью «патриотического воспитания» должно являться становление патриотизма, основанного на развитии готовности к сознательному служению Отечеству. А «патриотическое воспитание» должно являться процессом, направленным на становление политического сознания личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству: уровень развития патриотических чувств, готовность к осознанному служению Родине и опыт деятельного созидания на благо своего народа. В настоящее время формирование патриотизма у российской молодежи происходит в новых цивилизационных условиях. Ведущими тенденциями, которых являются вхождение России в глобальную открытую экономику, единое поле социально-политических контактов, общее информационное пространство и борьба различных центров мировой экономики за перераспределение экономических, финансовых и политических ресурсов, которая определяет на мировом уровне усиление центробежных тенденций. [11, c. 34]

В рамках российского социокультурного пространства эти тенденции порождают следующие модификации патриотизма в сознании молодежи это — традиционная форма культурно-исторического патриотизма, которая проявляется в любви к Родине, ее истории, культуре, обычаям и традициям, патриотизм в контексте толерантности, который зачастую сближается с пацифизмом, интериоризация духовных ценностей национализма в его различных модификациях, индифферентность к политико-правовым, этническим и территориально-региональным формам патриотизма, что объясняется низким качеством жизни, социальной, межконфессиональной и межэтнической напряженностью, безработицей, ростом преступности и пр.[4, c. 78]

В современном российском обществе наблюдается разнообразие проявлений патриотизма, формирующегося по основанию любви и приверженности к следующим базовым предметам: государству, этносу, территории. Они различаются по мотивации включенности индивида в политико-правовую жизнь государства и степени отождествления индивидом своих жизненных целей с целями государства. В зависимости от характера государства эти варианты патриотизма могут реализовываться в двух версиях — военной и светской, и выступают основой для конституирования широкого спектра идеологических модификаций патриотизма — от национализма до пацифизма.

25 стр., 12461 слов

Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма

... ] Я считаю, что воспитание граж данственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему ... собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не ...

Российский патриотизм как конкретная социокультурная реалия базируется на ряде глубинных установок и ценностей, получить представление, о которых можно посредством анализа российской ментальности как исторически сложившегося единства сознательных и бессознательных ценностей, норм и установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении.

Исследования по предметному спектру проблем патриотизма, проводились в Институте социально-политических исследований Российской академии наук ( под руководством член-корреспондента РАН В.Н.Кузнецова. В приложении А приведены материалы трех социологических исследований, проведенных в феврале 2006 г., январе-феврале 2007 г. и феврале-марте 2008 г. в различных субъектах РФ. Некоторые из регионов России изучались в режиме мониторингового исследования (Мордовия, Ингушетия, Северная Осетия, Вологодская область).

Основные социологические результаты базировались на социологических опросах 2007 г., проведенных в Мордовии, Северной Осетии-Алании, Вологодской и Томской областях. (Приложение А)

Вторичной социологической обработке подверглись материалы опросов 2006 г. и 2008 г. в Ингушетии, Северной Осетии, Мордовии, Ярославской, Вологодской и Мурманской областях. Социологические методы сбора эмпирической информации были комбинированными.

Согласно полученным результатам, только понятия, «патриотизм» и «безопасность» имеют одинаково высокую значимость для всех социальных групп населения, идентифицированных по региональным, половозрастным, образовательным, профессиональным, национальным, религиозным и другим характеристикам. Таким образом, зафиксирован тот факт, что гражданская идентичность выше идентичности патриотической, а идентификация «патриотов» по самооценке выше, чем объективно выстроенная группа «патриотов. В ходе исследования обоснована социальная приоритетность ценностей патриотизма и гражданственности, наличие единства представлений, мировоззренческих позиций по проблемам патриотизма и консолидации российского общества у всех социальных и типологических групп с различными формами социальной идентичности по материальному достатку, социально-демографическим характеристикам, месту жительства (регионы — город — село), уровню образования, сфере социальной деятельности, религиозной, национальной и политической принадлежности.

Результаты проведенных исследований отражают растущую потребность большинства россиян в восстановлении традиций национальной государственности и связанных с ней патриотических норм и ценностей, способных консолидировать российское общество и способствовать укреплению новой российской идентичности.

В настоящее время в России происходит диверсификация различных форм патриотизма, которая обусловлена следующими объективными условиями:

  • социокультурными противоречиями политико-правовых, этнических и территориально-региональных ценностей, разрушающими их единую иерархическую структуру;
  • высокой степенью миграционной подвижности населения, затрудняющей идентификацию различных субкультурных групп с едиными социетальными ценностями нации-государства, его культурой и историей.

[11, c. 15]

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания. Патриотизм –, ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ... военно-патриотическое воспитание, подготовка граждан к выполнению их конституционного долга это самое важное направление воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи, ... интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно ...

Национализм как модификация патриотизма формируется на базе этнической и территориально-региональной форм патриотизма. Активизация этих форм в современной России объясняется неравным доступом к материальным, природным и духовным благам «центра» и «периферии», который обусловлен многосубъектностью государства, сформированного по территориально-национальному принципу. Национализм основан на стремлении к увеличению фактического и институционального ранга этноса либо территории в контексте большого государства-нации. На личностном уровне национализм проявляется как определенный способ самоидентификации, не ставший пока в России общепризнанным для большинства населения.

Частным вариантом патриотизма выступает этнический национализм, который имеет амбивалентное содержание: по отношению к этносу он проявляется как консолидирующая и мобилизующая сила, позволяющая структурировать и организовать общность на масштабные социальные действия; по отношению к полиэтничному государству-нации он может выступить в качестве разрушительной силы, так как базируется на отчуждении членов этнической группы от других и способствует возникновению этнонационального эгоизма, ксенофобии и конфликтов.

Пацифистский вариант патриотизма представляет собой идеологическую модификацию любви к Родине, базирующуюся на идее ненасилия, признающую человеческую жизнь в качестве высшей ценности, и является антиподом военной версии патриотизма. Это особый тип отношения к существованию человечества и человека, указующий на возможность и необходимость разрешения всех конфликтов ненасильственным путем, посредством установления всеобщего согласия, и согласуется с принципами справедливости.[19, c. 77]

Таким образом, военно-патриотическое воспитание многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [17, c. 16]

Цель военно-патриотического воспитания развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

— создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи.

1.2 Концептуальные направления организации патриотического воспитания

Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государства и других социальных институтов в условиях реформирования общества.

Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.

Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, интересами общества и самой личности, [15, c. 188]

Если говорить о нынешней ситуации с патриотическим воспитанием в России, то она крайне сложна и противоречива, является порождением того системного кризиса, который переживает российское общество на этапе своей социальной модернизации, тех факторов, которые действуют и за пределами нашего государства. Наиболее важными из них, которые особенно негативно воздействуют на содержание патриотического воспитания, являются, следующие:

  • глобальные — новые реалии в мире, изменения в характере международных и военно-политических отношений, появление в мире новых центров силы с разнонаправленными интересами;
  • региональные — возникновение новых региональных очагов экономической и военной опасности, вооруженные конфликты на территории России и сопредельных государств;

— общественно-государственные — трудности и противоречия перехода российского общества к рыночным отношениям, сложная экономическая ситуация, социальная напряженность в обществе, отсутствие адекватных избранному Россией пути духовно-идеологических ценностей, нерешенность социальных проблем населения.

Однако реалии сегодняшнего дня показывают необходимость ее оптимизации посредством определения основных направлений по формированию патриотизма в российском обществе, так как сегодня патриотизм означает не только и не просто любовь к Родине: это сопереживание всех трудностей и невзгод Отечества; это — постоянное стремление понять проблемы народа и страны; это — готовность прийти на помощь в любой момент и в первую очередь на вооруженную защиту. Именно они должны стать практическими основами становления и реализации государственно-патриотической идеологии.

Можно выделить три группы, факторов дифференцирующие эти направления, согласно их методологическим основаниям, причем их последовательность не подразумевает их приоритетов друг перед другом.

Идеологические факторы должны способствовать утверждению патриотизма в качестве одной из важнейших социально-политических ценностей граждан России. Это подразумевает:

  • всемерное возрождение и ориентированность патриотической идеи на связь с интересами общества, государства, каждого человека;
  • более активное применение элементов патриотического воспитания;
  • привлечение к этой работе СМИ, преодоление при этом некоторых сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;
  • недопущение попыток различных политических сил использовать патриотическую идею в целях «завоевания» на свою сторону различных слоев общества;
  • воспрепятствование попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи со стороны государственных и общественных деятелей в СМИ, литературе и искусстве, обладающих огромными возможностями интеллектуального и эмоционального воздействия на массовое сознание;
  • целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идеи патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми гражданами страны при активном участии общественных и государственных институтов и др.

Научно-теоретические факторы активизируют теоретические исследования основ формирования патриотизма как научной проблемы и как практической деятельности в целях его качественного наполнения в контексте важнейших изменений, происшедших и происходящих в обществе. Это предполагает:

  • обоснование и обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, нравственного, психологического и др. компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук;
  • приобщение граждан России посредством этого к патриотическим ценностям, созданным в основных сферах жизни общества, их духовное освоение; разработку модели гражданина-патриота с набором интерсоциальных качеств личности и т.д.

Педагогические и методические факторы включают в себя:

  • фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания с учетом особенностей той или иной категории граждан РФ;
  • постоянное обобщение результатов этой работы и целенаправленное информирование субъектов формирования патриотизма, и, прежде всего, учебных заведений, организаторов массовой патриотической работы и др.;
  • развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания, оптимизация воспитательной работы со всеми категориями граждан;
  • регулярное издание соответствующей литературы, содержащей педагогические основы организации и проведения этой деятельности с учетом инноваций, передовой учебно-воспитательной практики (отечественной и зарубежной);
  • организация подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком качественном уровне решать задачи патриотического воспитания и др.

Организационное направление — создание соответствующих механизмов для последовательного осуществления целого ряда мер по активизации процесса формирования патриотизма у российских граждан. Реализация этого направления подразумевает: значительное повышение уровня организации, функционирования как отдельных элементов системы формирования патриотизма, так и всей системы в целом; обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой всего комплекса воспитания (нравственного, физического, экологического, воинского и т.д.), с другими элементами государственной структуры и социальными институтами; создание организационных основ управления процессом формирования патриотизма в целях оформления и реализации общей стратегии такой деятельности, объединения усилий между ее различными субъектами, а также оказания им необходимой помощи и поддержки, особенно в решении конкретных проблем.

Нормативно-правовое направление — создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства и других субъектов формирования патриотизма. Это направление включает в себя: определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие годы и происходящих в настоящее время; создание конкретной нормативно-правовой базы патриотического воспитания; разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов формирования патриотизма в общей системе этой деятельности и др.

Финансово-экономическое направление предполагает соответствующее ассигнование из государственного бюджета и средств органов исполнительной власти субъектов РФ всех органов и организаций, непосредственно занимающихся работой по формированию патриотизма.

Вторая группа реализует усилия общества и государства в создании необходимых условий для оптимизации этого процесса во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической, социально-политической, духовной и военной. Только на основе выхода из современной экономической и социально-политической ситуации, возвращения России статуса великой державы возможно формирование общенациональной гордости за свою страну, а значит, и истинно патриотической деятельности каждого члена российского общества.

В сфере экономики основной задачей является создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения, повышения их материального благосостояния.

В сфере социально-политических отношений основной задачей является создание подлинно демократического государства, функционирующего наравне с высокоразвитым гражданским обществом.

В духовной сфере основной задачей является возрождение достоинства и духовного потенциала нации, которые в самые тяжелые годы испытаний спасали Россию, консолидировали все политические силы, все слои общества, способствовали преодолению тяжелейших кризисов.

В сфере международных отношений основной задачей является возрождение статуса России как великой державы.

Третья группа включает в себя основные приоритеты воспитательной работы со всеми категориями российского общества. Среди них вооружение граждан России глубокими знаниями сущности и истории Отечества; формирование патриотических чувств; воспитание волевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства. [29, c. 78]

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.

Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации [8, c. 54] Система военно-патриотического воспитания включает:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
  • массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, РОСТО, Госкомспорта, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др.

(патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

— деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. [38, c. 127].

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Второй деятельностно-специфический компонент патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и направленностью.

Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях.

Таким образом, в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
  • общенациональность в государственном масштабе;
  • приоритет общественно-государственных интересов над личными;
  • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  • патриотизм, преданность своему Отечеству;
  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

[19, c. 44]

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Первая группа — направления, определяющие содержание деятельности субъектов формирования патриотизма в обществе в целом.

Вторая группа — направления, определяющие характер усилий всего общества и, прежде всего, государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование патриотических настроений и поведения.

Третья группа — направления непосредственного патриотического воспитания российских граждан (в семье, школе, вузе, армии, предприятии, учреждении, организации и т.д.).

Следовательно, патриотическое воспитание в целом — это система знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание Отечества, утверждение и укрепление демократических и правовых основ российской государственности, обеспечение прочного положения страны.

1.3 Методы и формы организации военно-патриотического воспитания

Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Что способствует обогащению его содержания, формированию патриотических ценностей у различных категорий молодежи. Но при этом как-то уходит на задний план военно-патриотическое воспитание (ВПВ), которое, как известно, было наиболее развитым и эффективно работавшим еще с середины 60-х годов прошлого века. Не секрет: именно эта система стала образцом для подражания во многих зарубежных государствах, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем военно-патриотического воспитания молодежи и подготовке ее к военной службе.

В Советском Союзе патриотическое воспитание масс являлось сугубо государственной прерогативой. В связи с тем, что основы личностного и гражданского самосознания у человека закладываются в детском и юношеском возрасте, проблеме патриотического и военно-патриотического воспитания в этот возрастной период уделялось достаточно большое внимание. Вся система военно-патриотического воспитания покоилась на трёх основных компонентах: военно-патриотическое воспитание по месту учёбы, система допризывной подготовки ДОСААФ, и комплексное пропагандистское воздействие.

Была разработана и адаптирована значительная учебно-методическая база, которая позволяет в достаточной мере полномасштабно проводить внутришкольные «Зарничные» мероприятия «День юнармейца», «Юнармейскую учебу», « День Гражданской Обороны», « Военное положение») и ролевые игры на местности.

Всесоюзная пионерская игра « Зарница» начатая в 1967 году по инициативе газеты «Пионерская правда» имела четко простроенную структуру, позволявшую организовывать и проводить спортивные мероприятия на всех уровнях.

Однако с началом коренных изменений в политической и социальной жизни страны распад школьной системы военно-патриотического воспитания, как целенаправленной государственной политики, стал свершившимся фактом и принял неуправляемый, лавинообразный характер.

Вслед за ликвидацией Всесоюзной пионерской организации, повлекшей за собой сокращение ставок в системе образования был ликвидирован предмет «Начальная Военная Подготовка», в течение трех лет (1989-1991) в системе военно-патриотического воспитания было выбито низовое, наиболее важное звено, занимающееся практической работой с детьми и подростками.

Однако, не смотря на всю проблематичность ситуации, сложившейся к середине 90-х годов этот период имел и свои положительные моменты. В связи с отсутствием жесткого контроля со стороны государственных структур, на местах стали активно развиваться новые формы военно-патриотического воспитания. Так, на начало 90-х. годов приходится процесс появление первых классов с углубленной военной подготовкой.